РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
29 августа 2019 года
Фрунзенский районный СЃСѓРґ РіРѕСЂ. Рваново
В составе председательствующего судьи Сараевой Т.В.
При секретаре Бровкиной Ю.Л.,
РЎ участием РїРѕРј.РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Фрунзенского района Рі.Рваново Макаровой Рђ.Рђ.
РЎ участием истца Власова Рђ.РЎ., его представителя РїРѕ доверенности Петрова Рђ.Р’., представителя ответчика РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Бахтинова Рњ.Р’., представителя третьего лица Следственного управления РїРѕ Рвановской области РїРѕ доверенности РџРёСЂРѕР¶РєРѕРІР° РЎ.Рђ.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ Рі.Рваново 29 августа 2019 РіРѕРґР° дело РїРѕ искуВласова Рђ.РЎ. Рє Управлению Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Рѕ признании незаконным приказа РѕР± увольнении, восстановлении РЅР° службе, взыскании денежных средств Р·Р° время вынужденного прогула, предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации Р·Р° работу РІ выходные Рё праздничные РґРЅРё, компенсации морального вреда,
установил:
Рстец обратился РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє Управлению Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области (далее РЈРњР’Р”) Рё СЃ учетом уточнения РёСЃРєР° РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ СЃС‚. 39 Гражданского процессуального кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїСЂРѕСЃРёР» признать приказы РЈРњР’Р” в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ привлечении Власова Рђ.РЎ. Рє дисциплинарной ответственности – увольнение СЃРѕ службы РІ органах внутренних Рё в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Рѕ расторжении контракта Рё увольнении СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел Р Р¤ РїРѕ Рї. 15 С‡.2 СЃС‚. 82 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 342-ФЗ «О службе РІ органах внутренних дел Р Р¤ Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты РФ» (далее Закон в„– 342 –ФЗ) незаконными, признать незаконным заключение РїРѕ результатам служебной проверки РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ, восстановить РЅР° службе РІ органах внутренних дел РІ прежней должности, взыскать денежные средства Р·Р° время вынужденного прогула, предоставить дополнительные РґРЅРё отдыха РІ количестве 46,2 дней, либо взыскать компенсацию Р·Р° работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени Р·Р° работу РІ выходные Рё праздничные РґРЅРё РІ размере 89255,88 рублей, взыскать компенсацию морального вреда 100000 рублей Рё понесенные судебные расходы.
В обоснование иска указано, что истец проходил службу в органах внутренних дел по контракту в должности начальника пункта № (<адрес>) ОМВД России по Комсомольскому району. ДД.ММ.ГГГГ врио начальника УМВД утверждено заключение по результатам служебной проверки по факту волокиты и несвоевременной регистрации сообщения о преступлении в КУСП при рассмотрении материала по факту ДТП, допущенного должностными лицами ОМВД. Приказом УМВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ за непринятие мер к проведению проверки в соответствии со ст.ст. 144-145 УПК РФ при рассмотрении сообщения о ДТП (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), что в дальнейшем привело к укрытию преступления от регистрации и учета, а также пресечению противоправных действий лица, совершившего дорожно-транспортное происшествие, повлекшее причинение потерпевшему лицу явно тяжкий вред здоровью, и впоследствии смерть, за допущенные нарушения законодательства РФ, регламентирующие службу в органах внутренних дел, нарушение условий контракта на Власова А.С. наложено дисциплинарное взыскание-увольнение со службы из органов внутренних дел по п.15 ч.2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ. Приказом УМВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ контракт с Власовым А.С. расторгнут и он уволен со службы по указанному основанию. С указанными приказами и заключением служебной проверки истец не согласен, считает их незаконными, поскольку никаких действий по укрытию материала КУСП от регистрации он не принимал, о данном материале не знал. Выводы об обратном, сделанные по итогам служебной проверки, являются незаконными, поскольку проведенное служебное расследование не полностью и необъективно отразило все обстоятельства, ставшие причиной увольнения. Так же по мнению истца, в ходе служебной проверки не установлена ни дата, ни время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства, влияющие на характер и степень вины, нарушены сроки привлечения истца к дисциплинарной ответственности.
Представитель ответчика на иск возражал, по доводам, изложенным в возражениях,(л.д.10-18 т.2) согласно которым нарушения порядка проведения служебной проверки в отношении Власова А.С. работодателем не допущено, наложение дисциплинарного взыскания в виде расторжения служебного контракта и увольнения со службы произведено в установленном порядке и в установленные сроки, с учетом имевших место обстоятельств и соразмерно тяжести совершенного проступка.
Представитель Следственного управления РїРѕ Рвановской области оставил принятие решения РїРѕ РёСЃРєСѓ РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°, РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РІ настоящее время РІ отношении Власова Рђ.РЎ. возбуждено уголовное дело РїРѕ СЃС‚. СЃС‚. 293,286 РЈРљ Р Р¤., СЃСЂРѕРє предварительного следствия продлен РґРѕ 7 месяцев.
Представитель ОМВД России по Комсомольскому району в суд не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в своем письменном отзыве на иск представитель на иск Власова А.В. возражал, полагал, что руководством УМВД в соответствии с требованиями Закона № 342-ФЗ проведена служебная проверка, в ходе которой действиям истца дана надлежащая оценка. Доказательств обратного, истцом не представлено. Вид дисциплинарного взыскания определен законно и справедливо, наложенное дисциплинарное взыскание соответствует тяжести проступка, факту нарушения истцом условий контракта.(л.д.96-98 т.2)
Суд, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, приходит к следующему.
Судом из материалов дела установлено, что истец проходил в службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГГГ на различных должностях,(л.д.45-48 т.1) с ДД.ММ.ГГГГ замещал должность начальника пункта № (<адрес>) ОМВД России по Комсомольскому району.(л.д.53 т.1)
Приказом РЈРњР’Р” в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ Р·Р° непринятие мер Рє проведению проверки РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 144-145 РЈРџРљ Р Р¤ РїСЂРё рассмотрении сообщения Рѕ ДТП (РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ), что РІ дальнейшем привело Рє укрытию преступления РѕС‚ регистрации Рё учета, Р° также пресечению противоправных действий лица, совершившего РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортное происшествие, повлекшее причинение потерпевшему лицу СЏРІРЅРѕ тяжкий вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Рё впоследствии смерть, допущенные нарушения требований пунктов 1 Рё 2 части 1 статьи 12 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–3-ФЗ «О полиции», РІ части непринятия мер Рє проведению проверки РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 144-145 РЈРџРљ Р Р¤ РїСЂРё рассмотрении сообщения Рѕ ДТП (РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ); пункта 47 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приёма, регистрации Рё разрешения РІ территориальных органах Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заявлений Рё сообщений Рѕ преступлениях, РѕР± административных правонарушениях, Рѕ происшествиях, утвержденной приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РїСЂРё проверке сообщения Рѕ ДТП, РїСЂРё установлении обстоятельств, указывающих РЅР° признаки преступления, предусмотренного СЃС‚. 264 РЈРљ Р Р¤, РІ части РЅРµ проведения проверки РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚.СЃС‚. 144-145 РЈРџРљ Р Р¤, что привело Рє укрытию преступления РѕС‚ регистрации Рё учета; принятой РџСЂРёСЃСЏРіРё сотрудника органов внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ части несоблюдения Законов Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, недобросовестного выполнения возложенных РЅР° него служебных обязанностей; требований пунктов 4.2, 4.3, 4.4 контракта Рѕ прохождении службы РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РІ части нарушения РџСЂРёСЃСЏРіРё сотрудника органов внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, отсутствия преданности порученному делу, недобросовестного выполнения служебных обязанностей РІ соответствии СЃ должностной инструкцией Рё несоблюдением служебной дисциплины, РЅР° начальника пункта полиции в„– (<адрес>) РћРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Комсомольскому району Власова Рђ.РЎ. наложено дисциплинарное взыскание - увольнение СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел РїРѕ пункту 15 части 2 статьи 82 Федерального закона РѕС‚ 30 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2011 Рі. в„– 342 – ФЗ «О службе РІ органах внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё внесении изменений РІ отдельные законодательные акты Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации (РІСЃРІСЏР·Рё СЃ нарушением условий контракта сотрудником).(Р».Рґ.50-52 С‚.1)
Приказом УМВД № л/с от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут служебный контракт и Власов А.С. уволен со службы в органах внутренних дел РФ по п. 15 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в связи с нарушением условий контракта сотрудником.(л.д.168 т.1)
Основанием для привлечения Власова А.С. к дисциплинарной ответственности в виде увольнения со службы послужили результаты служебной проверки, поводом для которой стал рапорт на имя начальника УМВД генерал – майора полиции А.В. Лузина ДД.ММ.ГГГГ начальника Штаба УМВД Д.Б. Усольцева по факту волокиты и несвоевременной регистрации сообщения о преступлении в КУСП ОМВД России по Комсомольскому району (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) при рассмотрении материала по факту ДТП (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ), допущенного должностными лицами ОМВД.(л.д.60 т.1)
Правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ (часть 1 статьи 20 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ).
Часть 1 статьи 21 Закона № 342-ФЗ определяет контракт о прохождении службы в органах внутренних дел как соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел, и сотрудник органов внутренних дел при заключении контракта обязуются выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) и соблюдать ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также внутренний служебный распорядок федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения (часть 3 статьи 21 Закона № 342-ФЗ).
Пунктом 15 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ установлено, что контракт о прохождении службы в органах внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с нарушением сотрудником условий контракта.
Неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом, является нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком).
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка в соответствии с частью 1 статьи 52 Закона № 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проводится служебная проверка.
При проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка, вины сотрудника, причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка, характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка, наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел (часть 3 статьи 52 Закона № 342-ФЗ).
Организация работы по проведению служебных проверок в органах, организациях и подразделениях МВД России урегулирована Порядком проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 26 марта 2013 года № 161.
Статьей 40 Дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года № 1377 "О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.
РР· приведенных нормативных положений следует, что нарушение сотрудником органов внутренних дел условий контракта Рѕ прохождении службы РІ органах внутренних дел является основанием для его расторжения. Сотрудник может быть уволен СЃРѕ службы РІ органах внутренних дел, однако его действия, послужившие РїРѕРІРѕРґРѕРј для такого решения, подлежат оценке СЃ точки зрения РёС… характера, наступивших последствий, значимости для интересов службы, условий РёС… совершения, прежнего отношения сотрудника Рє исполнению служебных обязанностей Рё РґСЂСѓРіРёС… обстоятельств.
РЎСѓРґРѕРј РёР· материалов дела Рё материалов служебной проверки установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° <адрес> РіСЂ. Яровенко Р.Р’. управляя автомобилем «Хендэ Солярис» СЃ государственным регистрационным знаком в„–, совершил наезд РЅР° РґРІСѓС… пешеходов, находящихся РЅР° правой обочине автодороги. Р’ результате ДТП, РіСЂ. Рбрагимова Р’.Рњ., 1963Рі.СЂ. СЃ диагнозом «перелом позвоночника, тупая травма живота, шок I степени» доставлена РІ ОБУЗ Рвановской РћРљР‘, РіРґРµ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕС‚ полученных травм скончалась. Гр. Климачков Рњ.Рђ. СЃ диагнозом «ушибы волосистой части головы, Р—Р§РњРў, СГМ», РѕС‚ госпитализации отказался.
По факту ДТП с пострадавшими в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть ОМВД поступило сообщение участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДН ОМВД А.В., которое зарегистрировано в КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.132 т.1)
На место происшествия направлены следователь СО ОМВД
Р•.Р’. Шибаева, инспекторы ДПС Р“РБДД РћРњР’Р” Рњ.Рђ. Маврин Рё
Рњ.Р®. Кукушкин, которые провели первоначальную проверку. Следователем РЎРћ РћРњР’Р” Р•.Р’. Шибаевой составлен протокол осмотра места происшествия. Рнспектором ДПС Рњ.Р®. Кукушкиным ДД.РњРњ.ГГГГ возбуждено дело РѕР± административном правонарушении в„– <адрес> РїРѕ С‡. 2 СЃС‚. 12.24 РљРѕРђРџ Р Р¤, опрошены участники ДТП Рё пострадавшие.(Р».Рґ.133-157)
Определением <адрес> РДПС Кукушкиным Рњ.Р®. РїРѕ данному факту возбуждено дело РѕР± административном правонарушении Рё проведении административного расследования.(Р».Рґ.149 С‚.1)
Между тем, как установлено РІ С…РѕРґРµ служебной проверки, административное расследование РїРѕ факту ДТП проведено РЅРµ было, РІ нарушение СЃС‚. 26.4 РљРѕРђРџ Р Р¤ экспертиза РїРѕ установлению тяжести причинения вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ назначена Рё проведена РЅРµ была. Несмотря РЅР° то, что РІ материале отсутствуют медицинские документы Рѕ травме, полученной РїСЂРё ДТП Рбрагимовой Р’.Рњ., сведения Рѕ полученных травмах («перелом позвоночника, тупая травма живота, шок I степени»), ДД.РњРњ.ГГГГ отражены РІ карточке учета РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортного происшествия инспектором Р.Р®. Рубцовой (РІ настоящее время Муратова), Рё РІ этот Р¶Рµ день карточку РїСЂРёРЅСЏР» Рђ.РЎ. Власов.
РљСЂРѕРјРµ того, РІ материал приобщен запрос РІ Рвановскую РћРљР‘ Рѕ выдаче рентгеновских СЃРЅРёРјРєРѕРІ Рё РґСЂСѓРіРёС… документов РЅР° РёРјСЏ РіСЂ. Рбрагимовой Р’.Рњ. для проведения судебно-медицинского исследования. Также, Рє материалу приобщен запрос Рѕ выдаче акта вскрытия трупа, заключение смерти Рё РґСЂСѓРіРёРµ документы РЅР° РёРјСЏ РіСЂ. Рбрагимовой Р’.Рњ. Запросы выполнены Р·Р° РїРѕРґРїРёСЃСЊСЋ начальника РћР“РБДД РћРњР’Р” Рђ.РЎ. Власова (РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ замещал должность начальника РћР“РБДД РћРњР’Р”), исполнителем которых являлся РѕРЅ сам. Вместе СЃ тем, проверкой установлено, что указанные запросы РІ Рвановскую РћРљР‘ РЅРµ направлялись.
Р’ рамках проведения служебной проверки, также запрошена РєРѕРїРёСЏ карты вызова СЃРєРѕСЂРѕР№ медицинской помощи ОБУЗ «Комсомольская РБ» (в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ).
РР· карты РЎРЎРњРџ следует, что РЅР° момент приезда бригады СЃРєРѕСЂРѕР№ медицинской помощи РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° место ДТП,
РіСЂ. Рбрагимовой Р’.Рњ. поставлен диагноз «сочетанная травма, Р—Р§РњРў, закрытый перелом пояснично-крестцового отдела позвоночника, тупая травма живота, шок I степени». После оказания медицинской помощи РЅР° месте ДТП, потерпевшая Рбрагимова Р’.Рњ. доставлена РІ Рвановскую РћРљР‘. РР· карты РЎРЎРњРџ также следует, что сообщение РёР· РЎРЎРњРџ РІ ДД.РњРњ.ГГГГ передано РІ РћРњР’Р”, которое РїСЂРёРЅСЏР» сотрудник дежурной части Рђ.Рђ. Рыжонков (СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ откомандирован РІ ФСВ национальной гвардии), РїСЂРё этом, РІ РљРЈРЎРџ данное сообщение РѕРЅ РЅРµ зарегистрировал, Р° сообщил сотруднику РЎРЎРњРџ номер РљРЈРЎРџ Рѕ зарегистрированном ранее сообщении РЈРЈРџ Рђ.Р’. РЎРѕРєРѕРІРёРєРѕРІР° (РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ).
По данному сообщению, необходимо было подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления и организовать проведение проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
Однако, проверка по факту ДТП не проводилась, и решение по возбужденному делу об административном правонарушении не принято.
Рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного
СЃС‚. 264 РЈРљ Р Р¤, составлен начальником РћР“РБДД РћРњР’Р” Р’.Рђ. Могилевец только ДД.РњРњ.ГГГГ (РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ), после обращения РІ РћРњР’Р” РіСЂ.Рбрагимова Рљ.РЎ., сына погибшей Рбрагимовой Р’.Рњ., СЃ целью получения информации Рѕ принятом решении Рѕ факте ДТП. (Р».Рґ.111-112 С‚.1)
По результатам проведенной проверки, ДД.ММ.ГГГГ, т.е. только спустя 4 года, возбуждено уголовное дело № по признакам преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ в отношении неустановленного лица.(л.д.82)
Р’ своем объяснении РІ рамках служебной проверки следователь РЎРћ РћРњР’Р” Р•.Р’. Шибаева пояснила, что ДД.РњРњ.ГГГГ, ею совместно СЃ РДПС Р“РБДД РћРњР’Р” Рњ.Рђ. Мавриным Рё Рњ.Р®.Кукушкиным осуществлялся выезд РїРѕ сообщению Рѕ ДТП, произошедшему ДД.РњРњ.ГГГГ РІ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° <адрес>. РџРѕ данному факту, ею составлен протокол осмотра места происшествия, составлена схема ДТП. Поскольку степень тяжести вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рбрагимовой Р’.Рњ. РЅРµ была установлена РЅР° тот момент, материал проверки передан сотрудникам Р“РБДД РћРњР’Р” для принятия решения.
Рнспектор ДПС Р“РБДД РћРњР’Р” Рњ.Р®. Кукушкин РїРѕСЏСЃРЅРёР», что РёРј принято решение Рѕ возбуждении дела РѕР± административном правонарушении РїРѕ факту ДТП, поскольку степень тяжести причиненного вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ РбрагимовойВ.Рњ. РЅРµ была установлена. РџРѕ прибытию РІ РћРњР’Р”, материал проверки РёРј оставлен РІ дежурной части РћРњР’Р”. (Р».Рґ.96-97 С‚.1)
Р’ своем объяснении майор полиции Рђ.РЎ. Власов РїРѕСЏСЃРЅРёР», что каких-либо сведений РёР· медицинских учреждений РїРѕ Рбрагимовой Р’.Рњ. РЅР° момент ДТП, РёСЃС…РѕРґСЏ РёР· материалов ДТП РЅРµ было, Рё РІ дальнейшем РЅРµ приходило. Осуществление контроля РїРѕ административным делам, правильностью оформления административных материалов, составляемых личным составом РћР“РБДД, заполнение оперативных карточек подсистемы РђРРџРЎ административная практика, качеством составления процессуальных документов, принятие законных Рё обоснованных решений, проведением РїСЂРё необходимости РїРѕ административным делам дополнительных проверок, контроля Р·Р° сроками хранения административных дел РІ РћР“РБДД РћРњР’Р” возложено РЅР° инспектора исполнения административного законодательства, Р° именно РЅР° Р.Р®. Муратову. РќР° период прохождения первоначальной подготовки Р.Р®. Муратовой, ее обязанности были возложены РЅР° государственного инспектора БДД РћР“РБДД Рђ.Р’.Брыссина. (Р».Рґ.85-86 С‚.1)
Рнспектор РРђР— РћР“РБДД РћРњР’Р” Р.Р®. Муратова пояснила, что РІ папке ДТП СЃ материальным ущербом Р·Р° декабрь 2014 РіРѕРґР° обнаружен материал проверки Р–РЈ ДТП в„–, РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ которому РДПС Рњ.Р®.Кукушкиным возбуждено дело РѕР± административном правонарушении в„– <адрес> РїРѕ С‡.2 СЃС‚.12.24 РљРѕРђРџ Р Р¤ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.
В ходе проведения дополнительных проверочных мероприятий, в ОКБ
<адрес> направлены запросы РЅР° истребование акта вскрытия Рё медицинской карты РЅР° РёРјСЏ Рбрагимовой Р’.Рњ., РёР· которых следовало, что причиной смерти явилась сочетанная травма различных частей тела. РџСЂРё получении указанных документов, незамедлительно составлен рапорт РѕР± обнаружении признаков преступления, предусмотренного С‡.3 СЃС‚. 264 РЈРљ Р Р¤ Рё зарегистрирован РІ РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ.(Р».Рґ.118,120,121 С‚.1)
Также, Р.Р®. Муратова пояснила, что РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅР° находилась РІ служебной командировке РІ ЦПП РЈРњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области. Указаний устных или письменных РїРѕ данному ДТП РЅР° выполнение каких-либо мероприятий (направление запросов, РѕРїСЂРѕСЃ свидетелей, назначение экспертиз Рё С‚.Рї.), ей РЅРµ давалось. Р’ её присутствии также никаких указаний РїРѕ принятию РІ производство РїРѕ данному ДТП РґСЂСѓРіРёРј сотрудникам, РЅРµ давалось. Данный материал ей РІ производство РЅРµ поступал. Р’ период СЃ 2014 РїРѕ 2015 РіРѕРґ, административное расследование РїРѕ ДТП, РІ которых погибли или получили ранения люди, осуществлял лично начальник РћР“РБДД РћРњР’Р” Рђ.РЎ.Власов. (Р».Рґ.100102 С‚.1)
РР· объяснения инспектора РћР“РБДД Рђ.Р’. Брысина следует, что РІ 2014-2015 годах начальником РћР“РБДД РћРњР’Р” являлся Рђ.РЎ. Власов. РќР° время отсутствия инспектора РїРѕ административному законодательству, материалы РїРѕ фактам ДТП СЃ телесными повреждениями рассматрива лнепосредственно Рђ.РЎ.Власов. РџРѕ факту ДТП, произошедшему ДД.РњРњ.ГГГГ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° в„–, ничего пояснить РЅРµ может, каких-либо указаний Рё поручений ему РЅРµ поступало.(Р».Рґ.98-99 С‚.1)
Учитывая изложенные факты, установленные РІ С…РѕРґРµ проведения служебной проверки Рё объяснения сотрудников, РІ том числе Рё Власова Рђ.РЎ., данных РІ С…РѕРґРµ ее проведения, лицо, проводившее служебную проверку пришел Рє выводу, что начальником пункта полиции в„– (<адрес>) РћРњР’Р” майором полиции Рђ.РЎ. Власовым, РїСЂРё получении РёР· медицинских учреждений сведений Рѕ полученных СЏРІРЅРѕ тяжких травмах РіСЂ.РбрагимовойВ.Рњ. РїСЂРё ДТП, РІ нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 3-ФЗ «О полиции», пункта 47 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приема, регистрации Рё разрешения РІ территориальных органах Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заявлений Рё сообщений Рѕ преступлениях, РѕР± административных правонарушениях, Рѕ происшествиях, утвержденной приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РЅРµ были приняты меры Рє проведению процессуальной проверки, Рё принятию РїРѕ сообщению Рѕ преступлении законного Рё обоснованного решения, что привело Рє укрытию преступления РѕС‚ регистрации Рё учета.
Кроме того, А.С. Власовым не были выполнены принятые на себя обязательства, предусмотренные пунктами 4.2, 4.3, 4.4 Контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенного 12 апреля 2012 года, а именно: быть верным Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, быть честным и преданным порученному делу, добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом соблюдать служебную дисциплину.
Также, бездействие Рђ.РЎ. Власова привело Рє тому, что противоправные действия гражданина Яковенко Р.Р’. РЅРµ были пресечены своевременно, РІ результате чего, лицо, РїРѕ РІРёРЅРµ которого Рбрагимовой Р’.Рњ. причинен тяжкий вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Рё последовавшая Р·Р° РЅРёРј смерть, РЅРё Рє административной, РЅРё Рє уголовной ответственности, РЅРµ привлекалось, что позволило РІРёРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ лицу избежать установленному законом ответственности.
По результатам служебной проверки предлагалось наложить на начальника пункта полиции № (<адрес>) ОМВД России по Комсомольскому району майора полиции Власова А.С. дисциплинарное взыскание – увольнение со службы в органах внутренних дел по пункту 15 части 2 статьи 82 Закона № 342 - ФЗ.
Рстец СЃ выводом РїРѕ результатам служебной проверки РЅРµ согласен, полагает, что никаких действий направленных РЅР° сокрытие преступления РѕС‚ регистрации Рё учета РЅРµ совершал, поскольку РЅРµ знал Рѕ наличии данного материала. Так, РІ С…РѕРґРµ судебного заседания истец РїРѕСЏСЃРЅРёР», что материал РІ отношении ДТП РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ рассматривался инспектором административного законодательства Муратовой ( ранее Рубцовой) Р.Р®.. После убытия Муратовой Р.Р®. ДД.РњРњ.ГГГГ РІ командировку СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ обязанности инспектора РїРѕ исполнению административного законодательства стал исполнять РДПС Брысин Рђ.Р’. Рё материал для исполнения был передан ему, Рѕ чем свидетельствует Рё его ответ РЅР° запрос СЃСѓРґР° Рѕ предоставлении материала проверки для рассмотрения гражданского дела, однако несмотря РЅР° то, что РёРј готовился ответ РЅР° запрос СЃСѓРґР° Брысиным Рђ.Р’. материал РЅРµ изучен, указаний РїРѕ нему РёРј должностным лицам РЅРµ давалось. РЎРѕ 2 РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕРЅ находился РІ служебной командировке, Р° следовательно, именно Брысин Рђ.Р’. обязан был ознакомится СЃ материалом, РІ том числе СЃРѕ степенью тяжести вреда Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ потерпевшим, Рё принять меры Рє осуществлению проверки РІ соответствии СЃРѕ СЃРё. 144-145 РЈРџРљ Р Р¤. Подписанные РёРј запросы РІ Рвановскую РћРљР‘ РЅР° медицинские документы Рбрагимовой Р’.Рњ., РІ которых РѕРЅ указан как исполнитель, РѕРЅ РЅРµ РїРѕРјРЅРёС‚, запросов таких РЅРµ направлял Рё РёС… исполнителем РЅРµ являлся, кто принес данные запросы ему РЅР° РїРѕРґРїРёСЃСЊ сказать РЅРµ может.
Судом из материалов дела установлено, что на момент ДТП от ДД.ММ.ГГГГ истец замещал должность начальника отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Комсомольскому району.(л.д.48 т.1)
Приложением в„– приказа РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– "РћР± утверждении Положений РѕР± органах управления Рё подразделениях Р“РБДД РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё" утверждено РўРёРїРѕРІРѕРµ положение РѕР± отделе (отделении) Государственной инспекции безопасности РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ движения управления (отдела) внутренних дел района, РіРѕСЂРѕРґР°, РѕРєСЂСѓРіР°, района РІ РіРѕСЂРѕРґРµ, которое действовало РґРѕ издания приказа РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ 20.04.2015 в„– 451 «О совершенствовании деятельности подразделений Госавтоинспекции РЅР° региональном Рё районном СѓСЂРѕРІРЅСЏС…В».
Функции отдела (отделения) Государственной инспекции безопасности дорожного движения управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе определение в разделе 3 Положения, согласно которому Отдел контролирует в рамках полномочий Государственной инспекции соблюдение нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения (п.14); участвует в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, пресечении и раскрытии преступлений и иных противоправных проявлений, связанных с использованием автомототранспортных средств (п.20); осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения (п.23);осуществляет сбор и обобщение информации о состоянии безопасности дорожного движения, а также деятельности подразделений Государственной инспекции на территории соответствующего района, города, округа, района в городе, ведет в установленном порядке государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения (п.33); анализирует причины и условия, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и иных противоправных деяний, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принимает меры по их устранению.
Компетенция начальника отделения определена в разделе 4 Положения. Последний руководит деятельностью Отдела (отделения) и подразделений, непосредственно подчиненных Отделу (отделению), несет персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей; организует контроль за соблюдением нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Отдела (отделения) и подразделений, непосредственно подчиненных Отделу (отделению).(п.38-40)
Таким образом, согласно указанного нормативного акта, Власов А.С. являясь начальником отделения государственной инспекции безопасности дорожного движения Отдела МВД России по Комсомольскому району во исполнение задач и функций возложенных на отделение обязан контролировать работу подчиненных ему сотрудников, в том числе, обеспечивать соблюдение законности в деятельности отдела и нести персональную ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей.
Между тем, данные положения Власовым А.С. соблюдены не были.
Так, СЃСѓРґРѕРј бесспорно установлено, что ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° <адрес>, РіСЂ. Яровенко Р.Р’. управляя автомобилем «Хендэ Солярис» СЃ государственным регистрационным знаком в„– совершил наезд РЅР° РґРІСѓС… пешеходов, находящихся РЅР° правой обочине автодороги. Р’ результате ДТП, РіСЂ. Рбрагимова Р’.Рњ., 1963Рі.СЂ. СЃ диагнозом «перелом позвоночника, тупая травма живота, шок I степени» доставлена РІ ОБУЗ Рвановской РћРљР‘, РіРґРµ ДД.РњРњ.ГГГГ РѕС‚ полученных травм скончалась. РџРѕ факту ДТП СЃ пострадавшими ДД.РњРњ.ГГГГ РІ дежурную часть РћРњР’Р” поступило сообщение участкового уполномоченного полиции, которое зарегистрировано РІ РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ. Рнспектором ДПС Кукушкиным Рњ.Р®. возбуждено дело РѕР± административном правонарушении Рё возбуждении административного расследования. Указанное ДТП внесено РІ автоматизированную информационно-управляющую систему Госавтоинспекции Р·Р° в„–, инспектором Рубцовой Р.Р®. составлена карточка учета РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕ-транспортного происшествия, которую РїСЂРёРЅСЏР» Власов Рђ.РЎ. (Р».Рґ. 110,160 С‚.1)
РР· указанной карточки РІРёРґРЅРѕ, что РІ результате ДТП пешеходы получили телесные повореждения:1.Рбрагимова Р’.Рњ. СЃ переломом позвоночника, тупой травмой живота, шиком 1 степени доставлена РІ РћРљР‘ Рі.Рваново.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что Власов А.С. доподлинно знал о наличии факта ДТП и из указанной карточки был осведомлен о тяжести телесных повреждений.
РљСЂРѕРјРµ того, РёР· показаний свидетеля Р¤РРћ43. так Р¶Рµ следует, что Рѕ факте ДТП Рё тяжести телесных повреждений РёРј лично, либо напарником был сделан доклад Власову Рђ.РЎ..
В связи с указанным, доводы Власова А.С. о том, что он знал о факте ДТП с пострадавшими, но не обладал информацией о тяжести повреждений, являются несостоятельными.
РР· пояснений Власова Рђ.РЎ. так Р¶Рµ следует, что материалом РїРѕ факту ДТП должна была согласно должностной инструкции заниматься инспектор РїРѕ исполнению административного законодательства отделения Р“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Комсомольскому району Муратова (Рубцова) Р.Р®., РІ компетенцию которой РІС…РѕРґРёС‚ проверка документов Рё проведение административного расследования РїРѕ административным делам.
РР· должностной инструкции инспектора РїРѕ исполнению административного законодательства отделения Р“РБДД, утвержденной ДД.РњРњ.ГГГГ, инспектор находится РІ РїСЂСЏРјРѕРј подчинении начальника отделения Р“РБДД Отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Комсомольскому району (Рї.2); РЅР° период временного отсутствия инспектора его обязанности исполняет начальник РћР“РБДД отдела РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Комсомольскому району (Рї.40).
Р’ должностные обязанности инспектора РІС…РѕРґРёС‚ контроль правильности оформления административных материалов, представленных личным составом РћР“РБДД, контроль Р·Р° качеством составления процессуальных документов инспекторами ДПС, принятием РёРјРё законных Рё обоснованных решений, РїСЂРё необходимости РїСЂРѕРІРѕРґРёС‚ РїРѕ административным делам дополнительную проверку (Рї.22); рассматривает административные дела Рё принимает РїРѕ РЅРёРј решения РІ пределах своей компетенции.(Рї.25). (Р».Рґ.144-153 С‚.2)
РЎ указанной инструкцией Рубцова Р.Р®. ознакомлена ДД.РњРњ.ГГГГ. РќР° момент ДТП СЃ должностной инструкций Рубцова Р.Р®. ознакомлена РЅРµ была, РїРѕ запросу СЃСѓРґР° текст должностной инструкции, утвержденной РґРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ представлен РЅРµ был.
РР· показаний свидетеля Муратовой (Рубцовой) Р.Р®. следует, что РІ 2014 РіРѕРґСѓ РѕРЅР° замещала должность инспектора РїРѕ исполнению административного законодательства отделения Р“РБДД, РІ 2015 РіРѕРґСѓ ее аттестовали. РџРѕ факту ДТП РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ свидетель пояснила, что данный материал ей для внесения РІ базу был переда Начальником отделения Р“РБДД Власовым Рђ.РЎ.. После внесения РІ базу необходимых сведений материал был передан обратно руководителю. Больше РѕРЅР° материал РЅРµ видела Рё СЃ РЅРёРј РЅРµ работала, поручений РѕС‚ Власова Рђ.РЎ. Рѕ проведении административного расследования РЅРµ получала. РЎ ДД.РњРњ.ГГГГ уехала РІ командировку.
Свидетель Брысин Рђ.Р’. так Р¶Рµ показал, что РЅР° момент ДТП замещал должность инспектора ДПС.Рћ факте ДТП ему известно, однако СЃ материалом РѕРЅ РЅРµ работал. Р’ период командировки Рубцовой Р.Р®. ее обязанности исполнял начальник Р“РБДД Власов Рђ.РЎ.. РЎРѕ стороны руководителя ему указаний Рѕ проведении проверки РїРѕ факту ДТП РѕС‚ Власова Рђ.РЎ. РЅРµ поступало.
Согласно приказа № л/с от ДД.ММ.ГГГГ временное исполнение обязанностей по должности инспектора по административному законодательству были возложены на Брысина А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.139-140 т.2)
Приказом в„– Р»/СЃ РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ РЅР° Брысина Рђ.Р’. возложено временное исполнение обязанностей начальника отделения Р“РБДД РЅР° время командировки Власова Рђ.РЎ. СЃРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ. (Р».Рґ.148-143 С‚.2) Сведений Рѕ доведении приказов РґРѕ Брысина Рђ.Р’. приказы РЅРµ содержат.
Таким образом, РёР· показаний свидетелей, материалов дела установлено, что Власов Рђ.РЎ. знал Рѕ наличии материала РїРѕ факту ДТП, указанный материал находился РІ его производстве, поскольку РІ период СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ (убытие Рубцовой Р.Р®. РІ командировку) РїРѕ ДД.РњРњ.ГГГГ (возложение обязанностей РЅР° Брысина Рђ.Р’.) исполнение обязанностей РІ период отсутствия инспектора РїРѕ административному законодательству должен был исполнять начальник отделения Р“РБДД Власов Рђ.РЎ.. Факт нахождения материала РїРѕ факту ДТП РІ производстве Власова Рђ.РЎ. подтверждается Рё запросом, имеющимся РІ материале РїРѕ факту ДТП РѕС‚ февраля 2015 РіРѕРґР°, РЅРµ направленного РїРѕ назначению, подписанного истцом как исполнителем запроса. Р’ указанном запросе Власов Рђ.РЎ. РїСЂРѕСЃРёС‚ представить медицинские документы для проведения судебно-медицинской исследования,(Р».Рґ.129 С‚.1), Р° РІ РґСЂСѓРіРѕРј запросе РїСЂРѕСЃРёС‚ представить акт вскрытия трупа Рбрагимовой Р’.Р., заключение Рѕ смерти Рё РґСЂСѓРіРёРµ документы, (Р».Рґ.127 С‚.1), что РіРѕРІРѕСЂРёС‚ РѕР± осведомленности Власова Рђ.РЎ. Рѕ тяжести повреждений полученных РІ ДТП Рё смерти РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· его участников.
Доводы Власова А.С. о том, что он не являлся исполнителем данных запросов, ничем не подтверждены и опровергаются совокупностью собранных по делу доказательств.
Кроме того, судом из материалов служебной проверки установлено и не отрицается сторонами, что проверка по факту ДТП не проводилась, экспертиза по установлению тяжести причинения вреда здоровью не назначалась, решение по возбужденному делу об административном правонарушении не принято. В нарушение требований ст. 264 УК РФ рапорт об обнаружении признаков преступления не подан, проведение проверки в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ не организовано.
РџСЂРё таком положении, СЃСѓРґ соглашается СЃ мнением ответчика РІ том, что Власовым Рђ.РЎ., РїСЂРё получении РёР· медицинских учреждений сведений Рѕ полученных СЏРІРЅРѕ тяжких травмах РіСЂ.РбрагимовойВ.Рњ. РїСЂРё ДТП, РІ нарушение требований части 1 статьи 6 Федерального закона РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„– 3-ФЗ «О полиции», пункта 47 Рнструкции Рѕ РїРѕСЂСЏРґРєРµ приема, регистрации Рё разрешения РІ территориальных органах Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации заявлений Рё сообщений Рѕ преступлениях, РѕР± административных правонарушениях, Рѕ происшествиях, утвержденной приказом РњР’Р” Р РѕСЃСЃРёРё РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ в„–, РЅРµ были приняты меры Рє проведению процессуальной проверки, Рё принятию РїРѕ сообщению Рѕ преступлении законного Рё обоснованного решения, что привело Рє укрытию преступления РѕС‚ регистрации Рё учета.
Данные нарушения, выявленные в ходе судебного заседания и в ходе служебного расследования свидетельствуют о невыполнении Власовым А.С. принятых на себя обязательств, предусмотренных пунктами 4.2, 4.3, 4.4 Контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, а именно: быть верным Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, быть честным и преданным порученному делу, добросовестно выполнять служебные обязанности в соответствии с настоящим контрактом соблюдать служебную дисциплину.
Р’ этой СЃРІСЏР·Рё следует, так Р¶Рµ отметить, что Власов Рђ.РЎ. являясь руководителем отдела Р“РБДД, РІ силу возложенных РЅР° отделение задач Рё функций, должен был РЅРµ только сам соблюдать требования действующего законодательства РїСЂРё выполнении должностных обязанностей, РЅРѕ Рё контролировать работу подчиненных ему должностных лиц, следить Р·Р° соблюдением законности РІ деятельности отдела. Между тем, сами пояснения истца Рѕ том, что РѕРЅ СЏРєРѕР±С‹ РЅРµ знал Рѕ наличии материала РїРѕ факту ДТП СЃ пострадавшими, свидетельствуют лишь РѕР± отсутствии контроля СЃРѕ стороны Власова Рђ.РЎ. Р·Р° подотчетными ему сотрудниками, что безусловно свидетельствует Рѕ безответственном отношении Власова Рђ.РЎ. Рє служебном обязанностям Рё нарушению служебного контракта.
С учетом изложенного, установленные служебной проверкой факты в их совокупности, свидетельствуют о наличии у ответчика оснований для расторжения служебного контракта и увольнения истца из органов внутренних дел.
Доводы истца о том, ответчик не установил дату и время совершения дисциплинарного проступка, являются необоснованными по мотиву того, что в заключении служебной проверки подробно изложены обстоятельства нарушения истцом служебного контракта, выводы служебной проверки основаны на собранных в процессе ее проведения доказательствах, в ходе служебной проверки Власовым А.С., даны объяснения, которые были учтены руководством при утверждении заключения служебной проверки. Доказательств, опровергающих выводы служебной проверки, истцом в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃСѓРґ также РЅРµ усматривает необъективности РІ выводах заключения служебной проверки, тяжесть совершенного истцом проступка Рё обстоятельства, РїСЂРё которых РѕРЅ был совершен, предшествующее поведение истца РїРѕ службе, ответчиком были учтены. РџСЂРё этом СЃСѓРґ соглашается СЃ мнением ответчика РІ том, что бездействие Рђ.РЎ. Власова привело Рє тому, что противоправные действия гражданина Яковенко Р.Р’. РЅРµ были пресечены своевременно, РІ результате чего, лицо, РїРѕ РІРёРЅРµ которого Рбрагимовой Р’.Рњ. причинен тяжкий вред Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ, Рё последовавшая Р·Р° РЅРёРј смерть, РЅРё Рє административной, РЅРё Рє уголовной ответственности, РЅРµ привлекалось, что позволило РІРёРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ лицу избежать установленному законом ответственности.
Оснований для признания заключения по результатом служебной проверки незаконным, не имеется. Оценивая заключение служебной проверки по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу, что служебная проверка проведена в соответствии с требованиями статьи 52 Закона № 342-ФЗ и Порядка, утвержденного приказом МВД России от 26.03.2013 № 161 «Об утверждении Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации»: заключение служебной проверки составлено и утверждено компетентными должностными лицами в соответствии с имеющимися у них полномочиями, нарушений при проведении служебной проверки, влекущих признание ее незаконной, не установлено.
При таком положении, оценивая собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований закона, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о признании незаконными приказов УМВД и выводов по результатам служебной проверки, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца по п. 15 ч. 2 ст. 82 Закона № 342-ФЗ за нарушение условий контракта, и был соблюден установленный законом порядок увольнения по данному основанию, так как факт нарушения условий служебного контракта и положений должностной инструкции нашел свое подтверждение в ходе рассмотрения дела судом и не был опровергнут истцом.
Суд не соглашается с мнением истца в том, что установленные ч. 6 ст. 52 Закона № 342-ФЗ сроки привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности при увольнении истца нарушены не были.
Так, суд считает, что с момента сообщения о факте ДТП ДД.ММ.ГГГГ с пострадавшими процессуальная проверка в порядке ст. 144-145 УПК РФ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не проводилась, рапорт об обнаружении признаков преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ Власовым А.С. не подавался, лицо виновное в совершении преступления не было привлечено к ответственности ввиду длительного неисполнения Власовым А.С. обязанностей, предусмотренных служебным контрактом. При этом в каждый из дней в указанный срок Власов А.С. имел возможность подготовить рапорт об обнаружении признаков преступления, тем самым пресечь свое длительное нарушение служебного контракта, однако не сделал этого, то есть, с его стороны фактически имело место бездействие, следовательно, данный проступок носит длящийся характер, был выявлен в процессе проведения служебной проверки, соответственно срок для привлечения к дисциплинарной ответственности нельзя считать истекшим.
Таким образом, шестимесячный СЃСЂРѕРє для привлечения Рє дисциплинарной ответственности РІ рассматриваемой ситуации следует исчислять СЃ ДД.РњРњ.ГГГГ, РєРѕРіРґР° руководству РЈРњР’Р” стало известно Рѕ допущенном нарушении, противоправное бездействие Власова Рђ.РЎ. было пресечено, рапорт РѕР± обнаружении признаков преступления, предусмотренного СЃС‚. 264 РЈРљ Р Р¤ был составлен начальником РћР“РБДД РћРњР’Р” Могилевец Р’.Рђ. после обращения РІ РћРњР’Р” РіСЂ.Рбрагимова Рљ.РЎ., сына погибшей Рбрагимовой Р’.Рњ., только ДД.РњРњ.ГГГГ (РљРЈРЎРџ в„– РѕС‚ ДД.РњРњ.ГГГГ).
Поскольку увольнение истца произведено на законном основании, суд не находит оснований для удовлетворения требований о восстановлении его в должности, а, следовательно, и для взыскания денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Согласно ст. 78 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
В силу ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой (аналогичные положения содержатся в ч. 8 ст. 89 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
В соответствии с частью 6 ст. 54 Закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации" сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Аналогичное нормативное предписание содержится в п. 274 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 (далее - Порядок), согласно которому руководителю предоставлено право привлекать сотрудников в случае служебной необходимости к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности.
Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха (п. 284 Порядка).
В соответствии с п. 286 Порядка, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Закона о службе.
Пунктом 287 Порядка установлено, что привлечение сотрудников, которым установлен ненормированный служебный день, к выполнению служебных обязанностей в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, а также предоставление им в связи с таким привлечением компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности осуществляются в соответствии с главой XIII "Служебное время" настоящего Порядка.
В соответствии с пунктами 290 - 293 Порядка предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром, заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в пункте 290 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.
Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 г. № 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
РР· материалов дела следует, что Власову Рђ.РЎ. РЅРµ компенсировано дополнительным временем отдыха или дополнительными РґРЅСЏРјРё отдыха, Р° так Р¶Рµ РЅРµ выплачена денежная компенсация Р·Р° следующие промежутки времени: Р·Р° 2016 РіРѕРґ- 251 час или 31,4 РґРЅСЏ; Р·Р° 2017-158 часов или 19,8 дней, Р·Р° 2018 РіРѕРґ -33 часа или 4,1 дней.( Р».Рґ.43 С‚.1).
Факт привлечения истца к работе в выходные и праздничные дни подтвержден табелями учета рабочего времени, приказами о привлечении к работе в выходные и праздничные дни, а так же графиками несения службы.
Вместе с тем, возможность выплаты денежной компенсации вместо предоставления дополнительных дней отпуска за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и праздничные дни носит заявительный характер, и может осуществляться лишь по просьбе, изложенной в рапорте. Выплата компенсации производится в текущем году. В отсутствие волеизъявления сотрудника, выраженного в форме поданного в текущем году рапорта о предоставлении вместо дней отдыха денежной компенсации, являющихся обязательным условием реализации права на получение этой компенсации, ее выплата по инициативе работодателя невозможна.
Таким образом, суд считает, что требование Власова А.С. о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в выходные и праздничные дни удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии с указанными нормативными правовыми актами денежная компенсация выплачивается только при наличии соответствующего заявления сотрудника в течение календарного года. Причем, в соответствии с п. 58 Приказа МВД России от 31.01.2013 № 65 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год (120 часов в год).
При таких обстоятельствах, согласно приведенному правовому регулированию для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, привлекаемых к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, с учетом их особого правового статуса положениями специального законодательства установлены дополнительные социальные гарантии в виде дней отдыха соответствующей продолжительности или выплаты денежной компенсации.
При этом в соответствии с действующим Порядком (п. 285) для реализации сотрудником органов внутренних дел права на использование дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни необходимо соблюдение трех обязательных условий: наличие дополнительно отработанных дней в выходные и нерабочие праздничные дни; волеизъявление самого сотрудника, выраженное в форме рапорта, согласованного с непосредственным руководителем; соблюдение срока обращения сотрудника к руководителю, поскольку, дни отдыха, образовавшиеся в период рабочего ежегодного периода, присоединяются к ежегодному отпуску сотрудника и не суммируются по истечении этого срока к предстоящим отпускам за последующие годы.
О том, что выплата денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также компенсация времени переработки дополнительными днями отдыха осуществляется только по заявлению сотрудника, истцу было известно и им не оспаривалось.
Как видно из материалов дела Власов А.С. с рапортом о выплате ему денежной компенсации за период с 2016 по момент увольнения не обращался, что не отрицал в судебном заседании, то есть, Власовым А.С. не были соблюдены установленные нормативными положениями обязательные условия по реализации права на предоставление дополнительных дней отдыха за указанный период - подача рапорта, согласованного с непосредственным руководителем, с соблюдением срока такого обращения.
ДД.ММ.ГГГГ Власов А.С. обратился с рапортом о предоставлении ему дополнительных дней отдыха за 2016 в количестве 14 дней, за 2017 в количестве 52 дней, за 2018 в количестве 11 дней, в общей сложности 77 дней. (л.д.30).
Компенсировать переработку отгулами является правом работника, данных о том, что в период службы до ДД.ММ.ГГГГ истец обращался с рапортом о предоставлении дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, материалы дела не содержат. Доказательств того, что истец был лишен возможности реализовать указанное право, в том числе по вине ответчика, суду не представлено.
Однако, поскольку истец уволен со службы в органах внутренних дел оснований для предоставления ему дополнительных дней отдыха не имеется.
Кроме того, суд соглашается с мнением ответчика в том, что истцом нарушен срок обращения в суд с данными требованиями.
В силу п. п. 1. 2 и п. 5 ч. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О полиции" от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ сотрудник полиции обязан знать и соблюдать Конституцию Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере внутренних дел
Согласно ч. 4 ст. 72 Закона № 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков они могут быть восстановлены судом.
Связывая начало течения срока для обращения за разрешением индивидуального трудового спора с днем, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права, законодатель исходит из того, что своевременность обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора зависит от его волеизъявления.
Оценивая материалы дела, суд приходит к выводу, что истцом пропущен без уважительных причин установленный законом трехмесячный срок обращения в суд за защитой нарушенного права, поскольку о нарушении своих прав на выплату спорных компенсаций ему должно было быть известно при получении причитающегося истцу денежного довольствия за каждый месяц спорного периода, так как истец ежемесячно получал расчетные листки, в которых отсутствовали сведения об оплате сверхурочной работы, выполнении служебных обязанностей в ночное время, в нерабочие праздничные дни, в связи с чем он не был лишен возможности обратиться с соответствующим рапортом к ответчику о выплате указанных компенсаций, а в случае отказа в выплате компенсации - в суд с соответствующим иском. Нормативно-правовое регулирование выплаты требуемых истцом денежных компенсации не предполагает произвольное, неограниченное по времени обращение сотрудника с рапортом о выплате таковых.
Вместе с тем, с указанным иском истец обратился только ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного законом срока. При этом порядок начисления денежного довольствия, включающего в себя и компенсационные выплаты, истцу был известен, уважительных причин, которые бы препятствовали либо затрудняли истцу возможность обратиться в суд за разрешением индивидуального служебного спора в течение предусмотренного законом трехмесячного срока, истцом не представлено, так же как не было заявлено соответствующего ходатайства о восстановлении пропущенного срока. Оснований считать спорные правоотношения длящимися не имеется, компенсационные выплаты ответчиком не начислялись.
Указанные положения так же распространяются и на требования о предоставлении дополнительных дней отдыха за 2016 и 2017 года. Согласно представленных материалов дела за 2018 год истцу выплачена компенсация за 80 часа (10 дней) согласно приказу ОМВД России по Комсомольскому району от ДД.ММ.ГГГГ № л/с, при увольнении произведена компенсация за 4,1 дней отдыха.
Р’ соответствии СЃ Рї. 2 СЃС‚. 199 Гражданского кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации исковая давность применяется СЃСѓРґРѕРј только РїРѕ заявлению стороны РІ СЃРїРѕСЂРµ, сделанному РґРѕ вынесения СЃСѓРґРѕРј решения. Рстечение СЃСЂРѕРєР° РёСЃРєРѕРІРѕР№ давности, Рѕ применении которой заявлено стороной РІ СЃРїРѕСЂРµ, является основанием Рє вынесению СЃСѓРґРѕРј решения РѕР± отказе РІ РёСЃРєРµ.
При изложенных обстоятельствах доводы истца о наличии задолженности по выплате вышеуказанных денежных компенсаций, правового значения не имеют.
Доводы истца, что трехмесячный срок исчисляется с момента увольнения, когда истцу стало известно о невыплате работодателем компенсации, являются несостоятельными, по вышеуказанным доводам.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,
решил:
Р’ искеВласову Рђ.РЎ. Рє Управлению Министерства внутренних дел Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Рвановской области Рѕ признании незаконным приказа РѕР± увольнении, восстановлении РЅР° службе, взыскании денежных средств Р·Р° время вынужденного прогула, предоставлении дополнительных дней отдыха либо денежной компенсации Р·Р° работу РІ выходные Рё праздничные РґРЅРё, компенсации морального вреда-отказать.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ Рвановский областной СЃСѓРґ через Фрунзенский районный СЃСѓРґ Рі. Рваново РІ течение месяца СЃРѕ РґРЅСЏ принятия решения СЃСѓРґР° РІ окончательной форме.
Председательствующий:
Полный текст решения изготовлен 6 сентября 2019 года.