Решение по делу № 2-549/2019 от 15.01.2019

Дело №2-549/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 февраля 2019 года г.Тамбов

Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:

председательствующего судьи Словесновой А.А.,

при секретаре Мжельской Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афаньковой Нины Владимировны к Управлению лесами Тамбовской области о возложении обязанности выделить древесину для собственных нужд,

УСТАНОВИЛ:

Афанькова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению лесами Тамбовской области о возложении обязанности выделить древесину для собственных нужд в размере 20 куб.м. для ремонта жилого *** в ***.

В обоснование иска указано, что администрация города Тамбова согласовала выделить ей для ремонта указанного выше жилого *** куб.м. древесины. Однако Управление лесами Тамбовской области, ссылаясь на смену законодательства, выделило ей – Афаньковой Н.В. древесину не в полном объеме, а именно 25 куб. м. на ремонт надворных построек и 5 куб.м. для собственных нужд. При этом на ремонт дома не было выделено древесины.

В рамках подготовки по делу определением Ленинского районного суда г.Тамбова от 18.01.2019г. в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Администрация города Тамбова и Администрация Тамбовской области.

В судебном заседании истец Афанькова Н.В. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд удовлетворить заявленные требования и обязать Управление лесами Тамбовской области выделить ей древесину для осуществления ремонта жилого *** в *** в объеме 20 куб.м. Дополнила, что действительно до 06.01.2018г. действовала иная редакция статьи 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области», в соответствии с которой на ремонт жилого дома предоставлялось 50 куб.м. В настоящее время действующая редакция указанной статьи данного закона ущемляет ее права, поскольку выделение древесины для ремонта дома в настоящее время возможно только при предоставлении документов, подтверждающих пожар или стихийное бедствие. Обратила внимание суда, что с соответствующим заявлением она обратилась в администрацию города Тамбова до внесения соответствующих изменений в Закон Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З. Ее домовладение в соответствии с актом технического обследования требует капитального ремонта. Выделенное количество древесины ей недостаточно для осуществления капитального ремонта принадлежащего ей жилого дома.

Представитель ответчика Управления лесами Тамбовской области и третьего лица Администрации Тамбовской области по соответствующим доверенностям Налдеев Д.Ф. в судебном заседании исковые требования Афаньковой Н.В. не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просил в удовлетворении исковых требований отказать. Дополнительно пояснил, что администрация города Тамбова согласовало выделить истцу Афаньковой Н.В. всего 20 куб.м. древесины для собственных нужд, однако в связи с внесенными изменениями в Закон Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З (в редакции от 26.12.2017г.) истцу Афаньковой Н.В. было выделено в общем объеме 30 куб.м. древесины, из которых 5 куб.м. – для собственных нужд, 25 куб.м. – для строительства (восстановления) хозяйственной постройки. Также обратил внимание, что Закон Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З в редакции до 26.12.2017г. не предусматривал выделение гражданам для восстановления жилого древесины в объеме 50 куб.м., поскольку в соответствии со ст.2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З в редакции до 26.12.2017г. было предусмотрено выделение древесины в объеме 50 куб.м. только для строительства жилых домов, а для ремонта жилых домов и надворных построек только в объеме до 20 куб.м. Полагал, что действующая редакция Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З (в редакции от 26.12.2017г.) улучшает положение истца по сравнению с ранее действовавшей редакцией этого же Закона.

Представитель ответчика Управления лесами Тамбовской области по доверенности Павлова Е.А. в судебном заседании исковые требования Афаньковой Н.В. не признала по основаниям, изложенным представителем Налдеевым Д.Ф. Полагала требования истца Афаньковой Н.В. необоснованными, в связи с чем не подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Администрации города Тамбова по доверенности Корабанов А.Н. в судебном заседании полагал, что требования истца Афаньковой Н.В. подлежат удовлетворению. Дополнительно пояснил, что администрацией города Тамбова изначально было согласовано для выделения истцу 20 куб.м. древесины.

Выслушав указанных выше лиц, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Афаньковой Н.В. по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации лесное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопроса утверждения порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд, нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.

На уровне Российской Федерации правовое регулирование лесных отношений осуществляется Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемых в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации одним из видов использования леса является заготовка древесины.

В соответствии со статьей 30 названного Кодекса граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд.

Граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (часть 4 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

Порядок и нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд устанавливаются законами субъектов Российской Федерации (часть 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации).

В силу части 4 статьи 77 указанного Кодекса граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок заключения договора купли-продажи лесных насаждений, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе порядок подготовки, организации и проведения аукциона на право заключения такого договора, устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (часть 6 статьи 77 Лесного кодекса Российской Федерации).

Из анализа приведенных правовых норм следует, что субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок заключения договора купли-продажи древесины, в соответствии с требованиями федерального законодательства.

Из Преамбулы Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области», принятого Тамбовской областной Думой 27 сентября 2007 г., следует, что настоящий Закон разработан в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и регулирует отдельные лесные отношения, возникающие в связи с использованием, охраной и защитой лесов на территории Тамбовской области.

С 01.01.2007г. в соответствии с постановлением администрации Тамбовской области от 28.12.2006г. N 1545 «О внесении изменений в постановление администрации области от 05.12.2005г. N1108 «О структуре исполнительных органов государственной власти области» в целях реализации Лесного кодекса РФ для осуществления переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов РФ полномочий в области лесных отношений создано Управление лесами Тамбовской области.

Истец Афанькова Н.В. является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: г.Тамбов, ул.Синева, д.56, кв.1, общей площадью 92,6 кв.м., что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.11).

02.12.2016г. истец Афанькова Н.В. обратилась в соответствии со ст.30 Лесного кодекса РФ в администрацию города Тамбова с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении ей бесплатно (по льготной цене) древесины в размере 150 куб.м. для капитального ремонта принадлежащего ей дома по адресу: ***. Данное заявление зарегистрировано в администрации города Тамбова 06.12.2016г. вх.*** (л.д.28).

30.12.2016г. администрация города Тамбова направляет в адрес истца Афаньковой Н.В. ответ на указанное выше заявление истца от 02.12.2016г., в котором указывает, что обращение Афаньковой Н.В. рассмотрено, однако в связи с тем, что рассмотрение данного вопроса требует детальной проработки, то его рассмотрение остается на контроле до 10.02.2017г. (л.д.27 – оборотная сторона).

Из ответа администрации города Тамбова от 13.02.2017г. в адрес истца Афаньковой Н.В. следует, что истцу разъяснен порядок предоставления древесины. Также указано, что потребность в древесине для собственных нужд определяется органами муниципальных образований области по заявлению гражданина на основании обследования жилищных условий. Муниципальное образование в срок до 1 августа года, предшествующего рубке, предоставляет в администрацию области обобщенные предложения о потребности граждан в заготовке древесины для собственных нужд, для анализа и определения объемов отпуска древесины на корню. Договору купли-продажи заключаются на основании решений органа исполнительной власти области, уполномоченного в сфере лесных отношений в пределах полномочий, установленных статьями 82, 83 Лесного кодекса РФ, между гражданином и уполномоченным органом власти одновременно с внесением платы за выделенную древесину в пределах объемов, установленных администрацией области. В связи с чем администрацией города Тамбова планируется подготовить обобщенные предложения о потребности граждан в заготовке древесины для собственных нужд и направить их в уполномоченный орган администрации Тамбовской области в указанный выше срок (л.д.27).

Из акта технического обследования от 21.04.2017г., составленного комиссией Жилищного Комитета администрации города Тамбова, следует, что при проведении обследования технического состояния *** в *** установлено, что указанная квартира, площадью 36 кв.м., расположена в частном домовладении. Данный жилой дом одноэтажный, деревянный, 1960 года постройки, кровля скатная металлическая. Конструктивные элементы дома (кровельное покрытие и стропильная система, наружные стены, полы) по срокам эксплуатации требуют проведения капитального ремонта. Деревянные надворные постройки (сарай, НСУ) также требуют проведения капитального ремонта (л.д.26).

25.07.2017г. администрация города Тамбова в лице исполняющего обязанности Главы города Тамбова Самородина Д.А. обращается к Главе администрации Тамбовской области Никитину А.В. с заявлением о предоставлении древесины на основании Закона Тамбовской области от 03.10.2007г. № 275-З (с изменениями) «О регулировании отдельных лесных отношений на Территории Тамбовской области» в том числе в отношении истца Афаньковой Н.В., где просит рассмотреть вопрос о предоставлении древесины гражданке Афаньковой Н.В., проживающей по ***, на проведение работ по капитальному ремонту дома, в том числе деревянных конструкций кровли, наружных стен, полов и надворных построек (сарай, НСУ) в размере 20 куб.м. (л.д.68-69).

28.07.2017г. администрация города Тамбова направляет в адрес истца Афаньковой Н.В. ответ на обращение по вопросу предоставления древесины на капитальный ремонт дома, в соответствии с которым разъясняет ситцу Афаньковой Н.В., что администрацией города Тамбова 25.07.2017г. направлены в администрацию Тамбовской области обобщенные предложения о потребности граждан в заготовке древесины для собственных нужд, для анализа и определения объемов отпуска древесины на корню, в том числе и по обращению Афаньковой Н.В. (л.д.27).

На основании 2 (двух) Приказов Управления лесами Тамбовской области от 17.05.2018г. №97 (л.д.48) № 99 (л.д.63) приказано заключить с истцом Афаньковой Н.В. договоры купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для собственных нужд в объеме 5 куб.м. древесины хвойных пород для иных собственных нужд и 25 куб.м., в том числе древесины хвойных пород – 17,5 куб.м., древесины мягколиственных пород – 7,5 куб.м., для строительства хозяйственной постройки.

24.04.2018г. истец Афанькова Н.В. обратилась в Управление лесами Тамбовской области с 2 (двумя) заявлениями о заключении с ней договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст.30 Лесного кодекса РФ, в которых просила выделить ей 50 куб.м. на реконструкцию жилого дома (л.д.32) и 5 куб.м. – на иные собственные нужды (л.д.49). К данным заявлениям приложены копии свидетельства о государственной регистрации права собственности от 11.09.2007г.

22.08.2018г. между Управлением лесами Тамбовской области и Афаньковой Н.В. были заключены два договора купли-продажи лесных насаждений (№ 17-С и № 16-С), согласно которым ей было выделено 5 куб.м. древесины для собственных нужд (л.д.35-44) и 25 куб.м. - для строительства (восстановления) хозяйственной постройки (л.д.50-59).

Указанные объемы древесины (5 куб.м. и 25 куб.м.) были приняты истцом Афаньковой Н.В. на основании актов приема-передачи лесных насаждений (л.д.45,60).

Положениями статьи 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 26 декабря 2017г. N194-З) предусмотрено, что граждане осуществляют заготовку древесины для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений (часть 1).

Нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд составляют:

до 50 кубических метров общей массы заготовленной древесины для строительства (восстановления) жилого дома на территории Тамбовской области один раз в 25лет, в том числе: древесины хвойных пород - 70%, древесины мягколиственных пород - 30% от установленного норматива;

до 25 кубических метров общей массы заготовленной древесины для строительства (восстановления) хозяйственной постройки на территории Тамбовской области один раз в 25лет, в том числе: древесины хвойных пород - 70%, древесины мягколиственных пород - 30% от установленного норматива;

до 10 кубических метров общей массы заготовленной древесины один раз в год для отопления жилого помещения (при наличии печного отопления), расположенного на территории Тамбовской области;

до 5 кубических метров один раз в 10лет - для иных собственных нужд (часть 2).

В случае утраты (уничтожения) жилого дома или его части, хозяйственной постройки, расположенных на территории Тамбовской области, в результате пожара или иного стихийного бедствия древесина гражданам на восстановление жилья и хозяйственных построек предоставляется без учета сроков, предусмотренных в части2 настоящей статьи (часть 3).

Согласно п.3 ч.1 ст.2.1 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 26 декабря 2017г. N194-З) к заявлению прилагаются документы, подтверждающие необходимость заготовки древесины:

- для заготовки древесины на восстановление жилого дома или его части, хозяйственной постройки в случае их утраты (уничтожения) в результате пожара или стихийного бедствия:

документ о пожаре, выданный органами государственного пожарного надзора, подтверждающий утрату (повреждение) жилого дома или его части, хозяйственной постройки - в случае пожара;

справка соответствующего органа муниципального образования, подтверждающая факт, что гражданин лишился жилья в результате стихийного бедствия - в случае стихийного бедствия.

Как указано выше 02.12.2016г. истец Афанькова Н.В. обратилась в соответствии со ст.30 Лесного кодекса РФ в администрацию города Тамбова с заявлением о рассмотрении вопроса о предоставлении ей бесплатно (по льготной цене) древесины в размере 150 куб.м. для капитального ремонта принадлежащего ей дома по адресу: ***.

25.07.2017г. администрация города Тамбова обращается к Главе администрации Тамбовской области с заявлением о предоставлении Афаньковой Н.В. древесины на основании Закона Тамбовской области от 03.10.2007г. № 275-З (с изменениями) «О регулировании отдельных лесных отношений на Территории Тамбовской области» на проведение работ по капитальному ремонту дома, в том числе деревянных конструкций кровли, наружных стен, полов и надворных построек (сарай, НСУ) в размере 20 куб.м.

Однако, Управлением лесами Тамбовской области принято решение о выделении истцу Афаньковой Н.В. древесины в объемах 5 куб.м. – для собственных нужд и 25 куб.м. - для строительства (восстановления) хозяйственной постройки. То есть истцу Афаньковой Н.В. фактически было выделено древесины в общем объеме 30 куб.м., что превышает на 10 куб.м. тот объем древесины, который просила администрация города Тамбова выделить непосредственно истцу Афаньковой Н.В.

В связи с чем суд полагает доводы истца Афаньковой Н.В. о понуждении Управление лесами Тамбовской области о выделении ей еще 20 куб.м. древесины для ремонта жилого *** в г.Тамбове не подлежащими удовлетворению.

Кроме того, как следует из указанных выше норм закона (ст.2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» - в действующей редакции) древесина в объеме 50 кубических метров предоставляется только исключительно для строительства (восстановления) жилого дома на территории Тамбовской области один раз в 25лет, в том числе: древесины хвойных пород - 70%, древесины мягколиственных пород - 30% от установленного норматива. При этом к заявлению о заключении соответствующего договора купли-продажи лесных насаждений необходимо приложить для заготовки древесины на восстановление жилого дома или его части, хозяйственной постройки в случае их утраты (уничтожения) в результате пожара или стихийного бедствия:

документ о пожаре, выданный органами государственного пожарного надзора, подтверждающий утрату (повреждение) жилого дома или его части, хозяйственной постройки - в случае пожара;

справка соответствующего органа муниципального образования, подтверждающая факт, что гражданин лишился жилья в результате стихийного бедствия - в случае стихийного бедствия.

Данные документы истцом Афаньковой Н.В. представлены не были.

Доводы истца Афаньковой Н.В. о том, что объем древесины ей должен быть предоставлен по ранее действовавшему законодательству, а именно в редакции статьи 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области», до внесении в нее изменений Законом Тамбовской области от 26 декабря 2017г. №194-З, суд полагает несостоятельными и основанными на ошибочном толковании норм права.

А именно, действительно положениями статьи 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» (в редакции Законом Тамбовской области от 29 июля 2016 г. №706-З) было предусмотрено, что граждане заготавливают древесину для собственных нужд в пределах лесосечного фонда по сплошным и выборочным рубкам, выделенного муниципальным образованиям области:

для строительства жилых домов - в объеме до 50 кубических метров один раз в 25 лет;

для ремонта жилых домов и надворных построек - в объеме до 20 кубических метров один раз в 10 лет;

для отопления жилых помещений - в объеме до 10 кубических метров на семью в год (часть 3 статьи 2 Закона).

Тогда как действующей редакцией данной статьи предусмотрены следующие нормативы заготовки гражданами древесины для собственных нужд:

до 50 кубических метров общей массы заготовленной древесины для строительства (восстановления) жилого дома на территории Тамбовской области один раз в 25лет, в том числе: древесины хвойных пород - 70%, древесины мягколиственных пород - 30% от установленного норматива;

до 25 кубических метров общей массы заготовленной древесины для строительства (восстановления) хозяйственной постройки на территории Тамбовской области один раз в 25лет, в том числе: древесины хвойных пород - 70%, древесины мягколиственных пород - 30% от установленного норматива;

до 10 кубических метров общей массы заготовленной древесины один раз в год для отопления жилого помещения (при наличии печного отопления), расположенного на территории Тамбовской области;

до 5 кубических метров один раз в 10лет - для иных собственных нужд.

Таким образом, суд приходит к выводу, что статья 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 29 июля 2016 г. №706-З), никоим образом не улучшала положение истца, поскольку ей полагалось только 20 куб.м. древесины для ремонта жилых домов и надворных построек. Объем древесины 50 куб.м. по ранее действовавшей редакции закону полагался только для строительства жилых домов, но никак не для проведения ремонта жилых домов, в том числе капитальном.

Следовательно, суд приходит к выводу, что действующая редакция статьи 2 Закона Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» (в редакции Закона Тамбовской области от 26 декабря 2017г. N194-З) никаким образом не нарушает права истца по положенному объему выдела ей древесины.

Также суд при этом учитывает, что действительно истец Афанькова Н.В. обратилась в администрацию города Тамбова с заявлением о предоставлении ей древесины для проведения капительного ремонта принадлежащего ей домовладения 02.12.2016г.

Однако только 24.04.2018г. истец Афанькова Н.В. обратилась в Управление лесами Тамбовской области с 2 (двумя) заявлениями о заключении с ней договоров купли-продажи лесных насаждений в соответствии со ст.30 Лесного кодекса РФ. К данному моменту Закон Тамбовской области от 3 октября 2007 г. N 275-З «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Тамбовской области» действовал в редакции Закона Тамбовской области от 26 декабря 2017г. N194-З.

На основании всего выше изложенного исковые требования Афаньковой Н.В. к Управлению лесами Тамбовской области о возложении обязанности выделить древесину для собственных нужд в объеме 20 куб.м. для проведения капитального ремонта принадлежащего ей жилого *** в *** удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Афаньковой Нины Владимировны к Управлению лесами Тамбовской области о возложении обязанности выделить древесину для собственных нужд – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тамбовский областной суд, через Ленинский районный суд г.Тамбова, в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.А. Словеснова

Решение принято в окончательной форме 05.03.2019г.

Судья А.А. Словеснова

2-549/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Афанькова Нина Владимировна
Ответчики
Управление лесами Тамбовской области
Другие
Администрация Тамбовской области
Администрация г.Тамбова
Суд
Ленинский районный суд г. Тамбов
Дело на сайте суда
sud24.tmb.sudrf.ru
08.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2020Передача материалов судье
08.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020Подготовка дела (собеседование)
08.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.04.2020Судебное заседание
08.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее