№2а-137/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2018 года с. Александровка
Александровский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Карякина Е.А.,
при секретаре судебного заседания Баджурак О.Н.,
с участием административного истца – прокурора Александровского района Оренбургской области Филиппова Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Александровского района Оренбургской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администраций муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области, по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, об обязании разработать Порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства и создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства на территории муниципальных образований.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Александровского района Оренбургской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административными исковыми заявлениями к администрациям муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области, о признании незаконным бездействия вышеуказанных администраций, выразившегося в непринятии мер по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Установлено, что в нарушение п. 28 ч. 1 ст. 14; п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» администрациями муниципальных образований Чебоксаровского, Яфаровского, Хортицкого, Тукаевского, Султакаевского, Романовского, Новомихайловского, Каликинского, Марксовского, Зеленорощинского, Ждановского, Георгиевского, Александровского, Добринского сельсоветов не принят нормативный правовой акт, регламентирующий порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, и не созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, что нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства, лишенных возможности реализовывать в установленном законом порядке свое право на участие в деятельности таких органов, на получение от органов местного самоуправления поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, влечёт за собой потерю доверия субъектов предпринимательского сообщества к органам местного самоуправления.
Впоследствии административный истец уточнил требования административных исковых заявлений, просил суд:
1.Признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства соответственно на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области.
2.Обязать администрации муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области:
2.1.Разработать Порядок создания координационного или совещательного органа в области развития малого и среднего предпринимательства.
2.2.Создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства соответственно на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
Определением суда вышеуказанные административные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В судебном заседании административный истец – прокурор Александровского района Филиппов Р.Н. поддержал требования административных исковых заявлений с учетом произведенного уточнения требований, дал пояснения, аналогичные содержащимся в тексте административных исковых заявлений, просил установить срок исполнения требований до 01.07.2018 года.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела административные ответчики представителей для участия в судебном заседании не направили, до начала судебного заседания от представителей административных ответчиков - глав администраций муниципальных образований поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представители административных ответчиков - главы администраций муниципальных образований Яфаровского, Хортицкого, Тукаевского, Султакаевского, Романовского, Новомихайловского, Каликинского, Марксовского, Зеленорощинского, Ждановского, Георгиевского, Александровского, Добринского сельсоветов, выразили несогласие с требованиями административных исковых заявлений, представив письменные возражения, указав, что Федеральный закон № 209-ФЗ не содержит требований совокупности всех условий для развития малого и среднего предпринимательства, указанных в ст. 11, неисполнение одного из полномочий закон не признаёт нереализованным «создание условий для развития малого и среднего предпринимательства» в целом. Считают, что действиями (бездействием) администраций муниципальных образований права, свободы и законные интересы субъектов предпринимательского сообщества нарушены не были, администрации не имеют права создавать координационный или совещательный орган в отсутствие утверждённого порядка, просили отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного ответчика - глава администрации муниципального образования Чебоксаровский сельсовет Ю.Ф. Золотцев указал на отсутствие возражений относительно требований административного искового заявления.
В соответствии с ч.6 ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. Явка административных ответчиков по настоящему делу судом не признана обязательной, судом определено рассмотреть административное дело в отсутствие представителей административных ответчиков.
Выслушав административного истца, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 39 кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 28 ч. 1 ст. 14, п. 25 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского, сельского поселения, а также муниципального района относится содействие развитию малого и среднего предпринимательства.
Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.
Согласно п.п. 1 и 5 ст. 3 Федерального закона № 209-ФЗ для целей указанного Федерального закона используются следующие основные понятия:
- субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям;
- поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляемая в целях развития малого и среднего предпринимательства в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации и муниципальными программами (подпрограммами), содержащими мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства, а также деятельность акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», осуществляемая в соответствии с настоящим Федеральным законом, в качестве института развития в сфере малого и среднего предпринимательства.
В соответствии с п. 5 ст. 11 Федерального закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Частью 3 статьи 13 Федерального закона № 209-ФЗ предусмотрено, что координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства создаются в целях:
1) привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к выработке и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
2) выдвижения и поддержки инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
3) проведения общественной экспертизы проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;
4) выработки рекомендаций органам исполнительной власти Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления при определении приоритетов в области развития малого и среднего предпринимательства;
5) привлечения граждан, общественных объединений и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся реализации права граждан на предпринимательскую деятельность, и выработки по данным вопросам рекомендаций.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона № 209-ФЗ порядок создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления определяется нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Решения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о создании координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства подлежат опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальных сайтах соответствующих государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сети «Интернет».
Из анализа вышеуказанных норм следует, что на административных ответчиков как на органы местного самоуправления возложена обязанность по содействию развития малого и среднего предпринимательства, в том числе путем создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства.
Администрациями Яфаровского, Хортицкого, Тукаевского, Султакаевского, Романовского, Новомихайловского, Каликинского, Марксовского, Зеленорощинского, Ждановского, Георгиевского, Александровского, Добринского сельсоветов не созданы координационные или совещательные органы в области развития малого и среднего предпринимательства, не оспаривалось это и в возражениях.
Таким образом, административными ответчиками не приняты все зависящие и входящие в сферу их компетенции действия (меры) по созданию координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства, то есть по решению в установленном порядке одного из вопросов местного значения муниципального образования (пункт 28 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ).
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования административных исковых заявлений подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые заявления прокурора Александровского района Оренбургской области - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администраций муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области по реализации полномочий в части создания координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства соответственно на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области.
Обязать администрации муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсовет Александровского района Оренбургской области:
1. Разработать Порядок создания координационного или совещательного орган в области развития малого и среднего предпринимательства.
2. Создать координационный или совещательный орган в области развития малого и среднего предпринимательства соответственно на территории муниципальных образований Чебоксаровский, Яфаровский, Хортицкий, Тукаевский, Султакаевский, Романовский, Новомихайловский, Каликинский, Марксовский, Зеленорощинский, Ждановский, Георгиевский, Александровский, Добринский сельсоветов Александровского района Оренбургской области в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в срок до 01.07.2018 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.А. Карякин
Решение в окончательной форме изготовлено 19.03.2018 года
Председательствующий судья Е.А. Карякин