Судья Балашов Д.А. |
№ 33-2404/2022 10RS0016-01-2022-000891-13 №2-453/2022 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 августа 2022 г. |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Глушенко Н.О.,
судей Тимошкиной Т.Н., Душнюк Н.В.
при секретаре Волынцевой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика акционерного общества «Сегежский ЦБК» на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 01 июня 2022 года по исковому заявлению Е.Н., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.А., И.Н., А.Л. к АО «Сегежский ЦБК» о защите прав потребителей.
Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
иск мотивирован по тем основаниям, что истцы зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: (...). В летний период 2021 года в доме отсутствовало горячее водоснабжение, в связи с чем, истцы, как потребители коммунальных услуг, были лишены возможности пользоваться данной услугой. На основании вышеизложенного просили взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей, штраф в размере 50%, в пользу (...) Е.Н. расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 рублей, судебные расходы 2207 рублей (2000 рублей – оплата нотариальных услуг; 207 рублей – оплата почтовых отправлений).
На стадии подготовки дела к рассмотрению к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ГУП РК «КарелКоммунЭнерго», ООО «Сегежа-Сети», ООО «УО «Сегежский дом».
Решением суда исковые требования удовлетворены частично. Суд взыскал с АО «Сегежский ЦБК» в пользу (...) Е.Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 рублей, судебные издержки в сумме 207 рублей; в пользу (...) И.Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей; в пользу (...) А.Л. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей; в пользу (...) В.А., от имени и в интересах которого действует (...) Е.Н. компенсацию морального вреда в размере 2 000 рублей, штраф в размере 1 000 рублей. В остальной части иска отказал. Взыскал с АО «Сегежский ЦБК» в доход бюджета Сегежского муниципального района государственную пошлину в размере 1 200 рублей.
Не согласившись с указанным решением, АО «Сегежский ЦБК» подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. В обоснование доводов указывает, что судом были применены нормы Жилищного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354, без учета положений Федерального закона №190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства РФ от 06.09.2012 №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей», постановления Правительства РФ от 08.08.2012 №808 «Правила организации теплоснабжения в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», согласно которым АО «Сегежский ЦБК» имеет право на вывод источника тепловой энергии и тепловых сетей в ремонт на срок превышающий 14 дней. Кроме того, 01.03.2021 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 №20 «Об утверждении СанПиН 2.1.4.2496-09» отменено, введены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21, в которых отсутствует норма «о периоде ежегодных профилактических ремонтов отключение системы горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток». Обращает внимание суда на то, что Общество не является поставщиком коммунального ресурса – горячая вода, в связи с чем не может быть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Также полагает завышенным размер взысканных в пользу истца расходов по оплате услуг представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Д.М. поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела.
Заслушав представителя ответчика, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах изложенных в апелляционной жалобе доводов, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истцы зарегистрированы и проживают в квартире, расположенной по адресу: (...). Многоквартирный дом оборудован системой горячего водоснабжения, подключен к открытой системе водоснабжения.
В соответствии с приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики РК от 08 декабря 2020 года АО «Сегежский ЦБК» был согласован период для производства ремонтов на сетях и отключения горячего водоснабжения с 21 июня 2021 года по 04 августа 2021 сроком на 45 суток. Впоследствии срок производства ремонтных работ был согласован до 31 августа 2021 года, о чем был уведомлен орган местного самоуправления.
АО «Сегежский ЦБК» уведомило орган местного самоуправления о том, что в период с 28 июня 2021 года по 20 августа 2021 года подача тепловой энергии в горячей воде будет прекращена. Фактическое отключение ГВС имело место быть в период с 28 июня 2021 года по 20 августа 2021 года.
С учетом того, что АО «Сегежский ЦБК» доказательств объективной невозможности предоставления истцу коммунальной услуги по горячему водоснабжению в спорный период не представил, обстоятельств непреодолимой силы в ходе рассмотрения дела установлено не было, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований о возложении на АО «Сегежский ЦБК», как на исполнителя коммунальной услуги, гражданско-правовой ответственности, поскольку исполнителем коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в периоды отсутствия горячего водоснабжения являлось АО «Сегежский ЦБК».
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства РФ и соответствующими установленным обстоятельствам дела.
Выводы суда подробно мотивированы, обоснованы нормами действующего законодательства, подтверждаются представленными в дело доказательствами, соответствуют фактическим обстоятельствам дела. При этом доводы апелляционной жалобы не опровергают установленные судом первой инстанции обстоятельства и выводы, а повторяют позицию ответчика, изложенную им в ходе рассмотрения дела. Данные доводы нашли свое отражение и оценку в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает в силу следующего.
Согласно ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Согласно ч. 1 ст.161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Частью 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями вэтом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами припринятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 7 ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, между собственником помещения в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией считается заключенным со всеми собственниками помещений в многоквартирном доме одновременно: в случае, предусмотренном п. 1 ч. 1 настоящей статьи, с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном п. 4.4 ч. 2 ст. 44 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), заключают договоры теплоснабжения и поставки горячей воды в соответствии с Федеральным законом «О теплоснабжении».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 приложения № 1 к Правилам№ 354 допускается возможность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения. Данная норма не устанавливает продолжительность перерыва горячей воды в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения.
Пунктом 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170, предусмотрено, что организации, обслуживающие жилищный фонд, за месяц до окончания текущего отопительного периода должны разработать, согласовать с теплоснабжающей организацией и утвердить в органах местного самоуправления графики работ по профилактике и ремонту тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления с извещением жителей за два дня об остановке.
Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.
Таким образом, допустимый перерыв подачи горячей воды в период ежегодных профилактических ремонтов в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения составляет 14 суток.
Судом первой инстанции при рассмотрении настоящего спора учтено, что СанПиН 2.1.4.2496-09 ( п.3.1.11 которого предусматривал, что период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток) утратил силу с 01.03.2021, в связи с чем доводы апелляционной жалобы в указанной части не могут быть признаны обоснованными.
По смыслу п. 1 ч. 1, ч. 7 ст. 157.2 ЖК РФ и исходя из положений п. п. 2, 8, 9 Правил № 354 при заключении прямых договоров между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрана управляющая организация, и ресурсоснабжающей организацией исполнителем коммунальных услуг является ресурсоснабжающая организация. Аналогичные разъяснения даны в письме Минстроя России от 04.03.2020 № 6760-ОГ/06 «О заключении договоров ресурсоснабжения».
В соответствии с п. 149 Правил № 354 исполнитель несет установленную законодательством Российской Федерации административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность за: нарушение качества предоставления потребителю коммунальных услуг; вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, вследствие непредоставления потребителю полной и достоверной информации о предоставляемых коммунальных услугах; убытки, причиненные потребителю в результате нарушения исполнителем прав потребителей, в том числе в результате договора, содержащего условия, ущемляющие права потребителя по сравнению с настоящими Правилами; моральный вред (физические или нравственные страдания), причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителей, предусмотренных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами.
Согласно п. 150 указанных Правил исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести в соответствии с положениями настоящих Правил перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.
Регулируя отношения в сфере водоснабжения и водоотведения, Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» предусматривает право организации, осуществляющей горячее водоснабжение прекратить или ограничить горячее водоснабжение, с предварительным уведомлением об этом абонента в случае проведения планово-предупредительного ремонта (п. 7 ч. 3 ст. 21).
При планово-предупредительном ремонте осуществляется ремонт объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, в соответствии со сводным годовым планом ремонтов объектов централизованных систем горячего водоснабжения.
В целях недопущения ущемления прав и законных интересов абонентов организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» обязаны согласовывать с органами местного самоуправления вывод объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации, в том числе в связи с консервацией или сносом (демонтажом) таких объектов.
Частью 1 ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении», который подлежит применению к спорным правоотношениям исходя из положений ч. 4 ст. 7 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» с учетом того, что в рассматриваемом споре абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), также предусмотрено, что в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации. Вывод в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, осуществляется с учетом положений законодательства Российской Федерации об электроэнергетике.
Вывод из эксплуатации тепловых сетей, с использованием которых осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены (технологически присоединены) к этим тепловым сетям в надлежащем порядке, без согласования с указанными потребителями не допускается (ч. 8 ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении»).
Вывод в ремонт тепловых сетей, исходя из положений ст. 21 указанного Федерального закона, согласования с потребителями не требует.
Правила вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей утверждены постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889.
В соответствии с п. 4 указанных Правил вывод в ремонт осуществляется в соответствии со сводным годовым планом ремонтов источников тепловой энергии и тепловых сетей, утверждаемым органом местного самоуправления на основании результатов рассмотрения заявок на вывод в плановый ремонт, а также уведомлений о внеплановом ремонте.
В случае осуществления внепланового ремонта собственник или иной законный владелец источника тепловой энергии и тепловых сетей направляет в орган местного самоуправления в течение 24 часов со дня начала внепланового ремонта уведомление с указанием объектов, выведенных во внеплановый ремонт, и сроков ремонта (п. 12 Правил).
В силу п. 11.2 приказа Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» при подготовке к предстоящему отопительному периоду выявляются дефекты в работе оборудования и отклонения от гидравлического и теплового режимов, составляются планы работ, подготавливается необходимая техническая документация и материально-технические ресурсы.
Графики подготовки к предстоящему отопительному периоду источников теплоты, тепловых сетей и систем теплопотребления разрабатываются до окончания текущего отопительного периода, но не позднее мая текущего года.
С учетом приведенного правового регулирования, АО «Сегежский ЦБК», осуществляя в спорный период деятельность по поставке коммунального ресурса – теплоносителя в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения на основании прямых договоров с собственниками помещений в многоквартирном доме, признается исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению в многоквартирном доме истца и несет ответственность за нарушение прав потребителей при предоставлении указанных услуг, в том числе, за сверхнормативные перерывы в горячем водоснабжении.
Вывод в ремонт тепловых сетей и источника тепловой энергии в2021г. осуществлялся АО «Сегежский ЦБК» на основании положений ст. 21 Федерального закона «О теплоснабжении» и постановлением Правительства РФ от 06.09.2012 № 889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» (вместе с «Правилами вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей») по согласованию с уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления. Вместе с тем, нормативные сроки прекращения горячего водоснабжения в2021г. были нарушены.
Судебные расходы отнесены на ответчика по правилам ст.ст. 98, 100, 103 ГПК РФ. Заявленная истицей сумма расходов по оплате услуг представителя снижена судом, с учетом обстоятельств дела, объема оказанной юридической помощи, исходя из критериев разумности и справедливости. Вопреки доводам жалобы оснований полагать данную сумму завышенной коллегия не усматривает.
Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 01 июня 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика акционерного общества «Сегежский ЦБК» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи