УИД № 19RS0001-02-2021-009065-51
Дело № 2-5852/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15.11.2021 г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Лемперт И.Н., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Д.В.Ю. к ГКУ РХ «Центр занятости населения» о признании действий (бездействия) и решение должностных лиц незаконными, о взыскании денежных средств,
с участием представителя ответчика по доверенности ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
Д. обратился в суд с иском к ГКУ РХ «Центр занятости населения» (далее – ГКУ РХ «ЦЗН») о признании действия (бездействия) и решение должностных лиц ответчика при определении размера пособия по безработице незаконными, взыскав с ответчика 46716 руб. в качестве недополученного пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, мотивируя тем после освобождения из мест лишения свободы обратился к ответчику с целью поиска работы, передав документы по своей трудовой деятельности в колонии, где работал более 6-ти месяцев подсобным рабочим 1 разряда ООО «<данные изъяты>» с заработной платой 12336 руб., уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с освобождением по истечению срока отбывания наказания. При принятии на учет истцу не разъяснили порядок определения размеров пособия по безработице, справку о заработной плате не предложили, хотя из представленных документов следовало что истец до постановки на учет работал и из его заработной платы производились отчисления в ПФ РФ, справка № из ФКУ <данные изъяты> была возвращена истцу при приеме на учет. Считает, что назначенное ему пособие по безработице в минимальном размере не соответствует требованиям закона, что ему недоначисленно с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пособие в размере 10386 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6486 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 6486 руб., поскольку, по мнению истца, размер начисляемого ему пособия должен был равняться 12336 руб. – средний заработок истца по последнему месту работы.
В судебное заседание истец не явился, уведомлен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Участие истца в судебном заседании по средством видеоконференц-связи, в связи с его нахождением в <данные изъяты>, не состоялось по причине необеспечение необеспечения связью <данные изъяты>.
Представитель ответчика по доверенности ФИО4 в судебном заседании просил в иске отказать, поддержав доводы письменного отзыва на иск.
Суд определил, рассмотреть настоящее гражданское дело, в порядке ст. 167 ГПК РФ, в отсутствие истца.
Выслушав представителя ответчика, проанализировав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".
В силу статьи 3 Закона безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Одной из основных гарантий социальной поддержки безработных, предусмотренных Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», является выплата пособия по безработице (абзац 2 пункта 1 статьи 28).
Согласно части 1 и 2 статьи 30 Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), пособие по безработице выплачивается гражданам, уволенным по любым основаниям, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, если они в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, устанавливается в размере минимальной величины пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Согласно требованиям статьи 33 Законом Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» 1. пособие по безработице гражданам, уволенным по любым основаниям (за исключением указанных в статьях 34, 34.1 и 34.2 настоящего Закона) в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель и признанным в установленном порядке безработными, начисляется в первые три месяца в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), в следующие три месяца - в размере 60 процентов указанного заработка. При этом размер пособия по безработице не может быть выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 04.07.2020 № 988, на 2020 год установлена минимальная величина пособия по безработице в размере 1500 руб. При этом минимальная величина пособия по безработице в мае - августе устанавливается в размере 4500 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.09.2012 № 891 утверждены Правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и Правила регистрации безработных граждан (далее – Правила) (действующие на момент возникновения спорных правоотношений).
Пунктом 3 Правил установлено, что постановка на регистрационный учет осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении гражданами следующих документов: а) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего.
В пункте 4 Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы в числе документов, которые граждане могут предъявить при постановке на учет в целях поиска подходящей работы, указана справка о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы).
В соответствии с пунктом 4 Правил постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: а) паспорта или документа, его заменяющего; б) трудовой книжки или документа, ее заменяющего; в) документов об образовании, документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, документов об обучении, документов об ученых степенях и ученых званиях; г) справки о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальной программы реабилитации инвалида, выданной в установленном порядке и содержащей заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.
Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (абзац первый пункта 7 Правил).Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Д. обратился в отдел по <адрес> ГКУ РХ «ЦЗН» (далее – Отдел) в целях поиска работы, предоставив следующие документы: заявление о согласии на получение информации по каналам связи, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования АДИ-1), документ, удостоверяющий личность (паспорт РФ и др.), заявление о предоставлении государственной услуги содействия в поиске работы, справку об освобождении из МЛС, аттестат о среднем общем образовании, заявление о согласии на обработку персональных данных, заявление о предоставлении государственной услуги про информированию, заявление о предоставлении государственной услуги по информированию, что подтверждается перечнем документов, представленных гражданином, обратившимся в целях поиска подходящей работы, достоверность указанного документа судом не ставится под сомнение, поскольку Д. расписался при сдаче за каждый представленный ответчику документ.
При обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ Д. подтверждена достоверность сведений, представленных им для получения госу4дарственноой услуги, а также подтверждено, что с положениями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в РФ» ознакомлен, о чем имеется личная подпись Д. в карточке персонального учета гражданина, … от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приказом отдела по <адрес> ГКУ РХ «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № Д. признан безработным, ему назначено пособие по безработице по статьям 30, 31 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О занятости населения в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ. период выплаты 3 месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1950 руб. С указанным приказом Д. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Приказом отдела по <адрес> ГКУ РХ «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № Д. изменен порядок начисления пособия по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, определено выплачивать пособие по безработице с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере минимальная величина пособия (1500 руб.) увеличить на размер районного коэффициента – 30 % - 5850 руб. в месяц; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в размере 5850 руб. в месяц. С приказом Д. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Приказом отдела по <адрес> ГКУ РХ «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № Д. увеличена продолжительность периодов выплаты пособия по безработице на 13 недель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с установлением размера пособия: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 5850 руб., с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 1950 руб. С приказом Д. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его подписью.
Приказом отдела по <адрес> ГКУ РХ «ЦЗН» от ДД.ММ.ГГГГ № Д. снят с ДД.ММ.ГГГГ с регистрационного учета с признанием гражданина занятым.
Таким образом, довод истца о том, что специалист Отдела не разъяснил, положения Закона о занятости и о назначении размера и срока выплаты пособия по безработице не нашел подтверждения.
В материалы дела истцом представлена справка № учета времени работы осужденного в период отбывания им наказания в виде лишения свободы, засчитанного в общий стаж, дата составления ДД.ММ.ГГГГ, выданная ФКУ КП-30 УФСИН России по РХ.
Истец в исковом заявлении ссылается, что при обращении к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ представил сведения из ПФР и справку №, однако согласно «Перечню документов, представленных гражданином, обратившимся в целях поиска подходящей работы» от ДД.ММ.ГГГГ таких документов представлено не было, что подтверждается подписями Истца и выражает согласие с принятыми документами.
Истец в исковом заявлении указывает, что специалист Отдела отказался принимать документы, а именно сведения из ПФР и справку №, однако подтверждающих фактов или документов таких действий не предоставляет. В с связи с этим данный довод суд считает несостоятельным.
Истец сведений о своем заработке при постановке на учет в Отдел не предоставил, доказательств того, что ответчик обладал информацией о средней заработной платы истца перед обращением в ГКУ РХ «ЦЗН» в материалы дела не представлено.
Из документов, представленных истцом с исковым заявлением, следует, что справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы для определения пособия по безработице от ДД.ММ.ГГГГ, а также заверенные выписки из приказов о трудоустройстве и увольнении, направлены Д. по его запросу из ФКУ <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ (сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ), получены в ФКУ <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, п. 4 «Правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» утверждённых Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы», не имеет императивного характера к перечню документов при постановке на регистрационный учёт безработным.
Указанная справка рекомендована письмом от 10.01.2019 № 16-5/В-5 Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в настоящем письме обращено внимание, что если указанная справка составлена работодателем в произвольной форме и содержит сведения, необходимые для подбора подходящей работы, а в случае признания гражданина безработным - для определения размера и сроков выплаты пособия по безработице, основания для отказа в её принятии отсутствуют.
Таким образом, справка №, на которую ссылается истец, не отвечает требованиям по форме и содержанию.
Вместе с тем, в силу п. 14 приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.02.2019 № 116н, при поступлении сведений, влияющих на размер и/или сроки выплаты пособия по безработице, центром занятости издаётся приказ о внесении изменений в приказ о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным и назначении, размерах и сроках выплаты пособия по безработице. Изменения производятся со дня представления указанных сведений.
Судом установлено, что при обращении к ответчику в ДД.ММ.ГГГГ истец не предоставил справку о среднем заработке, исходя из которой и происходит установление размера пособия по безработице, в связи с чем размер пособия определен, исходя из постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2020 № 346.
Доказательств того, что истцом предоставлялась справка о заработной плате и не была учтена ответчиком, или ему отказано в ее приеме, истцом не представлено.
Таким образом, действия ответчика при приеме Д. на учет в качестве безработного в ДД.ММ.ГГГГ соответствуют нормам действующего на тот период времени законодательству в сфере занятости населения, в связи с чем требования иска в указанной части не могут быть удовлетворены.
Требования о взыскании недоплаченного размера пособия не подлежат удовлетворению, поскольку вытекают из требования о признании действий ответчика незаконными.
Истцу при подаче иска определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, в порядке п. 2 ст. 333.20 НК РФ, ст. 64 НК РФ, до рассмотрения дела по существу.
В порядке ст. 98 ГПК РФ, суд полагает возможным взыскать с истца государственную пошлину в размере 1901,48 руб.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Д.В.Ю. к ГКУ РХ «Центр занятости населения» о признании действий (бездействия) и решение должностных лиц незаконными, о взыскании денежных средств, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Д.В.Ю. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1901 руб. 48 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий И.Н. Лемперт
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.Н. Лемперт