Гражданское дело № 2-412/24
УИД 24RS0034-01-2024-000461-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное)
с. Шалинское 22 октября 2024 г.
Манский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Мордвинова А.П.,
при секретаре судебного заседания Боусе Р.В.,
с участием ответчика Левков О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-412/24 по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства Красноярского края к Левков О.В. о взыскании социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) обратилось в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением, с учетом уточненного искового заявления, к Левков О.В. о взыскании социальной выплаты.
Исковые требования Министерства, с учетом уточненного искового заявления, аргументированы тем, что Левков О.В. являясь работником индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Левков А.А., на основании поданного ею заявления от ДД.ММ.ГГГГ была включена в состав участников мероприятий Подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п (далее - Подпрограмма). ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Левков О.В., в соответствии с п. 41 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 к приложению № 13 Подпрограммы (далее - Типовое положение) заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), являющейся участником Подпрограммы (далее - Трехсторонний договор или Договор П) с использованием на эти цели социальной выплаты. Типовым положением в подп. А п. 42, а также в п. 2.5.2 Трехстороннего договора предусмотрено обязательство Левков О.В. работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 05 лет со дня предоставления ему социальной выплаты. Левков О.В. во исполнение Трехстороннего договора было получено свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на сумму 1 555 200 руб. 00 коп., после чего ДД.ММ.ГГГГ ей была перечислена указанная социальная выплата, однако трудовой договор, заключенный между Левков О.В. и главой КФХ Левков А.А., расторгнут в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ по данным ЕГРИП Левков О.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, однако ДД.ММ.ГГГГ Левков О.В. прекратила свою деятельность в качестве ИП, главы КФХ. Левков О.В., тем не менее, согласно сведениям о трудовой деятельности, предоставляемым из информационных ресурсов ОСФР, никогда не осуществляла у главы КФХ Левков А.А. трудовую деятельность. Договор П в п. 2.5.4 предусматривает условие, согласно которому получатели социальных выплат возвращают полученные средства в размере предоставленной социальной выплаты при нарушении обязательств, указанных в пп. 2.5.1 и (или) 2.5.2 Договора П, а также при получении от Министерства письменного уведомления об исключении из сводного списка. ДД.ММ.ГГГГ Министерством был издан приказ №-о о применении к Левков О.В. меры ответственности в виде возврата социальной выплаты в размере 1 555 200 руб. 00 коп., а ДД.ММ.ГГГГ в адрес Левков О.В. было направлено требование№ о возврате социальных выплат с требованием возвратить денежные средства социальной выплаты, которое получено Левков О.В. ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени средства социальной выплаты Левков О.В. в адрес Министерства не возвращены.
Основываясь на изложенных обстоятельствах, Министерство просит суд: «взыскать с Левковой О.В. в пользу Министерства сельского хозяйства Красноярского края социальную выплату в размере 1 555 200 руб. 00 коп.».
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ судом вынесены определения, на основании которых к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрация Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация), индивидуальный предприниматель Левков А.А. (далее - ИП Левков А.А.), Муниципальное бюджетное дошкольного образования учреждение детский сад «Радуга» (далее - МБУ ДС «Радуга»).
Левков О.В., являясь ответчиком по гражданскому делу, ознакомившись с исковыми требованиями Министерства, подала на них возражения, согласно которым просит исковое заявление Министерства отклонить и отказать его в удовлетворении, а также вынести решение о привлечении к ответственности Министерства и удалении Министерством лживой и порочащей ее информации, которую распространяет это Министерство, например «сайт госуслуг», мотивируя это тем, что: 1) предоставление социальной выплаты в 2016 - 2017 гг. ей (Левков О.В.) было отказано, поэтому не имеет значение, как оформлены трудовые отношения в ее работе в 2016 - 2017 гг.; 2) по требованиям, предъявляемыми Министерством, объектом социальной выплаты является занятость граждан в сфере сельского хозяйства, она (Левков О.В.) совместно с мужем Левков А.А. вела деятельность КФХ; 3) все документы оформлялись по рекомендациям работников Министерства и сельскохозяйственного отдела Районной администрации, и на момент получения социальной выплаты у Министерства вопросов к ней (Левков О.В.) не возникало, в связи с чем с 2017 г. Министерство заключало ней (Левков О.В.), как главой КФХ соглашения о предоставлении государственной поддержки сельхозпроизводителям; 4) социальную выплату она (Левков О.В.) получила в 2018 г., как индивидуальный предприниматель, глава КФХ, и обо всех изменениях в ее деятельности данное Министерство было информировано письменно, через сельскохозяйственный отдел Районной администрации; 5) в 2019 г. в отношении нее (Левков О.В.), по заявлению неизвестных ей лиц (лица) проводилась проверка законности получения ею социальной выплаты через МО МВД России «Уярский» и возможно прокуратурой, однако нарушений в ее (Левков О.В.) деятельности выявлено не было; 6) закрытие ею (Левков О.В.) КФХ раньше срока, установленного Договором П, связано с ухудшением ее здоровья, тяжелым течением беременности, и перерегистрацией КФХ в ЛПХ, в связи с чем деятельность в сфере сельского хозяйства продолжается ею (Левков О.В.) по настоящее время (ею приобретены для разведения племенные козы альпийской породы, элитный племенной козел альпийской породы, зарегистрированный в Министерстве, как производитель, стадо азиатских вислобрюхих свиней, а ее (Левков О.В.) ЛПХ зарегистрировано, как производитель молока и мяса, в ФГИС «Меркурий» (государственной системе для контроля качества животной продукции), в ее пользовании имеется вся необходимая сельскохозяйственная техника на базе мотоблока тяжёлого класса); 7) в Трехстороннем договоре в п. 2.5.2, заключенным между нею (Левков О.В.) и Министерством, установлено, что в случае досрочного прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности ее (Левков О.В.) право на социальную выплату сохраняется, если она (Левков О.В.) в срок, не превышающий 06 месяцев с даты прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности, заключит трудовой договор с работодателем или организует индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы), а поскольку она (Левков О.В.) по настоящее время является работником МБДОУ ДС «Радуга» и о своем трудоустройстве в детском саду «Радуга», являющемся основным местом работы в социальной сфере, о закрытии ИП КФХ, она (Левков О.В.) предупреждала Министерство, через сельскохозяйственный отдел Районной администрации, и получила на это одобрение, то оснований для взыскания заявленной Министерством суммы не имеется (л.д. 88 - 89).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе судебного заседания: 1) представитель истца Министерства, будучи извещенным о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явился, направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении гражданского дела без участия представителя, а также письменные пояснения от ДД.ММ.ГГГГ, в которых обращает внимание суда на то, что ИП Левков А.А. на основании приказа Министерства от 02 апреля 2015 г. № 231-о включен в реестр сельхозпроизводителей и исключен из него в 2018 г., а Левков О.В. была включена в него по приказу МИнистрества от 06 октября 2017 г. № 645-о, исключена из него по приказу Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о. (л.д. 67, 134); 2) ответчик Левков О.В. с исковыми требованиями Министерства не согласилась, просила в удовлетворении этих требований отказать, обратила внимание суда на то, что: А) ее (Левков О.В.) трудоустройство у ИП Левков А.А., который приходится ей супругом, было реальным, она у него работала в качестве лаборанта по уходу за телятами и поросятами, однако почему ИП Левков А.А. не производил выплаты за ее работу в ГУ - УПФР по Красноярскому краю, а также налоговые отчисления она (Левков О.В.) пояснить не может, по данному факту она (Левков О.В.) с ИП Левков А.А. не разговаривала; Б) по адресу: <адрес>, находится незавершенный строительством дом, который должно было возвести ООО «Завод нестандартного оборудования», но строительные работы этого дома полностью не завершены, дом для проживания не готов, однако данное обстоятельство не являлось основанием для прекращению ее (Левков О.В.) деятельности КФХ, поскольку данная деятельность была прекращена ею по состоянию здоровья, наличия на иждивении 05 несовершеннолетних детей, 04 из которых являются малолетними, а также из-за введенных в Красноярском крае КОВИДных ограничений, существенно сокративших возможность свободной реализации сельскохозяйственной продукции; В) Министерство уже обращалось в исковым заявлением о взыскании с нее (Левков О.В.) социальной выплаты, предоставленной ей по на условиях Подпрограммы, однако апелляционным определением судебной коллегии по гражданским дела Красноярского краевого суда в удовлетворении этих исковых требований Министерства отказано по причине невозможности окончания строительства указанного дома из-за действий ООО «Завод нестандартного оборудования»; Г) на момент заключения Трехстороннего договора она (Левков О.В.) действительно была трудоустроена в МБДОУ ДС «Радуга» на постоянной основе уборщиком служебных помещений с ДД.ММ.ГГГГ, однако данное обстоятельство не препятствовало ее работе у ИП Левков А.А. и данное трудоустройство у ИП Левков А.А. было сделано по указанию сотрудников Управления сельского хозяйства Районной администрации, которые занимались ее включением в Подпрограмму, давали рекомендации, какие документы необходимо предоставить для участия в этой Подпрограмме; 3) представитель ответчика, в том числе третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ИП Левков А.А., представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Районной администрации, МБДОУ ДС «Радуга», будучи извещенными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в зал судебного заседания не явились, ходатайств об отложении судебного разбирательства на другую дату в адрес суда не направили, в связи с чем неявка указанных участников процесса признается судом неуважительной.
Разбирательство гражданского дела суд, согласно ст. ст. 113, 153, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), проводит в отсутствие неявившихся участников процесса, не пожелавших воспользоваться своим правом на личное участие в судебном заседании.
Рассмотрев материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные Министерством требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Гражданским кодексом РФ (далее - ГК РФ) в ст. 309 определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Правилами ст. 310 ГК РФ закреплено, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Положениями п. 1 ст. 1102 ГК РФ предусмотрено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
ГК РФ в ст. 1109 регламентировано, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: 1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; 2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; 3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; 4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п утверждена государственная программа Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (далее - Программа), в соответствии с которой:
1) агропромышленный комплекс Красноярского края (далее - АПК) и его базовая отрасль - сельское хозяйство являются ведущими системообразующими сферами экономики Красноярского края (далее - край), формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность региона, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий;
2) Программа предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности АПК;
3) в государственной программе выделяются следующие основные приоритеты, которые будут способствовать развитию отрасли АПК края и сельских территорий: повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения; увеличение объемов производства пищевых продуктов и создание эффективной системы сбыта; повышение интенсивности использования посевных площадей сельскохозяйственных культур; повышение эффективности отрасли животноводства; повышение инвестиционной привлекательности отрасли; повышение уровня занятости, доходов и качества жизни сельского населения;
4) в целях улучшения социально-экономической ситуации на селе в среднесрочном периоде будут реализованы мероприятия, направленные на создание условий для развития среднего и малого предпринимательства в агропромышленном комплексе края за счет государственной поддержки, направленной на поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, развитие системы сельскохозяйственной потребительской кооперации и несельскохозяйственных видов деятельности.
Программой в Приложении № 10 предусмотрена Подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий» (далее - Подпрограмма), которой в пп. 2.1 и 2.2 предусмотрено, что
1) мероприятия, направленные на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, работающих в организациях агропромышленного комплекса и социальной сферы, включают в себя:
А) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности;
Б) предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;
В) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения;
Г) предоставление субсидий организациям агропромышленного комплекса на возмещение части затрат на строительство жилья в сельской местности, предоставляемого по договорам найма жилого помещения гражданам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там;
Д) предоставление субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по предоставлению социальных выплат гражданам, проживающим и работающим в сельской местности и являющимся участниками муниципальных программ (подпрограмм муниципальных программ), в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там и являющимся участниками муниципальных программ (подпрограмм муниципальных программ), на строительство или приобретение
2) право выбора формы государственной поддержки принадлежит участнику подпрограммы.
Положениями подп. 1 п. 3.1 Подпрограммы закреплены понятия:
А) «молодой семьи», под которой понимается гражданин (ка) РФ, являющийся (аяся) членом молодой семьи, состоящий (ая) в зарегистрированном браке, или неполная семья, состоящая из одного родителя в возрасте на дату подачи заявления о включении в состав участников подпрограммы (далее - дата подачи заявления) не старше 35 лет, воспитывающий (ая) одного или более детей, в том числе усыновленных, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, постоянно проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) (и члены его (ее) семьи) в сельской местности, в которой он (она) работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодая семья); к членам молодой семьи относятся совместно проживающие супруг (супруга), дети супругов, в том числе усыновленные;
Б) «молодой специалист», под которым понимается гражданин (ка) РФ, одиноко проживающий (ая) (регистрация по месту жительства) или состоящий (ая) в зарегистрированном браке, в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющий (ая) законченное высшее (среднее профессиональное) образование, работающий (ая) по трудовому договору или осуществляющий (ая) индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности в соответствии с полученной квалификацией, постоянно проживающий (ая) в сельской местности, в которой работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, признанный (ая) нуждающимся (ейся) (и члены его (ее) семьи) в улучшении жилищных условий (далее - молодой специалист).
Подпрограммой в подп. 1 п. 3.1 также установлено, что право на получение социальной выплаты имеют также молодые семьи и молодые специалисты, изъявившие желание постоянно проживать и работать по трудовому договору или осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, под которыми понимаются:
А) молодые семьи и молодые специалисты (и члены их семей), соответствующие в совокупности следующим условиям:
переехали в сельскую местность в границах соответствующего муниципального района (городского округа), в которой один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, из другого муниципального района или городского округа (за исключением городского округа, на территории которого находится административный центр соответствующего муниципального района);
проживают на территории указанного муниципального района (городского округа) на условиях найма, аренды, безвозмездного пользования либо иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
зарегистрированы по месту пребывания в соответствии с законодательством РФ;
не имеют в собственности жилого помещения (жилого дома) в границах соответствующего муниципального района (городского округа), включая административный центр муниципального образования, в котором один из членов молодой семьи или молодой специалист работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере;
Б) учащиеся последнего курса профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования, заключившие соглашения с работодателем (органом местного самоуправления) о трудоустройстве в сельской местности, в которой изъявили желание постоянно проживать и работать по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность) в агропромышленном комплексе или социальной сфере по окончании указанной образовательной организации.
Размер субсидий и социальных выплат, предусмотренных Программой, предоставляемых из краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета, составляет 90% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с подп. 6 п. 3.1 Подпрограммы (п. 5 подп. 3.1 Подпрограммы).
Положениями подп. 6 п. 3.1 Подпрограммы закреплено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв.м. - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 02 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 03 и более человек), и стоимости 01 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Красноярского края, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края на соответствующий финансовый год (далее - стоимость 01 кв. метра).
Подпрограммой в п. 14 установлено, что: 1) регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением социальных выплат, участник подпрограммы обязан осуществить не позднее чем в течение 14 месяцев (при приобретении жилья) и не позднее чем в течение 03 лет (при строительстве жилья) с даты предоставления социальной выплаты; 2) в случае несоблюдения указанного срока Министерство вправе истребовать в судебном порядке от граждан, молодых семей и молодых специалистов средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29 апреля 2014 г. № 167-п утвержден Порядок и условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в том числе перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения указанных выплат, и их возврата в случае нарушения и (или) несоблюдения условий, установленных при их предоставлении (далее - Порядок), который определяет процедуру и условия предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее - социальная выплата), являющимся участниками мероприятия «Предоставление социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там» подпрограммы «Комплексное развитие сельских территорий» государственной программы Красноярского края «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 г. № 506-п (далее - Подпрограмма, Участник мероприятия), в том числе устанавливает перечень, формы и сроки представления документов, необходимых для получения социальных выплат, и их возврата в случае нарушения и (или) несоблюдения условий, установленных при их предоставлении.
Правилами пп. 3, 4, 5.1, 5.5, 6, 8 Порядка установлено, что: 1) социальная выплата участнику мероприятия предоставляется в безналичном порядке путем зачисления средств социальной выплаты на банковский счет по обслуживанию социальных выплат (далее - счет), открытый в выбранной Участником мероприятия кредитной организации (далее - банк), заключившей с Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - Министерство) соглашение о порядке обслуживания средств, направленных на социальные выплаты (далее - соглашение); 2) Участник мероприятия в течение 10 рабочих дней с момента выдачи ему свидетельства о предоставлении социальной выплаты, но не позднее 1 декабря текущего года, представляет его в банк для заключения договора банковского счета и вносит собственные и (или) заемные средства в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной социальными выплатами; 3) социальные выплаты могут быть направлены, в том числе на строительство жилого дома (квартиры), реконструкцию путем пристраивания жилого помещения к имеющемуся жилому дому, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома (квартиры) в сельской местности, в которой Участник мероприятия работает или изъявил желание работать; 4) жилой дом (квартира), построенный (приобретенный) с использованием социальных выплат, оформляется в общую долевую собственность всех членов семьи, участвовавших в мероприятии, в равных долях, не позднее чем в течение 14 месяцев (при приобретении) и не позднее чем в течение 03 лет (при строительстве) с даты предоставления социальной выплаты; 6) для перечисления средств социальной выплаты со счета на строительство (приобретение) жилья Участник мероприятия подает лично, посредством почтовой связи или в электронной форме заверенные усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 06 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» или простой электронной подписью, если идентификация и аутентификация заявителя осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность заявителя установлена при личном приеме в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25 января 2013 г. № 33 «Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг», в Министерство, при строительстве жилого дома (создании объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому в сельской местности, в том числе при завершении ранее начатого строительства жилого дома) собственными силами Участника мероприятия, следующие документы: копию локальной сметы либо локального сметного расчета или других форм сметной документации, в которых указаны объемы и стоимость планируемых к исполнению строительных работ; копию выписки из единого государственного реестра недвижимости о государственной регистрации права собственности или аренды на земельный участок, предоставленный для строительства; копию разрешения на строительство или уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, выданного уполномоченным органом местного самоуправления (при наличии); копии договоров купли-продажи и (или) счетов на оплату материалов и оборудования, используемых при строительстве жилого дома и указанных в локальной смете либо локальном сметном расчете или других формах сметной документации, в которых указаны объемы и стоимость планируемых к исполнению строительных работ; копию договора подряда на выполнение отдельных строительных работ (при наличии), а также формы № КС-2 и № КС-3 на эти работы либо формы, утвержденные в соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ; копии документов, подтверждающих затраты на транспортировку материалов и оборудования, используемых при строительстве жилого дома, включенных в локальную смету и (или) локальный сметный расчет или в другие формы сметной документации, в которых указаны объемы и стоимость планируемых к исполнению строительных работ; 7) в случае установления факта нарушения Участником мероприятия условий, установленных при предоставлении социальной выплаты, представления им недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных для получения социальной выплаты, Министерство в течение 30 рабочих дней со дня установления факта нарушения Участником мероприятия условий предоставления социальной выплаты или представления им недостоверных сведений принимает в форме приказа решение о применении к Участнику мероприятия мер ответственности в виде возврата полученных сумм социальной выплаты в доход краевого бюджета за период, в котором были допущены нарушения или представлены недостоверные сведения, и в течение 10 рабочих дней со дня издания приказа направляет посредством почтового отправления либо в электронной форме письменное уведомление (требование) о возврате полученных сумм социальной выплаты в доход краевого бюджета; 8) Участник мероприятия в течение 10 рабочих дней с момента получения уведомления (требования) обязан произвести возврат в доход краевого бюджета полученных сумм социальной выплаты, указанных в уведомлении (требовании), в полном объеме.
ГК РФ в пп. 1, 2, 4 и 5 ст. 10 регламентировано, что: 1) не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом); 2) в случае несоблюдения требований, предусмотренных п. 1 ст. 10 ГК РФ суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом; 3) если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков; 4) добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Правилами п. 5 ст. 166 ГК РФ определено, что заявление о недействительности сделки не имеет правового значения, если ссылающееся на недействительность сделки лицо действует недобросовестно, в частности если его поведение после заключения сделки давало основание другим лицам полагаться на действительность сделки.
Положениями ч. 1 ст. 60-1 ТК РФ закреплено, что работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).
Правилами чч. 1 - 4 ст. 282 ТК РФ установлено, что: 1) совместительством признается выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время; 2) заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом; 3) работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей; 4) в трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.
Федеральным закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» в ст. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14, с учетом содержание ч. 2 ст. 22 ТК РФ, предусматривает обязательство работодателя, как страхователя в сфере пенсионного страхования, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования РФ.
Положениями п. 2 ст. 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», с учетом содержания ч. 1 ст. 21, ч. 2 ст. 22 ТК РФ, закреплено, что работники, как застрахованные лица, обязаны: 1) предъявлять страховщику (работодателю) содержащие достоверные сведения документы, являющиеся основанием для назначения и выплаты обязательного страхового обеспечения, предусмотренного этим Федеральным законом; 2) сообщать страховщику о всех изменениях, влияющих на выплату обязательного страхового обеспечения; соблюдать установленные для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения условия.
ДД.ММ.ГГГГ, как установлено судом, Левков О.В. обратилась в Администрацию Манского района Красноярского края (далее - Районная администрация) с заявлением о включении ее (Левков О.В. в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в соответствии с Подпрограммой на улучшение жилищных условий путем строительства жилого дома в <адрес>, указав следующий состав семьи Левков А.А. (муж), Левков А.А. (дочь) (л.д. 19).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и торговли Красноярского края (далее - Министерство), с одной стороны, Районной администрацией, со второй стороны, и Левков О.В., с третье стороны, заключен трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста), являющейся участником Подпрограммы, с использованием на эти цели социальной выплаты (далее - Договор П или Трехсторонний договор), согласно которого: 1) Министерство обязуется предоставить Левков О.В. социальную выплату на условиях и в порядке, предусмотренных Подпрограммой (п. 2.1.2); 2) Левков О.В. обязуется: А) осуществить регистрацию права собственности на жилое помещение, построенное с привлечением Социальной выплаты на всех членов семьи, указанных в свидетельстве о предоставлении социальной выплаты не позднее, чем в течение 03 лет (п. 2.5.1); Б) осуществить индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности не менее 05 лет со дня предоставления ей социальной выплаты (п. 2.5.2); 3) Левков О.В. обязуется произвести возврат средств в размере предоставленной социальной выплаты при нарушении обязательств, указанных в пп. 2.5.1 и (или) 2.5.2 Договора, а также при получении от Министерства письменного уведомления об исключении из сводного списка (л.д. 13 - 14).
Договором П в п. 6.2 регламентировано, что: 1) при возникновении обстоятельств, указанных в абз. 2 п. 2.5.2 этого договора, Договор П расторгается досрочно; 2) при этом со мента заключения трудового договора с работодателем либо организации иной индивидуальной предпринимательской деятельности трехсторонний договор подлежит заключению на срок, определяемый п. 2.5.2 данного договора с учетом периода ведения прежней индивидуальной предпринимательской деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило заявление Левков О.В., в котором было указано об изменении места работы с лаборанта-эклога ИП главы КФХ Левков А.А., на главу КФХ Левков О.В. (л.д. 144, 145 - 146).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством было оставлено уведомление в адрес Левков О.В. от ДД.ММ.ГГГГ № о заключении ею с Министерством и Районной администрацией нового трехстороннего договора (л.д. 147).
Министерство в рамках исполнения Договора П на имя Левков О.В. выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии с которым ей (Левков О.В.) была предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома в размере 1 555 200 руб. 00 коп. из средств бюджета Красноярского края (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством на счет Левков О.В. перечислена социальная выплата в размере 1 555 200 руб. 00 коп. (л.д. 7).
Левкова (Бахирева) О.В. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, имеет паспорт гражданина РФ (серия №, №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №), с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается паспортными данными и адресной справкой (л.д. 8-12, 65).
Березовским ТО Агентства ЗАГС Красноярского края представлены сведения, согласно которым ДД.ММ.ГГГГ Левков А.А., родившийся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, вступил в брак с Бахиревой О.В., в связи с чем последней присвоена фамилия «Левков», в браке у указанных лиц родились: 1) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края Л.Ана.А.; 2) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Л.Анн,А.; 3) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Л.Але.А.; 4) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Л.Али.А.; 5) ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Л.Ан.А. (л.д. 72 - 77).
МИФНС № 24 по Красноярскому краю предоставлены: 1) сведения о том, что Левков О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, главы КФХ; 2) справки о доходах в отношении Левков О.В., в соответствии с которыми ее доходы за март 2018 г. составили 3 000 руб. 00 коп. (МБДОУ ДС «Радуга»), за май 2019 г. - 2 937 руб. 11 коп. (МБДОУ ДС «Радуга»); 3) информация об отсутствии в налоговом органе сведений о доходах и суммах налога в отношении Левков О.В. за период с 2020 г. по 2023 г. (л.д. 78 - 80).
ДД.ММ.ГГГГ между КФХ в лице главы Левков А.А. и Левков О.В. был заключен трудовой договор №, в соответствии с которым ДД.ММ.ГГГГ Левков О.В. была принята на работу в это КФХ на должность: лаборанта 5 разряда в производстве сельхозпродукции (в том числе уход за телятами поросятами, однако данный трудовой договор был расторгнут в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 33, 41 - 42).
ОСФР по <адрес> предоставлены сведения о том, что Левков О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, а с января 2018 г. по июль 2024 г. она имеет доходы в связи с трудоустройством в МБДОУ ДС «Радуга», однако данных об ее трудовой деятельности у ИП Левков А.А. в информационных ресурсах ФПССР не имеется (л.д. 36 - 37, 82 - 83).
ДД.ММ.ГГГГ по данным ЕГРИП Левков О.В. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, после чего ДД.ММ.ГГГГ Левков О.В. прекратила свою деятельность в качестве ИП, главы КФХ, при этом основным видом деятельности ИП, главы КФХ Левков О.В. являлось смешенное хозяйство, а в дополнительных видах деятельности указывалось разведение овец и коз, производство молока (кроме сырого) и молочной продукции (л.д. 34 - 35, 145 - 147).
Министерством был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ№-о, в соответствии с которым к Левков О.В. применены меры ответственности в виде возврата полученных в 2018 г. сумм социальной выплаты в размере 1 555 200 руб. 00 коп, в связи с установлением на основании сведений о трудовой деятельности, предоставляемых из информационных ресурсов ФПССР от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГг. № ИЭ№ фактов: предоставления недостоверных сведений о трудовой деятельности в крестьянском (фермерском) хозяйстве, главой которого является ИП Левков А.А. (ИНН 244601819804), содержащихся в документах, представленных для получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там (далее - социальная выплата), в целях включения в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат и получателей жилья по договорам найма жилых помещений по Красноярскому краю на 2018 год, утвержденный приказом Министерства от 15 марта 2018 г. № 174-о; нарушения обязательства осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности не менее 05 лет со дня предоставления социальной выплаты, предусмотренного п. 2.5.2 Договора П, выразившегося в неосуществлении индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в течение 05 лет со дня предоставления социальной выплаты (досрочное прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) (л.д. 38, 40).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Левков О.В. было направлено требование о возврате социальных выплат №, с требованием возвратить денежные средства социальной выплаты, которое получено Левков О.В. ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31, 32, 39).
Районной администрацией по запросу МО МВД России «Уярский» предоставлены сведения о том, что: 1) Левков О.В. зарегистрирована с семьей по адресу <адрес>, а так же признана постановлением Шалинского сельсовета нуждающейся в улучшении жилищных условий по данному адресу (собственником жилого помещения является Василюк Г.А. (бывший сотрудник Управления сельского хозяйства Районной администрации)); 2) ДД.ММ.ГГГГ Левков О.В. обратилась в управление сельского хозяйства к ведущему специалисту Дудиной Е.Н. с заявлением на участие в программе получателей социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, и к данному заявлению Левков О.В. был приложен пакет документов, содержащий копии документов, установленных Порядком: а) копий документов, удостоверяющих личность заявителя и членов ее семьи; б) копии свидетельства о регистрации брака; в) копии свидетельств о рождении ребенка; г) выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей; д) выписки из финансового лицевого счета; е) выписка из решения органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий; ж) копия сертификата на материнский капитал, справка из ПФР; з) письменное обязательство о готовности в течение 06 месяцев с момента получения письменного уведомления о включении его в Сводный список оформить земельный участок под строительство жилого помещения; 3) заявление Левков О.В. было зарегистрировано в книге учета и внесено в список молодых семей и молодых специалистов, изъявивших желание участвовать в мероприятии по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там; 4) для формирования Сводного списка в срок до 30 октября года, предшествующего году реализации мероприятия, данным Управлением были сформированы и направлены в Министерство списки заявителей с приложением учетных дел, изъявивших желание участвовать в мероприятии, для принятия решения на получение социальных выплат; 5) распорядителем бюджетных средств на получение социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, изъявивших желание участвовать в мероприятии по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там является Министерство; 6) решение о выделении единовременной социальной выплаты на строительство жилья Левков О.В. было принято Министерство, в котором храниться учетное дело Левков О.В. (л.д. 90 - 91).
ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес Районной администрации направлялось сообщение, из которого следует, что: 1) согласно выписке из постановления Администрации Шалинского сельсовета Манского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ№ «О признании нуждающимися в улучшении жилищных условий» (в редакции постановления от ДД.ММ.ГГГГ №), Левков О.В. и ее семья (муж, дочь) признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий ДД.ММ.ГГГГ; 2) заявление от Левковой О.В. на включение ее в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание постоянно проживать в сельской местности и работать там (далее - заявление, мероприятие), реализуемого в рамках Подпрограммы, принято специалистом Районной администрации ДД.ММ.ГГГГ, то есть ранее, чем у Левковой О.В. наступило основание на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ; 3) представленная в составе документов Левковой О.В. выписка из домовой книги (представлена выписка из похозяйственной книги), являющаяся в соответствии п. 3 Порядка обязательным документом, прилагаемым к заявлению самим заявителем, датирована ДД.ММ.ГГГГ, то есть после окончания срока приема органами местного самоуправления заявлений и документов от заявителей - до 01 сентября года, предшествующего году реализации мероприятия, что послужило причиной того, что Левков О.В. не была включена Районной администрацией в список изъявивших желание улучшить жилищные условия в рамках подпрограммы в 2016 г., однако заявление Левков О.В., принятое специалистом Районной администрацией ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие оснований для ею принятия на указанную дату, не может рассматриваться как заявление Левков О.В. на участие в мероприятии в 2017 г. (л.д. 92 - 93).
МБДОУ ДС «Радуга» предоставлена справка от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что Левков О.В. действительно работает МБДОУ детский сад «Радуга» на постоянной основе с ДД.ММ.ГГГГ и занимает должность уборщик служебных помещений, на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №, Левков О.В. находится в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 03 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 94 - 95).
Шалинским сельсоветом предоставлена выписка из похозяйственной книги по адресу: <адрес>, в соответствии с которой по указанному адресу на регистрационном учете состоят: Левков А.А. (глава), Левков О.В. (жена), Левков Але.А. (дочь), Левков Али.А. (дочь), Левков Ана.А. (дочь), Л.Анн,А..А. (дочь), Левков Анж.А. (дочь), и они являются собственниками 11 свиней, 04 коз (л.д. 97).
ОП № МО МВД России «Уярский» по запросу суда предоставлены сведения о том, что уголовных дел в отношении Левков О.В., по факту получения социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности не возбуждалось, процессуальных проверок не проводилось (л.д. 113).
Районной администрацией по запросу суда предоставлена информация о том, что: 1) приказом от ДД.ММ.ГГГГ № глава крестьянского (фермерского) хозяйства Левков А.А. исключен из реестра субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки; 2) индивидуальный предприниматель, глава крестьянского (фермерского) хозяйства Левков О.В. включена в реестр субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки, приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №-о, однако приказом от ДД.ММ.ГГГГ №-о глава крестьянского (фермерского) хозяйства Левков О.В. исключена из реестра субъектов агропромышленного комплекса края, претендующих на получение государственной поддержки; 3) МБДОУ детский сад «Радуга» относится к социальной сфере; 4) с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время молодые специалисты, молодые семьи, изъявившие желание жить и осуществлять свою трудовую деятельность в сельской местности могут использовать свое право на участие в Подпрограмме (л.д. 114).
Министерство ранее уже обращалось в Манский районный суд Красноярского края с исковым заявлением о взыскании с Левков О.В. социальной выплаты в размере 1 555 200 руб. 00 коп. (из-за нарушения Левков О.В. своих обязательств по Договору П о регистрации права собственности на нее и членов ее семьи на выстроенный жилой дом, по адресу: <адрес>, который является незавершенным объектом строительства), и по вынесенному судом решению от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Министерства к Левков О.В. были удовлетворены со взысканием с Левков О.В. в пользу Министерства указанной денежной суммы (л.д. 115 - 120).
ДД.ММ.ГГГГ, тем не менее, судебной коллегией по гражданским делам Красноярского краевого суда вынесено апелляционное определение, которым решение от ДД.ММ.ГГГГ было отменено с принятием нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Министерства к Левков О.В., поскольку: 1) Левков О.В. были соблюдение все условия, с которыми Подпрограмма и Порядок связывают получение участником мероприятия социальной выплаты по Подпрограмме, все необходимые для этого документы Левков О.В. предоставила Министерству; 2) данных о том, что документы для перечисления денежных средств социальной выплаты, содержали недостоверные сведения, не имеется, а доказательством того, что Левков О.В. соответствовала условиям Программы является Договор П, заключенный ею с Министерством и Районной администрацией; 3) социальная выплата была получена Левков О.В. для строительства дома, зачислена на счет Левков О.В. ДД.ММ.ГГГГ по платежному поручению Министерства от ДД.ММ.ГГГГ №, и в рамках реализации условий Договора П Левков О.В. заключила с ООО «Завод нестандартного оборудования» договор от ДД.ММ.ГГГГ поставки и монтажа продукции производственно-технического назначения на общую сумму 465 000 руб. 00 коп., который были выплачены Левков О.В. в адрес ООО «Завод нестандартного оборудования»; 4) ООО «Завод нестандартного оборудования» в рамках договора от ДД.ММ.ГГГГ приняло на себя перед Левков О.В. обязательство изготовить винтовые сваи, произвести их монтаж, изготовить и смонтировать металлокаркас под жилой дом за 15 дней с момента поступления денежных средств на расчетный счет ООО «Завод нестандартных металлоконструкций», которые зачисляются в рамках 100% предоплаты; 5) решением Березовского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим законную силу, установлено, что ООО «Завод нестандартного оборудования» в полном объеме не выполнило свои обязательства по договору с Левков О.В., в связи с чем суд взыскал с указанного ответчика в пользу Левков О.В. 398 258 руб. 17 коп.; 6) тем самым, судебной коллегией признано, что Левков О.В. своим обязательства по Договору П выполнила, заключив с ООО «Завод нестандартного оборудования» договор на строительство дома, однако по независящим от нее причинам не смогла в полном объеме произвести строительные работы, и это в условиях того, что: 1)Левков О.В., являясь многодетной матерью, имея не иждивении 04 несовершеннолетних детей, принимала меры по завершению строительства дома, на строительство которого использовала средства материнского капитала; 2) по сведения ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ степень готовности незавершенного строительства дома по указанному адресу составляет 58% (л.д. 121 - 130).
Левков О.В., как установлено судом, на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении социальной выплаты по Подпрограмме имела трудоустройство, как у ИП Левков А.А. (с ДД.ММ.ГГГГ), так и в МБДОУ детский сад «Радуга» (с ДД.ММ.ГГГГ), и обе эти работы давали Левков О.В. право на получение социальной выплаты по Подпрограмме, а на момент заключения Договора П у Левков О.В. имелся также статус индивидуального предпринимателя, главы КФХ (с ДД.ММ.ГГГГ), который также давал ей право на получение указанной социальной выплаты с условием осуществления Левков О.В. индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе и в социальной сфере в сельской местности.
ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленным материалам, Левков О.В., достигшей на указанную дату возраста 32 года, было подано заявление о включении ее в состав участников мероприятия по предоставлению социальных выплат на строительство (приобретение) жилья молодым семьям и молодым специалистам, проживающим или работающим в селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в соответствии с Подпрограммой, однако конкретных оснований, по которым Левков О.В. просила предоставить данную выплату в этом заявлении не указано, равно как и не было указано в этом заявлении перечня документов, которые представила Левков О.В. при подаче данного обращения, а из ответов Районной администрации следует, что документов о трудоустройстве у ИП Левков А.А. Левков О.В. к этому заявлению не приложила (была приложена только выписка из ЕГРИП), в связи с чем суд признает, что Левков О.В. могла требовать предоставления социальной выплаты по основаниям, предусмотренным подп. 1 п. 3.1 Подпрограммы, и как «молодой специалист», и как «молодая семья».
Левков О.В., как указывалось выше, на момент подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ не имела статуса индивидуального предпринимателя, главы КФХ, однако такой статус был получен ею на момент подписания Договора П, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, и именно условие об осуществлении Левков О.В. предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или в социальной сфере в сельской местности не менее 05 лет со дня предоставления социальной выплаты, предусмотренной Подпрограммой, было основанием для получения Левков О.В. данной выплаты по Договору П, а соответственно при таких данных суд приходит к выводу о том, что Министерство само определило условия, по которым указанная выплата может быть предоставлено Левков О.В., как лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность в указанных сферах деятельности.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством на основании сведений, представленных Левков О.В. ДД.ММ.ГГГГ, было составлено уведомление о необходимости заключения нового трехстороннего договора с данным министерством и Районной администрацией на срок не менее 05 лет со дня получения Левков О.В. социальной выплаты, предусмотренной Подпрограммой, однако, давая оценку указанному документу, суд учитывает: 1) Министерством не представлено сведений о вручении этого документа Левков О.В. или его отправки в ее адрес; 2) условия заключения Договора П с Левков О.В. с указанием на ее обязательство осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или в социальной сфере в сельской местности сами по себе исключали необходимость заключения нового трехстороннего договор (соответствующие условия Договора П определены Министерством самостоятельно, согласованы, как с Левков О.В., так и Районной администрацией, сведениям ЕГРИП не противоречили); 3) несмотря на выставление ДД.ММ.ГГГГ требования о заключении нового трехстороннего договора Министерство, тем не менее, являюсь главным распорядителем денежных средств Подпрограммы, ДД.ММ.ГГГГ перечислило социальную выплату по Подпрограмме на счет Левков О.В. в АО «Россельхозбанк», а это, как считает суд, в совокупности, свидетельствует о том, Министерство, вступив в отношения с Левков О.В. по Договору П и исполнив его ДД.ММ.ГГГГ, согласилось с тем, что подача Левков О.В. заявления от ДД.ММ.ГГГГ не препятствует исполнению Договора П и эта сделка является действительной.
Министерство перечислило Левков О.В. социальную выплату по Подпрограмме, предусмотренную Договором П, ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем суд в условиях содержания п. 2.5.2 Договора П признает, что на момент прекращения Левков О.В. предпринимательской деятельности в качестве главы КФХ (ДД.ММ.ГГГГ) ею был выработан установленный этим пунктом Договора П срок осуществления указанной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе (не менее 05 лет с момента получения социальной выплаты), а это обстоятельство, с учетом: 1) отсутствия исковых требований Министерства о признании Договора П недействительной сделкой, в том числе и по мотиву его ничтожности из-за несоответствия публичным интересам РФ; 2) непредоставления Министерством доказательств привлечения к уголовной ответственности должностных лиц самого министерства, Районной администрации, способствовавших незаконному получения Левков О.В. социально выплаты по Подпрограмме из-за ничтожности Договора П, состоящих с нею в преступном сговоре на получение этой выплаты, в силу ст. ст. 10, 166 ГК РФ исключает возможность взыскания с Левков О.В. заявленной Министерством денежной суммы.
ОСФР по Красноярскому краю действительно представлены документы об отсутствии сведений о работе Левков О.В. у ИП Левков А.А., однако наличие таких данных из указанного ОСФР не свидетельствует о фальсификации сведений о трудоустройстве Левков О.В. у данного ИП, поскольку: 1) согласно ст. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», ч. 2 ст. 22 ТК РФ соответствующие пенсионные отчисления на Левков О.В. производятся ИП Левков А.А. самостоятельно и именно он, как работодатель-страхователь, несет ответственность за их своевременное перечисление пересеянному органу; 2) в Договоре П отсутствует указание на осуществление Левков О.В. трудовой деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере в сельской местности, в том числе и у ИП Левков А.А., в качестве основания для получения социальной выплаты, предусмотренной Подпрограммой.
Левков О.В. в рамках поданных возражений на исковое заявление заявлены требования вынести судом решение об привлечении к ответственности Министерства и удалении Министерством лживой и порочащей ее информации, которую распространяет это Министерство, например «сайт госуслуг», однако эти требования Левков О.В. разрешению не подлежат, поскольку в силу ч. 3 ст. 196 ГПК РФ выходят за пределы судебного разбирательства по гражданскому делу, в котором предметом спора являются требования Министерства о взыскании социальной выплаты, однако это не исключает право Левков О.В. обратиться с самостоятельным иском.
Основываясь на изложенном и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства и торговли Красноярского края, имеющего ОГРН 1082468046627, ИНН 2466213840, к Левков О.В., имеющей паспорт гражданина РФ (серия № №, выдан ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №) о взыскании социальную выплату в размере 1 555 200 руб. 00 коп.- отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано участниками процесса, прокурором в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи жалобы или представления через Манский районный суд Красноярского края в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Мордвинов
Резолютивная часть решения оглашена 22 октября 2024 г.
Мотивированное решение изготовлено 28 октября 2024 г.
Копия верна
судья Манского районного суда Красноярского края А.П. Мордвинов