16RS0040-01-2020-006911-93дело № 12-2261/2020 |
Р Е Ш Е Н И Е
23 ноября 2020 года | г.Казань, ул.Х.Мавлютова, д.50, зал № 9А |
Судья Приволжского районного суда города Казани Республики Татарстан Латыпова Динара Наильевна при секретаре судебного заседания Глибиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Рахматуллина А. И. на постановление инспектора ДПС Сайкина Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.1 КоАП РФ, в отношении Рахматуллина А. И.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением инспектора ДПС Сайкина Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.1 КоАП РФ, в отношении Рахматуллина А. И. (далее – заявитель) на него наложен штраф в размере 800 рублей, за то, что он ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут на <адрес> <адрес>, управляя автомобилем <данные изъяты> г/н № не зарегистрированным в установленном порядке, в нарушение ОП.1 ПДД РФ.
Заявитель обратился в Зеленодольский городской суд Республики Татарстан с жалобой на указанные постановление, просит отменить, прекратить производство по делу.
ДД.ММ.ГГГГ определением судьи Зеленодольского городского суда Республики Татарстан дело направлено по подведомственности в Приволжский районный суд г.Казани.
Заявитель в судебное заседание не явился, извещен.
Инспектор ДПС Сайкин Д.О.,, будучи предупрежденным по статье 17.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний, в суде пояснил, что права, предусмотренные ст.51 Конституции, статьей 25.1 КоАП РФ Рахматуллину А.И., он разъяснил. По поводу внесенных изменений пояснил, если автомобиль не зарегистрирован в базе ГИБДД, то база АРМ автоматически не выводит слово «водитель» в постановлении, поэтому он в присутствии Рахматуллина А.И. в постановление внес исправление, исправив «пассажир» на слово «водитель», затем в присутствии водителя сделал отметку о внесении исправлений в протоколе и постановлении. Водитель Рахматуллин А.И. был ознакомлен с исправленным данными, о чем расписался, собственноручно указав «с изменениями ознакомлен, копию получил», процессуальные документы нарочно получил.
Выслушав участвующих в рассмотрении жалобы лиц, исследовав материалы административного дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
На основании пункта 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 «О Правилах дорожного движения» (далее по тексту – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Порядок регистрации транспортных средств определен Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950.
Регистрация транспортных средств осуществляется в целях обеспечения их государственного учета, надзора за соответствием конструкции, технического состояния и оборудования транспортных средств установленным требованиям безопасности, выявления преступлений и пресечения правонарушений, связанных с использованием транспортных средств, исполнения законодательства Российской Федерации.
Из требований приведенного выше законодательства следует, что допуск транспортных средств к участию в дорожном движении разрешен по общему правилу только после регистрации их в установленном вышеуказанными Правилами порядке.
Из материалов дела усматривается, что Рахматуллин А.И. ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 30 минут на <адрес> управляя автомобилем <данные изъяты> г/н №, не зарегистрированным в установленном порядке, в нарушение ОП.1 ПДД РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются протоколом об административном правонарушении и другими представленными в дело доказательствами, допустимость, достоверность и достаточность которых сомнений не вызывает.
Таким образом, его действия образуют состав вменяемого административного правонарушения.
Доводы заявителя о том, что административное правонарушение он не совершал, опровергаются указанной совокупностью доказательств, свидетельствующих о том, что Рахмататуллин А.И. фактически управлял транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.
Вместе с тем в силу Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.
Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года (статья 15 Федерального закона № 196-ФЗ).
Права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, регламентированы Федеральным законом от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 283-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 4 названного закона под транспортным средством понимается наземное самоходное устройство категорий L, M, N на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 кВт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч, предназначенное для перевозки людей, грузов или установленного на нем оборудования, а также прицеп (полуприцеп).
В силу пункта 6 Технического регламента Таможенного союза, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877, к транспортным средствам относятся:
- категория L - мототранспортные средства;
- категория M - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров;
- категория N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов, - автомобили грузовые и их шасси;
- прицепы (полуприцепы).
В соответствии со статьями 3, 6, 7, 8 Федерального закона № 283-ФЗ владельцем транспортного средства является собственник (за исключением лица, не достигшего возраста шестнадцати лет либо признанного недееспособным), или лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или один из родителей, усыновитель либо опекун (попечитель) лица, не достигшего возраста шестнадцати лет, являющегося собственником транспортного средства, или опекун недееспособного гражданина, являющегося собственником транспортного средства.
Государственному учету подлежат транспортные средства, за исключением транспортных средств, являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность.
Владелец транспортного средства помимо прочего обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Государственную регистрацию транспортных средств осуществляют регистрационные подразделения регистрирующего органа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № 1764 утверждены Правила государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту – Правила регистрации транспортных средств).
При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союз (далее по тексту – ТК ЕАЭС), вступившим в силу с 1 января 2018 года, в Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их таможенным декларированием и проведения таможенного контроля.
В соответствии с подп. 45, 46 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС товар - это, в том числе любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу.
Под товарами для личного пользования понимают товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу Союза в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, путем пересылки в международных почтовых отправлениях либо иным способом.
Порядок перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.
Согласно статьям 260, 262 ТК ЕАЭС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено таможенным законодательством.
Таможенному декларированию подлежат в частности, транспортные средства для личного пользования, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза любым способом, за исключением транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государствах-членах ЕАЭС.
Таким образом, нормами ТК ЕАЭС регулируется порядок перемещения товаров через государственную границу стран участниц ЕАЭС, нормы указанного кодекса порядок государственной регистрации транспортных средств для целей обеспечения полноты учета автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации не регулируют.
Согласно Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (подписан в г. Минске 10.10.2014), транспортные средства, выпущенные в свободное обращение на территории Республики Армения до 10 октября 2014 года, являются товаром ЕАЭС. Транспортные средства, оформленные на территории Республики Армения после указанной даты по ставкам, действующим в Республике Армения (отличающимся от ставок таможенных пошлин, налогов ЕАЭС), имеют статус иностранных товаров.
Ставки таможенных пошлин, налогов, при перемещении физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, от 18 июня 2010 года, не применяются в Республике Армения в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС, ввозимых физическими лицами для личного пользования, до начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС (пункт 30).
Автомобили, ввезенные на территорию Республики Армения из третьих стран после подписания Договора, в отношении которых таможенные пошлины, налоги уплачены по ставкам, отличающимся от установленных приложением к Соглашению, а также автомобили, указанные в пункте 30 приложения, в других государствах - членах ЕАЭС признаются иностранными товарами до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в приложении либо до истечения 3-х лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных ЕТТ ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.
Действие настоящего пункта не распространяется на ввезенные после подписания Договора автомобили, в отношении которых таможенные пошлины уплачены по ставкам, установленным ЕТТ ЕАЭС (пункт 31).
Согласно пункту 35 приложения автомобили, указанные в пунктах 30, 31 и зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов на территории других государств - членов ЕАЭС только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения. Ввоз и использование на территориях других государств - членов ЕАЭС таких автомобилей иными лицами, допускаются только при условии их таможенного декларирования и уплаты таможенных пошлин, налогов.
В соответствии с частью 4 статьи 253 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, приказом Минфина России от 14.01.2020 № 4н утвержден перечень таможенных органов, обладающих компетенцией по совершению таможенных операций в отношении транспортных средств и других определенных видов товаров, ввозимых в Российскую Федерацию физическими лицами для личного пользования, в том числе таможенных операций по оформлению и продлению срока временного ввоза транспортных средств.
Действительно, правовое регулирование Республики Армении не содержит прямого запрета на возможность отчуждения гражданами Армении транспортных средств, указанных в пунктах 30, 31 приложения к вышеуказанному Договору иным лицам, не имеющим гражданства Республики Армения, в том числе и гражданам Российской Федерации, постоянно не проживающим на территории Армении.
Вместе с тем, чтобы такое транспортное средство приобрело статус товара ЕАЭС их новым владельцам – гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим в Российской Федерации, необходимо осуществить таможенное декларирование в таможенных органах, определенных приказом Минфина России от 14.01.2020 №4н, уплатить таможенные пошлины, налоги в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов в Республике Армения и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам приложения № 2.
Такой подход высказан также в решении судьи Верховный Суд Республики Татарстан от 21.10.2020 по делу №77-1500/2020.
При этом применительно к рассматриваемым обстоятельствам Рахматуллин А.И., являясь гражданином РФ и имеющим постоянное место жительства на её территории, для реализации права на использование на территории Российской Федерации в личных целях приобретенного им в собственность автомобиля <данные изъяты> государственный регистрационный знак 36GT1296, находящегося на регистрационном учете в <адрес>, обязан зарегистрировать данное транспортное средство в подразделениях Госавтоинспекции в порядке и срок, предусмотренные вышеназванными Правилами регистрации транспортных средств в РФ.
При таком положении действия заявителя, выразившиеся в управлении в указанные в постановлении должностного лица время и месте транспортным средством, не зарегистрированным в соответствии с законодательством Российской Федерации, содержат признаки объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя о том, что инспектор ДПС необоснованно отказал в передаче материалов по месту жительства, рассмотрел дело на месте, несостоятельны. Отклонение ходатайства о передаче дела по месту жительства не может повлечь отмену постановления, поскольку возможность изменения места рассмотрения дела в связи с ходатайством о рассмотрении дела по месту жительства порядком, предусмотренным статьей 28.6 КоАП РФ, не установлена. Рассмотрение дела на месте выявления правонарушения осуществлено с соблюдением статьи 28.6 КоАП РФ.
Законность действий сотрудника ГИБДД сомнений не вызывает. Указанные действия совершены уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о незаконности действий должностного лица, осуществлявшего в рамках должностных полномочий административное преследование заявителя жалобы, в ходе рассмотрения дела не представлено. В личных неприязненных отношениях с заявителем жалобы инспектор не состоял, наличие у сотрудника ГИБДД служебной заинтересованности и оснований для оговора заявителя жалобы не установлено.
Доводы заявителя о том, что протокол об административном правонарушении составлен на водителя и в нем имеются описки, не состоятелен, опровергается материалами дела, заявитель был под роспись ознакомлен с внесенными исправлениями в оригинале постановления.
Вопреки доводам жалобы, процессуальных нарушений по делу не усматривается, составление протокола об административном правонарушении после вынесения постановления согласуется со статьей 28.6 КоАП РФ.
Другие доводы жалобы направлены на иную, субъективную оценку произошедшего и имеющихся в деле доказательств, не содержат правовых аргументов, опровергающих вывод должностного лица о совершении заявителем указанного правонарушения, в связи с чем подлежат отклонению как несостоятельные.
В ходе рассмотрения данного дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Неустранимых сомнений в виновности заявителя в совершении административного правонарушения по делу не установлено. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в статье 1.5 Кодекса, соблюдены.
При таких обстоятельствах судья считает, что заявитель правомерно привлечен к административной ответственности.
Действия заявителя квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции статьи КоАП РФ.
Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены постановления не имеется.
Вместе с тем назначение наказания в повышенном размере в постановлении не мотивировано, в связи с чем размер штраф подлежит снижению до минимального размера штраф, предусмотренного статьей КоАП РФ.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
Постановление инспектора ДПС Сайкина Д.О. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 12.1 КоАП РФ, в отношении Рахматуллина А. И. изменить, снизить размер штрафа до 500 рублей, в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу заявителя – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья | (подпись) | Д.Н.Латыпова |