Решение по делу № 33-500/2022 от 27.06.2022

Судья Вигуль Н.Е. 49RS0001-01-2022-001726-44

Дело № 2-1390/2022

№ 33-500/2022

26 июля 2022 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.,

судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,

при секретаре Григорьевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

по апелляционной жалобе акционерного общества «Аэропорт Магадан» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» (далее – АО «Аэропорт Магадан», Общество) о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения Обществом законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия при возникновении метеорологических условий установлено, что АО «Аэропорт Магадан», относящееся ко второй категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории которого расположены источники загрязняющих веществ, производящие выбросы порядка 33 загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности, не организовало разработку и согласование с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Указал, что ответчиком допущены нарушения пунктов 1-3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 2, 4 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811, пунктов 1.2, 1.3 Порядка организации и проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденного приказом минприроды Магаданской области от 17 июля 2020 года № 61/20, пункта 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899, Порядка согласования министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденного приказом минприроды Магаданской области от 17 июля 2020 года № 60/20.

В целях устранения выявленных нарушений 24 сентября 2021 года в адрес генерального директора АО «Аэропорт Магадан» вынесено представление, по результатам рассмотрения которого Обществом была запланирована работа по разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и по согласованию мероприятий с уполномоченным государственным органом. Согласно письму ответчика по состоянию на 31 января 2022 года требования законодательства в указанной сфере ответчиком не исполнены.

24 января 2022 года постановлением Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования АО «Аэропорт Магадан» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неисполнение Обществом требований законодательства об охране атмосферного воздуха создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, вследствие возникновения угрозы загрязнения воздуха при возникновении неблагоприятных метеорологических условий.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства и нормы права, прокурор просил суд возложить на АО «Аэропорт Магадан» обязанность в течение 12-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в порядке, установленном Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811.

Определением судьи от 28 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.

Решением Магаданского городского суда от 14 апреля 2022 года с учетом определения судьи от 5 мая 2022 года об устранении описки исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, АО «Аэропорт Магадан» в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.

Суд не указал мотивов с ссылками на нормативные акты, по которым были отклонены доводы ответчика и представленные им доказательства в обоснование отсутствия возможности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и реализовать эти мероприятия в дальнейшем ввиду того, что на территории Магаданской области органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Колымское УГМС»), которое не проводит работы на территории города Магадана по прогнозу высоких уровней загрязнения воздуха и регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Магаданский транспортный прокурор с доводами ответчика не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.

Стороны, третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель АО «Аэропорт Магадан» просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с невозможностью явки в суд. Иные участники сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало. На основании частей 3 и 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Разрешая требование прокурора, руководствуясь положениями статей 1, 2, 19, Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 (далее – Требования), приказа Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (далее – Порядок № 899), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, они основаны на неправильном толковании норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3.3.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп, названное министерство организует и осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в Магаданской области.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 17 июля 2020 года № 61/20 утвержден Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области (далее – Порядок № 61/20), который в силу пункта 1.2 является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Магаданской области.

Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в Магаданской области осуществляется посредством комплекса мероприятий, включающих в себя, в том числе, разработку и согласование природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 1.3 Порядка № 61/20).

Согласование природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется в соответствии с Порядком согласования с минприроды Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденным приказом минприроды Магаданской области № 60/20 от 17 июля 2020 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект негативного воздействия на окружающую среду – АО «Аэропорт Магадан» отнесено к II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода 44-0149-001323-П, о чем выдано свидетельство о постановке на учет № BDCF5NUI от 10 марта 2017 года (л.д. 22).

Из программы производственного экологического контроля Общества от 4 февраля 2016 года усматривается, что на территории АО «Аэропорт Магадан» расположены источники загрязняющих вещества, а именно: токарный цех, заправка воздушных судов, внутренний проезд топливозаправщиков, цех топливной аппаратуры, моторный цех, электроцех, агрегатный цех, медницкий цех и прочие источники. Данные объекты производят выбросы порядка 33 загрязняющих веществ, среди которых вещества 1 и 2 классов опасности, в том числе марганец и его соединения, свинец и его соединения, соляная кислота, сероводород, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), формальдегид и прочие, при этом суммарный выброс загрязняющих веществ составляет порядка 9,9 тонн в год (л.д. 14-15).

В ходе проверки Магаданской транспортной прокуратурой соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологическом благополучии при возникновении неблагоприятных метеорологических условий установлено, что ответчиком мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с требованиями законодательства не разрабатывались и с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области не согласовывались.

Данный факт подтверждается письмами АО «Аэропорт Магадан» от 31 августа 2021 года № 06-224, от 17 сентября 2021 года № 06-237 (л.д. 12, 52).

24 сентября 2021 года Магаданской транспортной прокуратурой на имя генерального директора АО «Аэропорт Магадан» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно - принятии мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов Общества в периоды неблагоприятных метеорологический условий, назначении ответственного должностного лица за реализацию указанных мероприятий (л.д. 62-65).

В ответ генеральный директор АО «Аэропорт Магадан» в письме от 10 ноября 2021 года, не оспаривая законность представления, сообщил о проводимой работе по определению исполнителя для заключения договора, предметом которого будет являться разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, впоследствии разработанный план мероприятий будет направлен в минприроды Магаданской области для согласования.

Согласно письму от 31 января 2022 года № 01-144 Обществом требования по состоянию на указанную дату не исполнены.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 24 января 2022 года № 301/пп-22/пс1 АО «Аэропорт Магадан» признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов капитального строительства (л.д. 73-80).

Поскольку на ответчике, как на объекте негативного воздействия на окружающую среду, лежит обязанность по выполнению требований законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологическом благополучии при возникновении неблагоприятных метеорологических условий, и судом установлен факт неисполнения АО «Аэропорт Магадан» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что, в свою очередь, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования Магаданского транспортного прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «Колымское УГМС» не проводит прогнозы высоких уровней загрязнения воздуха и регулирования выбросов, формирующихся в период неблагоприятных метеорологических условий в городе Магадане, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка.

Кроме того, в целях реализации организациями установленной законом обязанности по подготовке плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и по его исполнению территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях предоставляется информация о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (Требования № 811, Порядок № 899).

При этом обязательного требования о наличии информации о прогнозе высоких уровней загрязнения воздуха и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий для разработки мероприятий, на что ссылается автор жалобы, названными актами не предусмотрено.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда первой инстанции судебная коллегия признает несостоятельными.

Помимо этого, доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем оказании ФГБУ «Колымское УГМС» услуг при участии в проведении работ по составлению планов мероприятий по регулированию загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, Обществом суду не представлено.

При определении срока исполнения решения суда, принимая во внимание срок и порядок вступления судебного акта в законную силу, правовой статус ответчика (коммерческая организация), характер и длительность допущенного нарушения, комплекс работ, необходимых для разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, отсутствие доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к указанному в иске сроку, руководствуясь требованиями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал, что срок исполнения обязанности, определенный Магаданским транспортным прокурором в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным и достаточным.

Доводов относительно установленного судом срока исполнения судебного акта апелляционная жалоба не содержит.

В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Аэропорт Магадан» – без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

Судья Вигуль Н.Е. 49RS0001-01-2022-001726-44

Дело № 2-1390/2022

№ 33-500/2022

26 июля 2022 года город Магадан

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:

председательствующего Лобыкина С.Н.,

судей Бельмас И.Ю., Бирючковой О.А.,

при секретаре Григорьевой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магаданского транспортного прокурора к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

по апелляционной жалобе акционерного общества «Аэропорт Магадан» на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

У С Т А Н О В И Л А:

Магаданский транспортный прокурор обратился в Магаданский городской суд с иском к акционерному обществу «Аэропорт Магадан» (далее – АО «Аэропорт Магадан», Общество) о возложении обязанности разработать и согласовать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения Обществом законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологического благополучия при возникновении метеорологических условий установлено, что АО «Аэропорт Магадан», относящееся ко второй категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на территории которого расположены источники загрязняющих веществ, производящие выбросы порядка 33 загрязняющих веществ 1 и 2 классов опасности, не организовало разработку и согласование с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Указал, что ответчиком допущены нарушения пунктов 1-3 статьи 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», пунктов 2, 4 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811, пунктов 1.2, 1.3 Порядка организации и проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденного приказом минприроды Магаданской области от 17 июля 2020 года № 61/20, пункта 3 Порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного приказом Минприроды России от 17 ноября 2011 года № 899, Порядка согласования министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденного приказом минприроды Магаданской области от 17 июля 2020 года № 60/20.

В целях устранения выявленных нарушений 24 сентября 2021 года в адрес генерального директора АО «Аэропорт Магадан» вынесено представление, по результатам рассмотрения которого Обществом была запланирована работа по разработке мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий и по согласованию мероприятий с уполномоченным государственным органом. Согласно письму ответчика по состоянию на 31 января 2022 года требования законодательства в указанной сфере ответчиком не исполнены.

24 января 2022 года постановлением Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования АО «Аэропорт Магадан» привлечено к административной ответственности по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Неисполнение Обществом требований законодательства об охране атмосферного воздуха создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду, вследствие возникновения угрозы загрязнения воздуха при возникновении неблагоприятных метеорологических условий.

Ссылаясь на приведенные обстоятельства и нормы права, прокурор просил суд возложить на АО «Аэропорт Магадан» обязанность в течение 12-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу разработать и согласовать с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в порядке, установленном Требованиями к мероприятиям по уменьшению выбросов, загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденными приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811.

Определением судьи от 28 марта 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено министерство природных ресурсов и экологии Магаданской области.

Решением Магаданского городского суда от 14 апреля 2022 года с учетом определения судьи от 5 мая 2022 года об устранении описки исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, АО «Аэропорт Магадан» в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска.

Ссылается на нарушение судом норм процессуального права, которое привело к принятию неправильного решения.

Суд не указал мотивов с ссылками на нормативные акты, по которым были отклонены доводы ответчика и представленные им доказательства в обоснование отсутствия возможности разработать мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и реализовать эти мероприятия в дальнейшем ввиду того, что на территории Магаданской области органом в области гидрометеорологии и смежных с ней областях является Федеральное государственное бюджетное учреждение «Колымское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Колымское УГМС»), которое не проводит работы на территории города Магадана по прогнозу высоких уровней загрязнения воздуха и регулированию выбросов в период неблагоприятных метеорологических условий.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу Магаданский транспортный прокурор с доводами ответчика не согласен, считает решение суда законным и обоснованным.

Стороны, третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель АО «Аэропорт Магадан» просил рассмотреть дело в его отсутствие в связи с невозможностью явки в суд. Иные участники сведений о причинах неявки не представили, ходатайств об отложении слушания дела, о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало. На основании частей 3 и 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, обсудив эти доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного постановления.

Разрешая требование прокурора, руководствуясь положениями статей 1, 2, 19, Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утвержденных приказом Минприроды России от 28 ноября 2019 года № 811 (далее – Требования), приказа Минприроды Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 899 «Об утверждении порядка представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам» (далее – Порядок № 899), суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора.

Судебная коллегия находит выводы суда законными и обоснованными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, сделаны при правильном применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, они основаны на неправильном толковании норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения.

Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 3.3.1 Положения о министерстве природных ресурсов и экологии Магаданской области, утвержденного постановлением Правительства Магаданской области от 9 января 2014 года № 17-пп, названное министерство организует и осуществляет государственный надзор в области охраны атмосферного воздуха на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору в Магаданской области.

Приказом министерства природных ресурсов и экологии Магаданской области от 17 июля 2020 года № 61/20 утвержден Порядок организации и проведения работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области (далее – Порядок № 61/20), который в силу пункта 1.2 является обязательным для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на территории Магаданской области.

Регулирование выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях в Магаданской области осуществляется посредством комплекса мероприятий, включающих в себя, в том числе, разработку и согласование природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий (пункт 1.3 Порядка № 61/20).

Согласование природопользователями мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий осуществляется в соответствии с Порядком согласования с минприроды Магаданской области мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в Магаданской области, утвержденным приказом минприроды Магаданской области № 60/20 от 17 июля 2020 года.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что объект негативного воздействия на окружающую среду – АО «Аэропорт Магадан» отнесено к II категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением кода 44-0149-001323-П, о чем выдано свидетельство о постановке на учет № BDCF5NUI от 10 марта 2017 года (л.д. 22).

Из программы производственного экологического контроля Общества от 4 февраля 2016 года усматривается, что на территории АО «Аэропорт Магадан» расположены источники загрязняющих вещества, а именно: токарный цех, заправка воздушных судов, внутренний проезд топливозаправщиков, цех топливной аппаратуры, моторный цех, электроцех, агрегатный цех, медницкий цех и прочие источники. Данные объекты производят выбросы порядка 33 загрязняющих веществ, среди которых вещества 1 и 2 классов опасности, в том числе марганец и его соединения, свинец и его соединения, соляная кислота, сероводород, бенз/а/пирен (3,4-бензпирен), формальдегид и прочие, при этом суммарный выброс загрязняющих веществ составляет порядка 9,9 тонн в год (л.д. 14-15).

В ходе проверки Магаданской транспортной прокуратурой соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологическом благополучии при возникновении неблагоприятных метеорологических условий установлено, что ответчиком мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в соответствии с требованиями законодательства не разрабатывались и с министерством природных ресурсов и экологии Магаданской области не согласовывались.

Данный факт подтверждается письмами АО «Аэропорт Магадан» от 31 августа 2021 года № 06-224, от 17 сентября 2021 года № 06-237 (л.д. 12, 52).

24 сентября 2021 года Магаданской транспортной прокуратурой на имя генерального директора АО «Аэропорт Магадан» вынесено представление об устранении нарушений законодательства об охране атмосферного воздуха, а именно - принятии мер к разработке мероприятий по уменьшению выбросов Общества в периоды неблагоприятных метеорологический условий, назначении ответственного должностного лица за реализацию указанных мероприятий (л.д. 62-65).

В ответ генеральный директор АО «Аэропорт Магадан» в письме от 10 ноября 2021 года, не оспаривая законность представления, сообщил о проводимой работе по определению исполнителя для заключения договора, предметом которого будет являться разработка мероприятий по уменьшению выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий, впоследствии разработанный план мероприятий будет направлен в минприроды Магаданской области для согласования.

Согласно письму от 31 января 2022 года № 01-144 Обществом требования по состоянию на указанную дату не исполнены.

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Восточного межрегионального Управления Росприроднадзора от 24 января 2022 года № 301/пп-22/пс1 АО «Аэропорт Магадан» признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений и иных объектов капитального строительства (л.д. 73-80).

Поскольку на ответчике, как на объекте негативного воздействия на окружающую среду, лежит обязанность по выполнению требований законодательства об охране атмосферного воздуха и санитарно-эпидемиологическом благополучии при возникновении неблагоприятных метеорологических условий, и судом установлен факт неисполнения АО «Аэропорт Магадан» требований законодательства об охране атмосферного воздуха, что, в свою очередь, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что исковые требования Магаданского транспортного прокурора являются законными и подлежащими удовлетворению.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ФГБУ «Колымское УГМС» не проводит прогнозы высоких уровней загрязнения воздуха и регулирования выбросов, формирующихся в период неблагоприятных метеорологических условий в городе Магадане, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции, которой судом дана надлежащая правовая оценка.

Кроме того, в целях реализации организациями установленной законом обязанности по подготовке плана мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий и по его исполнению территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях предоставляется информация о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (Требования № 811, Порядок № 899).

При этом обязательного требования о наличии информации о прогнозе высоких уровней загрязнения воздуха и регулирования выбросов в периоды неблагоприятных метеорологических условий для разработки мероприятий, на что ссылается автор жалобы, названными актами не предусмотрено.

В этой связи доводы апелляционной жалобы о неисполнимости решения суда первой инстанции судебная коллегия признает несостоятельными.

Помимо этого, доказательств, свидетельствующих о ненадлежащем оказании ФГБУ «Колымское УГМС» услуг при участии в проведении работ по составлению планов мероприятий по регулированию загрязняющих веществ в периоды неблагоприятных метеорологических условий, Обществом суду не представлено.

При определении срока исполнения решения суда, принимая во внимание срок и порядок вступления судебного акта в законную силу, правовой статус ответчика (коммерческая организация), характер и длительность допущенного нарушения, комплекс работ, необходимых для разработки и согласования мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, отсутствие доказательств наличия объективных причин относительно невозможности исполнения решения к указанному в иске сроку, руководствуясь требованиями части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции признал, что срок исполнения обязанности, определенный Магаданским транспортным прокурором в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, является разумным и достаточным.

Доводов относительно установленного судом срока исполнения судебного акта апелляционная жалоба не содержит.

В целом доводы жалобы сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат указания на обстоятельства, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда в силу части 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Магаданского городского суда Магаданской области от 14 апреля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Аэропорт Магадан» – без удовлетворения.

Апелляционное определение по гражданскому делу вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 27 июля 2022 года.

Председательствующий

Судьи

33-500/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
И.о. Магаданского транспортного прокурора
Ответчики
АО Аэропорт Магадан
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии магаданской области
Суд
Магаданский областной суд
Судья
Исаенко Ольга Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.mag.sudrf.ru
27.06.2022Передача дела судье
26.07.2022Судебное заседание
27.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Передано в экспедицию
26.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее