дело № 12-400/2023
72RS0013-01-2023-005850-57
РЕШЕНИЕ
г. Тюмень 26 сентября 2023 года
Судья Калининского районного суда г. Тюмени Стамбульцева Е.Г.,
с участием Николаевой С.В., в отношении которой ведется производство по делу об административном правонарушении,
защитника Царенко С.В., представившего ордер № 020973 от 26.09.2023 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Николаевой Светланы Владимировны, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, гражданки Российской Федерации, со средним специальным образованием, незамужней, малолетних и несовершеннолетних детей не имеющей, самозанятой, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
на постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 0097 о назначении административного наказания от 22.06.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Николаевой С.В.,
установил:
постановлением начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 0097 о назначении административного наказания от 22.06.2023 года Николаева С.В. привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 40 000 рублей за то, что 26.05.2023 года в 17 часов 30 минут в кв. 56 выд. 40,41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащего с земельным участком по адресу: <адрес>, собственником которого является Николаева С.В., последней в нарушение п.п. 9, 10 гл. II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, п.п. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка). С северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров. По всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника.
Николаева С.В. не согласна с данным постановлением, просит его отменить, производство по делу прекратить. Жалобу мотивирует тем, что неполное выявление существенных для дела обстоятельств и невыполнение требований Кодекса РФ об административных правонарушениях о создании должностным лицом необходимых условий для справедливого разбирательства дела и реализации лицом, в отношении которого ведется производство по делу, права на защиту, повлекло нарушение этого права. Она не осуществляла складирование металла, отходов производства и потребления, строительных отходов, кабины и будки от грузового автомобиля, а автомобиль «Москвич 412» никогда не имела, доказательств обратного материалы дела не содержат. Кроме того, определением Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тюменской области от 30.09.2020 года в возбуждении дела об административном правонарушении в ее отношении отказано. В результате проверки, которая проводилась по тем же основаниям, что и в указанном случае, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:0101004:135, принадлежащий ей, а также самовольно занятый ею земельный участок, входят в границы населенных пунктов муниципального образования р.п. Богандинский Тюменского района Тюменской области, что исключает возможность ее привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях и возбуждение производства по делу об административном правонарушении Тюменским межрайонным отделом федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области, так как спорный земельный участок не входит в земли лесного фонда. Таким образом, у должностных лиц Департамента лесного комплекса Тюменской области отсутствуют полномочия как на возбуждение дела об административном правонарушении по указанным основаниям, так и на его рассмотрение. Кроме того, согласно ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях срок ее привлечения к административной ответственности пропущен, так как указанные обстоятельства существовали на дату проверки соблюдения земельного законодательства от 30.09.2020 года № 16-1223-р.
Определением Калининского районного суда г. Тюмени от 26.09.2023 года пропущенный заявителем по уважительным причинам срок обжалования постановления восстановлен по ее ходатайству.
В судебном заседании заявитель Николаева С.В. и ее защитник Царенко С.В. доводы жалобы поддержали, настаивали на их удовлетворении.
Выслушав заявителя и защитника, изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, составляет нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров.
Постановлением Правительства Тюменской области № 162-П от 31.03.2023 года «Об установлении пожароопасного сезона в лесах в связи со сходом снежного покрова» установлен пожароопасный сезон в лесах Тюменской области в связи со сходом снежного покрова с 03.04.2023 года.
Постановлением Правительства Тюменской области № 163-П от 31.03.2023 года «О введении особого противопожарного режима» в Тюменской области введен особый противопожарный режим.
Николаевой С.В. вменено нарушение п.п. 9, 10 гл. II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, п.п. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, согласно которым запрещается засорение леса отходами производства и потребления; со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером; в лесах не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса, установленное законодательством об охране окружающей среды.
При рассмотрении данного дела начальником Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерниковым И.В. установлено, что объективная сторона данного правонарушения Николаевой С.В. выполнена, ее вина подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно:
обращением с ПУ ТО ИД 2360245 от 17.05.2023 года, поданным заявителем ФИО5 для организации проведения проверки и принятия мер по обеспечению противопожарного режима в связи с тем, что проживающая по адресу: <адрес> (№), Николаева С.В. самовольно присоединила часть территории лесного массива к своему участку, возвела строения, завалила строительным мусором и легко воспламеняющимися материалами территорию, относящуюся к лесу. Проживающий по этому же адресу: <адрес> (№) ФИО6 захламил лес за участками – <адрес> (№), <адрес> (№), <адрес> (№), <адрес> (№), строительным мусором, легко воспламеняемыми материалами, организовал хранение дров в лесу. Не обращая внимания на действующий запрет на въезд и посещение гражданами лесов, проводит рубку дров в лесном массиве и вывоз дров транспортом. В период действия режима чрезвычайной ситуации в связи с пожарами заблокировал металлоломом дорогу за участком <адрес> (№), в лесном массиве, создав препятствие для подъезда спецтранспорта при возникновении чрезвычайной ситуации (л.д. 28, л.м. 11);
определением № 79 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 22.05.2023 года на основании обращения ФИО5 с ПУ ТО ИД 2360245 от 17.05.2023 года (л.д. 29, л.м. 12);
актом осмотра от 26.05.2023 года с приложением фототаблиц, согласно которым в 14 часов этого же дня с применением фотофиксации и геодезической спутниковой аппаратуры осмотрен кв. 56 выд. 40,41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащий с земельными участками по адресу: <адрес>, где обнаружено, что на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка); с северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров; по всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника; в северо-западном направлении от пер. Вокзальный р.п. Богандинский на лесной прогалине складирован штабель хлыстов деревьев породы сосна, выброшена металлическая часть рамы от грузового автомобиля; складированы остатки бетонных плит в количестве 5 штук и 2 автопокрышки от грузового автомобиля, выброшена кабина от грузового автомобиля марки «Зил» и автомобильный кузов в деревянно-металлическом исполнении, складирован бой силикатного кирпича, металлолом, отходы производства и потребления; складированы березовые пни и хлысты, 3 автопокрышки от грузового автомобиля; выброшена металлическая часть рамы от грузового автомобиля и остатки бетонных плит в количестве 4 штук, результаты фотофиксации приложены к акту (л.д. 30-41, л.м. 13-24);
выпиской из ЕГРН, согласно которой правообладателем объекта недвижимости (земельный участок) по адресу: <адрес>, является Николаева С.В. (л.д. 42-45, л.м. 25-28);
картой схемой, на которой зафиксированы границы предоставленного земельного участка, фактического использования земельного участка, геодезической съемки территории и территории, используемой за границами участка фактического использования с указанием кадастровых номер земельных участков (л.д. 47, л.м. 30);
протоколом об административном правонарушении № 462 от 07.06.2023 года, согласно которому 26.05.2023 года в 17 часов 30 минут в кв. 56 выд. 40,41 Богандинского участкового лесничества Тюменского лесничества урочища Богандинского (далее лесной участок), граничащего с земельным участком по адресу: <адрес>, собственником которого является Николаева С.В., последней в нарушение п.п. 9, 10 гл. II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, п.п. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, на площади лесного участка 453 кв. м. установлен забор из профнастила со вставкой поликарбоната с кирпичными столбами, возведено строение из шлакоблоков в продолжение металлический навес из профнастила (северо-восточная часть участка), обустроен огород для ведения личного подсобного хозяйства (северо-западная часть участка); на площади лесного участка (покрытого лесными насаждениями) 351 кв. м. складирован металлолом, отходы производства и потребления, строительные отходы, находится кабина и будка от грузового автомобиля, деревянная временная постройка (северо-восточная часть участка); с северо-западной части лесного участка установлено металлическое сооружение, складирован металлолом, отходы производства и потребления, находится автомобиль марки «Москвич 412» в нерабочем состоянии, без регистрационных номеров; по всей длине северной части лесного участка установлено ограждение из штакетника, чем совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. О времени и месте составления данного протокола Николаева С.В. уведомлена надлежащим образом, о чем свидетельствует сделанная ею запись в протоколе, копия протокола ей вручена, что подтверждается подписью последней в соответствующей графе протокола (л.д. 24-25, л.м. 7-8).
Каждое доказательство получило оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях на предмет его допустимости и достоверности, а все собранные по делу доказательства – с точки зрения их достаточности для правильного разрешения дела. Ни одно доказательство, юридическая сила которого вызывала сомнение, не было положено в основу выводов о виновности Николаевой С.В. в совершенном правонарушении.
Оснований ставить под сомнение доказательства, полученные с учетом требований ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии со ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в нем указаны все сведения, необходимые для рассмотрения дела. Права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, Николаевой С.В. разъяснены, копия протокола ей вручена, что подтверждается подписями последней в соответствующих графах протокола.
Достоверность показаний геодезической спутниковой аппаратуры сомнений не вызывает. В материалах дела содержатся все необходимые данные об этом средстве измерения: его наименование, заводской номер, погрешность измерения, сведения о поверке. Факт поверки прибора подтверждает его соответствие всем необходимым характеристикам и пригодность к применению (л.д. 46, л.м. 29).
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления виновности Николаевой С.В. в совершении инкриминированного ей административного правонарушения, так как на ее основании достоверно установлено, что оно совершено последней при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания.
Несмотря на позицию Николаевой С.В., должностным лицом в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Иная оценка заявителем и ее защитником обстоятельств дела и представленных доказательств не свидетельствует об ошибочности выводов должностного лица и незаконности вынесенного по делу постановления, поскольку соблюдение процессуального требования о всестороннем, полном и объективном выяснении обстоятельств дела не означает, что результат разбирательства должен непременно соответствовать целям и интересам лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, в результате нарушения Николаевой С.В. п.п. 9, 10 гл. II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, п.п. «а» п. 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 года № 2047, ее действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поэтому постановлением № 0097 от 22.06.2022 года она обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Каких-либо оснований полагать, что в ее действиях отсутствует состав данного административного правонарушения, не имеется.
Доводы жалобы о том, что Николаева С.В. складирование металла, отходов производства и потребления, строительных отходов, кабины и будки от грузового автомобиля не осуществляла, автомобиль «Москвич 412» никогда не имела, а принадлежащий ей земельный участок и самовольно занятый ею земельный участок входят в границы муниципального образования р.п. Богандинский Тюменского района Тюменской области, со ссылкой на определение Государственного земельного надзора Управления Росреестра по Тюменской области от 30.09.2020 года об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном по результатам проверки земельного законодательства, в силу ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и п.п. 9, 10 гл. II Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 года № 1614, не имеет отношения к предмету судебного разбирательства по данному делу и выходит за рамки установленного ст. 26.1 КоАП РФ предмета доказывания по делу об административном правонарушении, так как в данном случае оценке подлежит исполнение заявителем обязанности по соблюдению установленных требований и правил, направленных на предупреждение лесных пожаров, а также на выполнение противопожарных мероприятий в отношении земельного участка, принадлежащего заявителю на праве собственности, и используемой последней территории, прилегающей к лесу, что обусловлено императивными требованиями закона.
Вопреки доводам жалобы датой совершения правонарушения является 26.05.2023 года, что верно отражено в обжалуемом постановлении. С учетом правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года № 5, правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях длящееся, и датой его совершения на основании ч. 2 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является дата его обнаружения, указанная в акте осмотра от 26.05.2023 года.
Указание на то, что выявленные обстоятельства существовали на дату проверки соблюдения земельного законодательства от 30.09.2020 года, не означает, что был пропущен срок привлечения Николаевой С.В. к административной ответственности по настоящему делу, поскольку, как отмечено в жалобе самим заявителем и следует из представленных ею материалов, Государственным земельным надзором Управления Росреестра по Тюменской области в 2020 года проверялось соблюдение Николаевой С.В. земельного законодательства, на предмет соблюдения правил пожарной безопасности в лесах проверка не проводилась (л.д. 6-10).
Следовательно, приведенные доводы жалобы основаны не на материалах дела и содержании обжалуемого постановления, а на их субъективном толковании заявителем и защитником, стремящимися создать для Николаевой С.В. условия, исключающие ее административную ответственность, которое судья не разделяет, поскольку они опровергаются совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в силу наличия которых сомнения в виновности последней отсутствуют.
Других правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления, доводы жалобы не содержат.
Порядок привлечения Николаевой С.В. к административной ответственности не нарушен.
Должностным лицом органа административной юрисдикции дело рассмотрено с соблюдением процедуры, установленной гл. 29 Кодекса РФ об административных правонарушениях в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Данных, которые могли бы свидетельствовать о предвзятости должностного лица при рассмотрении дела, не имеется. Бремя доказывания распределено правильно с учетом требований ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Принцип презумпции невиновности должностным лицом соблюден. Неустранимых сомнений в пользу Николаевой С.В. по делу не усматривается.
В постановлении по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные ч. 1 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Квалификация действий Николаевой С.В. по ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях соответствует обстоятельствам дела, является верной, не выходит за пределы обвинения, изложенного в протоколе об административном правонарушении.
Административное наказание назначено заявителю в пределах санкции ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.2, 3.3, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является обоснованным и справедливым, основания для снижения наказания не установлены.
Основания для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения к Николаевой С.В. положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также для замены наказания в виде штрафа предупреждением на основании ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, отсутствуют, исходя из разъяснений, изложенных в п. 21 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», поскольку нарушение законодательства в области пожарной и санитарной безопасности в лесах представляет повышенную опасность для безопасности, жизни и здоровья граждан, сопряженной с риском наступления тяжких последствий, то есть существенно нарушает охраняемые общественные отношения.
Значит, материалы дела не содержат сведений о наличии существенных процессуальных нарушений, которые могли бы препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела либо послужить основанием для безусловной отмены либо изменения обжалуемого постановления, которое соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является законным и обоснованным, ввиду чего жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление начальника Тюменского межрайонного отдела федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департамента лесного комплекса Тюменской области Ведерникова И.В. № 0097 о назначении административного наказания от 22.06.2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Николаевой С.В. оставить без изменения, жалобу Николаевой С.В. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения, путем подачи жалобы через Калининский районный суд г. Тюмени.
Судья Е.Г. Стамбульцева