Дело № 2а-1016/2019
УИД 24RS0018-01-2019-001223-65
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2019 года г. Зеленогорск
Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Жуков К.М., рассмотрев в упрощенном (письменном) порядке административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 7 по Красноярскому краю к Генераловой И. А. о взыскании суммы задолженности по налогам,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю (далее – МИФНС № 7) обратилась в суд с административным иском к Генераловой И.А. о взыскании недоимки по пени 47,25 рублей, в том числе за 2015 год 13,15 рублей, за 2016 год 34,10 рублей по уплате транспортного налога, мотивированы требования тем, что ответчик является плательщиком транспортного налога. В связи с тем, что ответчик добровольно не исполнил обязанность по уплате транспортного налога, начисленного за 2015 год 1880 рублей, за 2016 год 1885 рублей. Инспекцией начислена пеня в сумме 47,25 руб., в том числе за 2015 год 13,15 рублей, за 2016 год 34,10 рубля. Требования об уплате налога №17126 от 23.12.2016, № 4982 от 09.02.2018 оставлены ответчиком без удовлетворения.
Административный ответчик письменных возражений на административный иск не представил в суд, возражений против упрощенного (письменного) порядка судебного разбирательства также не направил. Судебное извещение с разъяснением прав и порядка упрощенного (письменного) порядка судебного разбирательства Генераловой И.А. не получено, возвращено по истечении срока хранения на почте.
Изучив материалы дела, суд находит требования административного истца не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пени, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пени, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пени, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Конституционный Суд РФ в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О отметил, что Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).
Согласно Письму ФНС России от 24.12.2013 № СА-4-7/23263 «О направлении обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год» исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока бесспорного или судебного взыскания задолженности по налогу пени не могут служить способом обеспечения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.
В силу ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы ст. 362 НК РФ предусматривают, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии с п. 3. ст. 363 НК РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.
Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Судом установлено, что в 2015 – 2016 годы ответчик Генералова И.А. являлась собственником транспортного средства <данные изъяты> года выпуска.
Являясь лицом, на которое было зарегистрировано указанное транспортное средство, административный ответчик является плательщиком транспортного налога и обязан производить уплату налогов в установленные законом сроки.
Согласно налоговому уведомлению № 81982878 от 27.08.2016 ответчику по данному транспортному средству начислен транспортный налог за 2015 год на общую сумму 1885 рублей, срок уплаты налога установлен не позднее 01.12.2016.
Данный налог ответчиком не уплачен, в связи с чем было направлено требование №17126 по состоянию на 23.12.2016, в котором в срок до 14.02.2017 предлагалось уплатить задолженность по налогам, в том числе по транспортному налогу в размере 1880 рублей, пени в размере 13,16 рублей.
06.09.2018 и.о. мировым судьей судебного участка № 136 в ЗАТО г. Зеленогорска – мировым судьей судебного участка № 30 в ЗАТО г. Зеленогорска вынесен судебных приказ о взыскании с Генераловой И.А. задолженности по налогам и пени за 2014-2016 годы 4809,01 рублей.
Определением мирового судьи судебного участка № 30 в ЗАТО г. Зеленогорск Красноярского края от 27.09.2018 отменен судебный приказ № 2а-366/2018 от 06.09.2018, выданный по заявлению МИФНС № 7, о взыскании с Генераловой И.А. задолженности по пени по транспортному налогу и пени за 2014-2016 годы в размере 4809,01 рублей.
МИФНС № 7, обратившись на судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа спустя более шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования №17126 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, был существенно пропущен установленный ч. 2 ст. 286 КАС РФ, п. 2 ст. 48 НК РФ процессуальный срок.
Таким образом, на момент обращения МИФНС № 7 в Зеленогорский городской суд с настоящим административным иском 05.08.2019 налоговым органом уже был пропущен процессуальный срок.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ, абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ предусмотрена возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций.
Бремя доказывания уважительности причин пропуска срока возложено на административного истца в силу общего правила распределения обязанности по доказыванию, установленного ст. 62 КАС РФ.
Разрешая заявленные требования, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока, поскольку налоговым органом в нарушение положений ст. 62 КАС РФ не представлены доказательства уважительности пропуска такового.
Определение об отмене судебного приказа направлено мировым судьей в установленный срок, что подтверждается распиской с личной подписью представителя налогового органа.
Представленные материалы указывают на то, что МИФНС России № 7 располагала достаточным временем для подготовки и направления в суд заявления о взыскании с ответчика задолженности по пени.
При этом, административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, который должен знать и соблюдать процессуальные правила обращения с иском в суд.
Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств, без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
С учетом изложенного, заявленное требование о взыскании с Генераловой И.А. задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 год в сумме 47,25 рублей не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 7 по Красноярскому краю к Генераловой И. А. о взыскании задолженности по пени по транспортному налогу за 2015 и 2016 годы в сумме 47,25 рублей оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд в 15-дневный срок со дня получения копии решения.
Судья К.М.Жуков