Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Ждановой О.В.,
при секретаре Балезиной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению администрации г.Перми к Управлению федеральной службы судебных приставов России по Пермскому краю, Министерству финансов Российской федерации в лице уполномоченного органа Управления федерального казначейства по Пермскому краю, третьи лица: сулейманов Р.Х., судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю А.Д. Скрынник об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация г.Перми обратилась в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению СПИ МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № об обязанности администрации г.Перми предоставить Сулейманову Р.Х. на состав семьи из пяти человек по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 36,5 кв.м. в черте г. Перми.
В обоснование указанных требований заявитель указал, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств.
Администрация г.Перми не может исполнить решение суда по объективным причинам, поскольку предоставление жилья участковым уполномоченным милиции относится к расходным обязательствам РФ, должно осуществляться за счет средств Федерального бюджета. Исполняя решения суда о предоставлении жилых помещений участковым уполномоченным милиции, администрация г. Перми несет убытки. Денежные средства из федерального бюджета на исполнение решений о предоставлении жилья участковым уполномоченным милиции не выделялись и не выделяются. На исполнении администрации г. Перми находится более трехсот решений суда, в том числе 57 решений о предоставлении жилых помещений участковым уполномоченным милиции. Однако администрация г. Перми предпринимала и предпринимает меры для исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений. Взыскатель Сулейманов Р.Х. дал свое согласие на заселение в предложенное администрацией г. Перми жилое помещение, двухкомнатную квартиру <адрес>.
Истец – Администрация города Перми о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивают по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики – Министерство финансов РФ, УФК по Пермскому краю о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представили ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третьи лица - МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФК по Пермскому краю, Сулейманов Р.Х. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, УФССП по Пермскому краю в заявлении просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие своего представителя.
Исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства №, суд приходит к следующему.
Решением <данные изъяты> районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на администрацию г.Перми возложена обязанность предоставить Сулейманову Р.Х. на семью из пяти человек благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте города Перми общей площадью не менее 36,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю на основании выданного для исполнения решения суда исполнительного листа № от ДД.ММ.ГГГГ о представлении Сулейманову Р.Х. благоустроенного жилого помещения возбуждено исполнительное производство, срок для исполнения пять дней со дня получения постановления.
1ДД.ММ.ГГГГ СПИ МОСП УФССП по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации г.Перми исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, в связи с тем, что должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств и вызвано другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при той степени осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения.
Доводы заявления о том, что обязательство о предоставлении жилого помещения является жилищно-правовым отношением и к нему не могут применяться положения ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств, основаны на неправильном понимании положений законодательства, регулирующего отношения, возникающие в ходе исполнения решения суда.
В соответствии со ст.1 ФЗ «Об исполнительном производстве» …настоящий федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Согласно ст.3 ФЗ «Об исполнительном производстве» …законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве основано на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц. Нормы федеральных законов, регулирующие условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Таким образом, отношения, возникающие после возбуждения исполнительного производства и связанные с принудительным исполнением судебных актов, регулируются ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которого имеют приоритетное значение по отношению к другим нормативным актам в области исполнительного производства.
В соответствии с ч.ч.1, 2, 6 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получении копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно п.12 ст.30 ФЗ «Об исполнительном производстве» срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В резолютивной части постановления о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель обязал должника предоставить жилье взыскателю в течение пяти дней со дня получения копии постановления, о чем немедленно сообщить судебному приставу-исполнителю.
Доказательств невозможности исполнения исполнительного документа вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств должником судебному приставу-исполнителю представлено не было вплоть до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Доводы заявителя о том, что у администрации г.Перми отсутствует возможность исполнить решение о предоставлении жилого помещения ввиду его отсутствия не могут быть отнесены к чрезвычайным и непредотвратимым при данных условиях обстоятельствам, которые позволили бы судебному приставу-исполнителю освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с п.7 ст.112 ФЗ "Об исполнительном производстве" …при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст.401 ГК РФ …лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда требований исполнительного документа, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника – Администрацию г.Перми.
Доводы Администрации г. Перми о том, что решение суда администрация г.Перми не может исполнить, поскольку необходимый для исполнения аналогичных решений суда жилищный фонд отсутствует, должником проводится работа по взысканию средств с федерального бюджета, в том числе, на основании решений Арбитражного суда Пермского края с Минфин РФ, ГУВД по Пермскому краю, о том что иски администрации г. Перми были удовлетворены, поступившие денежные средства по указанным решениям арбитражного суда Пермского края будут направлены на исполнение судебных решений, какими либо доказательствами не подтверждены. Суду не представлены объективные данные о том, что у должника отсутствуют свободные жилые помещения.
Кроме того, суд считает недоказанным, что администрацией г. Перми было направлено в адрес взыскателя Сулейманова Р.Х. письменного предложения о предоставлении квартиры по адресу <адрес>, на что было дано согласие. Помимо этого, решение суда может быть признано исполненным только в случае фактического заселения взыскателя в предложенное должником жилое помещение. Такие обстоятельства судом не установлены.
Соответственно, суд приходит к убеждению, что должником не представлено доказательств того, что им предприняты все меры для надлежащего исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований администрации г.Перми об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств Управления федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о взыскании исполнительского сбора отДД.ММ.ГГГГ в размере 5 000 рублей по исполнительному производству № о предоставлении Сулейманову Р.Х. на состав семьи из пяти человек по договору социального найма отдельного благоустроенного жилого помещения общей площадью не менее 36,5 кв.м. в черте города Перми – отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми.
Судья: О.В.Жданова