копия
Дело № 2-1469/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Можайск Московской области 12 января 2021 года
Можайский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Миронова А.С., при секретаре Коротковой К.В., с участием представителя ответчика ФИО3, рассмотрев гражданское дело по иску ФИО1 к СНТ «Солярис» о признании решения общего собрания членов товарищества недействительным в части, -
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, просив признать решение общего собрания членов СНТ «Солярис» от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу переноса мусорной площадки недействительным, в связи с тем, что вопрос определения места нахождения таких объектов на территории товарищества не входит в компетенцию его общего собрания, т.к. в силу положений ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СНиП 30-02-97 его разрешение подведомственно органам местного самоуправления.
В судебное заседание истец не явился, но в своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, настаивая на удовлетворении иска, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель ответчика с иском не согласилась, считая оспариваемое заявителем решение общего собрания законным.
Заслушав явившуюся сторону и исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:
В судебном заседании из пояснений участников процесса и материалов дела установлено, что истец является членом СНТ «Солярис», владея земельным участком с кадастровым №, расположенным на территории данного товарищества.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание членов СНТ «Солярис», оформленное соответствующим протоколом, из которого следует:
На собрании присутствовало 63 члена товарищества из 106, а 15-ть членов товарищества представляются присутствующими на основании соответствующих доверенностей, что, в том числе, подтверждается регистрационным списком участников собрания, с их подписями и копиями доверенностей.
Таким образом, при проведении собрания установлено наличие кворума.
На повестку дня собрания вынесено 11-ть вопросов, один из которых (№) о переносе мусорной площадки, по которому зафиксированы следующие итоги голосования: ЗА – 64, ПРОТИВ – 9, ВОЗДЕРЖАЛСЬ – 3.
Частью 1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ), определено, что к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся, в том числе, принятие решения о создании (строительстве, реконструкции) или приобретении имущества общего пользования, в том числе земельных участков общего назначения, и о порядке его использования (п.5).
Аналогичные полномочия общего собрания предусмотрены абзацем 7 п.10.2 Устава СНТ «Солярис».
В силу ч.2 данной нормы Закона о садоводах, по вопросам, указанным в п.п.1-6, 10, 17, 21-23 ч.1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
Положениями ч.19 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ установлено: общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей.
Статья 181.2 ГК РФ гласит решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и, при этом, в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
В силу ст.181.3 ГК РФ, решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
Недействительное решение собрания оспоримо, если из закона не следует, что решение ничтожно.
В силу ч.1 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:
1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;
2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;
3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;
4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п.3 ст.181.2 ГК РФ).
В соответствии с ч.5 ст.181.4 ГК РФ решение собрания может быть оспорено в суде в течение шести месяцев со дня, когда лицо, права которого нарушены принятием решения, узнало или должно было узнать об этом, но не позднее чем в течение двух лет со дня, когда сведения о принятом решении стали общедоступными для участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
Пунктами 1, 2 и 3 ст.181.5 ГК РФ установлено: если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума; принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
В п.109 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», разъяснено: решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица (п.4 ст.181.4 ГК РФ). К существенным неблагоприятным последствиям относятся нарушения законных интересов, как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества. Если лицо, которое могло повлиять на принятие решения, влекущего для такого лица неблагоприятные последствия, обратилось с иском о признании решения недействительным по основаниям, связанным с порядком его принятия, то в случае подтверждения оспариваемого решения по правилам п.2 ст.181.4 ГК РФ, заявленный иск удовлетворению не подлежит.
Как следует из обстоятельств дела, установленных судом, ДД.ММ.ГГГГ в СНТ «Солярис» было проведено очередное общее собрание членов товарищества, на котором присутствовал истец.
При этом, заявителем иска принятые на собрании решения по порядку его созыва, подготовки и проведения не оспариваются.
Оспариваемое решение собрания принято абсолютным большинством (за – 64, против – 9, воздержались – 3) голосов членов товарищества, в связи с чем, решение о размещении мусорной площадки вблизи участка № является лигитимным.
ФИО1 выражено несогласие с таким решением, на основании которого было решено перенести мусорную площадку с места её расположения на землях лесного фонда, в связи с предписанием должностных лиц Комитета лесного хозяйства <адрес>, на земли общего пользования – вблизи земельного участка № на территории товарищества.
В обоснованием своих доводов истцом указано, что в компетенцию общего собрания не входит решение таких вопросов, поскольку этот вопрос, в силу ст.13.4 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и СНиП 30-02-97, решается органами местного самоуправления.
Тем неменее, суд считает такую позицию заявителя иска несостоятельной, в связи со следующим:
Согласно ст.ст.14 и 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Нормами ст.ст.4 и 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст.13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьёй 13.4 вышеуказанного Федерального закона определено: накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п.1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
В п.п. 4 и 7 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указано: в случае если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления (далее соответственно - заявитель, уполномоченный орган) на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
По результатам рассмотрения заявки уполномоченный орган принимает решение о согласовании или отказе в согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с п.2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест», утвержденными Приказом Главного государственного санитарного врача СССР от ДД.ММ.ГГГГ №, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положениями действующего законодательства регламентируются полномочия органов местного самоуправления по обращение с отходами на территории муниципальных образований.
В тоже время, из смысла приведённых выше норм Законов и нормативно-правовых актов не следует, что решение вопроса о размещении площадки для ТБО на территории садового товарищества, на землях общего пользования, принадлежащих этому товариществу, не входит в компетенцию общего собрания данного общественного образования. Напротив, решение данного вопроса общим собранием СНТ предусмотрено п.5 ч.1 ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ.
При этом, истцом не представлено каких-либо объективных и достоверных доказательств того, что оспариваемое им решение общего собрания СНТ «Солярис» принятое общим собранием СНТ «Солярис» затрагивает его права или влечёт для него существенные неблагоприятные последствия в виде нарушения законных интересов, как его самого, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования указанного имущества товарищества в определённом собранием месте.
Учитывая указанное выше, суд не находит оснований для удовлетворения иска ФИО1
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12-14, 194-199 ГПК РФ, -
р е ш и л :
В удовлетворении иска ФИО1 к СНТ «Солярис» о признании решения общего собрания членом товарищества недействительным в части, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Московском областном суде через Можайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья А.С. МИРОНОВ
Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.С. МИРОНОВ
копия верна ___________________________ (Миронов)