стр. 019а г/пошлина 150 руб.
Судья Минина Н.В.
Докладчик Брагин А.А. Дело № 33а-7011/18
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
от 9 ноября 2018 года город Архангельск
Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Брагина А.А.,
судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.
при секретаре судебного заседания Мироненко М.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Коренькова Константина Михайловича на решение Вилегодского районного суда Архангельской области от 9 августа 2018 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Коренькова Константина Михайловича о признании незаконными действия (бездействия) прокуратуры Ленского района Архангельской области по направлению заявлений о привлечении к административной ответственности по статьям 6.3, 6.4 КоАП РФ, по статье 8.2 КоАП РФ от 10 мая 2018 года и по статье 8.2 КоАП РФ от 24 мая 2018 года должностным лицам, которые не вправе рассматривать вышеуказанное заявление, отказать.
В остальной части производство по делу прекратить».
Заслушав доклад судьи Брагина А.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Кореньков К.М. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным действия (бездействия) прокурора Ленского района Архангельской области по непривлечению виновных лиц администрации МО «Ленский муниципальный район» к административной ответственности за неисполнение представления прокурора от 17 октября 2017 года и по направлению его заявлений от 11 мая 2018 года о привлечении к административной ответственности по ст.ст. 6.3,6.4, 8.2 КоАП РФ руководителю Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.
В обоснование требований указал, что 11 мая 2018 года он обратился в прокуратуру Ленского района Архангельской области с письменными заявлениями о привлечении должностных лиц администрации МО «Ленский район» в связи с неисполнением представления прокурора от 17 октября 2017 года к административной ответственности, предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, а также привлечения должностных лиц администрации МО «Ленский район», ООО «ЖСК № 1», жильцов домов №**,** и ** по ******* к административной ответственности, предусмотренной ст.ст. 6.3, 6.4, 8.2 КоАП РФ. Однако в нарушение требований закона, мер по привлечению виновных лиц к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ прокуратурой Ленского района не принято. Заявление о привлечении лиц к административной ответственности по ст.ст. 6.3, 6.4, 8.2 КоАП РФ было незаконно направлено для рассмотрения руководителю Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области. Просит признать данные действия прокуратуры Ленского района Архангельской области незаконными.
Суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился административный истец Кореньков К.М. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в суде первой инстанции. Считает ошибочным вывод суда о том, что заявленное требование о привлечении должностных лиц администрации к административной ответственности не подлежит рассмотрению в порядке КАС РФ. Кроме того, полагает, что прокурором незаконно направлено его заявления о совершении административного правонарушения в другой орган, не проведена всесторонняя и полная проверка всех доводов, изложенных в заявлении.
В представленных возражениях старший помощник прокурора Ленского района Сычева А.С. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражения, выслушав объяснения представителя прокуратуры Малышева Я.В., судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданами права на обращение в органы прокуратуры регламентированы Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Закон о прокуратуре РФ) и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45 (далее – Инструкция).
Исходя из системного толкования положений ст.ст. 218, 226 и 227 КАС РФ для признания незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение этим прав и законных интересов заявителя.
При этом, исходя из положений ст. ст. 62, 226 КАС РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействий) возлагается на органы и лиц, которые их приняли или совершили, а обязанность по доказыванию того, какие права и свободы нарушены этими решениями, действиями (бездействиями), соответственно возлагается на лицо, которое их обжалует.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу ст. 10 Закона о прокуратуре РФ в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что11 мая 2018 года Кореньков К.М. обратился в прокуратуру Ленского района Архангельской области с заявлениями о возбуждении в отношении Разницыной О.Б., Кибалиной Л.А., Коноваловой В.Н. и Кокшаровой Л.В. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ и в отношении администрации МО «Ленский район» по ст.ст. 6.3 и 6.4 КоАП РФ.
15 мая 2018 года данные заявления были направлены руководителю Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области для рассмотрения, о чем было сообщено истцу.
24 мая 2018 года от Коренькова К.М. в прокуратуру поступило заявление о возбуждении в отношении ООО «Жилкомсервис № 1» и его директора Пинегина Д.Е. дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ
31 мая 2018 года данное заявление также было направлено руководителю Коряжемского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Архангельской области, о чем было сообщено истцу.
Разрешая административный спор, суд руководствовался ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ст.ст. 5, 10, 22-25, 25.1, 27, 28 Закона о прокуратуре РФ, п.п. 3.1, 5.1 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 21, п. 2 ст. 26 Федерального закона № 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. Проведение прокурором проверки соблюдения прав и свобод человека и гражданина осуществляется с учетом положений п.п. 2 - 15 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 2 ст. 22 Федерального закона № 2202-1 прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Перечень административных правонарушений, дела о которых возбуждаются прокурором, приведен в ст. 28.4 КоАП РФ, и в данный перечень не включены административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.3, 6.4, 8.2 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах направление обращения административного истца в орган, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, к полномочиям которого отнесено, в том числе осуществление санитарно-эпидемиологического контроля, не свидетельствует о бездействии прокурора.
Поскольку рассмотрение дел об административном правонарушении, предусмотренным ст.ст. 6.3, 6.4, 8.2 КоАП РФ отнесены к компетенции органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор(ст. 23.13 КоАП РФ), то обращения Коренькова К.М. в части привлечения виновных лиц к административной ответственности по указанным статьям КоАП РФ были направлены в Коряжемский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области.
При таких обстоятельствах доводы жалобы о нарушении права административного истца на рассмотрение обращений прокуратурой Ленского района в установленном законом порядке, являются несостоятельными, поскольку прокуратурой Ленского района своевременно перенаправлены заявления в Коряжемский территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Архангельской области для рассмотрения по существу, о чем сообщено административному истцу.
На основании вышеизложенного судебная коллегия считает правильными выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны прокуратуры Ленского района бездействия, связанного с рассмотрением заявлений административного истца от 11 мая 2018 года и 24 мая 2018 года, а также об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о нарушении права истца на рассмотрение обращений в установленном законом порядке.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд неправомерно прекратил производство в части требования незаконности действия (бездействия) прокурора Ленского района Архангельской области по непривлечению виновных лиц администрации МО «Ленский муниципальный район» к административной ответственности за неисполнение представления от 17 октября 2017 года несостоятелен в силу следующего.
Прекращая производство по делу в части, суд исходил из того, что данное требование не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в п. 1 постановления от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч.ч. 1 и 2 ст.ст. 1 КАС РФ); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч.ч. 1 и 3 ст. 1 КАС РФ).
К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельно░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░. 1 ░░. 4 ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. 46 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░ 24 ░░░░░░ 2005 ░░░░ № 508-░, ░░ 19 ░░░░ 2007 ░░░░ № 389-░-░ ░ ░░ 15 ░░░░░░ 2008 ░░░░ № 314-░-░).
░░░░░░░░ ░. 5 ░░. 1 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░. 17.7 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 9 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 84 ░░░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 310 ░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 309 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░ ░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 9 ░░░░░░░ 2018 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░.░. ░░░░