32RS0004-01-2022-001882-36
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-774/2023
г. Брянск 14 марта 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | Петраковой Н.П., |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., Сокова А.В. |
при секретаре | Тихоновой М.В. |
рассмотрела в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу истца Азарова С.А. на решение Володарского районного суда г. Брянска от 18 октября 2022 года по гражданскому делу по иску Азарова <данные изъяты> к Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Брянской области о взыскании компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., пояснения истца Азарова С.А., возражения представителя третьих лиц ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Прищепа А.М. судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азаров С.А. обратился в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Министерству финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Брянской области о компенсации морального вреда, указывая, что осужден по приговору Володарского районного суда г. Брянска от 27.12.2018, отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области. В соответствии с действующим законодательством осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные и длительные свидания на территории исправительного учреждения. Вместе с тем в период с 16.03.2020 по 01.03.2022 он был ограничен в правах по реализации длительных и краткосрочных свиданий с супругой в связи с осложнением эпидемиологической обстановки и угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (CОVID-19).
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил рассмотреть вопрос о присуждении компенсации за ограничение прав на длительные и краткосрочные свидания в размере 100 000 руб.
Определением суда от 01.08.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области, УФСИН России по Брянской области, ФСИН России.
Решением Володарского районного суда г. Брянска от 18.10.2022 в удовлетворении исковых требований Азарову С.А. отказано.
В апелляционной жалобе Азаров С.А. просит отменить решение суда, как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов жалобы указывает, что введенные ограничения на краткосрочные и длительные свидания не являются целями исправления и предупреждения преступлений. Ссылается, что был лишен права на свидания по независящим от него обстоятельствам. Считает, что установленные ограничения ухудшили положение осужденного.
В заседании суда апелляционной инстанции Азаров С.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.
Представитель третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ФСИН России, УФСИН России по Брянской области Прищеп А.М. полагал решение суда законным и обоснованным.
Дело рассмотрено на основании ст. 167 ГПК РФ в отсутствие иных участников процесса, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Азаров С.А. отбывает наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области по приговору Володарского районного суда г. Брянска от 27.12.2018.
04.10.2020 Азаров С.А. обратился на имя начальника УФСИН России по Брянской области с заявлением о разъяснении причин отказа в предоставлении ему 23.08.2020 краткосрочного свидания с гражданской супругой, а также о размере компенсации за непредоставление свиданий.
В ответе от 10.11.2020 УФСИН России по Брянской области осужденному разъяснено, что на дату приезда гражданской супруги действовало Постановление главного государственного санитарного врача ФСИН России, согласно которому с целью нераспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) с 16.03.2020 в учреждениях уголовно-исполнительной системы с 16.03.2020 до особого распоряжения были приостановлены длительные и краткосрочные свидания.
27.10.2021 Азаров С.А. обратился к начальнику УФСИН России по Брянской области с просьбой разъяснить причину отказа в предоставлении 19.10.2021 запланированного длительного свидания с супругой.
В ответ на указанное обращение Азарову С.А. 30.11.2021 разъяснено, что в соответствии с постановлением временно исполняющего обязанности главного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России от 13.10.2021 № 419, а также в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, постановлением главного санитарного врача ФСИН России от 23.06.2021 № 422 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» с 14.10.2021 до особого распоряжения приостановлено предоставление длительных свиданий родственникам осужденных.
Из материалов дела следует, что Азарову С.А. с 25.03.2019 предоставлялись краткосрочные свидания: 07.08.2019 и 26.12.2019 с ФИО11., 25.07.2021 и 18.01.2022 с ФИО12
Иных заявлений о предоставлении краткосрочных свиданий, в том числе от Азарова С.А., в адрес ФКУ ИК-4 УФСИН России по Брянской области не поступало.
Разрешая спор и отказывая Азарову С.А. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отказ исправительного учреждения в предоставлении гражданской супруге осужденного краткосрочного и длительного свидания является правомерным, основанным на законодательных актах, принятых в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции.
Оснований не согласиться с данным выводом суда у судебной коллегии не имеется.
Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний, им гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации (части первая и вторая статьи 10 УИК РФ).
Согласно положению статьи 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Часть 1 статьи 89 УИК РФ закрепляет право за осужденными к лишению свободы иметь краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения.
Краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами (часть 2 статьи 89 УИК РФ).
Вместе с тем подпунктом 1.1 п. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача ФСИН России от 16.03.2020 № 15 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» с 16.03.2020 в учреждениях территориальных органов ФСИН России, следственных изоляторах ФСИН России приостановлено предоставление длительных и краткосрочных свиданий.
Постановлением Главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России от 12.10.2020 № 219 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» в связи с ухудшением эпидемиологической ситуации и ростом регистрации новых случаев выявления новой коронавирусной инфекции (СОVID-19) на территории Брянской области, а также на территориях в местах дислокации учреждений УФСИН России по Брянской области приостановлено предоставление длительных свиданий родственникам осужденных с 13.10.2020 до особого распоряжения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача – начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-32 ФСИН России от 13.10.2021 № 419 «О введении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер, направленных на недопущение возникновения и распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID-19)» с 14.10.2021 до особого распоряжения приостановлено предоставление длительных свиданий родственникам осужденных.
Учитывая, что принятые уполномоченным должностным лицом санитарно-эпидемиологические меры, направленные на защиту осужденных и иных лиц от новой коронавирусной инфекции, не позволяли исправительному учреждению предоставить осужденному свидания, указанные ограничения являются соразмерными конституционно-значимым целям, связанным с необходимостью защиты жизни и здоровья населения, предупреждения возникновения и развития чрезвычайной ситуации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Азарова С.А. о компенсации морального вреда ввиду установления указанных ограничений.
Доводы истца о наличии оснований для компенсации морального вреда вне зависимости от обоснованности данных ограничений, а также ссылка на ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации основаны на ошибочном толковании норм материального права.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ; выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права не допущено; доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований, установленных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: | ░.░. ░░░░░░░░░ |
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░: | ░.░. ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ |