Дело № 2-255/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Воркута Республики Коми 05 февраля 2018 года
Воркутинский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Муравьевой Е.М.,
с участием представителя истца Гочелашвили С.В.,
представителя ответчика Галкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Люлиной Оксаны Юрьевны к Государственному Учреждению Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Воркуте о назначении пенсии, возмещении судебных расходов,
установил:
истец обратилась в суд с иском к ответчику о назначении досрочной страховой пенсии по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 апреля 2017 года; возложении обязанности выплатить недоплату в связи с отказом с индексацией; взыскании судебных расходов в сумме 14 000 рублей, а также оплаченную при подаче иска государственную пошлину в сумме 300,00 рублей.
В обоснование требований указано, что истец 27.04.2016 обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте с заявлением о назначении досрочной пенсии в соответствии с пп.20 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 15.06.2016 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа работы по лечебной деятельности. По расчету истца, с учетом включения в стаж лечебной деятельности периода отпуска по беременности и родам с 12.11.1996 по 11.11.1997 в льготном порядке, как работу в сельской местности, на дату обращения её специальный стаж составит более 30 лет, что даёт ей право на назначение досрочной трудовой пенсии.
Ответчик ГУ УПФ РФ по г. Воркуте РК, не признавая заявленные требования, в отзыве на иск указало, что период отпуска по беременности и родам включен в стаж работы лечебной деятельности календарно, поскольку в данный период истец не осуществляла трудовую деятельность. Ответчик просит в удовлетворении исковых требований отказать, также не согласен с взысканием индексации, указывает о чрезмерно завышенных судебных расходах.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Представитель истца поддержала заявленные требования, уточнила, что в исковом заявлении содержится описка, просит назначить пенсию с 27 апреля 2016 года.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя истца.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав материалы дела, отказное пенсионное дело истца, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Люлина О.Ю. 27 апреля 2017 года обратилась в Управление Пенсионного фонда в г.Воркуте с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от возраста.
Решением Управления Пенсионного фонда РФ от 15.06.2016 № 105/02 в установлении досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Люлиной О.Ю. было отказано, в связи с отсутствием требуемого для установления данного вида пенсии стажа.
Из таблицы трудовой деятельности следует, что на дату обращения ответчиком установлена следующая продолжительность стажа:
страховой стаж (календарно) – 30 лет 7 мес. 19 дней;
страховой стаж (с учетом льготного исчисления 1 год за 1,5) – 37 лет 08 мес., 09 дней;
стаж работы в РКС (календарно)- 25 лет 07 мес. 05 дней;
стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья 28 лет 02 мес., 25 дней.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пп. "н" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Как следует из материалов дела стаж лечебной деятельности истца состоит как из периодов работы, протекавших в поселке городского типа, так и в городе. При этом периоды лечебной деятельности в городе рассчитаны календарно, а в поселке городского типа в льготном порядке.
В судебном заседание представитель ответчика пояснил, что расчет стажа лечебной деятельности, имеющийся в пенсионном деле, не верен, в связи с программной ошибкой. Согласно представленному, представителем ответчика расчета, стаж работы Люлиной О.Ю. в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, с учетом льготного исчисления периодов в поселке городского типа, составляет 29 лет 09 мес., 18 дней.
В период с 01.10.1990 по настоящее время работала на Станции скорой медицинской помощи пос. Воргашор в качестве фельдшера. Данный период работы учтён ответчиком в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении, как поселок городского типа – за один год и три месяца, за исключением периодов учебных отпусков, курсов повышения квалификации, дней на проезд к месту отдыха и обратно.
При этом период нахождения Люлиной О.Ю. в отпуске по беременности и родам с 12.11.1996 по 11.11.1997 учтен в стаж лечебной деятельности календарно.
Отпуска по беременности и родам в силу ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.
Закон Республики Коми от 20 октября 1992 года "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства", действовавший на момент нахождения истца в отпуске по беременности и родам, установил для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов.
В соответствии с п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено данными правилами и иными нормативными правовыми актами.
При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном ст. 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Исходя из приведенного выше правового регулирования в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, период нахождения Люлиной О.Ю. в отпуске по беременности и родам с 12.11.1996 по 11.11.1997 подлежит включению в стаж лечебной деятельности, наравне с трудовой деятельностью, в период которой он протекал, а именно как работа в поселке городского типа - в льготном порядке, как один год и три месяца.
С учетом оспариваемого периода, стаж работы в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья на дату обращения Люлиной О.Ю. – 27 апреля 2016 года, составит более 30 лет.
Учитывая необходимую продолжительность стажа лечебной деятельности на дату обращения в УПФ по гор. Воркуте, суд считает, что требования истца о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с 27 апреля 2016 года, возложении обязанности выплатить недоплату, подлежат удовлетворению.
Истец в исковом заявлении просит выплатить недоплату пенсии в связи с перерасчетом пенсии с индексацией.
Действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии в связи с перерасчетом на индексы роста потребительских цен по Республике Коми.
Вместе с тем, правоотношения, связанные с пенсионным обеспечением регулируются специальными нормативными правовыми актами, в том числе Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 173-ФЗ) и Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 17 Закона № 173-ФЗ размер страховой части пенсии (включая фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии), частью 6 статьи 16 и части 10 статьи 18 Закона № 400-ФЗ индексируется (повышается, корректируется) с учетом темпов роста инфляции в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год. Право определять коэффициент индексации, а также ее периодичность предоставлено Правительству Российской Федерации.
Также индексация размеров страховой части и фиксированного базового размера предусматривалась статьей 17 Закона № 173-ФЗ в порядке определяемом Правительством Российской Федерации. При этом дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии (с учетом ранее произведенной индексации) не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий.
Из приведенных нормативных положений следует, что законом установлен механизм индексации страховых пенсий, то есть их увеличение в связи с ростом стоимости потребительской корзины, а также обязательных платежей и сборов. Посредством индексации страховых пенсий обеспечивается жизнедеятельность пенсионера, поддерживается покупательная способность его доходов, а также возможность нести расходы по обязательным платежам и сборам, оплачивать услуги. Коэффициент индексации страховых пенсий устанавливается исходя из удорожания стоимости потребительской корзины, при определении которой уполномоченным органом учитываются инфляционные процессы.
Поскольку действующим пенсионным законодательством и законодательством Республики Коми не предусмотрены специальные нормы позволяющие производить индексацию недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми, пенсионное законодательство включает в себя иной механизм индексации пенсии, который ответчиком не нарушен, суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований Люлиной к ГУ УПФ г. Воркуте об индексации недоплаты пенсии на индексы роста потребительских цен по Республике Коми следует отказать.
За ведение дела в суде истцом оплачено в ООО «Май» 14 000 рублей, что подтверждено квитанцией от 10.10.2017. Судебные расходы истец просит взыскать с ответчика.
В соответствии со ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Согласно ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: расходы на оплату услуг представителей.
В силу ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Принимая во внимание степень сложности дела, социальной значимости данной категории дела, ходатайство ответчика об уменьшении судебных расходов, с учетом разумности и справедливости, а также объема работы, выполненной представителем истца, суд уменьшает расходы на представителя до 8000,00 рублей.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300,00 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
решил:
возложить обязанность на Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте назначить Люлиной Оксане Юрьевне страховую пенсию по основаниям, предусмотренным подпунктом 20 пункта 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 27 апреля 2016 года, выплатить Люлиной Оксане Юрьевне недоплату с 27 апреля 2016 года по 28 февраля 2018 года.
Взыскать с Государственного Учреждения- Управления Пенсионного фонда РФ в г.Воркуте в пользу Люлиной Оксаны Юрьевны судебные расходы в размере 8300,00 рублей.
В удовлетворении требований Люлиной Оксаны Юрьевны о возложении обязанности на Государственное Учреждение- Управление Пенсионного фонда РФ выплатить индексацию в связи с недоплатой - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Солодилова Е.Ю.