Дело № 2а-509/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Оренбург
Оренбургский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Чирковой В.В.,
при секретаре Есиной А.В.,
с участием административного ответчика Карпенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Карпенко Олегу Витальевичу о взыскании недоимки по налогам и пени,
установил:
административный истец МИФНС России № 7 по Оренбургской области обратились в Оренбургский районный суд Оренбургской области с административным иском к Карпенко О.В. о взыскании недоимки по налогам и пени.
В обоснование заявленных требований указали, на основании сведений, представленных в налоговый орган, за физическим лицом, Карпенко О.В. было зарегистрировано право собственности на:
-жилой дом, с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, с актуальной инвентаризационной стоимостью 693 863 рублей;
-квартира, с кадастровым номером №, расположенная по адресу: <адрес>,2, с актуальной инвентаризационной стоимостью 226 406 рублей;
-земельный участок, с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, с актуальной кадастровой стоимостью 137 595 рублей;
-земельный участок, с кадастровым номером № местоположением: <адрес>, с актуальной кадастровой стоимостью 249789 221 рублей;
-автомобиль марки LADA 213100, государственный регистрационный знак № регион;
- автомобиль марки DODGE STRATUS SE, государственный регистрационный знак № регион.
В адрес ответчика истцом направлялись уведомления №, №, № о необходимости уплаты налогов за 2014-2016 годы с предоставлением расчета налогов.
В связи с наличием недоимки по налогу налогоплательщику были направлены почтой (заказное письмо) требования: № по состоянию на 02 сентября 2016 года об уплате налога и (или) пени по сроку исполнения до 11 октября 2016 года; № по состоянию на 21 декабря 2016 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 14 февраля 2017 года; № по состоянию на 12 декабря 2017 года об уплате налога и (или) пени, по сроку исполнения до 30 января 2018 года.
Административным ответчиком указанные требования не исполнены.
Административный истец обратился в мировой суд с требованиями о вынесении судебного приказа о взыскании с Карпенко О.В. недоимки по налогу и пени, о чем вынесен судебный приказ от 11 июля 2018 года, который отменен определением мирового судьи от 11 октября 2018 года по заявлению ответчика.
Просят взыскать с административного ответчика Карпенко О.В. недоимку по: земельному налогу в размере 249 рублей, пени по земельному налогу в размере 8,81 рубля, налога на имущество в размере 482 рублей, пени по налогу на имущество в размере 15 рублей, по транспортному налогу в размере 4 500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20,44 рубля. Всего 5275,25 рубля.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом, просили рассмотреть дело без участия представителя. В представленном суду заявлении исковые требования поддержали, настаивали на удовлетворении.
В порядке статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Административный ответчик Карпенко О.В., в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного искового заявления в части взыскания транспортного налога и пени, обосновывая тем, что автомобиль DODGE STRATUS SE, государственный регистрационный знак № регион выбыл из его владения в 2011 году, поскольку был похищен, указывая на наличие талона уведомление от 12 апреля 2019 года. В правоохранительные органы в течение 8 лет не обращался, в регистрационный отдел ГИБДД по Оренбургской области для постановки транспортного средства в розыскной отдел не обращался. Налоговую службу по месту проживания в известность о пропавшем автомобиле не ставил. Документальных доказательств выбытия транспортного средства суду не представил. Относительно удовлетворения требований земельного, имущественного налога и пени не возражал.
Суд, выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Судом установлено, Карпенко О.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеющий ИНН №, зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, согласно учетным данным.
В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Исходя из пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством РФ о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по налогу на имущество физических лиц, истекших до 1 января 2015 года, осуществляются в порядке, установленном Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом положений Закона № 2003-1, действующего до дня вступления в силу Закона № 284-ФЗ (часть 1 статьи 3 Закона № 284-ФЗ).
Физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения, признаются плательщиками налогов на имущество физических лиц. Это следует из пункта 1 статьи 1 Закона № 2003-1 и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Закона № 284-ФЗ).
Квартира и жилой дом являются объектом налогообложения на основании п. 1 ст. 2 Закона № 2003-1 и пункта 1 части 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона № 2003-1 и части 1 статьи 408 Налогового кодекса российской Федерации исчисление налогов производится налоговыми органами.
На основании части 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Таким образом, законом установлены два основания для взимания данного налога - наличие имущества, признаваемого объектом налогообложения, а также владение им на праве собственности.
На основании статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. В соответствии с пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии со статьями 356-358, 360 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; плательщиками транспортного налога являются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, в том числе автомобили; налоговым периодом признается календарный год.
Транспортный налог на территории Оренбургской области введен Законом Оренбургской области от 16 ноября 2002 года № 322/66-III-ОЗ «О транспортном налоге», ставки налога установлены в зависимости от категории транспортного средства и мощности его двигателя.
Согласно статьям 358, 361 Налогового кодекса Российской Федерации в качестве категорий транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, грузовые и легковые автомобили, а также другие транспортные средства.
Обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства, то есть возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах (пункт 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно пункту 1 статьи 360 главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации отчетным налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В силу статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации признание физического лица налогоплательщиком по транспортному налогу производится на основании сведений о транспортных средствах и лицах, на которые эти транспортные средства зарегистрированы, поступивших в порядке, предусмотренном статьей 362 Кодекса, от органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств.
Как следует из материалов дела Карпенко О.В., имеет в собственности:
-с ДД.ММ.ГГГГ, 1/5 доли на жилой дом, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 1321675,17 рубля;
- с ДД.ММ.ГГГГ, 1/3 доли в праве на квартиру, с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, с кадастровой стоимостью 385269,53 рубля;
- с ДД.ММ.ГГГГ, 1/5 доли на земельный участок, с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, с кадастровой стоимостью 137 595 рублей;
- земельный участок, с кадастровым номером №, местоположением: <адрес>, с актуальной кадастровой стоимостью 249789 221 рублей;
- автомобиль марки LADA 213100, государственный регистрационный знак С № регион;
- автомобиль марки DODGE STRATUS SE, государственный регистрационный знак № регион.
Налоговым периодом согласно пункту 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации признается календарный год.
Пунктом 4 статьи 397 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (статья 52 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Законодатель в силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации возложил на налоговый орган обязанность не позднее чем за 30 дней до истечения установленного срока уплаты налога произвести расчет налога и направить налогоплательщику налоговое уведомление, которое в силу пункта 4 этой же статьи считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В адрес административного ответчика Карпенко О.В. направлены налоговые уведомления: № от 21 марта 2015 года о необходимости уплаты за 2014 год не позднее 01 октября 2015 года: земельного налога в размере 83 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 139 рублей; № от 29 июля 2016 года о необходимости уплаты за 2015 год не позднее 01 декабря 2016 года: транспортного налога в размере 2250 рублей, земельного налога в размере 1 326 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 234 рублей; № от 29 августа 2017 года о необходимости уплаты за 2014,2016 года не позднее 01 декабря 2017 года: транспортного налога в размере 2250 рублей, земельного налога в размере 2 527 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 271 рублей.
Также, Карпенко О.В. были направлены требования:
- № по состоянию на 02 сентября 2016 года об уплате налога и пени по сроку исполнения до 11 октября 2016 года: недоимки по налогу на имущества физических лиц в размере 139 рублей и пени в размере 13,48 рубля, по земельному налогу в размере 83 рублей и пени в размере 8,05 рубля;
- № по состоянию на 21 декабря 2016 года об уплате налога и пени по сроку исполнения до 14 февраля 2017 года: недоимка по транспортному налогу в размере 2 250 рублей и пени в размере 14,25 рубля, налогу на имущество в размере 159 рублей и пени по налогу на имущество в размере 1,01 рубля; недоимка по земельному налогу в размере 83 рублей, пени по земельному налогу в размере 0,53 рубля;
- № по состоянию на 12 декабря 2017 года об уплате налога и пени по сроку исполнения до 30 января 2018 года: недоимка по транспортному налогу в размере 2 250 рублей и пени в размере 6,19 рубля, налогу на имущество в размере 184 рублей и пени по налогу на имущество в размере 0,51 рубля; недоимка по земельному налогу в размере 83 рублей, пени по земельному налогу в размере 0,23 рубля.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 5 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации). Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора (пункт 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Порядок и сроки для принудительного взыскания с налогоплательщика - физического лица неуплаченного налога, пени, штрафов предусмотрены положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Карпенко О.В., налоговые платежи по выставленным требованиям не уплачены в полном объеме.
Вопреки доводам административного ответчика, материалами дела и самим административным ответчиком не представлено доказательств выбытия из права пользования транспортного средства марки DODGE STRATUS SE, государственный регистрационный знак № регион с 2011 года, напротив самим же административным ответчиком заявлено о наличии талона уведомления с правоохранительных органов от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неуплатой налоговых платежей до 30 января 2018 года, в июле 2018 года истец обратился в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика суммы недоимки по налогам, о чем выдан судебный приказ от 11 июля 2018 года. Определением мирового судьи судебного участка №1 Оренбургского района от 11 октября 2018 года, судебный приказ отменен по заявлению ответчика. Истец обратился в суд с исковым заявлением в течение шести месяцев, что следует из штемпеля на конверте.
Поскольку требования об уплате налога Карпенко О.В. не были исполнены, налоговый орган в течение шести месяцев обратился в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Карпенко О.В. налоговых платежей (пени).
Пунктом 1 статьи 46 Налогового кодекса РФ установлено, что в случае неуплаты налога в срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в случае перечисления налога в более поздний срок по сравнению с установленным.
В соответствии с пунктом 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ пени уплачиваются одновременно с суммами налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (п. 57 Постановления от июля 2013 года №57) пени взыскиваются, только если инспекция своевременно приняла меры к принудительному взысканию суммы соответствующего налога. В таком случае они начисляются по день фактического погашения недоимки.
При таких обстоятельствах, а также учитывая представленные доказательства, принимая во внимание, что установленный срок исполнения требования об уплате пени истек, административным ответчиком добровольно указанное требование не исполнено, задолженность образовалась после 01 января 2015 года, суд приходит к выводу о законности требований административного истца, которые подлежат удовлетворению.
Административный истец при подаче административного иска освобождался от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Поскольку заявленные требования МИФНС №7 по Оренбургской области удовлетворены, на основании статьи 114 Кодекса административного судопроизводства с Карпенко О.В. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 400 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 177 – 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области к Карпенко Олегу Витальевичу о взыскании недоимки по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с Карпенко Олега Витальевича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Оренбургской области недоимку по земельному налогу в размере 249, 00 рублей, пени по земельному налогу в размере 8, 81 рубля, по налогу на имущество в размере 482, 00 рублей, пени по налогу на имущество в размере 15, 00 рублей, по транспортному налогу в размере 4500,00 рублей, пени по транспортному налогу в размере 20, 44 рубля.
Взыскать с Карпенко Олега Витальевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение суда может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Оренбургский областной суд через Оренбургский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.В. Чиркова
Справка. Мотивированное решение суда изготовлено 29 апреля 2019 года.
Судья: