Решение по делу № 33-580/2020 от 11.02.2020

Судья Солодкова М.Ю.            УИД 65RS0014-01-2019-000449-22

Докладчик Карпов А.В. № 33-580/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Южно-Сахалинск 10 марта 2020 года

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего                                                                    Карпова А.В.,

судей                                                                 Доманова В.Ю., Калинского В.А.,

при секретаре                                                                             Рябыкине В.В.,

          рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело поисковому заявлению Леонтьевой Светланы Викторовны к Управлению культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области о возложении обязанности снять дисциплинарное взыскание, выплатить премию,

по апелляционной жалобе истца Леонтьевой С.В.

на решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2019 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., судебная коллегия

установила:

28 ноября 2019 года Леонтьева С.В. обратилась в суд с исковым заявлением, после его уточнений, к Управлению культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» о возложении обязанности признать незаконным и отменить приказ ответчика от 12 ноября 2019 года № 94-к «О привлечении к дисциплинарной ответственности», обязать Управление культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» выплатить ей премию за ноябрь 2019 года в размере 21777 рублей 81 копейки с учетом подоходного налога.

В обоснование требований указала, что она работает в должности директора муниципального бюджетного учреждения культуры «Томаринская централизованная клубная система» (далее - МБУК «Томаринская ЦКС») с 6 мая 2019 года на основании приказа ответчика № 25-к от 6 мая 2019 года «О восстановлении сотрудника на работе», до этого работала в должности директора МБУК «Томаринский РДК» с 23 декабря 2013 года. Отметила, что 28 ноября 2018 года она была уволена по пункту 6 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, в связи с реорганизацией учреждения, но впоследствии восстановлена судом на работе. Отметила, что 25 октября 2019 года она заключила от имени МБУК «Томаринская ЦКС» дополнительное соглашение к трудовому договору от 6 ноября 2018 года о переводе заведующего костюмерной Ж.А.В. на должность руководителя клубного формирования и 7 ноября 2019 года издала приказ № 69 о переводе работника на другую работу. Указала, что работодатель усмотрел в её действиях нарушение должностной инструкции, а именно подпункта 3.9, пункта 3, в части приёма сотрудника на работу без согласования с работодателем. По этому факту составлен акт, взято у нее письменное объяснение и издан приказ о привлечении ее к дисциплинарной ответственности, а по итогам работы за месяц ей не начислена премия. Считает, что дисциплинарное взыскание наложено ответчиком неправомерно, так как в первую очередь она должна руководствоваться положениями только своего трудового договора и Устава МБУК «Томаринская ЦКС», а не своей инструкцией.

Решением Томаринского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2019 года Леонтьевой С.В. в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с данным решением суда, истец Леонтьева С.В. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что подпункт 3.9 ее должностной инструкции, с которой она была ознакомлена 31 мая 2019 года, то есть после подписания дополнительного соглашения от 6 мая 2019 года, противоречит подпункту 2.2 трудового договора, согласно которому руководитель имеет право на прием на работу работников учреждения. Отмечает, что при принятии решения о переводе сотрудника на другую должность она руководствовалась положениями своего трудового договора, так как считает, что именно трудовой договор является основным документом, регулирующим отношения между работником и работодателем. Полагает, что поскольку перевод Ж.А.В. осуществлялся на новую должность, то проведение его аттестации на основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 8 февраля 2010 года № 7790-44/04-ПХ не требовалось. Кроме того, считает, что данное письмо не является нормативным правовым актом. Указывает, что поскольку Положения о проведении аттестации сотрудников МБУК «Томаринская ЦКС» не имеется, на основании приказа директора была создана коллегиальная аттестационная комиссия, принявшая решение о возможности перевода Ж.А.В. на новую должность. Отмечает, что локальный нормативный акт, обязывающий привлекать в аттестационную комиссию руководителя Управления культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ», отсутствует.

В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Управления культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» Пишунова А.Н. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно них, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно статье 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: 1) замечание; 2) выговор; 3) увольнение по соответствующим основаниям. Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

В соответствии с пунктом 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №2 от 17 марта 2004 года «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дела об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.). Дисциплинарное взыскание может быть применено к работнику с учетом указанных обстоятельств, а также при соблюдении порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 193 Трудового кодекса РФ. При этом неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине трудовых обязанностей может быть квалифицировано как дисциплинарный проступок только при условии, если будет установлена противоправность именно его действий или бездействия и его вина. Противоправность действий или бездействия работника означает, что они не соответствуют законам, иным нормативным актам, в том числе правилам внутреннего трудового распорядка, положениям и уставам о дисциплине, должностным инструкциям и др., а также условиям трудового договора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей признается виновным, если работник действовал умышленно или по неосторожности. Умышленная вина предполагает определенное волевое решение (действие или бездействие), направленное на нарушение установленных правил поведения. Неосторожность как форма вины имеет место тогда, когда работник не предвидит последствий своего противоправного действия, хотя должен был предвидеть, либо, когда он предвидит такие последствия, но легкомысленно надеется их предотвратить. Дисциплинарная ответственность возможна при любой форме вины. Вместе с тем не может считаться виновным невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей по причинам, не зависящим от работника (например, из-за отсутствия необходимых материалов, из-за недостаточной квалификации работника, в связи с его болезнью и т.п.).

Из материалов дела следует и судом установлено, что истец работает в должности директора МБУК «Томаринская ЦКС» с 6 мая 2019 года на основании приказа ответчика № 25-к от 6 мая 2019 года «О восстановлении сотрудника на работе», до этого работала в должности директора МБУК «Томаринский РДК» с 23 декабря 2013 года.

25 октября 2019 года МБУК «Томаринская ЦКС», в лице директора Леонтьевой С.В., заключено дополнительное соглашение к трудовому договору от 6 ноября 2018 года с Ж.А.В., который ранее работал в должности заведующего костюмерной МБУК «Томаринский районный дом культуры».

Согласно данного соглашения в него внесены изменения, в том числе в пункт 1 договора, с новой редакцией: «работодатель предоставляет работнику работу в должности руководителя клубного формирования 1 ставка, а работник обязуется лично выполнять работу в соответствии с должностной инструкцией»; в пункт 12 «должностной оклад 14 116 рублей в месяц, исключен подпункт «б» пункта 12 «повышающий коэффициент к должностному окладу: коэффициент уровня ПКГ 0,30».

7 ноября 2019 года руководителем МБУК «Томаринская ЦКС» Леонтьевой С.В. вынесен приказ о переводе Ж.А.В. постоянно с должности заведующего костюмерной 0,5 ставки на должность руководителя клубного формирования 1 ставка районного Дома культуры города Томари.

Согласно Положению об управлении культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ», утвержденного решением Собрания городского округа МО «Томаринский городской округ» от 25 декабря 2018 года №17/108, Управление является иным органом местного самоуправления, осуществляющим муниципальную политику по вопросам культуры, спорта, туризма и молодежной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» (пункт 1.1 Положения), является юридическим лицом (пункт 1.4 Положения).

Судом установлено, что как следует из должностной инструкции директора МБУК «Томаринская ЦКС» (далее - Инструкция), утвержденной руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ», с которой Леонтьева С.В. ознакомлена 31 мая 2019 года, директор учреждения в своей деятельности руководствуется, в том числе законодательными актами, данной Инструкцией (подпункт 1.2 Инструкции).

В должностные обязанности директора Учреждения в частности входит: обеспечение подбора и расстановки творческих работников и специалистов учреждения, организация в установленном порядке аттестации работников (подпункт 3.6 Инструкции), утверждение по согласованию с руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» штатного расписания Учреждения, должностных окладов и надбавок к ним в пределах имеющихся средств (подпункт 3.7 Инструкции), по согласованию с Управлением культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» определяет структуру, квалификационный и штатный состав Учреждения, численность Учреждения, назначает на должность и освобождает от должности работников, заключает с ними трудовые договоры, принимает меры поощрения, налагает дисциплинарные взыскания на основе действующего законодательства (подпункт 3.9 пункта 3 Инструкции).

Согласно дополнительному соглашению от 6 мая 2019 года к трудовому договору от 23 декабря 2013 года руководитель МБУК «Томаринская ЦКС» является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляет текущее руководство его деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации, Сахалинской области, муниципальными нормативными правовыми актами, уставом учреждения, коллективным договором, соглашения, локальными нормативными актами, настоящим трудовым договором (пункт 2.1).

Пунктом 5.4 Раздела V указанного дополнительного соглашения установлено, что в качестве поощрения руководителю в устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера: ежемесячная премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере до 50%.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям учреждений подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ», размеры премирования руководителей, порядок и критерии премирования устанавливаются руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» Сахалинской области.

Согласно пункту 2.7 Положения о выплатах стимулирующего характера руководителям учреждений подведомственных Управлению культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» закреплен перечень нарушений в работе, при которых руководители не могут быть премированы полностью или частично, в частности при наличии дисциплинарного взыскания. Основанием для выплаты премии по результатам работы является распоряжение (приказ) Учредителя, в котором указывается кому с указанием занимаемой должности, за какой вклад и в каком размере выплачивается указанная премия (пункт 2.8 названного Положения).

Из материалов дела следует, что 8 ноября 2019 года руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» установлено, что директор МБУК «Томаринская ЦКС» 7 ноября 2019 года Леонтьева С.В. совершила дисциплинарный проступок, а именно, в нарушение подпункта 3.9 пункта 3 Должностной инструкции директора МБУК «Томаринская ЦКС» 7 ноября 2019 года издала приказ №69 от 7 ноября 2019 года о переводе работника Ж.А.В. с заведующего костюмерной 0,5 ставки на руководителя клубного формирования 1 ставка, заключив с ним дополнительное соглашение к трудовому договору с 25 октября 2019 года, не согласовав данное действие с Управлением культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ», о чем составлен акт №1, с которым истец ознакомлена 8 ноября 2019 года.

11 ноября 2019 года на имя руководителя Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» от главного специалиста поступила служебная записка о том, что Ж.А.В. не соответствует требованиям и квалификации к должности руководителя клубного формирования, не имеет среднего профессионального образования, без предъявления к стажу, также указано о нарушениях истцом приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 30 марта 2011 года №251 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии».

11 ноября 2019 года руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» издан приказ №92-пр о проведении служебного расследования по данному факту, формировании комиссии для её проведения.

12 ноября 2019 года руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» в адрес директора МБУК «Томаринская ЦКС» Леонтьевой С.В. направлено уведомление о проведении служебного расследования по данному факту, предложено представить письменное объяснение, с уведомлением и приказом от 11 ноября 2019 года №92-пр Леонтьева С.В. ознакомлена 12 ноября 2019 года.

12 ноября 2019 года Леонтьевой С.В. представлено на имя руководителя Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» объяснение, в котором указано о том, что право на прием сотрудника на работу, как и его увольнение, а также перевод на другую работу ей, как руководителю учреждения, предоставлено частью 2 статьи 59 Трудового кодекса Российской Федерации, подпунктом 2.2 раздела II (абзац 4) дополнительного соглашения к её трудовому договору и подпунктом 6.5 раздела (абзацы 4,5) Устава МБУК «Томаринская ЦКС».

12 ноября 2019 года руководителем Управления культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ» Пишуновой А.Н. издан приказ №94-к о привлечении истца к дисциплинарной ответственности согласно пунктов 4,6 Положения «Об управлении культуры, спорта и молодёжной политики муниципального образования «Томаринский городской округ» Сахалинской области, утверждённого решением Собрания городского округа от 25 декабря 2018 года №17/108, за допущенные нарушения подпункта 3.9 пункта 3 Инструкции истцу объявлено замечание, с данным приказом истец ознакомлена 12 ноября 2019 года.

15 ноября 2019 года по результатам проведения служебной проверки МБУК «Томаринской ЦКС» составлен акт, согласно которому комиссия пришла к выводу о признании внеочередной аттестации Ж.А.В., а также перевода на должность руководителя клубного формирования, проведенными с нарушениями законодательства Российской Федерации.

Согласно данного акта служебной проверки установлено, что в Учреждении отсутствует Положение об аттестации работников, на основании приказа Учреждения № 87 от 7 ноября 2019 года создана аттестационная комиссия, которая была сформирована с нарушением порядка, установленного письмом Минкультуры Российской Федерации № 7790/44/04-ПХ от 8 февраля 2010 года «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства, поскольку в состав комиссии не включен секретарь, состав комиссии должен быть сформирован таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов. Отмечено, что деятельность комиссии должна базироваться на принципах компетентности, объективности, гласности, и соблюдения норм профессиональной этики. При этом установлено, что в состав комиссии включен член комиссии П.И.А., художественный руководитель МБУК «Томаринская ЦКС», по ходатайству которой был предложен перевод Ж.А.В. на новую должность. Также указано о нарушении порядка проведения аттестации, оформлении аттестации с нарушением установленного порядка, по результатам аттестации нет решения о соответствия работника Ж.А.В. занимаемой должности, а есть решение о принятии его на работу в должности руководителя клубного формирования.

Учитывая изложенное, и вышеназванные нарушения требований по созданию и проведению аттестационной комиссии, доводы жалобы о законности выводов аттестационной комиссии Учреждения, принявшей решение о возможности перевода Ж.А.В. на новую должность, являются несостоятельными.

На основании изложенного, судом правомерно установлено, что директором МБУК «Томаринской ЦКС» Леонтьевой С.В. заключено дополнительное соглашение с Ж.А.В., которым фактически он принят на новую должность, без согласования с ответчиком, что не оспаривалось истцом Леонтьевой С.В. в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции.

Разрешая спор, с учетом вышеприведенных обстоятельств, суд обоснованно пришел к выводу о том, что в данном случае истцом нарушен подпункт 3.9 пункта 3 должностной инструкции директора МБУК «Томаринская ЦКС», в части приема работника на новую должность, без согласования с Управлением культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ».

При этом судом также правомерно указано, что соблюдение требований Инструкции также обязательно для истца, как должностного лица, наравне с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации, установленными положениями заключенного с ней трудового договора, с данной Инструкцией Леонтьева С.В. была ознакомлена, каких-либо возражений от неё в адрес работодателя не поступало.

Судом установлено, что мера дисциплинарного взыскания в виде замечания избрана с учетом того, что Леонтьева С.В. ранее к дисциплинарной ответственности не привлекалась, порядок применения дисциплинарного взыскания, установленный статьей 193 Трудового кодекса Российской Федерации, не нарушен.

При таких данных, судом установлено, что в связи с наличием дисциплинарного взыскания ежемесячная премия за добросовестное исполнение служебных обязанностей в размере до 50% от должностного оклада, предусмотренная пунктом 5.4 Раздела V указанного дополнительного соглашения, правомерно Леонтьевой С.В. не была начислена.

Доводы жалобы о том, что поскольку перевод Ж.А.В. осуществлялся на новую должность, то проведение его аттестации на основании письма Министерства культуры Российской Федерации от 8 февраля 2010 года № 7790-44/04-ПХ, которое не является нормативным правовым актом, не требовалось, являются несостоятельными, поскольку в должностные обязанности истца входит также организация в установленном порядке аттестации работников (подпункт 3.6 Инструкции).

При этом, согласно письма Минкультуры Российской Федерации от 8 февраля 2010 года № 7790-44/04-ПХ «Основные положения о порядке проведения аттестации работников учреждений культуры и искусства», утвержденного заместителем Министра культуры Российской Федерации П.В.Хорошиловым 8 февраля 2010 года, указано, что аттестация работников учреждений культуры и искусства осуществляется и проводится в соответствии с утвержденным в учреждении Положением об аттестации работников с целью установления соответствия работника занимаемой должности. Аттестация работников призвана способствовать улучшению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффективности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению и обеспечению более тесной связи заработной платы с результатами труда, приведению в соответствие наименований должностей с квалификационными требованиями (пункт 1.1.).

Оценив указанные обстоятельства, и, установив, что привлечение Леонтьевой С.В. к дисциплинарной ответственности носит объективный характер, а избранная мера ответственности соответствует степени и тяжести совершенного ею нарушения, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы жалобы о том, что подпункт 3.9 пункта 3 Инструкции, противоречит подпункту 2.2 трудового договора, согласно которому руководитель имеет право на прием на работу работников учреждения, а также заключение, изменение и расторжение трудовых договоров с ними, являются несостоятельными, поскольку вышеназванная Инструкция не противоречит положениям трудового договора, заключенного с истцом, поскольку Инструкция только дополняет права руководителя в части приема на работу работников и заключения с ними трудовых договоров, по согласованию с Управлением культуры, спорта и молодежной политики МО «Томаринский городской округ».

На основании изложенного решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Томаринского районного суда Сахалинской области от 20 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Леонтьевой С.В. - без удовлетворения.

Председательствующий Карпов А.В.

Судьи Доманов В.Ю.

Калинский В.А.

33-580/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Леонтьева Светлана Викторовна
Ответчики
Управление культуры, спорта и молодежной политики муниципального образования "Томаринский городской округ" Сахалинской области
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Карпов Александр Васильевич
Дело на странице суда
oblsud.sah.sudrf.ru
13.02.2020Передача дела судье
10.03.2020Судебное заседание
25.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2020Передано в экспедицию
10.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее