Дело № 21-1364/2021
РЕШЕНИЕ
24.11.2021г. г. Симферополь
Судья Верховного Cуда Республики Крым С.В. Яковлев, рассмотрев жалобу начальника управления по реализации строительства технологических присоединений Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Мамулова Ашота Норайровича на решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.10.2021 года по делу №12-727/2021,
У С Т А Н О В И Л
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Хасанова И.Р. от 16.07.2021 года №082/04/9.21-1108/2021 (далее Постановление №082/04/9.21-1108/2021) должностное лицо начальник управления по реализации строительства технологических присоединений Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Мамулов Ашот Норайрович (далее Мамулов А.Н.) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Мамулов А.Н. обжаловал его в суд.
Решением Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.10.2021 года по делу №12-727/2021, Постановление №082/04/9.21-1108/2021 оставлено без изменения, жалоба Мамулова А.Н. оставлена без удовлетворения.
Не согласившись с указанными постановлением и решением, Мамулов А.Н. подал жалобу, в которой просит решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.10.2021 года по делу №12-727/2021 отменить, принять по делу новое решением, которым Постановление №082/04/9.21-1108/2021 признать незаконным и отменить полностью.
В судебном заседании 24.11.2021 года представитель Мамулова А.Н. настаивала на удовлетворении жалобы, указала, что подключение абонентов не было осуществлено в установленные сроки по причине большого объема работ, недостаточного их финансирования, что не было принято во внимание контролирующим органом. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю возражал против удовлетворения жалобы, настаивая на том, что Мамуловым А.Н. не были представлены доказательства осуществления им всех необходимых и достаточных действий по своевременному выполнению условий договоров по подключению потребителей.
Проверив доводы, изложенные в жалобе, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективная сторона рассматриваемого правонарушения, заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к электросетям, системам теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения требований нормативных актов. При этом противоправные действия должны быть выражены в: противоречии указанных в предложенном потребителю для заключения проекте договора технических условий установленным действующим законодательством требованиям; нарушении законодательно установленных сроков представления такого проекта; отказе в заключении указанного договора без наличия предусмотренных законодательством к этому оснований.
Субъективная сторона может быть выражена в формах умысла или неосторожности.
Субъектами административной ответственности могут выступать должностные лица и юридические лица.
В силу аб. 1 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Закон №35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года № 861, утверждены, в том числе, Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее Правила).
В соответствии с п. 3 Правил сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Сетевая организация обязана соблюдать единые стандарты качества обслуживания сетевыми организациями потребителей услуг сетевых организаций, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса, в отношении лица, обратившегося к ней с целью осуществления технологического присоединения энергопринимающих устройств.
Согласно п. 4 Правил любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с п. 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим лицом или физически лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами.
Подпунктами а, б, в п. 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, включающая в себя подачу заявки юридическим или физическим лицом, которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором.
Согласно подпункту б п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 6 месяцев - для заявителей, указанных в пунктах 12(1), 14 и 34 настоящих Правил, если технологическое присоединение осуществляется к электрическим сетям, уровень напряжения которых составляет до 20 кВ включительно, и если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Закон №147-ФЗ) субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
Согласно ч.1 ст. 4 Закон №147-ФЗ к сфере деятельности естественных монополий относится в том числе, оказание услуг по передаче электрической энергии в электроэнергетике.
Контролирующим органом в ходе рассмотрения заявлениий граждан, в том числе Сидоровой В.В., установлено, в частности, что ею с ГУП РК «Крымэнерго» 10.11.2020 года заключен договор №460/45/005-306320ЛК (далее Договор) об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям энергопринимающих устройств, расположенных по адресу: <адрес>, лот №21, кадастровый №, и выданы технические условия от 30.09.2020 года №460/45/005-3063-20ЛК.
Согласно п. 5 Договора срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев, то есть до 10.05.2021 года.
Однако, в указанный выше срок технологическое присоединение энергопринимающих устройств осуществлено не было.
Сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю в адрес ГУП РК «Крымэнерго» был направлен запрос по предоставлению информации относительно исполнения условий договора №460/45/005-306320ЛК от 10.11.2020 года.
Из представленных ответов невозможно было установить, что причиной неисполнения его условий стало наличие объективных причин.
Кроме того ГУП РК «Крымэнерго» по запросу Крымского УФАС России (исх. №05/1778 от 28.05.2021) не представило копии акта об осуществлении технологического присоединения по договору №460/45/005-306320ЛК от 10.11.2020года, не направило пояснений причин неисполнения его условий.
Согласно 21.6 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ст. 2.4 КоАПРФ установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом согласно примечанию к данной статье под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Материалы дела свидетельствуют о том, что сотрудниками Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее УФАС по Республике Крым) установлено, что основным видом деятельности ГУП РК «Крымэнерго» является оказание услуг по передаче электрической энергии, то есть ГУП РК «Крымэнерго» является субъектом естественной монополии. Должностным лицом ответственным за исполнение договорных обязательств по технологическому присоединению к сетям заявителей является начальник управления по реализации строительства технологических присоединений ГУП РК «Крымэнерго» Мамулов А.Н., назначенный на указанную должность Приказом № 4390-к от 05.11.2020 года.
Установив, факт нарушения Мамуловым А.Н. порядка и срока осуществления технологического присоединения объекта физического лица Сидоровой В.В., специалист - эксперт Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Тархов В.Ю. составил в отношении него протокол об административном правонарушении №082/04/9.21-1108/2021 от 02.07.2021 года.
Мамуловым А.Н. не представлены какие-либо доказательства того, что им предприняты все необходимые и достаточные действия по надлежащему исполнению своих должностных обязанностей, а неисполнение условий договора №460/45/005-306320ЛК от 10.11.2020 года стало следствием обстоятельств, на которые он не мог повлиять.
По результатам изучения сведений, изложенных в протоколе об административном правонарушении №082/04/9.21-1108/2021 от 02.07.2021 года, а также информации, доведенной ГУП РК «Крымэнерго» до сведения УФАС по Республике Крым, заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Хасановым И.Р. 16.07.2021 года принято е Постановление №082/04/9.21-1108/2021.
Оценив предоставленные в материалы дела доказательства, судья Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым в ходе рассмотрения дела №12-727/2021 обоснованно согласился с выводами контролирующего органа, изложенными в Постановлении от 16.07.2021 года №082/04/9.21-1108/2021, о наличии в действиях должностного лица начальника управления по реализации строительства технологических присоединений ГУП РК «Крымэнерго» Мамулова А.Н. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст.9.21 КоАП РФ.
Мамуловым А.Н. не представлены доказательства неполного изучения представленных им документов при принятии Постановления №082/04/9.21-1108/2021.
В силу изложенного отсутствуют основания для отмены Постановления №082/04/9.21-1108/2021 и решения Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.10.2021 года по делу №12-727/2021.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Хасанова И.Р. от 16.07.2021 года №082/04/9.21-1108/2021 и решение Киевского районного суда города Симферополя Республики Крым от 19.10.2021 года по делу №12-727/2021 оставить без изменений.
Жалобу начальника управления по реализации строительства технологических присоединений Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымэнерго» Мамулова Ашота Норайровича оставить без удовлетворения.
Решение вступает в силу немедленно и может быть обжаловано согласно ст.30.12 КоАП РФ.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>