Дело № 2а-8523/2022
74RS0002-01-2022-007513-47
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 31 октября 2022 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе:
Председательствующего судьи М.А. Рыбаковой,
при секретаре В.А. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Любимкиной ФИО4 к ИФНС России по Центральному району г. Челябинска, Управлению федерального казначейства по Челябинской области о возврате суммы налога,
УСТАНОВИЛ:
Любимкина О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ИФНС России по <адрес>, Управлению федерального казначейства по <адрес>, просила обязать ответчика произвести возврат суммы налога за 2018 год в размере 27 546 рублей 95 копеек.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ посредством Интернет-сервис «личный кабинет налогоплательщика» направила в ИФНС налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (3-НДФЛ), в которой заявила о возврате излишне уплаченного налога. ДД.ММ.ГГГГ в личном кабинете административный истец обнаружила сообщение о необходимости направления заявления о возврате, после чего сразу же его сформировала. ДД.ММ.ГГГГ через личный кабинет налогоплательщика истцом получен отказ в возврате излишне уплаченного налога, в котором указано на пропуск срока подачи заявления (пункт 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации). Административный истец, ссылаясь на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, указывает, что о факте переплаты она узнала ДД.ММ.ГГГГ, срок, предусмотренный пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, применен инспекцией неверно.
В судебном заседании истец Любимкина О.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что при формировании декларации представила информацию о расчете, в связи с чем полагала, что данных документов достаточно для осуществления возврата налога. В марте 2022 года зайти в личный кабинет налогоплательщика не смогла по причине сбоя в работе на сайте, а в последствии по причине утраты пароля от личного кабинета. Требование о возврате налога обнаружила только в августе 2022 года и незамедлительного его сформировала.
Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> в судебном заседании требования не признал по доводам, изложенным в письменных возражениях. Пояснил, что на момент составления заявления о возврате сроки уже истекли. Заявление на возврат излишне уплаченного налога должно было быть представлено истцом вместе с декларацией в декабре 2021 года.
Представитель административного ответчика УФК по <адрес>, представитель заинтересованного лица УФНС России по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены.
Суд, заслушав административного истца, представителя ИФНС России по <адрес>, изучив материалы дела, считает административное исковое заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Судом установлено, что, ДД.ММ.ГГГГ Любимкина О.В. посредством личного кабинета налогоплательщика представила в ИФНС России по <адрес> декларацию (3-НДФЛ), заявив о предоставлении налогового вычета за 2018 год по расходам на основании ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 27 550 рублей.
В ходе камеральной проверки налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ выставлено требование № о предоставлении пояснений.
ДД.ММ.ГГГГ камеральная проверка завершена, заявленные вычеты и сумма налога, подлежащая возврату из бюджета подтверждены налоговым органом в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец, обнаружив в личном кабинете налогоплательщика сведения о переплате по НДФЛ в размере 27 546,95 рублей, в этот же день направила заявление о возврате данной суммы налога.
ДД.ММ.ГГГГ инспекцией принято решение об отказе в возврате суммы переплаты на основании п. 7 ст. 78 НК РФ в связи с пропуском срока подачи заявления.
Плательщиками НДФЛ в силу пункта 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13% (пункт 1 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации), налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 219 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики могут получить социальный вычет по отдельным видам расходов.
Так, согласно пункту 1 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение в том числе следующих социальных налоговых вычетов:
в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на обучение с учетом ограничения, установленного пунктом 2 настоящей статьи, а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет, налогоплательщиком-опекуном (налогоплательщиком-попечителем) за обучение своих подопечных в возрасте до 18 лет по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 50 000 рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (опекуна или попечителя);
в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за медицинские услуги, оказанные медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, ему, его супругу (супруге), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет, подопечным в возрасте до 18 лет (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости лекарственных препаратов для медицинского применения, назначенных им лечащим врачом и приобретаемых налогоплательщиком за счет собственных средств.
Кроме того, в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам, полученным от банков в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Административным истцом в поданной налоговой декларации был заявлен социальный налоговый вычет в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме 46 457,0 рублей, подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ в сумме 26 532,0 рубля, и имущественный налоговый вычет в соотвествии с подп. 4 п. 1 ст. 220 НК РФ в сумме 138 899,14 рублей,.
Административным ответчиком размер социального вычета за 2018 год не оспаривается, как и сумма НДФЛ, подлежащая зачету (возврату).
Согласно пункту 2 статьи 219 Налогового кодекса Российской Федерации социальные налоговые вычеты, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Таким образом, налоговая декларация за 2018 год с заявлением о предоставлении социального налогового вычета административным истцом могла быть подана начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно позиции административного ответчика в возврате суммы НДФЛ в размере 27 546,95 рублей было отказано на основании пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. С учетом того, что налоговый агент перечислял ежемесячно суммы налога за Любимкину О.В., последний платеж был осуществлен в декабре 2018 года, соответственно, по мнению инспекции, крайний срок на подачу заявления о возврате переплаты по налогу – декабрь 2021 года.
В соответствии с пунктами 3, 6, 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика, а также в составе налоговой декларации в соответствии со статьей 229 настоящего Кодекса) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Если иное не предусмотрено настоящей статьей, решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Суд считает, что у налогового органа имелись основания для отказа в возврате суммы НДФЛ в связи с подачей Любимкиной О.В. соответствующего заявления ДД.ММ.ГГГГ и пропуском трехлетнего срока на его подачу.
Вместе с тем, суд, учитывая правовую позицию, изложенную в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО на нарушение ее конституционных прав пунктом 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации», установленные фактические обстоятельства дела, считает, что имеются основания для восстановления пропущенного срока и удовлетворения требований административного истца.
Согласно положениям пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право:
получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения (подпункт 1);
на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов (подпункт 5);
требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (подпункт 10);
обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц (подпункт 12).
Указанному праву налогоплательщика корреспондирует обязанность налоговых органов:
соблюдать законодательство о налогах и сборах;
бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;
принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (подпункты 1, 4, 7 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации).
Суд принимает во внимание, что налоговая декларация была подана Любимкиной О.В. ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах указанного выше трехлетнего срока.
В силу абзаца 6 пункта 4 статьи 229 Налогового кодекса Российской Федерации представить заявление о зачете (возврате) суммы излишне уплаченного налога в составе налоговой декларации является правом налогоплательщиков, а не обязанностью.
Административный истец вследствие незнания налогового законодательства полагала, что право на подачу заявления о возврате суммы налога возникает с момента окончательного определения суммы налоговым органом, и, действуя добросовестно, с момента обнаружения суммы переплаты в личном кабинете налогоплательщика незамедлительно подала заявление о возврате. К уважительным причинам пропуска срока суд относит также обстоятельства невозможности доступа к личному кабинету.
Суд также отмечает, что ИФНС России по <адрес> ненадлежащим образом исполнены обязанности, предусмотренные налоговым законодательством, так как после получения налоговой декларации административному истцу не было разъяснено право подать заявление о зачете (возврате), что исключило бы пропуск срока, в нарушение пункта 3 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган не сообщил налогоплательщику о факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным пропущенный срок восстановить, требования административного истца удовлетворить.
Заявление административного истца о взыскании с административного ответчика судебных расходов на оплату государственной пошлины при подаче иска подтверждается платежными документами в деле и подлежит удовлетворению на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Любимкиной ФИО5 к ИФНС России по <адрес>, Управлению федерального казначейства по <адрес> о возврате суммы налога, - удовлетворить частично.
Возложить обязанность на ИФНС России по <адрес> по возврату Любимкиной ФИО6 суммы налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 27 546 рублей 95 копеек.
Взыскать с ИФНС России по <адрес> в пользу Любимкиной ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт №, выдан ДД.ММ.ГГГГ Отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения 740-056) судебные расходы в сумме 1027 рублей.
В удовлетворении требований заявленных к Управлению федерального казначейства по <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд <адрес>.
Председательствующий М.А. Рыбакова
Решение в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ