Решение по делу № 3а-167/2018 от 16.01.2018

Дело №3а-167/18

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Нижний Новгород                        14 марта 2018 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Кручинина М.А., при секретаре судебного заседания Ловыгиной Е.Н.,

с участием представителя административного истца открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» Тузовой Натальи Викторовны, представителя административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткина Ильи Евгеньевича, прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области Моляковой Наталии Александровны,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» о признании не действующим в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 «Об установлении открытому акционерному обществу «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г.Дзержинска Нижегородской области»,

УСТАНОВИЛ:

открытое акционерное общество «Дзержинский Водоканал» (далее - ОАО «Дзержинский Водоканал») обратилось в Нижегородский областной суд с указанным административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований ОАО «Дзержинский Водоканал» указало в административном исковом заявлении о том, что решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 для открытого акционерного общества «Синтез» (далее - ОАО «Синтез») установлен тариф на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории г.Дзержинска Нижегородской области. По мнению административного истца, решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года № 38/1 в части установления для ОАО «Синтез» тарифа на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории г.Дзержинска Нижегородской области, противоречит статье 17 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее также Федеральный закон от 07.12.2011 года №416-ФЗ), и пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее также постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 года №406), так как при отсутствии на сетях, не относящихся к муниципальным, гарантирующей организации тариф на транспортировку установлен быть не может.

Административный истец считает, что оспариваемое в части решение от 11.08.2017 года №38/1 по установлению тарифа на транспортировку сточных вод для ОАО «Синтез» затрагивает права ОАО «Дзержинский Водоканал», так как централизованная система водоотведения ОАО «Синтез» присоединена к районным очистным сооружениям, эксплуатируемым ОАО «Дзержинский Водоканал». Отсутствие данных о настоящих сетях не позволяет установить реальный объем абонентов, которые сбрасывают сточные воды в сети ОАО «Синтез».

При рассмотрении дела в суде представитель ОАО «Дзержинский Водоканал» Тузова Н.В. просила административное исковое заявление удовлетворить по указанным в нем основаниям.

Представитель административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткин И.Е. просил суд в удовлетворении административного искового заявления отказать, так как оспариваемое в части решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 не противоречит действующему законодательству и не нарушает права административного истца ОАО «Дзержинский Водоканал». Пояснил суду о том, что наличие указанного решения само по себе не возлагает на ОАО «Дзержинский Водоканал» обязанности заключения договора транспортировки сточных вод и оплаты объемов услуг по транспортировке сточных вод, так как в силу закона заключение договора транспортировки сточных вод является обязательным для транзитной организации - ОАО «Синтез», а не для ОАО «Дзержинский Водоканал». Сама по себе необходимость приведения договорной схемы правоотношений сторон в сфере водоотведения в соответствие с действующим законодательством не нарушает и не может нарушать прав и законных интересов ОАО «Дзержинский Водоканал».

Кроме того, затраты ОАО «Дзержинский Водоканал» на оплату услуг ОАО «Синтез» по транспортировке сточных вод в 2018 году учтены в тарифах на услуги водоотведения, установленных для ОАО «Дзержинский Водоканал» решением РСТ Нижегородской области от 26.11.2015 года №44/96. Таким образом, наличие и применение оспариваемого решения не влечет и не может влечь нарушение прав, свобод и законных интересов ОАО «Дзержинский Водоканал», поскольку его предполагаемые финансовые потери учтены при установлении тарифов в сфере водоотведения на 2018 год и подлежат возмещению потребителями в составе платы за услуги водоотведения, вносимой в адрес ОАО «Дзержинский Водоканал».

Также представитель административного ответчика региональной службы по тарифам Нижегородской области Уткин И.Е. указал в судебном заседании, что ОАО «Дзержинский Водоканал» обязано выполнять функции гарантирующей организации в сфере водоотведения в границах сетей Восточной промзоны г.Дзержинска, к которым относятся сети водоотведения ОАО «Синтез», и соответствует понятию гарантирующей организации, на которую возложена обязанность заключить договор с любым обратившимся лицом, чьи объекты присоединены к централизованной системе водоотведения городского округа города Дзержинска. Данный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением УФАС по Нижегородской области от 10.04.2015 года №17-ФАС52-02/15, а также вступившим в законную силу постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16.11.2016 года по делу №А43-12406/2015.

Тарифы на транспортировку сточных вод для ОАО «Синтез» на период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 год установлены региональной службы по тарифам Нижегородской области на основании представленных в орган регулирования расчетных и обосновывающих материалов с учетом технологической схемы водоотведения, действующей на территории г.Дзержинск Нижегородской области; при расчете указанных тарифов учитывались фактические объемы принятых ОАО «Синтез» сточных вод за 2016 год.

Кроме того, представитель административного истца обратил внимание суда на то, что возможность установления тарифов на транспортировку сточных вод в отношении ОАО «Синтез» при сложившейся технологической схеме водоотведения с учетом наличия гарантирующих организаций, определенных постановлением администрации г.Дзержинска Нижегородской области от 21.08.2013 года №3295, подтверждена вступившими в законную силу решениями Нижегородского областного суда от 17.05.2017 года №3а-180/2017 и от 17.08.2017 года №3a-301/2017 и апелляционным определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2017 года №9-АПГ17-26. Правовое обоснование позиции и фактические доводы ОАО «Дзержинский Водоканал» по указанным делам тождественны позиции административного истца по рассматриваемому административному делу. Вышеуказанными судебными актами доводы административного истца ОАО «Дзержинский Водоканал» признаны несостоятельными.

Прокурор отдела прокуратуры Нижегородской области Молякова Н.А. предложила суду в удовлетворении административного искового заявления ОАО «Дзержинский Водоканал» отказать, так как оспариваемое решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 «Об установлении открытому акционерному обществу «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г.Дзержинска Нижегородской области» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории г.Дзержинска Нижегородской области, не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу.

В судебное заседание представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц открытого акционерного общества «Синтез», Федеральной антимонопольной службы и Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области не явились, были извещены судом о месте и времени рассмотрения дела в соответствии с действующим процессуальным законодательством. От Федеральной антимонопольной службы в суд поступило ходатайство о рассмотрении административного дела без участия представителя.

Исследовав материалы настоящего административного дела, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон и заключение прокурора, суд приходит к следующему.

В административном исковом заявлении административный истец ОАО «Дзержинский Водоканал» указывает о нарушении оспариваемым в части нормативным правовым актом его прав и законных интересов, полагая, что установление ОАО «Синтез» тарифа на транспортировку сточных вод повлечен необходимость заключения с данной организацией договора.

В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

С учетом изложенного ОАО «Дзержинский водоканал» вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.

Из материалов дела усматривается, что региональной службой по тарифам Нижегородской области 11.08.2017 года принято решение №38/1 «Об установлении открытому акционерному обществу «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г.Дзержинска Нижегородской области» (далее также решение от 11.08.2017 года №38/1).

Согласно данному решению открытому акционерному обществу «Синтез» установлены тарифы по транспортировке сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории города Дзержинска Нижегородской области в следующих размерах: период регулирования с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года - 43,45 руб./кв.м., период с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - 45,02 руб./кв.м. (т.1 л.д.15). В указанной части административным истцом оспаривается названное решение.

Из представленных административным ответчиком доказательств следует, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 принято на заседании правления 11.08.2017 года при соблюдении кворума, установленного Положением о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15.05.2006 года №171 (п.5.6 Положения - заседание правления считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов, уполномоченных рассматривать соответствующий вопрос). Приказом региональной службы по тарифам Нижегородской области от 10.07.2017 года №81/од правление утверждено в составе председателя, заместителя и пяти членов правления (т.2 л.д.121-122). Согласно протоколу заседания правления от 11.08.2017 года №38 на заседании отсутствовало два члена правления, то есть кворум имелся (т.2 л.д.96-97).

На основании пункта 5.6 Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области решение принимается большинством голосов членов правления, присутствующих на заседании (т.2 л.д.87). Из протокола заседания правления от 11.08.2017 года №38 следует, что за принятие решения об установлении ОАО «Синтез» тарифов по транспортировке сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории города Дзержинска Нижегородской области, на 2018 год присутствующие члены комиссии проголосовали единогласно (т.2 л.д.98-99).

Решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.23017 года №38/1 было официально опубликовано в газете «Нижегородская правда» (т.2 л.д.123), размещено на сайте региональной службы по тарифам Нижегородской области.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 2 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ регулированию в сфере водоотведения подлежит тариф на транспортировку сточных вод.

Проанализировав вышеназванные нормы Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ во взаимосвязи с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16 июля 2014 года №1154-э, статьи 38 Устава Нижегородской области, статьи 11 Закона Нижегородской области от 10 февраля 2005 года №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области», статей 4, 10, 22 Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Указа Губернатора Нижегородской области от 15 октября 2014 года №115 «Об утверждении структуры органов исполнительной власти Нижегородской области», Положения о регистрации нормативных актов министерств и иных органов исполнительной власти области в Реестре нормативных актов органов исполнительной власти Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2006 года №41, Положения о региональной службе по тарифам Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 15 мая 2006 года №171, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1, являющееся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Нижегородской области, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией региональной службы по тарифам Нижегородской области, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.

По данным основаниям решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 административным истцом не оспаривается.

Проверив оспариваемые положения решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 2 статьи 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются: приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; создание условий для привлечения инвестиций в сферу водоснабжения и водоотведения, обеспечение гарантий возврата частных инвестиций; обеспечение технологического и организационного единства и целостности централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения; обеспечение стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Согласно пункту 1 части 1, части 2, части 5 статьи 32 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной, в том числе, методом экономически обоснованных расходов (затрат). Расчет осуществляется с учетом экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых для реализации инвестиционных и производственных программ.

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов, предусмотренных настоящей статьей, устанавливается Основами ценообразования.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимые для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 07 декабря 2011 года №416-ФЗ государственное регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и Правилами регулирования.

Как установлено Основами ценообразования:

расчет размера необходимой валовой выручки, тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров регулирования тарифов, дифференциация регулируемых тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (пункт 3);

после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере водоотведения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает в отношении иных регулируемых организаций тарифы на транспортировку сточных вод (подпункт «б» пункта 6);

при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций (пункт 26);

тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года (пункт 29).

Порядок открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, включая перечень обосновывающих материалов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов, определен Правилами регулирования.

Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года № 1746-э (далее также - Методические указания).

Из материалов дела следует, что решением городской Думы города Дзержинска Нижегородской области от 26.06.2014 года №779 «Об утверждении Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Дзержинск до 2026 года» утверждена Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа город Дзержинск до 2026 года, содержащая, в том числе описание структуры системы сбора, очистки и отведения сточных вод на территории городского округа город Дзержинск. Данной Программой предусмотрено, что кроме стоков, поступающих из городских сетей, на очистные сооружения поступают стоки от промышленных предприятий, имеющих собственные сети водоотведения и локальные очистные сооружения. Территория городского округа город Дзержинск имеет несколько эксплуатационных зон, в том числе эксплуатационные зоны промышленных предприятий городского округа: ФКП «Завод им. Я.М.Свердлова», ОАО «Индустриальный парк «Ока-Полимер», ОАО «ДОС», ОАО «Пластик», ОАО «Синтез», включающие комплекс сетей, канализационных насосных станций и локальных систем очистки стоков (т.1 л.д.67 оборот).

Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 27 сентября 2016 года №3519 «Об актуализации Схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года» (далее также постановление администрации города Дзержинска Нижегородской области от 27 сентября 2016 года №3519, Схема водоснабжения и водоотведения) утверждена актуализированная Схема водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года.

В соответствии с постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 27 сентября 2016 года № 3519 город Дзержинск имеет централизованную систему водоотведения сточных вод жилого фонда и организаций города, водоотведение осуществляется комплексом канализационных насосных станций и канализационных сетей. Сточные воды города Дзержинск, а также прилегающих поселков Пушкино, Бабушкино направляются по канализационным сетям на станцию очистки - районные очистные сооружения (РОС). Стоки поселка Пыра собираются и при помощи канализационных насосных станций подаются в централизованную систему водоотведения ООО «Комстандарт» (территория бывшего завода «Заря») и далее на станцию очистки РОС. Сточные воды поселка Горбатовка собираются и посредством канализационных насосных станций подаются в централизованную систему водоотведения предприятия ОАО «ДОС» и далее на станцию очистки РОС. Кроме стоков, поступающих из городских сетей, на очистные сооружения поступают стоки от промышленных предприятий, имеющих собственные сети водоотведения и локальные очистные сооружения. Очищенные стоки транспортируются по двум магистральным трубопроводам диаметром 1200 мм. и протяженностью 56 км. и сбрасываются в реку Волга ниже по течению г.Нижнего Новгорода возле поселка Безводное Кстовского района Нижегородской области. Таким образом, территория городского округа город Дзержинск имеет несколько эксплуатационных зон:

эксплуатационная зона, включающая комплекс сооружений и сетей водоотведения г.Дзержинска с прилегающими поселками Пушкино, Бабушкино;

эксплуатационная зона, включающая комплекс сооружений и сетей водоотведения поселка Пыра;

эксплуатационная зона, включающая комплекс сооружений и сетей водоотведения поселка Горбатовка;

эксплуатационные зоны промышленных предприятий городского округа, включающие комплекс сетей, канализационных насосных станций и локальных систем очистки стоков:

- ОАО «ИП «Ока-Полимер»;

- ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» - ОАО «ДОС»;

- ОАО «Пластик»;

- ОАО «Синтез» (пункт 1.1 тома 2).

В городском округе город Дзержинск существует семь централизованных систем водоотведения. Три централизованные системы водоотведения расположены в границах сетей, находящихся в собственности муниципального образования. Четыре централизованных системы водоотведения, расположенных за границей сетей, находящихся в собственности муниципального образования, имеющих собственные канализационные насосные станции, сети водоотведения, а также сооружения локальной очистки, в том числе, централизованная система водоотведения, в которую входят канализационные сети, насосные станции промплощадки ОАО «ИП «Ока-Полимер», напорные и самотечные коллектора хозбытовых и промстоков от промплощадки ОАО «ИП «Ока-Полимер» (пункт 1.3 тома 2 постановления администрации города Дзержинска Нижегородской области от 27 сентября 2016 года № 3519).

Постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 21 августа 2013 года №3295 «Об определении гарантирующей организации в сфере водоснабжения и водоотведения» (с внесенными изменениями) (далее также - постановление администрации города Дзержинска Нижегородской области от 21 августа 2013 года №3295) определены гарантирующие организации для централизованных систем водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск, в том числе ОАО «Дзержинский Водоканал» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Дзержинск, включая сети, расположенные на территории административно-территориального образования сельсовет Пыра, кроме сетей, расположенных на территории рабочего поселка Горбатовка (п.1.1., т.1 л.д.145).

Кроме того, данным постановлением администрации города Дзержинска Нижегородской области от 21 августа 2013 года №3295 гарантирующими организациями признаны: ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» - в границах сетей холодного водоснабжения и водоотведения, находящихся в государственной собственности Российской Федерации и закрепленных за ФКП «Завод имени Я.М. Свердлова» на праве оперативного управления; МУП «Комплекс» - в границах сетей водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город Дзержинск и расположенных на территории рабочего поселка Горбатовка; ОАО «Нижегородский Водоканал» - в границах сетей холодного водоснабжения, расположенных на территории рабочего поселка Горбатовка (т.2 л.д.145-146).

В административном исковом заявлении ОАО «Нижегородский Водоканал» указал на противоречие оспариваемого в части решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 статье 17 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ и пункту 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, в связи с отсутствием на сетях, не относящихся к муниципальным, гарантирующей организации; отсутствие реальной возможности установить достоверный объем сточных вод, что влечет неверное установление тарифа.

Оценив приведенные доводы, суд приходит к следующему.

На основании пунктов 2 и 26 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; транспортировка сточных вод - перемещение сточных вод, осуществляемое с использованием канализационных сетей.

Согласно статьям 16, 17 данного Федерального закона по договору о транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие в числе прочего транспортировку сточных вод, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется обеспечивать прием сточных вод в соответствии с установленным режимом и оплачивать услуги по транспортировке.

Пунктами 1, 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года №644, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определена как организация водопроводно-канализационного хозяйства, а организация, в том числе индивидуальный предприниматель, эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети и оказывающая услуги по транспортировке воды и (или) сточных вод, определена как транзитная организация.

Таким образом, собственники и иные законные владельцы канализационных сетей приобретают статус транзитной организации при наличии канализационных сетей, находящихся у них в эксплуатации и обеспечивающих перемещение сточных вод для абонентов организации, оказывающей услуги по водоотведению.

Судом установлено, что участок канализационной сети, принадлежащий ОАО «Синтез», расположен в границах городского округа города Дзержинска и имеет присоединение к централизованной системе водоотведения ОАО «Дзержинский Водоканал», являющегося гарантирующей организацией в сфере водоотведения в границах сетей водоотведения, находящихся в собственности муниципального образования городской округ город Дзержинск. Сточные воды, транспортируемые через сети ОАО «Синтез», попадают на районные очистные сооружения, эксплуатируемые ОАО «Дзержинский Водоканал».

В силу установленных обстоятельств и приведенных норм права на момент рассматриваемых правоотношений ОАО «Синтез» является транзитной организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод в 2018 году. Услуги по водоотведению фактически оказываются административным истцом ОАО «Дзержинский Водоканал». С учетом данного обстоятельства деятельность транзитной организации ОАО «Синтез» подлежит тарифному регулированию. При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об определении гарантирующей организации на канализационных сетях, эксплуатируемых ОАО «Синтез», не препятствует возможности установления тарифа на транспортировку по этим сетям.

Пункт 6 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, на который ссылается в административном исковом заявлении административный истец, устанавливает общий порядок тарифного регулирования - необходимость после определения гарантирующей организации установить соответствующие тарифы для нее и иных регулируемых организаций. Однако данная норма не исключает возможности и не запрещает установление тарифов на транспортировку в тех случаях, когда по каким-либо причинам органом местного самоуправления гарантирующая организация не определена.

Таким образом, суд не может согласиться с приведенными выше доводами административного истца.

Судом также учитывается, что основные показатели расчета необходимой валовой выручки и тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения ОАО «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, на период регулирования с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года приведены в представленном суду приложении к пункту 1 протокола заседания правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38 (т.2 л.д.100-102). Из данного приложения следует, что при расчете тарифов на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории города Дзержинска Нижегородской области, и определении групп расходов, учитываемых при определении размера необходимой валовой выручки, региональная служба по тарифам Нижегородской области руководствовалась пунктом 38 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406. Необходимая валовая выручка определена в размере 1466,19 тыс. рублей. Объем транспортируемых сточных вод при расчете тарифа на транспортировку сточных вод определен в размере 33,144 тыс. куб.м.

При определении величин расходов по статьям затрат региональной службы по тарифам Нижегородской области были применены индексы-дефляторы цен (тарифов) в соответствии с базовым вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 года.

Приведено обоснование снижения заявленных расходов, учитываемых при расчете тарифов на транспортировку сточных вод, а именно производственных расходов на сумму 6586,671 тыс. руб.; на ремонтные расходы, включая расходы на текущий и капитальный ремонт, на сумму 29,131 тыс. руб.; административные расходы на сумму 909,700 тыс. руб.; амортизационные отчисления на сумму 0,300 тыс. руб.; аренда основного оборудования на сумму 550,000 тыс. руб., нормативная прибыль на сумму 677,732 тыс. руб.

Показатель энергетической эффективности (удельный расход электроэнергии, потребляемой при транспортировке сточных вод) определен в размере 0,36 кВт*ч/куб.м.

С учетом этого экономически обоснованный тариф в сфере водоотведения для ОАО «Синтез» на период с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года определен региональной службой по тарифам Нижегородской области в размере 43,45 руб./кв.м., на период с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года - в размере 45,02 руб./кв.м., что соответствует содержанию принятого данным органом решения от 11.08.2017 года №38/1.

Суд также учитывает, что принятию оспариваемого по настоящему административному делу решению предшествовало проведение региональной службой по тарифам Нижегородской области экспертизы по представленному ОАО «Синтез» предложению об установлении тарифов в сфере водоснабжения и на транспортировку сточных вод. Из данного экспертного заключения следует, что ранее государственное регулирование по транспортировке сточных вод в отношении ОАО «Синтез» не осуществлялось. В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, при регулировании тарифов был применен метод экономически обоснованных расходов (затрат) на период с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года. Из данного экспертного заключения также следует, что обосновывающие затраты документы были представлены ОАО «Синтез» в полном объеме согласно перечню, определенному пунктом 17 Порядка открытия и рассмотрения дел об установлении тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года №406. В процессе экспертной проверки предложенных ОАО «Синтез» тарифов был определен перечень имущества, участвующего в формировании затрат при установлении тарифов в регулируемой деятельности, проанализированы ведение организацией учета затрат по видам деятельности и экономическая обоснованность расходов по отдельным статьям.

При определении объема транспортировки сточных вод расчет произведен в соответствии Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 года №1746-э, и с учетом утвержденной постановлением администрации города Дзержинска схемы водоснабжения и водоотведения городского округа город Дзержинск Нижегородской области на период до 2026 года. При расчете тарифов объем транспортировки сточных вод учитывался исходя из фактических данных ОАО «Синтез» на 2016 год и представленных договоров, заключенных с потребителями услуг. При этом объем сточных вод, принятых на транспортировку от прочих потребителей и переданных на сторону на период 2018 года определен в размере 33144 куб.м.     

Необходимая валовая выручка ОАО «Синтез» на основании пункта 24 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года №406, и пункта 11 Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных приказом ФСТ России от 27.12.2013 года №1746-э, определена исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования.

Кроме того, суд принимает во внимание доводы административного ответчика относительно того, что затраты административного истца ОАО «Дзержинский Водоканал» на оплату услуг ОАО «Синтез» по транспортировке сточных вод в 2018 году учтены в тарифах на услуги водоотведения, установленных для ОАО «Дзержинский Водоканал» решением региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.11.2015 года №44/96 «Об установлении открытому акционерному обществу «Дзержинский Водоканал», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей города Дзержинска» (в редакции решения РСТ Нижегородской области от 07.12.2017 года №63/12).

Из представленного административным ответчиком протокола заседания правления региональной службы по тарифам Нижегородской области от 07.12.2017 года №63 следует, что на заседании правления в решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 26.11.2015 года №44/96 были внесены изменения, в том числе скорректирована величина необходимой валовой выручки ОАО «Дзержинский Водоканал», принятая при расчете долгосрочных тарифов в сфере водоотведения (сточные воды иных абонентов) по показателю «расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», которая составила на 2018 год 14557,956 тыс. руб. Из дополнения к возражениям на административное исковое заявление, а также пояснений в судебном заседании представителя региональной службы по тарифам Нижегородской области следует, что указанная величина включает в себя расходы по оплате услуг транспортировки сточных вод ООО «Капролактам-Энерго», ОАО «Синтез» и ЗАО СРЦ «Голубая Ока» и представляет собой сумму произведений величин соответствующих объемов транспортируемых стоков и установленных органом регулирования тарифов. В отношении ОАО «Синтез» с учетом определенного для данного лица объема транспортировки стоков на 2018 год - 33144 куб.м. затраты (расходы) определены в размере 1466,125 тыс. рублей. Таким образом, предполагаемые финансовые затраты ОАО «Дзержинский Водоканал», которые подлежат возмещению ОАО «Дзержинский Водоканал» потребителями в составе платы за услуги водоотведения, учтены при формировании необходимой валовой выручки ОАО «Дзержинский Водоканал» при установлении тарифов в сфере водоотведения на 2018 год.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что решение региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 в оспариваемой части соответствует нормативным правовым актам, на нарушение которых указано в административном исковом заявлении, а равно иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и права и законные интересы ОАО «Дзержинский Водоканал» не нарушает.

При таких обстоятельствах в удовлетворении административного искового заявления ОАО «Дзержинский Водоканал» о признании не действующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 «Об установлении открытому акционерному обществу «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г.Дзержинска Нижегородской области» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории г.Дзержинска Нижегородской области, следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-176, 180, 215 КАС РФ, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Дзержинский Водоканал» о признании не действующим решения региональной службы по тарифам Нижегородской области от 11.08.2017 года №38/1 «Об установлении открытому акционерному обществу «Синтез», г.Дзержинск Нижегородской области, тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для потребителей г.Дзержинска Нижегородской области» в части установления тарифа на транспортировку сточных вод с использованием канализационных сетей, находящихся на территории г.Дзержинска Нижегородской области, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.

Судья областного суда              М.А. Кручинин

В окончательной форме решение суда составлено 23.03.2018 года.

Судья областного суда              М.А. Кручинин

3а-167/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
ОАО Дзержинский Водоканал
Ответчики
Региональная служба по тарифам Нижегородской области
Другие
Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области
Федеральная антимонопольная служба
ОАО Синтез
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
16.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
19.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2018[Адм.] Судебное заседание
19.01.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.02.2018[Адм.] Предварительное судебное заседание
14.03.2018[Адм.] Судебное заседание
23.03.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее