Решение по делу № 2-361/2023 от 15.06.2023

дело № 2-361/2023

УИД 19RS0010-01-2023-000439-23

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 августа 2023 г. Ширинский районный суд с. Шира        

В составе: председательствующий – судья Ширинского районного суда Республики Хакасия Марков Е.А.,

при секретаре судебного заседания Капчигашевой В.Э.,

с участием помощника прокурора Ширинского района Республики Хакасия Фирсова Н.А.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральной служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - главного специалиста-эксперта отдела правовой работы Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тывы, Кемеровской области – Кузбассу Кочергина И.Н., предъявившего доверенность от 28 декабря 2022 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании иск прокурора Ширинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Борцовского сельсовета Ширинского района Республики Хакасия о понуждении устранения нарушений природоохранного законодательства путем ликвидации несанкционированных свалок, -

У С Т А Н О В И Л:

    

Прокурор, обосновывая заявленные требования, указал в исковом заявлении, что на территории муниципального образования Борцовский сельсовет Ширинского района имеются несанкционированные свалки отходов производства и потребления:

- на земельном участке с кадастровым номером ;

- на земельном участке с кадастровыми номером .

Учитывая, что указанное нарушение природоохранного законодательства нарушает конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду, прокурор, выступая в интересах неопределенного круга лиц, просит обязать ответчика ликвидировать названные свалки в срок до 01 октября 2023 г.

Определением судьи Ширинского районного суда Республики Хакасия к участию по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, была допущена Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) в лице Управления Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тывы, Кемеровской области – Кузбассу.

Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасия и Тывы, Кемеровской области – Кузбассу представлен отзыв на исковое заявление прокурора, из содержания которого следует, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку прямая обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления; непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, ставит под угрозу законные интересы жителей сельского поселения на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также сохранение плодородия почв.

Представитель ответчика администрации Борцовского сельсовета, будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не явился, ходатайствуя о рассмотрении заявленных исковых требований в его отсутствие.

Главой администрации Борцовского сельсовета Бетке А.В. представлены письменные пояснения на исковое заявление прокурора, из содержания которых следует, что указанная свалка образовалась с 60-х годов прошлого столетия, ликвидировать её в срок до 01 октября 2023 г. невозможно по причине большого объема и недостаточностью денежных средств в бюджете поселения. Обращения о предоставлении финансовой помощи были направлены в адрес администрации Ширинского района и в Правительство Республики Хакасия.

С целью недопущения увеличения несанкционированной свалки администрацией Борцовского сельсовета организован вывоз твердо-коммунальных отходов (далее – ТКО) с территории поселения региональным оператором ООО «АЭРОСИТИ-2000», обустроено 40 площадок с контейнерами, вывоз ТКО осуществляется согласно графика. Установлены аншлаги «Свалка мусора запрещена».

Ежегодно проводятся мероприятия по ликвидации и буртованию несанкционированной свалки, в 2021-2023 г.г. осуществлены мероприятия по вывозу ТКО со свалки.

Исполнить исковые требования прокурора в срок до 01 октября 2023 г. не представляется возможным по обстоятельствам, независящим от администрации Борцовского сельсовета. Срок ликвидации свалки просит предоставить до 01 января 2025 г.

К письменным пояснениям приложены следующие документальны сведения:

- контракт от 16 августа 2021 г. на оказание услуг по рекультивации несанкционированной свалки с. Борец и д. Власьево, заключенный между администрацией Борцовского сельсовета и ООО «...», со сроком действия до 31 декабря 2021 г., цена контракта определена в размере 25 946 руб.;

- договор от 01 сентября 2021 г. совместного оказания услуг уборки несанкционированной свалки с территории Борцовского сельсовета, заключенный между администрацией Борцовского сельсовета и МУП п. Жемчужный «...», со сроком действия до 31 декабря 2021 г., цена контракта определена в размере 9 000 руб.;

- контракт от 01 июня 2023 г. на вывоз и накопления отходов, не относящихся к ТКО, в результате выявленной несанкционированной свалки, заключенный между администрацией Борцовского сельсовета и МУП «...», со сроком действия до 15 июня 2023 г., цена контракта определена в размере 399 853,95 руб.

Наравне с этим главой Борцовского сельсовета предоставлены сведения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 23 июня 2023 г. о том, что субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на 2023 г. на ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО распределены в полном объеме, Борцовскому сельсовету средства не предусмотрены.

Кроме того, ответчиком в ходе подготовки к судебному заседанию предоставлены сведения Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия от 17 июля 2023 г. о том, что администрация Борцовского сельсовета вправе принять участие в дополнительном отборе муниципальных образований для предоставления субсидии на ликвидацию свалок с возможностью последующего включения муниципального образования в распределение субсидий, со сроком подачи заявки до 19 июля 2023 г.

Соответствующая заявка администрацией Борцовского сельсовета была подана 17 июля 2023 г.

Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Ширинского района Фирсов Н.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, в том числе относительно указанного срока устранения выявленного нарушения.

Представитель третьего лица, участвуя в судебном заседании, позицию прокурора поддержал, вместе с тем полагает, что допущенные нарушения не могут быть устранены в срок до 01 октября 2023 г., в тоже время указанный главой администрации Борцовского сельсовета срок до 01 января 2025 г. также не может быть принят во внимание, поскольку проверить факт выполнения работ по устранении допущенных нарушений в зимний период времени при наличии снежного покрова не представляется возможным.

    

Заслушав участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно ст.ст. 8, 21, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека; содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам; отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Пунктами 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в п. 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.В силу п. 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 3 указанных Правил, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 3, на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.

Согласно п. 17 СанПиН 2.1.3684-21 вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

Как следует из представленных материалов, на основании Протокола от 24 марта 2023 г. № 3 заседания рабочей группы по мониторингу деятельности муниципальных образований Республики Хакасия по выявлению неиспользуемых участков и земельных участков, используемых с нарушениями, Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасии и Тывы, Кемеровской области – Кузбассу проведен спутниковый мониторинг земель сельскохозяйственного назначения Ширинского района, по результатам которого выявлена несанкционированные свалки на территории Борцовского сельсовета Ширинского района на земельных участках сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами .

В соответствии с п/п 2 п. 3 ст. 56, ст. 75 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в целях оценки соблюдения обязательных требований к использованию и охране земельного участка сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Управлением Россельхознадзора по Республикам Хакасии и Тывы, Кемеровской области – Кузбассу было проведено контрольно (надзорное) мероприятие без взаимодействия с контролируемым лицом – выездное обследование, по результатам которого составлены заключения от 22 мая 2023 г.

Из содержания заключений установлено следующее:

- земельный участок с кадастровым номером для сельскохозяйственного использования, расположен в степной зоне Ширинского района с холмистым рельефом местности, не огорожен, вдоль участка проходят полевые дороги от с. Борец, произрастает степная травянистая растительность, на момент осмотра западная часть участка на площади 3,5га захламлена отходами производства и потребления, свалка ТБО находится в географических координатах: ;

- земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 34,5га для сельскохозяйственного использования, расположен в степной зоне Ширинского района с холмистым рельефом местности, не огорожен, вдоль участка проходят полевые дороги от с. Борец, произрастает степная травянистая растительность, на момент осмотра западная часть участка на площади 10,1га захламлена отходами производства и потребления, в юго-западной части участка на площади 200 кв.м. имеется очищение от мусора в виде буртовых куч, свалка ТБО находится в географических координатах: .

Указанные сведения со стороны ответчика не оспаривается, а потому признается судом установленными.

Таким образом, на территории муниципального образования Борцовский сельсовет имеются несанкционированные места размещения отходов и потребления, несоответствующее требованиям п.п. 3, 17 СанПиН 2.1.3684-21.

Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В соответствии с частью второй данной нормы, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относятся, в частности, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Изложенное дает основания полагать, что непринятие мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов, в частности, неопределенного круга лиц.

При таких обстоятельствах суд полагает, что данное обращение прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, нарушаемых действиями в части необеспечения права на благоприятную окружающую среду, правомерно, заявленные требования основаны на законе и обоснованы по сути.

В силу требований ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

Рассматривая требование прокурора об установлении сроков исполнения обязанности, суд приходит к выводу, что названный срок до 01 октября 2023 г., является недостаточным, поскольку прокурором в данном случае не принят во внимание процесс бюджетного финансирования.

При формировании проектов бюджетов на очередной финансовый год и плановый период органам местного самоуправления надлежит предусматривать финансовое обеспечение расходов на реализацию определенного рода мероприятий.

В силу требований ч. 1 ст. 185 БК РФ администрация органа местного самоуправления вносит проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение представительного органа местного самоуправления в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.

Тем самым, орган местного самоуправления имеет возможность предусмотреть дополнительные расходы на исполнение возложенной на неё судом обязанности при формировании бюджета на очередной финансовый год.

Названные обязанности при отсутствии финансирования в текущем финансовом году, не могут быть выполнены в сроки, указанные в иске прокурора, что приведет к неисполнимости судебного решения.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание объем работы, который надлежит выполнить органу местного самоуправления, суд полагает необходимым установить исполнения обязанности администрацией Борцовского сельсовета Ширинского района по ликвидации несанкционированных свалок до 01 октября 2024 г., которые по мнению суда является достаточным для решения вопросов о финансировании мероприятия по исполнению обязанностей, возложенных судом.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд, -

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Борцовский сельсовет Ширинского района в срок до 01 октября 2024 г. устранить нарушение природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства путем ликвидации несанкционированных свалок бытового мусора на земельных участках:

- с кадастровым номером ;

- с кадастровыми номером .

На данное решение может быть подана апелляционная жалоба в коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения.

Председательствующий: Марков Е.А.

2-361/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ширинского района
Ответчики
Администрация Борцовского сельсовета
Другие
Управление Россельхознадзора по Республике Хакасия и Тыва и Кемеровской области-Кузбассу
Суд
Ширинский районный суд Республики Хакасия
Судья
Марков Е. А.
Дело на сайте суда
sharinsky.hak.sudrf.ru
15.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.06.2023Передача материалов судье
19.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Подготовка дела (собеседование)
19.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.08.2023Судебное заседание
07.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее