Дело № 2а-155/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 декабря 2018 года п.Бежаницы Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе
председательствующего судьи Понедельченко Е.А.,
при секретаре Сорокиной Е.Н.,
с участием административного истца - заместителя прокурора Бежаницкого района Псковской области Петровой М.М.,
представителя административного ответчика - Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области - Главы сельского поселения «Чихачевское» Дмитриева А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Бежаницкого района, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет, и об обязании Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области осуществить постановку земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Бежаницкого района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет, и об обязании Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области осуществить постановку земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет.
В обоснование иска указал, что прокуратурой Бежаницкого района проведена проверка соблюдения законодательства о погребении и похоронном деле, а также земельного законодательства, в рамках которой в деятельности Администрации сельского поселения «Чихачевское» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно: на территории сельского поселения «Чихачевское» расположены гражданские захоронения: в д.Батово, д.Шабаново, д.Мирошкино, д.Сырково и д.Монастырево Бежаницкого района, которые являются муниципальным имуществом муниципального образования. Однако кадастровые работы и постановка на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены гражданские захоронения, вопреки требованиям закона, Администрацией волости до настоящего времени не осуществлены. Отсутствие необходимых землеустроительных и правоустанавливающих документов, в том числе определяющих границы земельных участков, занятых под кладбища, может привести к нарушению границ смежных с указанными участками земель и, как следствие, к захоронению тел на земельных участках с нарушением назначения земли, а также с нарушением требований земельного, градостроительного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Места захоронения относятся к опасным объектам и требуют соблюдения целого ряда обязательных норм, в том числе выдерживание необходимого расстояния от жилых секторов населенных пунктов, а также расчет оказываемых нагрузок на окружающую среду и иные требования.
В связи с указанным, заместитель прокурора Бежаницкого района просит суд признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в не постановке земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости; обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области в срок до 01 ноября 2019 года осуществить постановку земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в д.Батово, д.Шабаново, д.Мирошкино, д.Сырково и д.Монастырево Бежаницкого района Псковской области, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
В судебном заседании административный истец заместитель прокурора Бежаницкого района Петрова М.М. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Представитель административного ответчика Глава сельского поселения «Чихачевское» Дмитриев А.Н. исковые требования признал в полном объеме, пояснив, что кадастровые работы не проводились по причине отсутствия надлежащего финансирования, денежные средства на осуществление кадастровых работ будут заложены в бюджете поселения на 2019 год.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные суду материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст.218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.9 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок и основания принятия оспариваемого решения, в случае, если такой порядок установлен, а такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со ст.41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно ст.42 Конституции РФ, ч.1 ст.11 Федерального закона РФ от 10 января 2001 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ч.ч.1-3 ст.27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ). Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно п.9 ч.4 ст.27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые воинскими и гражданскими захоронениями.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст.18 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона РФ от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Также данные полномочия отнесены к ведению сельских поселений и регламентированы п.3 ст.1 Закона Псковской области от 10 декабря 2014 года №1464-ОЗ «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений».
Кроме того, как следует из п.21 ч.2 ст.31 Устава муниципального образования «Чихачевское», содержание мест захоронения и организация ритуальных услуг отнесены к полномочиям сельского поселения в лице Администрации муниципального образования.
С учетом изложенного, выполнение органом местного самоуправления указанных действий является их публично-правовой обязанностью в соответствии с их компетенцией.
Согласно ч.1 ст.4 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона РФ от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Частью 4 данной статьи определено, что предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в границах территории сельского поселения «Чихачевское» находятся действующие муниципальные общественные кладбища. Межевание и определение границ земельных участков, на которых расположены кладбища, не проводилось, сведения о дате постановке на кадастровый учет данных земельных участков отсутствуют, право собственности на них не зарегистрировано. Указанные обстоятельства представителем ответчика не оспариваются.
16 апреля 2018 года прокуратурой Бежаницкого района внесено представление в адрес Главы Администрации сельского поселения «Чихачевское» Дмитриева А.Н., согласно которому должностному лицу предложено принять конкретные меры, направленные на устранение допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а именно: произвести отвод земельного участка для осуществления захоронений, поставить земельный участок на кадастровый учет, зарегистрировать право собственности.
Из представленных ответов Администрации сельского поселения «Чихачевское» следует, что на территории поселения имеются действующие гражданские захоронения, только 8 из них поставлены на государственный кадастровый учет, работы по устранению нарушений действующего законодательства ведутся; указано на отсутствие финансовой возможности для оформления остальных захоронений.
В силу п.п.1 п.1 ст.1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Объектами земельных отношений согласно п.п.2 п.1 ст.6 ЗК РФ являются земельные участки.
Пунктом 13 ст.35 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами, используемыми для захоронения твердых коммунальных отходов, и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Согласно ст.8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. В кадастр недвижимости вносятся такие основные сведения об объекте недвижимости, как кадастровый номер, описание местоположения границ земельного участка, его площадь, категория земель, к которым отнесен земельный участок и его разрешенное использование.
Согласно ст.39 Федерального закона РФ от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О кадастровой деятельности», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); пожизненного наследуемого владения; постоянного (бессрочного) пользования; аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно п.7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» кладбища смешанного и традиционного захоронения площадью 10 и менее га, относятся к IV классу опасности, для которых устанавливается санитарно - защитная зона.
Таким образом, отсутствие в государственном кадастре недвижимости описания границ земельного участка, занятого кладбищем, создает опасность для жизни, здоровья граждан, поскольку не позволяет обеспечить соблюдение соответствующего санитарно - эпидемиологического режима.
Указанное обстоятельство является препятствием для эксплуатации кладбища в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», финансирования мероприятий по приведению данных объектов в соответствие с требованиями санитарных норм и правил.
На основании ч.ч.3, 5 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона РФ от 17 января 1992 года №2202- 1 «О прокуратуре Российской Федерации», а также ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законов интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Отсутствие определенных в соответствии с действующим законодательством границ земельных участков, на которых расположены кладбища, оказывающие экологическую нагрузку на окружающую среду, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья населения.
Отсутствие границ земельных участков, занятых кладбищами, нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на охрану здоровья, так как проведение предусмотренных законом мероприятий по содержанию кладбища, контролю за состоянием кладбища, в том числе невозможно без достаточного финансирования за счет средств местного бюджета, в который затруднительно включить статьи расходов по содержанию кладбища в связи с отсутствием права муниципальной собственности на земельные участки, занятые кладбищами, и как следствие, на сами кладбища. Кроме того, нарушаются права неопределенного круга лиц на получение установленных законом гарантий погребения умерших на отведенных и предоставленных для этих целей земельных участках лицом, обладающим такими полномочиями.
Таким образом, Администрацией сельского поселения «Чихачевское» надлежащим образом не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
Анализируя вышеизложенное, принимая во внимание приведенные нормы права, установленные обстоятельства, исходя из необходимости соблюдения прав человека на благоприятные условия жизни, суд находит законными и обоснованными заявленные требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, поскольку без устранения выявленных недостатков нарушаются гарантированные Конституцией Российской Федерации права неопределенного круга лиц (граждан) на охрану жизни и здоровья.
Срок обращения с административным исковым заявлением, предусмотренный ст.219 КАС РФ, административным истцом соблюден.
В соответствии с ч.3 ст.227 КАС РФ суд устанавливает административному ответчику срок для совершения действий по постановке земельных участков на кадастровый учет, заявленный административным истцом, до 01 ноября 2019 года, находя его разумным для исполнения, а также указывает на необходимость сообщения административным ответчиком об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Бежаницкого района, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области, выразившееся в не постановке земельных участков, предназначенных для размещения мест захоронения, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
Обязать Администрацию сельского поселения «Чихачевское» Бежаницкого района Псковской области в срок до 01 ноября 2019 года осуществить постановку земельных участков, на которых расположены гражданские кладбища в д.Батово, д.Шабаново, д.Мирошкино, д.Сырково и д.Монастырево Бежаницкого района Псковской области, на кадастровый учет в Государственном кадастре недвижимости.
Административному ответчику сообщить об исполнении решения по административному делу в Бежаницкий районный суд Псковской области и заместителю прокурора Бежаницкого района Псковской области в течение одного месяца со дня исполнения решения суда.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Бежаницкий районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение принято судом в окончательной форме 25 декабря 2018 года.
...
...
Судья: Е.А.Понедельченко