Судья р
Дело №
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Махачкала 11 декабря 2015 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего – и
судей - м и т
при секретаре судебного заседания с
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело иску к к Администрации МО "город Махачкала" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата>.
Заслушав доклад судьи м, объяснения представителя ответчика в по доверенности от <дата>., просившего решение суда отменить по доводам жалобы, представителя истца к по доверенности ы (доверенность в деле), просившего решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
п Р.К. обратился в суд с иском к администрации МО "город Махачкала" об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключении договора найма специализированного жилого помещения сроком на 5 лет, указав, что он является сиротой и состоит на жилищном учете в г.Махачкале. В мае 2015 года он обратился в администрацию г.Махачкалы, чтобы ему предоставили жилье, но ему отказали, пояснив, что он будет обеспечен жильем согласно установленной очередности, с чем он категорически не согласен.
Судом по делу постановлено:
«Иск к, удовлетворить.
Обязать Администрацию МО "город Махачкала" предоставить к жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения сроком на 5 (пять) лет.
При отсутствии жилья приобрести его за счет целевых средств, поступающих из бюджета Республики Дагестан, и передать к на условиях найма специализированного жилого фонда».
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований к
В обоснование жалобы указано, что судом неправильно применены нормы материального права, что в связи с новым порядком предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который действует с <дата>, администрация г.Махачкалы не является ответчиком по данным категориям дел.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, Судебная коллегия находит следующее.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <дата> «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Федерального закона № 159-ФЗ от <дата>) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии со статьей 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Вступившая с <дата> в силу часть 1 статьи 109.1 ЖК РФ предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Республики Дагестан № от <дата> «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Республики Дагестан от <дата> №).
Удовлетворяя исковые требования и суд правильно указал в решении, что в силу статьи 1 указанного Закона органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, указанных в статье 1 данного республиканского закона, установлен Постановлением Правительства Республики Дагестан от <дата> № «Об утверждении порядка обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета РД».
Судом установлено, что п Р.К., <дата> года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, что подтверждается имеющимися в материалах дела копией решения Кировского районного суда г.Махачкалы от <дата>, согласно которому мать к Ахмедгаджиева A.M., лишена родительских прав в отношении сына к, и копией свидетельства о смерти 1-БД № от 02.07.2009г. о смерти отца к - п <дата>.
Согласно справке отдела по жилищным вопросам администрации г.Махачкалы №-ож от 28.05.2015г. п Р.К. состоит в списках очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилого помещения с 14.05.2013г. под номером №.
Эти обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с Порядком обеспечения жильем детей-сирот и лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета, утвержденным Постановлением Правительства РД № от <дата> (абз.1 п. 8), администрации муниципальных районов и городских округов РД за счет средств республиканского бюджета РД, предоставляемых в виде субвенций, в соответствии с действующим законодательством приобретают жилые помещения не ниже установленных социальных норм, заключают договор купли-продажи жилого помещения и осуществляют перечисление средств продавцу жилья после подписания акта приема-передачи.
Правительство Республики Дагестан своим Постановлением от <дата> за № утвердило Республиканскую целевую программу «Обеспечение жилыми помещениями детей сирот, детей оставшихся без попечения родителей» на 2013-2020 годы, где в приложении № к данной программе определены источники финансирования, то есть бюджет Республики и Федеральный бюджет.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, такой порядок является обязательным во всех случаях.
В силу изложенного суд пришел к обоснованному выводу, что прямая обязанность по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, лиц оставшихся без попечения родителей возложена на органы местного самоуправления.
В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от <дата> по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом указанного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения «предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения - и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов дела усматривается, что п Р.К. обращался в администрацию г.Махачкалы с заявлением об обеспечении ее жильем.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что Правительством Республики Дагестан не приняты нормативные акты в связи с изменениями, внесенными в федеральное законодательство, - не создан соответствующий жилищный фонд, не определен уполномоченный орган, который справе распорядиться указанным жилищным фондом и т.п. - вследствие чего на них не может быть возложена обязанность по обеспечению жильем детей-сирот, являются несостоятельными.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, включенных в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не ставится законом в зависимость от финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан
о п р е д е л и л а:
решение Советского районного суда г.Махачкалы от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: