Дело № 2а-3308/18
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
24 августа 2018 года г.Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Самсоновой Н.В.,
при секретаре Юсуповой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации города Ульяновска к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Наталье Анатольевне, УФССП России по Ульяновской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› :
Администрация города Ульяновска обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю МОСП по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области Трошиной Н.А., в котором просит освободить администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № в размере 5 000 руб.
РСЃРє мотивирован тем, что РЅР° основании исполнительного листа Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Ульяновска серии Р’РЎ в„– возбуждено исполнительное производство в„– РІ отношении администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска. Предмет исполнения – направить Горбачевой Р’.РЎ., Борисовой Рћ.Р’., Ульяновой Р .Рђ., Сухаревой РЎ.Р’., Николаеву Рђ.Р’., Корнееву Рђ.Р’. требование Рѕ СЃРЅРѕСЃРµ аварийного многоквартирного жилого <адрес>; принять решение РѕР± изъятии земельного участка, РЅР° котором расположен аварийный многоквартирный <адрес>, для муниципальных РЅСѓР¶Рґ; принять решение РѕР± изъятии путем выкупа жилых помещений, принадлежащих РЅР° праве собственности гражданам, РІ пользу взыскателя Николаева Рђ.Р’.
28.05.2013 судебным приставом-исполнителем РњРћРЎРџ РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Сирачевой Р.Р . было вынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 5 000 рублей. Р’ качестве причины указано неисполнение требований исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения. РљСЂРѕРјРµ того, судебный пристав-исполнитель указал РЅР° то, что ему РЅРµ были предоставлены доказательства уважительности причин неисполнения решения СЃСѓРґР°, Р° также того, что нарушение установленных СЃСЂРѕРєРѕРІ исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами Рё РґСЂСѓРіРёРјРё непреодолимыми препятствиями, находящимися РІРЅРµ его контроля, РїСЂРё соблюдении той степени заботливости Рё осмотрительности, какая требовалась РІ целях надлежащего исполнения решения СЃСѓРґР°.
В дальнейшем исполнительное производство было окончено, а требование о взыскании исполнительского сбора было выделено в отдельное производство №, которое в настоящее время находится в работе у судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Ульяновской области Трошиной Н.А.
Совершение действий в рамках исполнения судебного решения требовало соблюдения определенной процедуры, которая не может быть выдержана в пятидневный срок. Для совершения всех мероприятий в рамках исполнения судебного акта требовалось бы достаточно продолжительное время – как минимум 1 год, который необходимо выдержать с момента уведомления собственника земельного участка об его изъятии.
Во исполнение решения суда в адрес собственника было направлено уведомление о предстоящем сносе жилого дома. В последующем от взыскателя поступило заявление об окончании исполнительного производства, на основании которого исполнительное производство №7765/13/17/73 было окончено.
Действия администрации города Ульяновска по исполнению судебного акта свидетельствуют о том, что администрация не уклонялась от исполнения решения суда. Судебный акт не мог быть исполнен в установленные судебным приставом-исполнителем сроки по независящим от должника причинам.
Судом к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено УФССП России по Ульяновской области, в качестве заинтересованных лиц Горбачева В.С., Борисова О.В., Ульяновска Р.А., Сухарева С.В., Николаев А.В., Корнеев А.В.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Трошина Н.А., представитель административного ответчика УФССП России по Ульяновской области, заинтересованные лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Рсследовав материалы дела, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В статье 1 КАС РФ приведен перечень категорий дел, которые суды общей юрисдикции рассматривают в порядке, предусмотренном настоящим кодексом. Согласно данной статье по правилам административного судопроизводства рассмотрению и разрешению подлежат не только административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (часть 2), но также и другие административные дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, которые по своей природе являются административными делами (часть 3).
В силу ч. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статьей СЃС‚. 112 Федерального закона РѕС‚ 02.10.2007 в„–229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский СЃР±РѕСЂ является денежным взысканием, налагаемым РЅР° должника РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, Р° также РІ случае неисполнения РёРј исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, РІ течение суток СЃ момента получения РєРѕРїРёРё постановления судебного пристава-исполнителя Рѕ возбуждении исполнительного производства. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ зачисляется РІ федеральный бюджет.
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ части 1 настоящей статьи, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° утверждается старшим судебным приставом. Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается РІ размере семи процентов РѕС‚ подлежащей взысканию СЃСѓРјРјС‹ или стоимости взыскиваемого имущества, РЅРѕ РЅРµ менее РѕРґРЅРѕР№ тысячи рублей СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя Рё десяти тысяч рублей СЃ должника-организации. Р’ случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский СЃР±РѕСЂ СЃ должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается РІ размере пяти тысяч рублей, СЃ должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, вступившим в силу решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 25.12.2012 на администрацию города Ульяновска возложена обязанность направить Горбачевой В.С., Борисовой О.В., Ульяновой Р.А., Сухаревой С.В., Николаеву А.В., Корнееву А.В. требование о сносе многоквартирного жилого <адрес>; принять решение об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный многоквартирный <адрес>, для муниципальных нужд; принять решение об изъятии путем выкупа жилых помещений, принадлежащих на праве собственности гражданам.
На основании вступившего в законную силу решения суда были выданы исполнительные листы, 25.03.2013 возбуждено исполнительное производство №.
28.05.2015 судебным приставом-исполнителем Сирачевой Р.Р . вынесено постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 5 000 СЂСѓР±. РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что исполнительный документ РЅРµ исполнен РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения.
04.09.2013 исполнительное производство № окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с тем, что поступило заявление взыскателя об окончании исполнительного производства.
ДД.РњРњ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Сирачевой Р.Р . вынесено постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„–, предметом исполнения которого является взыскание исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 5 000 СЂСѓР±. СЃ администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска.
По мнению суда, требования административного истца подлежат удовлетворению в связи со следующим.
Администрация муниципального образования «город Ульяновск» (сокращенное наименование - администрация города), местная администрация, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования «город Ульяновск» (ст. 1 Устава МО «город Ульяновск»).
В силу ст. 28 Устава МО «город Ульяновск» принятие Устава города Ульяновска и внесение в него изменений и дополнений, утверждение (отклонение) местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период и отчета о его исполнении, утверждение изменений (дополнений) в местный бюджет относятся к исключительной компетенции Городской Думы.
В силу ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.
В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.
Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
В рассматриваемом случае в действиях административного истца отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований Закона об исполнительном производстве, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что невыполнение решения суда в пятидневный срок после получения постановления о возбуждении исполнительного производства в данном случае нельзя признать уклонением от исполнения решения суда, что дает основания для освобождения администрации города Ульяновска от ответственности в виде уплаты исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р› :
Административное исковое заявление Администрации города Ульяновска удовлетворить.
Освободить Администрацию города Ульяновска от взыскания исполнительского сбора в размере 5 000 руб. по исполнительному производству №.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Самсонова