Дело № 2-1568/2023
УИД 23RS0037-01-2023-001142-69
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
27 апреля 2023 года г. Новороссийск
Судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края Головин А.Ю.,
При секретаре Вартановой Е.А.,
С участием: представителя истца по доверенности Иващенко А.В., представителя ответчика по доверенности Исмаилова Э.Л., представителя третьего лица ЦЗН по доверенности Эхина Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иващенко Анастасии Александровны к ПАО «НКХП» о признании незаконным разглашение персональных данных, обязании устранить нарушение, взыскании судебной неустойки и денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Иващенко А.А. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Новороссийский комбинат хлебопродуктов» о защите трудовых прав, признании незаконными действий по распространению персональных данных.
В обоснование исковых требований указано, что 20.02.2023 в период после 16:00 час.до 17:00 часов в помещении судебного участка № <адрес> по адресу <адрес>, 2-й этаж в ходе рассмотрения гражданского дела № по иску ГКУ КК «Центра занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения представителем ГКУ КК «Центра занятости населения <адрес>» в качестве письменного доказательства по делу было представлено суду письмо ПАО «НКХП» исх. № от ДД.ММ.ГГГГ за подписью первого заместителя генерального директора по экономике и финансам ФИО12. Письмо было передано из ПАО «НКХП» в ГКУ КК «Центра занятости населения <адрес>» по электронной почте и заверено должностным лицом ГКУ КК «Центра занятости населения <адрес>».
Указанное письмо ПАО «НКХП» нарушает ее конституционные, трудовые и личные права, трудовое законодательство Российской Федерации в области соблюдения прав работника и работы с персональными данными работника.
Посредством письма от ДД.ММ.ГГГГ № работодатель ПАО «НКХП» в адрес ГКУ КК «Центра занятости населения Новороссийска» осуществило незаконное разглашение персональных данных истца, ставших известными в силу наличия между работником ФИО1 и работодателем ПАО «НКХП» трудовых отношений.
В частности, в письме указаны: фамилия, имя, отчество, день, месяц и год рождения, должность, даты принятия на работу, даты увольнения истца ФИО1
Истец ФИО1 не давала ПАО «НКХП» согласие и разрешение на разглашение персональных данных фамилии, имени, отчества, и иных персональных данных, имеющихся в ПАО «НКХП» в связи с ее работой на данном предприятии, и других персональных данных третьим лицам, в том числе, не связанных с исполнением трудовой функции (должностных обязанностей).
Истец ФИО1 давала ПАО «НКХП» согласие исключительно на обработку персональных данных с конкретной целью для осуществления трудовой функции в пределах трудовых отношений, имеющихся между ней и ПАО «НКХП», как это установлено ст. 86 Трудового кодекса РФ и другими требованиями трудового законодательства РФ, а также п. 4 и п. 5 ст. 5 Федерального закона «О персональных данных».
ПАО «НКХП» никогда не получало от истца письменного согласия о распространении персональных данных третьим лицам - в данном случае ГКУ КК «Центра занятости населения <адрес>» и не ставило ее в известность о такой передаче личных данных.
Более того - даже не обращалось к ней с таким вопросом за разрешением.
Таким образом, разглашение ее персональных данных ПАО «НКХП» посредством направления письма в адрес ГКУ КК «Центра занятости населения Новороссийска» ДД.ММ.ГГГГ № с ее персональными данными без ее согласия на то, нарушило ее конституционные и трудовые права и законодательство РФ.
Ответственность за вышеуказанные действия предусмотрена ст. 90 Трудового кодекса РФ и иным законодательством РФ.
Указанное письмо подписано первым заместителем генерального директора ПАО «НКХП» по экономике и финансам ФИО12.
Исполнителями указаны:
ФИО2 - старший советник генерального директора ПАО «НКХП»,
ФИО3 - начальник юридического отдела ПАО «НКХП»,
ФИО4 - начальник отдела кадров ПАО «НКХП».
Просит учесть, что ФИО4 является начальником отдела кадров ПАО «НКХП» и в первую очередь обязана знать нормативную правовую базу и порядок работы с персональными данными.
ФИО2 и ФИО3 - юристы и, кроме локальных нормативных актов предприятия, обязаны знать федеральное законодательство о правилах и требованиях обработки персональных данных работников юридического лица.
Следовательно, не имеет значения незаконное распространение ее персональных данных произошло вследствие низкого профессионального уровня троих исполнителей либо в силу выполнения прямого указания руководства, должен ставиться вопрос об увольнении исполнителей и должностного лица, подписавшего официальный документ.
Никому из вышеперечисленных должностных лиц ПАО «НКХП» истец не давала согласия на обработку, хранение, передачу и др. персональных данных и сведений о ее частной жизни.
При том, что указанные лица - ФИО12, ФИО2, ФИО3 - в силу законодательства о персональных данных такого доступа к ее персональным данным (кадровым) не имеют.
Следовательно, они получили доступ к ее кадровым персональным данным незаконно и незаконно распространили их.
ФИО4 как начальник отдела кадров в силу свой должности имеет доступ к ее полным персональным данным. Но не наделена правом незаконно распространять ее персональные данные (без ее письменного согласия).
Все четверо не вправе распространять сведения о ее частной жизни.
Объем доступа к персональным данным работников ПАО «НКХП» определен в локальном акте «Перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющим доступ к персональным данным в публичном акционерном обществе «Новороссийский комбинат хлебопродуктов».
Учитывая изложенное просит суд:
1) признать действия ПАО «НКХП», выразившиеся в осуществлении незаконного сбора и разглашения персональных данных и сведений о частной жизни ФИО1 в форме письма от имени ПАО «НКХП» в адрес руководителя ГКУ КК «Центра занятости населения Новороссийска» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № - незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы истца ФИО1;
2) обязать ПАО «НКХП» в пятидневный срок с момента принятия решения суда устранить нарушение прав, свобод и законных интересов истца ФИО1 путем отзыва из ГКУ КК «Центра занятости населения Новороссийска» письма от ДД.ММ.ГГГГ исх. № с указанием на незаконность данного письма, судебное решение по данному делу;
3) обязать ПАО «НКХП» в пятидневный срок по исполнении судебного решения (устранении нарушений прав, свобод и законных интересов ФИО1) проинформировать истца ФИО1 об исполнении путем вручения ей письменного документа об указанном с приложением доказательств исполнения судебного решения по каждому требованию;
4) взыскать с ПАО «НКХП» в пользу ФИО1 в случае неисполнения судебного решения судебную неустойку в размере 10 000 руб. за каждый день неисполнения судебного решения, а также компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
Ответчиком ПАО «НКХП» представлено возражение на исковое заявление. В обоснование указано, что с исковым заявлением ФИО1 ПАО «НКХП» категорически не согласно, доводы, изложенные в нем, являются необоснованными, надуманными и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Так, в производстве мирового судьи судебного участка № <адрес> находилось гражданское дело № по иску ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании неосновательного обогащения. ФИО1 состояла на учете в ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» в качестве безработного, в связи с чем, ей было назначено пособие по безработице из средств Федерального бюджета. В соответствии с пп. ДД.ММ.ГГГГ Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>» (утвержден Приказом Департамента труда и занятости наседания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №) Центр занятости населения принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде и занятости населения.В соответствии с п. 4.1 Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>» для выполнения своих уставных целей Центр занятости населения имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости населения. Вопросы, связанные с предоставлением пособия по безработице, отнесены к компетенции ГКУ КК «ЦЗН <адрес>».При этом в соответствии с п. 4.2 Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>» Центр занятости населения обязан обеспечивать защиту персональных данных в Центре занятости населения. В ходе контрольных мероприятий по проверке обоснованности выплат ФИО1 пособий по безработице ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» установлен факт необоснованно полученных последней выплат пособия по безработице, в связи с чем ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>» обратилось в суд с соответствующим исковым заявлением.В связи с этим в целях подтверждения своих доводов о неосновательном обогащении ФИО1 исполняющей обязанности руководителя ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>» ФИО11 в адрес ПАО «НКХП» направлен запрос о предоставлении информации об изменениях трудовой деятельности ФИО1, начиная с даты приема в ПАО «НКХП», а именно: о датах увольнений, приемов на работуили отмены приказов об увольнении, в том числе с предоставлением копии трудовой книжки и копий данных приказов. ДД.ММ.ГГГГ ПАО «НКХП» в адрес ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» направлено письмо об изменениях трудовой деятельности ФИО1, начиная с даты приема в ПАО «НКХП», а именно: о датах увольнений, приемов на работу или отмены приказов об увольнении.Указывает, что обработка персональных данных ФИО1 для целей принятия решений о выплате ей пособия по безработице или прекращения выплаты пособия по безработице осуществляется без согласия ФИО1 на обработку персональных данных.При таких обстоятельствах, предоставление ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>», как органу исполнительной власти, сведений об изменениях трудовой деятельности ФИО1, с учетом необходимости дальнейшего предоставления данных сведений в суд в рамках гражданского судопроизводства, не противоречит требованиям действующего законодательства. При этом, в соответствии со ст. 87-88 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>» отказано в предоставлении копии трудовой книжки ФИО1 и копий приказов, касающихся ее трудовой деятельности в ПАО «НКХП», поскольку они содержат иные персональные данные работника, предоставление которых законом не предусмотрено. В данном случае передача сведений относительно трудовой деятельности ФИО1 ограничивалась лишь информацией необходимой для проверки обоснованности начисления и выплат последней пособий ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>». В целях организации проведения оперативного мониторинга состояния рынка труда, в том числе представления работодателем сведений и информации, предусмотренных пунктом 3 статьи 25 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-I «О занятости населения в Российской Федерации» приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № (ранее приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №) утверждена форма представления работодателем сведений о принятии решения о ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров. Согласно п.25 приложения № к вышеуказанному Приказу работодатель обязан указывать сведения о работниках, подлежащих увольнению: фамилию, имя, отчество (при наличии), пол, дату рождения, должность, профессию, специальность, квалификационные требования, условия оплаты труда, средний размер заработной платы (за последние три месяца), особые категории работника. Во исполнение вышеуказанных требований закона ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из-за сокращения ставки работника ФИО1 и внесения изменений в штатное расписание ПАО «НКХП» в ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» направлялись соответствующие отчеты. Таким образом, предоставление ПАО «НКХП» указанных сведений является обязанностью работодателя по оказанию содействия органам службы занятости и необходимо для осуществления их законной деятельности, в том числе по контролю за обоснованностью начисления социальных выплат, в связи с чем предоставление ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ «Центр занятости населения <адрес>» сведений об изменениях трудовой деятельности ФИО1 не может рассматриваться как нарушение ее трудовых прав.При таких обстоятельствах, в случае непредставления ПАО «НКХП» запрашиваемых сведений в адрес ГКУ КК «Центр занятости в <адрес>» оно могло быть привлечено к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ. Доводы ФИО1 о том, что сотрудники ПАО «НКХП» ФИО12, ФИО2, ФИО3, ФИО4, не имели доступа к персональным данным работников также являются несостоятельными. В соответствии со ст. 86, 87 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» генеральным директором ПАО «НКХП» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № об утверждении Положения о порядке обработки персональных данных в ПАО «НКХП» и Перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих доступ к персональным данным в ПАО «НКХП».ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП» был издан приказ № об утверждении Перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих доступ к персональным данным в ПАО «НКХП», в новой редакции. Согласно данному Перечню: - старший советник генерального директора ПАО «НКХП» ФИО2: имеет доступ к персональным данным, информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей, а также к персональным данным, полученным в процессе участия ФИО2 в заседаниях комиссии по вопросам высвобождения работников в связи сокращением численности или штата работников ПАО «НКХП» (с учетом приказа генерального директораПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ №); - заместитель генерального директора ПАО «НКХП» по экономике и финансам ФИО12: имеет доступ к персональным данным, информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей, а также к персональным данным, полученным в процессе участия ФИО12 в заседаниях комиссии по вопросам высвобождения работников в связи сокращением численности или штата работников ПАО «НКХП» (с учетом приказа генерального директора ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ №); - начальник юридического отдела ПАО «НКХП» ФИО3: производит обработку персональных данных в ПАО «НКХП», информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей при подготовке доверенностей и заключении договоров, представление интересов ПАО «НКХП» в судах и надзорных органах, подготовке ответов на обращения(с учетом приказа генерального директора ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ №); - начальник отдела кадров ПАО «НКХП» ФИО4: производит обработку персональных данных в ПАО «НКХП».ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП» издан приказ № о возложении обязанностей генерального директора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «НКХП» ФИО12 с правом выполнения функций, необходимых для обеспечения текущей деятельности ПАО «НКХП» (в томчисле права первой подписи под финансовыми, распорядительными и иными документами) и принятия кадровых решений. Таким образом, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «НКХП» ФИО12 в силу приказа генерального директора ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ № наделен полномочиями по доступу и обработке персональных данных работников общества. ФИО4, являющаяся начальником отдела кадров ПАО «НКХП», как лицо, осуществляющее работу по комплектованию предприятия кадрами в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении, также наделена полномочиями по доступу к персональным данным работников Общества. ФИО2 является старшим советником генерального директора ПАО «НКХП» и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП», обязана в том числе подготавливать ответы на запросы органов государственной власти, принимать участие в обсуждении и разработке приказов, инструкций, положений, договоров, других документов Общества.ФИО3 является начальником юридического отдела ПАО «НКХП» и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП», обязана в том числе разрабатывать и принимать участие в разработке документов правового характера, осуществлять правовую экспертизу договоров, проектов приказов (в том числе о приеме на работу, увольнении), принимать участие в разработке договоров, обеспечивать подготовку заключений по правовым вопросам, осуществлять методическое руководство правовой работой Общества, оказывать юридическое содействие, представлять интересы Общества и др. Таким образом, ФИО2 и ФИО3 в силу своих должностных обязанностей также имеют доступ к персональным данным работников ПАО «НКХП». Деятельность ПАО «НКХП» осуществляется в соответствии с вышеуказанными требованиями закона, каких-либо нарушений трудового законодательства и Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №152-ФЗ «О персональных данных» при подготовке старшим советником генерального директора ФИО2, начальником юридического отдела ФИО3, начальником отдела кадров ФИО4, и подписании и.о. генерального директора ФИО12 ответа на запрос ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>», не допущено.Направление в государственный орган власти (центр занятости населения) сведений об изменениях в трудовой деятельности работника ФИО1, необходимых для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, а также контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения, не может расцениваться как незаконная обработка, сбор, распространение персональных данных ФИО1Ссылка ФИО1 на причинение ей ПАО «НКХП» морального вреда является несостоятельной, поскольку в ее исковом заявлении не указаны конкретные факты нарушения ее прав, причинения ей морального вреда и нравственных страданий, вызванных предоставлением ГКУ КК «Центр занятости населения <адрес>» сведений о ее трудовой деятельности. Требования ФИО1 о взыскании в случае неисполнения судебного решения судебной неустойки, предусмотренной ст. 308.3 ГК РФ, противоречат нормам действующего законодательства. Факт причинения ФИО1 нравственных или физических страданий не подтвержден какими-либо доказательствами, ФИО1 не указано, какие личные неимущественные права, другие неимущественные блага или имущественные права нарушены действиями ПАО «НКХП», не представлены доказательства, подтверждающие факт наличия причинно-следственной связи между действиями ПАО «НКХП» и наступившими последствиями в виде причинения морального вреда, а также вины ПАО «НКХП». Сведения об ухудшении здоровья ФИО1 и обострении хронических заболеваний официальными медицинскими документами не подтверждены, доказательств, подтверждающих факт ухудшения ее здоровья из-за якобы неправомерных, по мнению ФИО1, действий ПАО «НКХП», не представлено.На основании изложенного, просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.
От третьих лиц ФИО12, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 поступили возражения на исковое заявление о том, что отсутствуют правовые оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 В своих возражениях повторяют доводы стороны ответчика ПАО «НКХП». В возражениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
От представителя третьего лица ГКУ КК ЦЗН <адрес> поступил отзыв на исковое заявление, в котором он просит суд принять решение на усмотрение суда в соответствие с действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям, повторив доводы искового заявления.
Представитель ответчика исковые требования не признал и просил в удовлетворении исковых требований отказать, повторил доводы письменных возражений.
Представитель третьего лица ЦЗН просил принять решение на усмотрение суда.
Третьи лица ФИО12, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания уведомлены надлежащим образом, направили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения участников процесса, суд посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ за исх. №.283-01-08-197/23 от ГКУ КК ЦЗН <адрес> в адрес ПАО «НКХП» направлен запрос о предоставлении информации об изменениях трудовой деятельности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., начиная с даты приема в ПАО «НКХП» по настоящее время: о датах увольнения, даты приема на работу или одатахотмены приказов об увольнении, в том числе с предоставлением копии трудовой книжки гражданина и копий указанных приказов. В запросе указано, что запрашиваемая информация необходима в связи с истребованием судебным органом доказательств по делу о незаконном получении ФИО1 выплаты пособия по безработице.
ДД.ММ.ГГГГ ПАО «НКХП» в адрес ГКУ КК ЦЗН <адрес> направлено письмо исх. № об изменениях трудовой деятельности ФИО1, начиная с даты приема в ПАО «НКХП», а именно: о датах увольнений, приемов на работу или отмены приказов об увольнении.
В предоставлении копии трудовой книжки ФИО1 и копий приказов, касающихся ее трудовой деятельности в ПАО «НКХП» было отказано.
Полагая, что письмо ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № нарушает конституционные, трудовые и личные права истца ФИО1, трудовое законодательство Российской Федерации в области соблюдения прав работника и работы с персональными данными работника, в результате чего она была подвержена незаконному вмешательству в ее личную жизнь, ей причинен моральный вред, ФИО1 обратилась в суд с настоящим исковым заявлением.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных физических лиц, а также с обеспечением защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты> регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
Целью указанного Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты>
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную <данные изъяты> <данные изъяты> о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
Не подлежат разглашению только сведения медицинского, интимного характера и другая информация, касающаяся исключительно данного человека и способная в случае придания ей гласности нанести человеку или его семье моральный ущерб.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Перечень сведений конфиденциального характера. В пункте 1 указанного Перечня к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.
При этом само понятие частная жизнь, как и право на неприкосновенность частной жизни в законодательстве четко не определено, однако из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении №-О от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в системе действующего законодательства под правом на неприкосновенность частной жизни понимается предоставленная человеку и гарантированная государством возможность контролировать информацию о самом себе, препятствовать разглашению сведений личного, интимного характера, в связи с чем, в понятие частная жизнь включается та область жизнедеятельности человека, которая относится к отдельному лицу, касается только его и не подлежит контролю со стороны общества и государства, если она носит не противоправный характер.
Из содержания приведенных норм права следует, что информация о частной жизни отражает личностно выделенную деятельность, связанную с неофициальным, неформальным межличностным общением, включая общение с семьей, родственниками, друзьями, коллегами, а также значимые для лица действия и решения, в том числе опирающиеся на правовой и материальный статус, но безразличные, с точки зрения общества и государства.
В силу п. п. 3 и 6 ч. 1 ст. 3 указанного выше Федерального закона «О персональных данных» обработкой персональных данных является любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Предоставлением (передача) персональных данных являются действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.
При этом пункт 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
В соответствии с п.4 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных также допускается без согласия субъекта персональных данных, если она необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
В силу п. 1 ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» государственные учреждения службы занятости населения входят в систему государственной службы занятости населения.
Согласно п. 2 ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» деятельность государственной службы занятости населения направлена на осуществление контроля за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения.
В соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» и «Правилами, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют социальные выплаты гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и выдачу предложений о досрочном назначении пенсии таким гражданам», утв. Приказом Минтруда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ №н, органы службы занятости населения принимают решение о выплате пособия по безработице.
В соответствии с п. 3 ст. 3 и ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения» безработными не могут быть признаны граждане, работающие по трудовому договору.
Согласно пп. ДД.ММ.ГГГГ Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>», утв. Приказом Департамента труда и занятости наседания <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Центр занятости населения принимает меры по устранению обстоятельств и причин выявленных нарушений законодательства о труде и занятости населения.
В соответствии с п. 4.1 Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>» для выполнения своих уставных целей Центр занятости населения имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Центра занятости населения. Вопросы, связанные с предоставлением пособия по безработице, отнесены к компетенции ГКУ КК «ЦЗН <адрес>».
При этом в соответствии с п. 4.2 Устава ГКУ КК «ЦЗН <адрес>» Центр занятости населения обязан обеспечивать защиту персональных данных в Центре занятости населения.
Так, услуга предоставления пособия по безработице относится к государственным услугам, предоставляемым через «Портал государственных услуг Российской Федерации» (реестровый номер услуги 5№).
Согласно ст. 15 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации», деятельность государственной службы занятости населения направлена в том числе на осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В связи с этим орган службы занятости, как федеральный орган исполнительной власти, вправе запрашивать сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения.
Кроме того, в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных, если необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц.
Таким образом, обработка персональных данных ФИО1 для целей проверки законности принятия решений о выплате ей пособия по безработице или прекращения выплаты пособия по безработице осуществляется без согласия ФИО1 на обработку персональных данных.
При таких обстоятельствах, предоставление ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>», как органу исполнительной власти, сведений об изменениях трудовой деятельности ФИО1, с учетом необходимости дальнейшего предоставления данных сведений в суд в рамках гражданского судопроизводства, и устранения возможных нарушений законодательства при выплате пособий истцу, не противоречит требованиям действующего законодательства.
В данном случае передача сведений относительно трудовой деятельности ФИО1 ограничивалась лишь информацией необходимой для проверки обоснованности начисления и выплат последней пособий ГКУ КК «Центр занятости населения в <адрес>».
Таким образом, судом установлено, что в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела работодателем ПАО «НКХП» была оформлена справка от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, уточняющая сведения об изменениях трудовой деятельности ФИО1, действий направленных на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц ответчиком совершено не было.
Кроме того суд учитывает, что Федеральная служба по труду и занятости (ее территориальный орган – ГКУ КК «Центр занятости в <адрес>») является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
При таких обстоятельствах, в случае непредставления ПАО «НКХП» запрашиваемых сведений в адрес ГКУ КК «Центр занятости в <адрес>» оно могло быть привлечено к предусмотренной законом ответственности.
Судом также принимается во внимание, что между ФИО1 и ГКУ КК «Центр занятости в <адрес>» имел место судебный спор о правомерности получения пособия по безработице в период восстановления на работе в ПАО «НКХП», ГКУ КК ЦЗН <адрес> запросил информацию о трудовой деятельности ФИО1 у работодателя с момента трудоустройства в 2018 году по последнему месту работы.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных допускается без согласия субъекта персональных данных в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Таким образом, в целях принятия окончательного решения по указанному выше спору, а таже с целью установления правомерности получения пособия по безработице в судебном порядке, ГКУ КК ЦЗН <адрес> был предоставлены запрашиваемые сведения суду.
Сам по себе запрос со стороны ГКУ КК ЦЗН <адрес> и ответ на указанный запрос со стороны ПАО «НКХП» не нарушает права истца, поскольку направлен в целях осуществления полномочий, возложенных на государственное учреждение.
Доводы истца ФИО1 о том, что сотрудники ПАО «НКХП» ФИО12, ФИО2, ФИО3, ФИО4, не имели доступа к персональным данным работников, суд находит несостоятельными.
В соответствии со ст. 86, 87 Трудового кодекса РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 152-ФЗ «О персональных данных» генеральным директором ПАО «НКХП» ДД.ММ.ГГГГ издан приказ № об утверждении Положения о порядке обработки персональных данных в ПАО «НКХП» и Перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих доступ к персональным данным в ПАО «НКХП».
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП» был издан приказ № об утверждении Перечня лиц, осуществляющих обработку персональных данных, либо имеющих доступ к персональным данным в ПАО «НКХП», в новой редакции. Согласно данному Перечню:
старший советник генерального директора ПАО «НКХП» ФИО2: имеет доступ к персональным данным, информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей, а также к персональным данным, полученным в процессе участия ФИО2 в заседаниях комиссии по вопросам высвобождения работников в связи сокращением численности или штата работников ПАО «НКХП» (с учетом приказа генерального директора ПАО «НКХП» отДД.ММ.ГГГГ №);
заместитель генерального директора ПАО «НКХП» по экономике и финансам ФИО12: имеет доступ к персональным данным, информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей, а также к персональным данным, полученным в процессе участия ФИО12 в заседаниях комиссии по вопросам высвобождения работников в связи сокращением численности или штата работников ПАО «НКХП» (с учетом приказа генерального директораПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ №);
начальник юридического отдела ПАО «НКХП» ФИО3: производит обработку персональных данных в ПАО «НКХП», информация о содержании которых необходима в процессе исполнения должностных обязанностей при подготовке доверенностей и заключении договоров, представление интересов ПАО «НКХП» в судах и надзорных органах, подготовке ответов на обращения(с учетом приказа генерального директора ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ №);
начальник отдела кадров ПАО «НКХП» ФИО4: производит обработку персональных данных в ПАО «НКХП».
ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП» издан приказ № о возложении обязанностей генерального директора в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «НКХП» ФИО12 с правом выполнения функций, необходимых для обеспечения текущей деятельности ПАО «НКХП» (в том числе права первой подписи под финансовыми, распорядительными и иными документами) и принятия кадровых решений.
Таким образом, заместитель генерального директора по экономике и финансам ПАО «НКХП» ФИО12 в силу приказа генерального директора ПАО «НКХП» от ДД.ММ.ГГГГ № наделен полномочиями по доступу и обработке персональных данных работников общества.
ФИО4, являющаяся начальником отдела кадров ПАО «НКХП», как лицо, осуществляющее работу по комплектованию предприятия кадрами в соответствии с целями, стратегией и профилем предприятия и ведению банка данных о количественном и качественном составе кадров, их развитии и движении, также наделена полномочиями по доступу к персональным данным работников Общества.
ФИО2 является старшим советником генерального директора ПАО «НКХП» и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП», обязана в том числе подготавливать ответы на запросы органов государственной власти, принимать участие в обсуждении и разработке приказов, инструкций, положений, договоров, других документов Общества.
ФИО3 является начальником юридического отдела ПАО «НКХП» и в соответствии с должностной инструкцией, утвержденной ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ПАО «НКХП», обязана в том числе разрабатывать и принимать участие в разработке документов правового характера, осуществлять правовую экспертизу договоров, проектов приказов (в том числе о приеме на работу, увольнении), принимать участие в разработке договоров, обеспечивать подготовку заключений по правовым вопросам, осуществлять методическое руководство правовой работой Общества, оказывать юридическое содействие, представлять интересы Общества и др.
Таким образом, ФИО2, ФИО12, ФИО3 и ФИО4 в силу своих должностных обязанностей имеют доступ к персональным данным работников ПАО «НКХП».
Кроме того, ФИО1 при приеме на работу в ПАО «НКХП» давала письменное согласие от ДД.ММ.ГГГГ на обработку персональных данных, копия которого имеется в материалах дела.
Кроме того, учитывая изложенное и принимая во внимание, что положениями ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», закреплена свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом, то право на неприкосновенность частной жизни в информационном смысле означает неприкосновенность личной информации, любых конфиденциальных сведений, которые человек предпочитает не придавать огласке.
Таким образом, информация о частной жизни отражает личностно выделенную деятельность, связанную с неофициальным, неформальным межличностным общением, включая общение с семьей, родственниками, друзьями, коллегами, а также значимые для лица действия и решения, в том числе опирающиеся на правовой и материальный статус, но безразличные, с точки зрения общества и государства.
Таким образом, предоставление сведений об ФИО1 (информацию о трудовой деятельности ФИО1) в рамках имеющегося в суде спора, не может быть расценено как посягательство на частную жизнь истца, либо иное нематериальное благо, указанное в ст. 150 ГК РФ.
Поскольку факт противоправности действий ответчика либо несоответствия этих действий требованиям действующего законодательства не установлен, основания для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований о компенсации морального вреда отсутствуют.
В силу пункта 1 статьи 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации суд по требованию кредитора вправе присудить в его пользу денежную сумму (пункт 1 статьи 330) на случай неисполнения указанного судебного акта в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1).
Данная статья также не исключает возможности взыскания с органа местного самоуправления судебной неустойки в связи с ненадлежащим исполнением гражданско-правовых обязательств.
Как разъяснено в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» поскольку по смыслу пункта 1 статьи 308.3 ГК РФ судебная неустойка может быть присуждена только на случай неисполнения гражданско-правовых обязанностей, она не может быть установлена по спорам административного характера, рассматриваемым в порядке административного судопроизводства и главы 24 АПК РФ, при разрешении трудовых, пенсионных и семейных споров, вытекающих из личных неимущественных отношений между членами семьи, а также споров, связанных с социальной поддержкой.
Между тем, в настоящем гражданском деле такие ограничения установлены.
Поскольку правоотношения, возникшие при рассмотрении спора между ФИО1 и ПАО «НКХП» являются трудовыми, и на такие отношения распространяются ограничения, приведенные в абзаце 2 пункта 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», учитывая, что суд пришел к выводу оботказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, отсутствуют основания для взыскания в пользу истца с ответчика судебной неустойки за неисполнение решения суда.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░