Решение по делу № 33-641/2019 от 24.01.2019

Судья Чайкина С.Г.              Дело № 33-641/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего – судьи Мельниковой Г.Ю.,

судей – Хохлова И.Н., Нартдиновой Г.Р.,

при секретаре – Вахрушевой Л.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ижевске 06 февраля 2019 года дело по частной жалобе представителя Пешкова В.В.Грачевой А.С. на определение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом определения Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об исправлении описки, которым произведена замена стороны по гражданскому делу по иску Пешкова В.В. к АО СК «Опора» с АО СК «Опора» на ООО СК «Ангара» в части взыскания суммы основного требования в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи Мельниковой Г.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Пешков В.В. обратился в суд с заявлением о замене стороны должника его правопреемником, в котором просит заменить должника АО СК «Опора» на его правопреемника - ООО СК «Ангара».

Требования мотивированы тем, что решением Индустриального районного суда г.Ижевска УР от ДД.ММ.ГГГГ пункт 7 Полиса добровольного комплексного страхования автотранспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ, п. 9.16 Правил добровольного комплексного страхования автотранспортных средств, признаны недействительными. С АО СК «Опора» в пользу Пешкова В.В. взысканы страховое возмещение в размере <данные изъяты>, судебные расходы в размере <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ в АО СК «Опора» завершилась процедура передачи страхового портфеля по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также страхового портфеля по договорам добровольного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта) ООО «СК «АНГАРА».

Передача страховых портфелей осуществлена на основании договоров о передаче страховых портфелей, а также актов приема-передачи страховых портфелей между ООО СК «АНГАРА» и АО «СК Опора». Датой начала исполнения ООО СК «АНГАРА» обязательств по принятым договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель, является ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель заявителя Грачева А.С. настаивала на удовлетворении заявления.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие заявителя Пешкова В.В., представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заинтересованных лиц Пешковой Е.В., ПАО «Сбербанк России», извещенных о времени и месте рассмотрения надлежащим образом.

Судом вынесено вышеуказанное определение, на которое представителем заявителя подана частная жалоба.

В соответствии со ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ в суде апелляционной инстанции дело по частной жалобе рассмотрено без извещения сторон.

В частной жалобе представитель Пешкова В.В.Грачева А.С. просит определение суда отменить, ссылаясь на то, что ООО СК «Ангара» отвечает по обязательствам страховщика АО «СК Опора» в полном объеме.

Удовлетворяя заявление о процессуальном правопреемстве в части, суд руководствовался положениями ст. 44 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 26.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации», и, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для замены стороны должника с АО СК «Опора» на АО СК «АНГАРА», исключив обязательства в части выплаты судебных расходов.

Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 26.1 Закона РФ от 27 ноября 1992 года № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховщик (за исключением общества взаимного страхования) может передать, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан передать обязательства по договорам страхования (страховой портфель) одному страховщику или нескольким страховщикам (за исключением общества взаимного страхования), удовлетворяющим требованиям финансовой устойчивости и платежеспособности с учетом вновь принятых обязательств и имеющим лицензии на осуществление видов страхования, по которым передается страховой портфель (замена страховщика) (абз. 1 п. 1).

Со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля все права и обязанности по договорам страхования переходят к страховщику, принимающему страховой портфель (п. 14).

Разрешая заявленное Пешковым В.В. требование, суд первой инстанции руководствовался условиями представленного в материалы дела заключенного ДД.ММ.ГГГГ между АО «СК Опора» и ООО «СК Ангара» договора о передаче страхового портфеля. Согласно п. п. 2.2, 1.1 в страховой портфель, переданный по данному договору, включены обязательства по всем договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенным между АО «СК Опора» и страхователями.

Вместе с тем, решением Индустриального районного суда г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Пешкова В.В. к АО «СК Опора» (правопреемнику АО «СГ «УралСиб») о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа, судебных издержек удовлетворены судом ввиду неисполнения страховщиком обязательств по договору добровольного комплексного страхования автотранспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, вывод суда о передаче обязательств АО «СК Опора» перед Пешковым В.В. ООО «СК Ангара» в силу договора о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ является неверным.

При этом ДД.ММ.ГГГГ между АО «СК Опора» (страховщик) и ООО «СК Ангара» (управляющая страховая организация) заключен договор о передаче страхового портфеля.

В соответствии с п. 2.2 указанного договора в страховой портфель включаются:

2.2.1. Обязательства по всем Договорам страхования, итоговый перечень которых будет приведен в Акте приема-передачи страхового портфеля;

2.2.2. Обязательства по всем договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия страховщиком решения о передаче Страхового портфеля, не исполненные страховщиком в полном объеме или частично;

2.2.3. Активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов и указанные в п. 4.2.

Согласно п. 1.1 договора термин «договоры страхования» означает совместно договоры добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и договоры добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта), заключенные между страховщиком и страхователями.

Обязательства, указанные в пунктах 2.2.1 – 2.2.3 включаются в страховой портфель в объеме и на тех условиях, которые существуют на момент передачи страхового портфеля (то есть на момент подписания сторонами акта приема-передачи страхового портфеля).

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами подписан Акт приема-передачи страхового портфеля по следующим видам страхования:

- добровольное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

- добровольное страхование средств наземного транспорта (за исключением средств железнодорожного транспорта).

Следовательно, в перечень договоров страхования, обязательства по которым переданы Управляющей страховой организации, включен и договор, заключенный с Пешковым В.В. ДД.ММ.ГГГГ. Обратного заинтересованным лицом - ООО «СК Ангара» суду не представлено.

Таким образом, после передачи страхового портфеля, то есть с ДД.ММ.ГГГГ АО «СК Опора» перестала быть стороной по переданным договорам страхования.

Определяя объем переданных ООО «СК Ангара» прав и обязательств, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно п. 2 ст. 26.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» в состав передаваемого страхового портфеля включаются: 1) обязательства по договорам страхования, соответствующие сформированным страховым резервам; 2) активы, принимаемые для покрытия сформированных страховых резервов.

В силу п. 4 той же статьи страховщик, передающий страховой портфель, передает страховой портфель, сформированный на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, в составе, указанном в п. 2 ст. 26.1, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме, вместе с правами требования уплаты страховых премий (страховых взносов) по указанным договорам страхования страховщику, принимающему страховой портфель. Обязательства по одному договору страхования могут быть переданы только одному страховщику.

Пунктом 14 ст. 26.1 Закона РФ от 27.11.1992 №4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» предусматривается, что со дня подписания акта приема-передачи страхового портфеля к страховщику, принимающему страховой портфель, переходят все права и обязанности по договорам страхования.

С учетом изложенных нормативных положений судебная коллегия приходит к выводу о том, что с ДД.ММ.ГГГГ к ООО «СК Ангара» перешли все права и обязанности по договору страхования страховщика АО «СК Опора» в спорном правоотношении с Пешковым В.В., неисполнение которых установлено решением суда.

Согласно п. 2.3 договора о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ в перечень принимаемых страховщиком прав и обязанностей штрафные санкции (неустойки, пени, штрафы, компенсация морального вреда), судебные расходы, понесенные выгодоприобретателями в целях защиты своих прав в судебном порядке по обязательствам, возникающим из договоров добровольного страхования, не включены.

Согласно п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

В силу п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Как разъяснено в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.

Пунктом 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ установлен запрет на осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закону с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В соответствии с ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами РФ в области защиты потребителей, признаются недействительными (п. 1).

Незаконное исключение из объема обязательств по договору о передаче страхового портфеля выплаты штрафных санкций, компенсации морального вреда, судебных расходов, безусловно, влечет нарушение прав Пешкова В.В., являющегося страхователем по договору страхования, переданному ООО «СК Ангара» по договору от ДД.ММ.ГГГГ, а потому указанное условие договора о передаче страхового портфеля является ничтожным.

С учетом изложенного п. 2.3 договора о передаче страхового портфеля от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из страхового портфеля обязательств по выплате выгодоприобретателям штрафов, пеней, неустоек, компенсации морального вреда, расходов на проведение экспертизы, судебных расходов не подлежит применению при разрешении вопроса о пределах полномочий правопреемника, поскольку в силу п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ не влечет юридических последствий.

Кроме того, согласно размещенному на сайте Центрального банка Российской Федерации уведомлению АО «СК Опора» о передаче страхового портфеля (приложение к письму от ДД.ММ.ГГГГ), данная организация уведомляет о своем намерении в 2018 году передать страховой портфель по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, добровольного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и добровольного страхования средств наземного транспорта (за исключением железнодорожного транспорта) в связи с принятием АО «СК Опора» решения о добровольном отказе от осуществления указанных видов страхования. Страховой портфель будет передан ООО «СК Ангара». АО «СК Опора» передает страховой портфель, который состоит из обязательств по договорам страхования. Передаче подлежат обязательства, включая обязательства по договорам страхования, действующим на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, и договорам страхования, срок действия которых истек на дату принятия решения о передаче страхового портфеля, но обязательства по которым страховщиком не исполнены в полном объеме или частично.

ДД.ММ.ГГГГ на официальном сайте АО «СК Опора» в сети Интернет размещено уведомление о завершении процедуры передачи страхового портфеля, в том числе по договорам добровольного страхования средств наземного транспорта. Передача страховых портфелей осуществлена на основании договоров о передаче страховых портфелей, а также актов приема-передачи страховых портфелей между ООО «СК Ангара» и АО «СК Опора». Датой начала исполнения ООО «СК Ангара» обязательств по принятым договорам страхования, включенным в переданный страховой портфель, является ДД.ММ.ГГГГ.

На сайте ООО «СК Ангара» в сети Интернет также размещено уведомление о завершении процедуры принятия страхового портфеля, согласно которому с ДД.ММ.ГГГГ все права и обязанности по переданным договорам страхования перешли от АО «СК Опора» к ООО «СК Ангара».

По правилу ч. 2 ст. 13 Гражданского процессуального кодекса РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Из вышеназванных информационных сообщений, размещенных на общедоступных сайтах сторон договора, не следует, что ООО «СК Ангара» принимает страховой портфель по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с какими-либо изъятиями. Между тем, данная информация имела правовое значение, в том числе, для лиц, которым со страховой компании судебными решениями взысканы различные выплаты. Обладая сведениями о том, что при передаче страхового портфеля АО «СК Ангара» к указанной страховой организации по договору перешли не все обязательства АО «СК Опора», взыскатели имели бы возможность отказаться от замены страховщика. Отсутствие соответствующих уведомлений привело к тому, что они не стали возражать против такой замены.

При данных обстоятельствах обжалуемое определение подлежит отмене с разрешением вопроса по существу. Заявление Пешкова В.В. о замене должника на правопреемника следует удовлетворить.

Руководствуясь ст. 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

определение Индустриального районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ отменить, разрешить вопрос по существу.

Заявление Пешкова В. В.ча о замене стороны должника его правопреемником удовлетворить.

Произвести замену должника акционерное общество «Страховая компания «Опора» по решению Индустриального районного суда г.Ижевска от ДД.ММ.ГГГГ на общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ангара».

Частную жалобу представителя Пешкова В.В.Грачевой А.С. удовлетворить.

Председательствующий-судья             Г.Ю. Мельникова

Судьи                             И.Н. Хохлов

Г.Р. Нартдинова

33-641/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Пешков В.В.
Ответчики
АО Страхования Группа УралСиб
АОСтраховая компания "Опора"
АО Страховая группа УралСиб
Другие
пешкова Е.В.
ПАО Сбербанк России
Суд
Верховный Суд Удмуртской Республики
Судья
Мельникова Галина Юрьевна
Дело на сайте суда
vs.udm.sudrf.ru
06.02.2019Судебное заседание
21.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.02.2019Передано в экспедицию
29.08.2020Судебное заседание
29.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2020Передано в экспедицию
06.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее