Судья: Фуст Е.Г. Дело № 33-4145/2015
Докладчик: Вегелина Е.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Плотниковой М.В.,
судей Вегелиной Е.П., Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Елисейкиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 мая 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации <данные изъяты> на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 12 марта 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Г.В.А. удовлетворить частично.
Обязать Администрацию <данные изъяты> предоставить Г.В.А. по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее нормы предоставления, в границах г. Карасука Новосибирской области.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Вегелиной Е.П., объяснения представителя Минсоцразвития НСО Р.Д.О., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Г.В.А. обратился в суд с иском к администрации <данные изъяты> об обязании предоставить ему жилое помещение вне очереди как ребенку, оставшемуся без попечения родителей.
В обоснование своего искового требования указал, что он относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ года находился под опекой у Р.С.А. до совершеннолетия, где и был зарегистрирован по месту нахождения опекуна, как ее подопечный на период обучения в общеобразовательной школе, а затем в ГАОУ НПО НСО «<данные изъяты>, но каких-либо прав на недвижимое имущество не имеет. На основании выписки из Постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № Г.В.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в соответствии со ст.ст. 57, 109.1 ЖК РФ, Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Законом Новосибирской области от 05.06.2013 г. № 331-03 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с окончанием образовательного учреждения и прекращения опеки и попечительства ввиду отсутствия жилья, так как далее Г.В.А. отказывают в дальнейшей регистрации по причине продажи собственности в связи с переездом Р.С.А. в г. Новосибирск, Г.В.А. имеет право на внеочередное обеспечение его жилым помещением согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Полагает, что ответчик обязан предоставить Г.В.А. жилое помещение на условиях договора найма специализированных жилых помещений, вне очереди, не ниже установленных социальных норм, вне зависимости от наличия иных лиц данной категории.
Просил обязать ответчика приобрести и предоставить ему в <адрес> во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, не ниже установленных социальных норм. Истец согласен на вторичное жилье.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласна администрация <данные изъяты>, в апелляционной жалобе его представитель Г.А.П. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе указывает на то, что предоставление жилого помещения Г.В.А. как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей должно осуществляться в порядке очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, чтобы не были нарушены права и законные интересы других граждан, нуждающихся в получении жилых помещений на тех же основаниях, и по мере поступления денежных средств.
Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Г.В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ г., его мать – Г.Н.А., отец – Г.А.Н.
Решением Баганского районного суда Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ Г.Н.А. лишена родительских прав в отношении Г.В.А., Г.В.А. передан на попечение органа опеки и попечительства. ДД.ММ.ГГГГ Г.В.А. достиг совершеннолетия.
Сведения об отце Г.В.А. в свидетельство о рождении внесены со слов матери.
Постановлением и.о. главы администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ №, опекуном Г.В.А. назначена Р.С.А.
Распоряжением главы муниципального образования <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ за Г.В.А. было закреплено жилое помещение в <адрес>, в котором он проживал, до совершеннолетия. ДД.ММ.ГГГГ указанное распоряжение было отменено.
Как следует из выписки постановления и.о. главы <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., по результатам протеста прокурора <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Г.В.А. принят на учет как лицо, нуждающееся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписки из постановления администрации <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ г., Г.В.А. снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Таким образом, суд пришел к выводу, что Г.В.А. имеет право на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Удовлетворяя частично исковые требования Г.В.А., суд первой инстанции исходил из следующего.
В силу ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договора найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном законом субъекта РФ, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее-список) в соответствии с п.1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление жилого помещения в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Статья 1 Закона Новосибирской области от 05.06.2013 года «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», содержит аналогичные норму о лицах, имеющих право на получение жилого помещения. При этом указано, что договор найма специализированных жилых помещений заключается на пять лет на жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, исходя из нормы предоставления площади жилого помещения не менее 30 квадратных метров общей площади на одного человека.
Кроме того, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законодательством и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Статья 2 этого же Закона указывает, что формирование списка детей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным в сфере опеки и попечительства. Форма списка устанавливается уполномоченным органом.
В список включаются лица, указанные в части 1 статьи 1 указанного Закона Новосибирской области и достигшие возраста 14 лет, на основании письменных заявлений, поданных в уполномоченный орган законными представителями.
Как следует из ст. 6 указанного Закона Новосибирской области, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на момент вступления в силу настоящего Закона на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются уполномоченным органом в срок до 1 июля 2013 года списком в порядке очередности, в которой они состояли на указанном учете, со снятием их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Правительством Новосибирской области.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом ни ст. 8 Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п. 3 ст. 8 данного Федерального закона, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
По своей сути, формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования, выделяемого на цели обеспечения жильем такой категории граждан.
При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм права, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о том, что предоставление жилых помещений детям-сиротам не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий.
Кроме того, перечисленные нормы не содержат указания на срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение. Следовательно, право ребенка-сироты на получение жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения должно быть реализовано незамедлительно после его возникновения.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правовых оснований к отмене решения суда они не содержат, и в целом сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, кроме того, направлены на иное толкование действующего законодательства.
Новых обстоятельств, которые не были бы предметом обсуждения судом первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, доводы жалобы не содержат.
Оснований считать обжалуемое решение суда незаконным и необоснованным судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 12 марта 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи