Дело № 2а-529 14 марта 2018 года
г.Архангельск
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Уткиной И.В.,
при секретаре Лукиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске административное дело по административному иску Никитина Владимира Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным,
установил:
Никитин В.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным. В обоснование иска указал, что постановлением № от 02.06.1994 КИЗ «Зеленец» был предоставлен в аренду земельный участок площадью 0,8256 га в Цигломенском территориальном округе в жилом районе «Зеленец» на период строительства шести одноквартирных жилых домов на условиях договора о землепользовании, на основании чего 02.06.1994 был заключён договор аренды земельного участка. Истец является членом КИЗ «Зеленец». 06.08.2004 между истцом и КИЗ «Зеленец» был заключён договор субаренды земельного участка площадью 1200 кв.м, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер *** с адресом места нахождения: ул.З., Цигломенский территориальный округ, ул.З., на котором также располагается жилой дом, построенный истцом. 07.08.2017 истец обратился в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью 83,5 кв.м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск, Цигломенский территориальный округ, ул.Зеленец, д.48, корп.2. К заявлению были приложены документы: кадастровый паспорт задания от 06.10.2016, справка КИЗ «Зеленец» от 09.04.2017, кадастровый паспорт земельного участка от 27.07.2016, постановление от 02.06.1994, протокол от 29.04.1994, распоряжение от 01.06.1994, протокол от 10.04.2017, лист записи от 18.04.2017, квитанция об уплате государственной пошлины. 17.08.2017 ответчиком было принято решение № о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом по следующим основаниям: не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, на котором расположен жилой дом, представлены только копия договора аренды, что противоречит действующему законодательству. 12.09.2017 указанные недостатки были устранены, представлены дополнительные документы: договор аренды от 02.06.1994 № (и), кадастровый паспорт здания от 06.10.2016 №, договор субаренды от 06.08.2004. 15.09.2017 ответчиком к ранее принятому решению № было вынесено дополнительное уведомление о приостановлении государственной регистрации права собственности на жилой дом по следующим основаниям: договор аренды и договор субаренды не зарегистрированы в установленном порядке, поэтому не могут рассматриваться как основание для государственной регистрации права собственности, иных документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок не представлено. 17.11.2017 к ранее принятому решению № было вынесено уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом по следующим основаниям. Согласно сведениям из ЕГРН жилой дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами *** и *** Правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером *** не представлен, земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве собственности иному лицу. Из договоров аренды и субаренды земельных участков не представляется установить расположение жилого дома на земельном участке. Полагает решение от 17.11.2017 незаконным, поскольку оно нарушает права и законные интересы истца. На момент заключения договора аренды земельный участок не был сформирован и не поставлен на кадастровый учёт. Жилому дому был присвоен адрес, утверждена схема расположения земельного участка, подготовлен и согласован межевой план. В заключении кадастрового инженера указано, что в кадастровой выписке на здание *** ошибочно указан земельный участок с кадастровым номером ***. Земельному участку был присвоен кадастровый номер, и он внесён в государственный кадастр недвижимости. В кадастровом паспорте на земельный участок с кадастровым номером *** указан кадастровый номер объекта капитального строительства ***. Просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 17.11.2017 № об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом площадью *** кв.м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск, Цигломенский территориальный округ, ул.З.; обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на указанный жилой дом на основании заявления от 07.08.2017 и представленных документов.
В судебное заседание административный истец не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.
Представитель административного истца исковые требования поддержал, указал, что административным истцом для регистрации права собственности на жилой дом были представлены все необходимые документы, в том числе договор аренды земельного участка, договор субаренды, справка КИЗ, подтверждающие право пользования истца земельным участком. В договорах аренды и субаренды отсутствует указание, что данные договоры подлежат государственной регистрации. Иные представляемые документы на регистрацию не были приняты. В материалах дела, а также на сайте «Публичная кадастровая карта» содержатся официальные сведения о расположении жилого дома с кадастровым номером *** на земельном участке с кадастровым номером ***. В межевом плане также указано об ошибке в отношении расположения дома на земельном участке с кадастровым номером ***.
Представитель административного ответчика Кремлева И.Н. с требованиями не согласилась, указала, что в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости было отказано по одному основанию – не представлены правоустанавливающие документы на земельный участок. В решении об отказе в государственной регистрации также указано в качестве основания для отказа нахождение жилого дома на двух земельный участках, один из которых принадлежит иному лицу. Данная ошибка может быть исправлена по заявлению кадастрового инженера и не повлияла на принятие решения об отказе в государственной регистрации.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Из материалов дела усматривается, что 07.08.2017 Никитин В.Н. обратился в Управление Росреестра по Архангельской области и НАО с заявлением о государственной регистрации права собственности на жилой дом площадью *** кв.м с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: Архангельская область, г.Архангельск, Цигломенский территориальный округ, ул.З..
К заявлению были приложены документы: кадастровый паспорт задания от 06.10.2016, справка КИЗ «Зеленец» от 09.04.2017, кадастровый паспорт земельного участка от 27.07.2016, копия постановления от 02.06.1994, копия протокола от 29.04.1994, копия распоряжения от 01.06.1994, копия протокола от 10.04.2017, копия листа записи от 18.04.2017, квитанция об уплате государственной пошлины.17.08.2017 ответчиком в адрес Никитина В.Н. было направлено уведомление о приостановлении государственной регистрации № до 16.11.2017 на основании п.5 ч.1 ст.26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку на регистрацию была представлена только копия договора аренды земельного участка от 02.06.1994 № (и), заключённый между мэрией г.Архангельска и КИЗ «Зеленец».
12.09.2017 административным истцом были представлены дополнительные документы: договор аренды от 02.06.1994 № (и), кадастровый паспорт здания от 06.10.2016 №, договор субаренды от 06.08.2004.
15.09.2017 ответчиком в адрес Никитина В.Н. было направлено дополнительное уведомление о приостановлении государственной регистрации № до 16.11.2017 по следующим основаниям. Государственная регистрация прав на созданное здание, для строительства которого не требуется разрешение на строительство, осуществляется на основании технического плана такого объекта недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект недвижимости. Договор аренды и договор субаренды не зарегистрированы в установленном порядке, иных документов, подтверждающих право заявителя на земельный участок, на котором расположен жилой дом, не представлено.
17.11.2017 ответчиком было принято решение № об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом по следующим основаниям. Согласно сведениям ЕГРН жилой дом расположен на земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***. Правоустанавливающий документ на земельный участок с кадастровым номером *** не представлен, земельный участок с кадастровым номером *** принадлежит на праве собственности иному лицу. Из договоров аренды и субаренды земельных участков не представляется возможным установить расположение жилого дома на земельном участке.
Согласно п.1 ст.14 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Как указано в п.5 ч.1 ст.26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В силу ст. 27 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Проверяя законность принятого административным ответчиком решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом, суд полагает, что отказ административного ответчика соответствует установленным нормам.
Как указано в п.10 ст.40 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учёт и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение, для строительства которых в соответствии с федеральными законами не требуется разрешение на строительство, а также на соответствующий объект незавершенного строительства осуществляются на основании технического плана таких объектов недвижимости и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположены такие объекты недвижимости, или документа, подтверждающего в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации возможность размещения таких созданных сооружений, а также соответствующих объектов незавершенного строительства без предоставления земельного участка или установления сервитута.
Для государственной регистрации права собственности на жилой дом административным истцом в качестве правоустанавливающего документа был представлен договор аренды земельного участка № (и) от 02.06.1994, заключённый между Администрацией г.Архангельска и КИЗ «Зеленец», по условиям которого земельный участок в Цигломенском округе площадью 0,8256 га на период строительства предоставлен в аренду КИЗ «Зеленец».
На основании договора субаренды земельного участка от 06.08.2004 КИЗ «Зеленец» предоставил Никитину В.Н. в субаренду из общего земельного участка (из земель населённых пунктов) часть земельного участка площадью *** кв.м для строительства одноквартирного индивидуального жилого дома. Местоположение земельного участка: Архангельская область, г.Архангельск *** в Цигломенском округе. Договор субаренды заключён на неопределённый срок.
Однако договор субаренды земельного участка надлежащим образом не зарегистрирован.
Судом не принимается во внимание довод представителя административного истца о том, что в договорах аренды и субаренды отсутствует указание, что данные договоры подлежат государственной регистрации, поскольку указанная обязанность установлена законодательством и не зависит от усмотрения сторон.
Кроме того на момент заключения указанных договоров земельный участок, на котором располагается жилой дом, не был сформирован и в отношении него не проведён государственный кадастровый учёт.
Земельному участку был присвоен кадастровый номер ***, он был поставлен на кадастровый учёт и в отношении участка был выдан кадастровый паспорт 27.07.2017.
В силу п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.
Из указанной нормы права следует, что на образованный земельный участок прежний договор аренды не распространяется.
Административному истцу была выделена часть земельного участка, что привело к образованию нового земельного участка с другим кадастровым номером ***.
Таким образом, правоустанавливающих документов на земельный участок с кадастровым номером *** заявителем представлено не было.
Довод представителя административного истца о том, что из ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» не следует обязательное предоставление правоустанавливающего документа на земельный участок для регистрации права собственности на жилой дом основан на неверном толковании нормы права.
Ссылка представителя административного истца на справку на л.д. 15 о том, что Никитину В.Н. выделен земельный участок 1200 кв.м согласно договору субаренды от 06.08.2004 с присвоенным кадастровым номером ***, а также на дополнительное соглашение к договору субаренды, в котором сторонами дополнен пункт с внесением кадастрового номера земельного участка, является необоснованной, так как на регистрацию в Управление Росреестра была представлена справка иного содержания без указания кадастрового номера земельного участка. Указанная справка представлена в материалы дела представителем административного ответчика для сравнения. Дополнительное соглашение на регистрацию не предоставлялось.
В отношении такого основания отказа в регистрации права собственности на жилой дом как расположение жилого дома на двух земельных участках с кадастровыми номерами *** и ***, суд приходит к следующему.
Представленным кадастровым паспортом земельного участка с кадастровым номером ***, межевым планом, сведениями с сайта «Публичная кадастровая карта» подтверждается, что жилой дом с кадастровым номером *** располагается в пределах земельного участка с кадастровым номером ***. Указание кадастровым инженером, что объект капитального строительства с кадастровым номером *** располагается на земельном участке с кадастровым номером *** является ошибкой, не оспаривалось представителем административного ответчика, которая также указала, что данная ошибка может быть исправлена. Таким образом, указанное обстоятельство не повлияло на принятие решения об отказе в государственной регистрации права собственности на жилой дом.
При указанных обстоятельствах, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу соблюдён установленный нормативно-правовыми актами порядок принятия оспариваемого решения, основания для принятия оспариваемого решения и его содержание соответствуют законодательству, в частности ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Решение вынесено в пределах полномочий административного ответчика. Права, свободы и законные интересы административного истца оспариваемым решением нарушены не были.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска Никитина Владимира Николаевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании решения об отказе в государственной регистрации права на недвижимое имущество незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г.Архангельска в течение месяца.
Судья И.В. Уткина