№ 7-91/2024
УИД 38RS0001-02-2024-001066-50
решение
22 марта 2024 г. г. Иркутск
Судья Иркутского областного суда Глотова С.А., с участием защитника ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 на постановление судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 7 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Таджикистан Халимова А.,
установил:
постановлением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 7 марта 2024 г. Халимов А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с административным выдворением в форме самостоятельного контролируемого выезда за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Иркутский областной суд, защитник ФИО1, выражая несогласие с постановлением судьи городского суда, просит об его отмене и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указал, что действия Халимова А. содержат неправильную квалификацию по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Полагает, что действия Халимова А. должны быть квалифицированы по статье 18.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Приводит довод о том, что при рассмотрении дела судья городского суда не допустил к участию в деле защитника и переводчика.
О месте и времени рассмотрения Иркутским областным судом жалобы Халимов А. извещен надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился, об отложении слушания дела не ходатайствовал, в связи с чем считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие с участием защитника ФИО1
Защитник ФИО1 доводы жалобы поддержал по указанным в ней основаниям.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, заслушав в судебном заседании защитника ФИО1, поддержавшего жалобу, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Из протокола об административном правонарушении следует, что 7 марта 2024 г. в 13:20 часов в ходе проведения проверки по адресу: <адрес изъят>, сотрудниками ОРДПС ГАИ УМВД России по Ангарскому городскому округу установлен гражданин Республики Таджикистан Халимов А., который 28 марта 2023 г. въехал на территорию Российской Федерации с целью работы, оформил патент для осуществления трудовой деятельности сроком до 4 мая 2023 г., оплатил налоговый платеж по патенту до 4 августа 2023 г. и по истечении срока пребывания с 4 августа 2023 г. из Российской Федерации не выехал, чем нарушил положения статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Халимова А. к административной ответственности по части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановлением судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 7 марта 2024 г.
Вместе с тем, выводы судьи городского суда являются преждевременными.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В силу части 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
Согласно части 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является основным процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В соответствии с частью 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим.
Требования к составлению протокола об административном правонарушении, установленные статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направлены на обеспечение соблюдения гарантий защиты прав лиц, привлекаемых к административной ответственности.
В ходе исследования материалов дела об административном правонарушении установлено, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Халимова А. не подписан должностным лицом, его составившим.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, что повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность постановления, принятого судьей городского суда, которым эти нарушения оставлены без внимания и оценки вопреки положениям статьей 24.1, 26.1 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 7 марта 2024 г. подлежит отмене, а дело об административном правонарушении – возвращению в Ангарский городской суд Иркутской области на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить допущенные нарушения, выяснить их причину, обеспечить всестороннее, полное и объективное выяснение всех обстоятельств дела, обеспечить участникам процесса возможность представления доказательств, исследовать имеющиеся и вновь представленные доказательства с учетом доводов защитника, и принять законное и обоснованное решение в установленный законом срок.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
жалобу защитника ФИО1 удовлетворить частично.
Решение судьи Ангарского городского суда Иркутской области от 7 марта 2024 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина Республики Таджикистан Халимова А., отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении Халимова А. возвратить на новое рассмотрение в Ангарский городской суд Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья С.А. Глотова