УИД – 11RS0017-01-2019-001172-14 |
Дело № 2-510/2019 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сысольский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Константиновой Н.В.,
при секретаре Сумкиной С.А.,
с участием старшего помощника прокурора Сысольского района Шарафутдиновой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Визинга Республики Коми 23 декабря 2019 года дело по иску исполняющего обязанности прокурора Сысольского района в интересах Леоновой Ксении Анатольевны к Администрации муниципального района «Сысольский» о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Исполняющий обязанности прокурора Сысольского района Республики Коми, обратился в суд в защиту прав и законных интересов Леоновой К.А. в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к администрации МР «Сысольский» о предоставлении жилого помещения. В заявлении прокурор указал, что прокуратурой Сысольского района проведена проверка по обращению Леоновой К.А. по факту нарушения её жилищных прав бездействием администрации МР «Сысольский» по предоставлению жилого помещения как лицу, относящемуся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждающегося в улучшении жилищных условий, в результате которой установлено, что Леонова К.А. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена. В связи с этим, истцом предъявлены требования о возложении на администрацию МР «Сысольский» обязанности предоставить Леоновой К.А. жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры по договору найма специализированного жилого помещения, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах территории муниципального района «Сысольский».
В судебном заседании старший помощник прокурора Шарафутдинова Ю.А. на исковых требованиях настаивала.
Леонова К.А. исковые требования поддержала.
Ответчик о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд не явился. В представленном суду отзыве возражал против удовлетворения исковых требований, ходатайствовал о рассмотрении дела без своего участия.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в представителя ответчика.
Заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Леонова Ксения Анатольевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как её мать Л.Е.А. лишена родительских прав решением Сысольского районного суда Республики Коми от 30.05.2005, сведения об отце отсутствуют.
Леонова К.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального района «Сысольский» от 30.12.2016 № 12/1085 установлен факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающих в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, а именно Леоновой К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>.
Постановлением Администрации муниципального района «Сысольский» от 30.12.2016 № 12/1086 «О включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, представляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений» Леонова К.А. включена в указанный список.
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о правах Леоновой К.А. на объекты недвижимого имущества, в том числе на жилые помещения, отсутствует.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Пунктом 3 ст. 8 указанного закона предусмотрено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
При этом, как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014, ни ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ, ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность внутри списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
То обстоятельство, что Леонова К.А. как сирота включена в список на получение жилого помещения не свидетельствует о защите её права на предоставление жилого помещения, так как включение граждан в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда является лишь процедурой формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (субвенций), выделяемых на цели обеспечения жильем указанной категории лиц, но не является реализацией права указанной категории лиц на гарантированное законом обеспечение жильем. При этом, обращение лица, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в суд с требованиями о возложении обязанности предоставить такое жилье, является способом защиты права самого гражданина и не может расцениваться как ущемление прав иных лиц, состоящих в указанном списке с более ранней датой постановки на учет.
Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика об обеспечении детей-сирот жильем за счет субвенций, размер которых не позволяет обеспечить жильем всех лиц отнесенных к данной категории и состоящих в соответствующем списке, так как отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения (Определение Верховного Суда РФ от 13.10.2015 N 20-КГПР15-11).
В силу п. 7 и 8 ст.1 Закона РК от 01.12.2015 № 115-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми" государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, предоставляемыми по договорам найма специализированных жилых помещений возложены на органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми.
В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно решению Совета МО "Сысольский район" от 28.11.2005 N 22/174 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального района "Сысольский" (минимальный размер общей площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма) установлена в размере 18 квадратных метров на одного человека. В случае предоставления одиноким, малоимущим гражданам однокомнатных квартир норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма равна общей площади квартиры.
Таким образом, истец, отнесенный к категории детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на получение жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма в Сысольском районе.
По смыслу п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ жилое помещение лицам из числа детей-сирот предоставляется по месту жительства указанных лиц.
Учитывая, что Леонова К.А. выразила волеизъявление на обеспечение её жилым помещением на территории Сысольского района, суд приходит к выводу, что требования прокурора о возложении обязанности предоставить жилое помещение именно на территории Сысольского района являются обоснованными.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Обязать Администрацию муниципального района «Сысольский» предоставить Леоновой Ксении Анатольевне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение специализированного муниципального жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде жилого дома, квартиры, благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органом местного самоуправления по месту нахождения предоставляемого жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах территории муниципального района «Сысольский».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сысольский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В.Константинова.
Решение составлено в окончательной форме 23.12.2019