Дело №а-566/2018г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Назрановский районный суда Республики Ингушетия
в лице председательствующего судьи Евлоева Т.А.,
при секретаре ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4, ФИО1 и ФИО2 к УВМ МВД по <адрес> о признании незаконным отказа в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца,
У С Т А Н О В И Л:
Административные истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что они были признаны вынужденными переселенцами из Чеченской Республики. Систематически проходили переучет в миграционной службе Республики Ингушетия, о чем в удостоверении имеются соответствующие отметки до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ они получили уведомление УВМ МВД по РИ о том, что они утратили статус вынужденных переселенцев в связи с тем, что не обратились с заявлением о продлении статуса вынужденных переселенцев. Просят признать незаконным отказ УВМ МВД по <адрес> в продлении срока действия статуса вынужденных переселенцев, обязать УВМ МВД по <адрес> продлить срок действия статуса вынужденных переселенцев.
В судебном заседании административные истцы ФИО4 и ФИО1 поддержали иск и пояснили, что они вследствие боевых действий в Чеченской Республике, опасаясь за свою жизнь, были вынуждена оставить своей жилье в <адрес> и выехать в Республику Ингушетия. Территориальными органами миграционной службы Республики Ингушетия они были признаны вынужденными переселенцами. Им было выдано соответствующее удостоверение. Этой осенью, то есть осенью нынешнего года она (ФИО4) болела и находилась на лечении. Эти обстоятельства не позволили ей своевременно обратиться в миграционную службу с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца. Они до сих пор не обустроены, своего жилья не имеют, компенсацию за утерянное жилье не получали. До ДД.ММ.ГГГГ она продлевала статус вынужденного переселенца. Болезнь запутало ее память, ей казалось, что время продления на месяц позже.
Административный истец ФИО1 участия в судебном заседании не принял, письменно просил о рассмотрении административного иска без его участия.
Представитель УВМ МВД по <адрес> ФИО6 иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований административных истцов. Пояснила, что основанием для отказа в иске административным истицам, является факт пропуска срока обращения с заявлением о продлении статуса вынужденных переселенцев.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. №-I «О вынужденных переселенцах» (далее-Закон) статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как установлено в судебном заседании административные истцы в 1995 году покинули своей жилище в <адрес> вследствие боевых действий и перебрались в Республику Ингушетия, где были признаны вынужденными переселенцами. Срок действия статуса вынужденного переселенца им продлевался до ДД.ММ.ГГГГ. Данное обстоятельство подтверждено административным ответчиком своим уведомлением в их адрес от ДД.ММ.ГГГГ. Также это подтверждается данными из соответствующих удостоверений истцов.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, административный истец ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на стационарном лечении в ИРКБ <адрес>. Эти обстоятельства не позволили ей своевременно обратиться в миграционную службу с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев для рассмотрения вопроса о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца лицо не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса подает заявление с приложением необходимых документов.
Согласно п. 25 указанного Административного регламента, срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
В материалах дела имеется доказательство (выписной эпикриз), подтверждающее уважительность причин несвоевременного обращения истцов в миграционную службу с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
При таких обстоятельствах, суд считает, что у административного ответчика отсутствовали правовые основания для отказа административным истцам в продлении срока действия статуса вынужденного переселенца.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГг. №-П, вынужденный переселенец нуждается в дополнительной поддержке государства для восстановления своих нарушенных прав. Исходя из этого Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах», определяя статус вынужденных переселенцев, предусматривает экономические, социальные и юридические гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской Федерации, в том числе жилищных и трудовых прав, прав на социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь (преамбула, статьи 1,4,5,6,7 и 8). Предоставление гражданину данного статуса ведет к возникновению между ним и государством особых правоотношений, обусловленных необходимостью оказывать содействие в обустройстве вынужденного переселенца на новом месте жительства, компенсировать ему утрату жилья и иного имущества. Статус вынужденного переселенца имеет специальный целевой и срочный характер. В случае неисполнения государством обязанностей по восстановлению нарушенных конституционных прав вынужденного переселенца, срок действия его статуса вынужденного переселенца должен быть продлен.
В соответствии с подпунктом 3 п. 3 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-I "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в реализации мероприятий по обеспечению вынужденных переселенцев жилыми помещениями для постоянного проживания.
Пунктом 1 ст. 10 вышеназванного Закона установлено, что к основным направлениям работы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов с вынужденными переселенцами относятся прием вынужденных переселенцев, предоставление им статуса вынужденного переселенца, ведение учета вынужденных переселенцев, оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий.
Однако из настоящего дела усматривается явное несоответствие действий сотрудников территориального органа миграционной службы нормам указанного закона в части содействия и поддержки вынужденных переселенцев. Очевиден формальный подход к проблемам вынужденных переселенцев. Лица, на протяжении двадцати двух лет состоявшие на учете в качестве вынужденных переселенцев в надежде на решение своих жилищных проблем, в одночасье объявлены утерявшими соответствующий статус по причине пропуска незначительного времени для обращения с заявлением о продлении статуса. И это сделано без попыток напомнить истцам о приближении времени обращения с заявлением о продлении статуса, без разбирательства и выяснения причин пропуска срока. Таким образом, на весах справедливости в понимании ответчика несколько дней пропуска истцами срока обращения за продлением статуса вынужденного переселенца перевесило 22 года их ожидания решения государством их жилищных проблем при условии ежегодного прохождения достаточно унизительных процедур продления статуса.
Доводы представителя ответчика о том, что помимо больной истицы ФИО4, двое других членов ее семьи могли самостоятельно обратиться с заявлением в миграционную службу, суд признает несостоятельными. Дети ФИО4 выросли и стали совершеннолетними в течение многих лет со дня получения ею статуса вынужденного переселенца. Всеми материалами и навыками общения с чиновниками из территориальных органов миграционной службы обладает истица ФИО4, а не ее дети, которые являются студентами, один из которых проходит учебу за границей РФ. Однако ФИО4, на которую они полагались, в рассматриваемый период была больна. Это привело к незначительному пропуску (по сравнения со всем временем наличия статуса) срока обращение за продлением статуса. В этих условиях суд признает уважительными причины пропуска истцами срока для обращения за продлением срока действия статуса вынужденного переселенца, а действия ответчика по фактическому лишению истцов статуса вынужденного переселенца - необоснованными и несправедливыми.
При таких обстоятельствах, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконными действия УВМ МВД по <адрес>, выразившиеся в лишении ФИО4, ФИО1 и ФИО2 статуса вынужденного переселенца.
Обязать УВМ МВД по <адрес> продлить срок действия статуса вынужденного переселенца ФИО4, ФИО1 и ФИО3 на один год со дня вступления настоящего решения в законную силу и восстановить их в единой базе вынужденных переселенцев из Чеченской Республики.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в срок месяц.
Председательствующий:
Копия верна:
Судья Евлоев Т.А.