Решение по делу № 2-860/2018 от 22.12.2017

Дело № 2- 860(2018)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2018 года Советский районный суд города Брянска в составе:

председательствующего судьи Хроминой А.С.

при секретаре Ермаковой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Володарского района города Брянска в защиту неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л :

Заместитель прокурора Володарского района г. Брянска обратился в суд с указанным иском к Брянской городской администрации, ссылаясь на то, что прокуратурой Володарского района г. Брянска проведена проверка исполнения Брянской городской администрацией требований законодательства в части обеспечения принятия мер по постановке на учет в качестве бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры. Проверка показала, что на территории Володарского района г. Брянска расположены бесхозяйные объекты. Так, согласно данным, представленным Брянской городской администрацией, на территории Володарского района имеются следующие объекты коммунальной инфраструктуры - объекты газоснабжения, в отношении которых органом местного самоуправления не принято мер по постановке их на учет в качестве бесхозяйных, а именно: газопровод высокого (среднего) давления от точки врезки до ГРПШ (ул. Горняков, д. 3) ГРПШ по ул. Горняков, д. 3; газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства на фасаде жилого дома ул. Горняков, д. 5; газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства по ул. Горняков, д. 3.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Принятие на учет объектов недвижимого имущества осуществляются Территориальными органами Федеральной регистрационной службы в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. На учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В соответствии с п. 123 Правил ведения ЕГРП, приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 23.12.2013г. № 765, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Между тем, Брянская городская администрация до настоящего времени не обратилась в территориальный орган Федеральной регистрационной службы с заявлением о принятии на учет вышеназванного бесхозяйного недвижимого имущества. Бездействия Брянской городской администрации по принятию на учет объектов недвижимого имущества и признанию в дальнейшем права муниципальной собственности на данные объекты, не позволяют обеспечить надлежащее содержание, ремонт и своевременную замену указанных объектов, что может повлиять на качество коммунального обслуживания населения (неопределенного круга лиц).

    РЎСЃС‹Р»Р°СЏСЃСЊ РЅР° бездействие Брянской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ администрации РїРѕ непринятию мер, заместитель РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Володарского района Рі. Брянска РїСЂРѕСЃРёР» СЃСѓРґ обязать Брянскую РіРѕСЂРѕРґСЃРєСѓСЋ администрацию принять меры, направленные РЅР° постановку РЅР° учет РІ качестве бесхозяйных следующих объектов коммунальной инфраструктуры: газопровод высокого (среднего) давления РѕС‚ точки врезки РґРѕ ГРПШ (СѓР». Горняков, Рґ. 3) ГРПШ РїРѕ СѓР». Горняков, Рґ. 3; газопровод РЅРёР·РєРѕРіРѕ давления РѕС‚ ГРПШ РїРѕ СѓР». Горняков, Рґ. 3 РґРѕ запорного устройства РЅР° фасаде жилого РґРѕРјР° СѓР». Горняков, Рґ. 5; газопровод РЅРёР·РєРѕРіРѕ давления РѕС‚ ГРПШ РїРѕ СѓР». Горняков, Рґ. 3 РґРѕ запорного устройства РїРѕ СѓР». Горняков, Рґ. 3.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, с исключением его из числа 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, и в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях, АО «Газпром газораспределение Брянск» и ООО «Универсалстрой».

В судебном заседании представитель истца Гусейнова О.В., помощник прокурора Володарского района г. Брянска, действующая по доверенности, исковые требования уточнила, просила суд обязать Брянскую городскую администрацию и Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах компетенции принять меры, направленные на постановку на учет в качестве бесхозяйного следующих объектов:

- газопровод высокого (среднего) давления от точки врезки до ГРПШ (ул. Горняков, д. 3) ГРПШ по ул. Горняков, д. 3;

- газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства на фасаде жилого дома ул. Горняков, д. 5;

- газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства по ул. Горняков, д. 3.

Представитель ответчиков Брянской городской администрации и Управления имущественных и земельных отношений Брянской области Бокарева С.А., заместитель начальника отдела правового обеспечения и делопроизводства Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, действующая по доверенностям, исковые требования не признала, ссылаясь на отсутствие доказательств, что указанные объекты являются бесхозяйными и недвижимым имуществом.

Представитель 3-го лица АО «Газпром газораспределение Брянск» Витебский Н.А., ведущий юрисконсульт, действующий по доверенности, поддержал исковые требования, пояснив, что на балансе АО «Газпром газораспределение Брянск» указанные объекты не числятся.

Представители 3-их лиц Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, МТУ Росимущества в Калужской, Брянской и Смоленской областях и ООО «Универсалстрой» в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, Суд с согласия лиц, участвующих в деле, и в соответствии со ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из дела следует, что Прокуратурой Володарского района г. Брянска в ходе проведенной проверки было установлено, что на территории Володарского района имеются следующие объекты коммунальной инфраструктуры, в отношении которых органом местного самоуправления не принято мер по постановке их на учет в качестве бесхозяйных: газопровод высокого (среднего) давления от точки врезки до ГРПШ (ул. Горняков, д. 3) ГРПШ по ул. Горняков, д. 3; газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства на фасаде жилого дома ул. Горняков, д. 5; газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства по ул. Горняков, д. 3.

Согласно ответу МТУ Росимущества от 12.02.2018г., вышеуказанные объекты недвижимого имущества в реестре федерального имущества не значатся, правопритязаний на них МТУ Росимущество не имеет. Сведения о правообладателях спорных объектов в ЕГРН отсутствуют, что подтверждается Уведомлениями Управления Росреестра по Брянской области по состоянию на 14.02.2018г.

Оценивая обоснованность заявленных требований и возражений, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 4 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 37 указанного выше Закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 44 Устава города Брянска городская администрация - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Брянской области. Городская администрация является уполномоченным органом по осуществлению муниципального контроля, установление организационной структуры которого, полномочий, функций и порядка деятельности осуществляется в соответствии с настоящим Уставом.

Согласно п.п. 6 п. 2 ст. 45 Устава города Брянска к исполнительно-распорядительным полномочиям городской администрации относятся вопросы организации в границах города Брянска электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 3.1 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, утвержденным Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 07.08.2009г. № 95, Управление в соответствии с возложенными на него задачами, в том числе, осуществляет постановку на учет бесхозяйного имущества и оформление прав собственности города Брянска на указанное имущество.

Пунктом 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, также предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должны включать мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

В силу статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п. 3).

В реестрах федерального, государственного имущества Брянской области указанные объекты недвижимости не значатся. Сведений об указанных объектах недвижимости в реестре муниципальной собственности г. Брянска не имеется.

Таким образом, спорные объекты не имеют собственника, то есть являются бесхозяйным недвижимым имуществом. Доказательств обратного в материалах дела не имеется и суду не представлено.

Поскольку спорные газопроводы не имеют собственника, осуществление мер по постановке спорного недвижимого имущества на учет, как бесхозяйного, подлежит возложению на ответчиков.

Довод представителя ответчика о том, что спорные объекты не являются объектом недвижимости, суд не принимает во внимание.

В силу п. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно «Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008)» утвержденному приказом Росстандарта от 12 декабря 2014 г. № 2018-ст (ред. от 13 октября 2017 г.) сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида.

Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей.

Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи.

Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.

Из изложенного следует, что объектами недвижимости могут считаться газопроводы в совокупности со всеми устройствами, составляющими единый функциональный комплекс.

Таким образом, спорные объекты обладают признаками, указанными в ст. 130 ГК ПРФ и являются недвижимым имуществом.

Доводы представителя ответчика о том, что газопровод действует, оплата за газ производится, также являются необоснованными и не принимаются судом.

Буквальное толкование положений ст. 225 ГК РФ позволяет сделать вывод о том, что обращение с соответствующими заявлениями является обязанностью органа местного самоуправления, поскольку данная правовая норма содержит императивное указание на необходимость соответствующего обращения. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного имущества, в связи с чем, довод представителя истца о возложении обязанности по осуществлению действий по постановке на учет бесхозяйного имущества на Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции, является верным.

Ссылка представителя ответчиков на то, что указанные в иске объекты, исходя из положений ст. 134 ГК РФ, являются сложной вещью, то есть состоят из разрозненных вещей, составляющих единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, в связи с чем, государственная регистрация объекта возможна только в составе сложной вещи, не может быть принята во внимание.

Доказательств того, что в ЕГРН зарегистрировано право собственности на единый объект, в состав которого входит спорный объект, в материалы дела не представлено.

Доводы представителя ответчиков о невозможности идентифицировать объект недвижимого имущества в качестве индивидуально-определенной вещи, также подлежат отклонению, так как отсутствие технического плана, не постановка объекта на государственный кадастровый учет не исключают возможность составления технического паспорта, содержащего уникальные характеристики объекта недвижимости и постановки его на кадастровый учет.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отсутствие права собственности на указанные объекты недвижимого имущества не освобождают органы местного самоуправления от участия в предупреждении угроз экологической безопасности и угроз причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан.

Статус объекта, как бесхозяйного, затрудняет его нормальное и безопасное содержание, что создает угрозу возникновения опасности для жизни и здоровья граждан.

При таких обстоятельствах непринятие ответчиками мер в соответствии со своей компетенцией может повлечь неблагоприятные последствия. Отсутствие лишает возможности осуществления комплекса специальных мер по безопасному функционированию данных объектов, локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф. В случае непринятия заявленных в иске мер нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе, и на качественное предоставление услуг по газоснабжению

На основании изложенного суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования заместителя прокурора Володарского района города Брянска в защиту неопределенного круга лиц к Брянской городской администрации, Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий удовлетворить.

Обязать Брянскую городскую администрацию, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации в пределах своей компетенции выполнить мероприятия, связанные с постановкой на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимости следующих объектов:

- газопровод высокого (среднего) давления от точки врезки до ГРГПШ (ул. Горняков, д. 3) ГРПШ по ул. Горняков, д. 3;

- газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства на фасаде жилого дома ул. Горняков, д. 5;

- газопровод низкого давления от ГРПШ по ул. Горняков, д. 3 до запорного устройства по ул. Горняков, д. 3.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд города Брянска в течение месяца.

Председательствующий А.С.Хромина

Мотивированное решение

изготовлено 21 марта 2017 года

2-860/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Володарского р-на г.Брянска
Ответчики
Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации
Брянская городская администрация
Суд
Советский районный суд г. Брянск
Судья
Хромина Ася Семеновна
Дело на странице суда
sovetsky.brj.sudrf.ru
22.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.12.2017Передача материалов судье
27.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2018Подготовка дела (собеседование)
07.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.03.2018Судебное заседание
16.03.2018Судебное заседание
21.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее