ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 мая 2020 года по делу № 33-4118/20
Судья Коваленко Н.Г.
27 мая 2020 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Марчукова А.В.
судей Колгановой В.М., Гулян Р.Ф.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-162/2020 по иску Сериковой И. В. к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области на решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 27 января 2020 года, которым постановлено:
признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области № 742102/19 от 29.11.2019 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости;
обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области включить Сериковой И. В. в специальный стаж следующий период:
-с 01.09.2011 г. по 31.08.2013 г. (02 года) в должности заместителя директора по научно-методической работе и учителя русского языка и литературы с нагрузкой 9 часов МБОУ «Антиповская средняя общеобразовательная школа»;
-с 22.09.2008 г. по 27.09.2008 г. (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 24.11.2008 г. по 06.12.2008 г. (13 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 08.11.2010 г. по 16.11.2010 г. (09 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 29.11.2010 г. по 03.12.2010 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области назначить Сериковой И. В. страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть с 15 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Колгановой В.М., выслушав представителя ГУ - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области – Инякину М.В., поддержашую доводы жалобы, возражения представителя Сериковой И.В. – Кошовец А.Н. на доводы жалобы,
установила:
Серикова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в городе Камышине и Камышинском районе Волгоградской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В обосновании иска указано, что 15 октября 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ответчика от 29 ноября 2019 года № 742102/19 ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа – 25 лет. По мнению ответчика, ее специальный стаж составляет 23 года 03 дня.
В специальный стаж ответчиком не засчитаны периоды ее работы:
-с 01.09.2011 г. по 31.08.2013 г. (02 года) в должности заместителя директора по научно-методической работе и учителя русского языка и литературы с нагрузкой 9 часов МБОУ «Антиповская средняя общеобразовательная школа».
-с 22.09.2008 г. по 27.09.2008 г. (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 24.11.2008 г. по 06.12.2008 г. (13 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 08.11.2010 г. по 16.11.2010 г. (09 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 29.11.2010 г. по 03.12.2010 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
По мнению ПФ РФ, данные периоды не подлежат зачету в специальный стаж, так как не подтверждена необходимость назначения на должность учителя.
Серикова И.В. не согласна с решением УПФ РФ в г. Камышине и Камышинском районе, считает его нарушающим пенсионные права, в связи с чем просила суд: признать незаконным решение ответчика № 742102/19 от 29.11.2019 г. об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости в части не включения вышеуказанных периодов в стаж для назначения досрочной пенсии и возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды: с 01.09.2011 г. по 31.08.2013 г. (02 года) в должности заместителя директора по научно-методической работе и учителя русского языка и литературы с нагрузкой 9 часов МБОУ «Антиповская средняя общеобразовательная школа»; с 22.09.2008 г. по 27.09.2008 г. (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства; с 24.11.2008 г. по 06.12.2008 г. (13 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства; с 08.11.2010 г. по 16.11.2010 г. (09 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства; с 29.11.2010 г. по 03.12.2010 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства, а также обязать ответчика назначить страховую пенсию по старости со дня первоначального обращения, то есть с 15 октября 2019 года.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное Учреждение – Управление пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции в порядке установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. «м» постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства») - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.;
список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г.;
список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г.;
список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п. п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Разрешая заявленные требования в части включения в специальный педагогический стаж истца периода с 1сентября 2011 года по 31 августа 2013 года в должности заместителя директора по научно-методической работе и учителя русского языка и литературы и нагрузкой 9 часов в МБОУ «Антиповская средняя школа», руководствуясь положениями Федерального закона № 400 от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях в Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу об их удовлетворении, исходя из того, что при разрешении возникшего спора подлежит применению список должностей и учреждений, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции на основании следующего.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Как следует из п. 4 Правил, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Вместе с тем, согласно п. 6 Правил, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 15 октября 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
29 ноября 2019 года УПФР в г. Камышине и Камышинском районе Волгоградской области вынес решение № 742102/19, которым отказал Сериковой И.В. в назначении пенсии по причине отсутствия выработанного специального стажа 25 лет в связи с педагогической деятельностью.
Из имеющихся материалов дела следует, что согласно записи № 10 в трудовой книжке истца, 01 сентября 2011 года Серикова И.В. была назначена заместителем директора по научно-методической работе и учителем русского языка и литературы с нагрузкой 9 часов, данную педагогическую деятельность она выполняла до 31 августа 2013 года, поэтому удовлетворяя исковые требования суд правильно исходил из установленного факта выполнения истцом в указанные периоды работы в должности учителя.
Факт выполнения истцом в спорные периоды работы в указанной должности подтверждается приказами № 40 от 01.09.2011 г, № 46 от 01.09.2011 г., № 42 от 01.09.2012 г., тарификационным списками на 2011- 2012 учебные годы.
Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусмотрены должность «учитель» и общеобразовательные учреждения «школы всех наименований».
В информационном письме Министерства труда и социального развития РФ от 10 июля 2001 года N 2878-16 и Пенсионного фонда РФ от 16 июля 2001 года N 06-25/5837 также указывается на то, что период работы в качестве учителя в школе без занятия штатной должности включается в выслугу лет, дающую право на пенсию.
В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Также согласно п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
При этом для оценки пенсионных прав истца правовое значение имеет лишь установление факта выполнения им обязанностей учителя в общеобразовательной школе, расположенной в сельской местности, поскольку вышеназванные Правила не содержат в качестве ограничивающего условия для назначения досрочной трудовой пенсии обязательное занятие штатной должности, наименование которой предусмотрено Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно Единому государственному реестру юридических лиц школа находится в селе Антиповка Камышинского района Волгоградской области.
Принимая во внимание, что в судебном заседании установлено, что истец работала в должности учителя в школе, расположенной в сельской местности, а также положения п. 6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что спорный период работы истца в должности учителя русского языка и литературы МБОУ «Антиповская средняя образовательная школа» подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Кроме того судом первой инстанции было установлено, оспариваемым решением, ответчик не включил в специальный стаж Сериковой И.В. следующие периоды:
-с 22.09.2008 г. по 27.09.2008 г. (06 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 24.11.2008 г. по 06.12.2008 г. (13 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 08.11.2010 г. по 16.11.2010 г. (09 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства;
-с 29.11.2010 г. по 03.12.2010 г. (05 дней) курсы повышения квалификации с отрывом от производства.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
В соответствии с вышеуказанными нормами права период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, суд правильно признал отказ ответчика во включении в стаж работы истца по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения на курсах повышения квалификации незаконным.
Поскольку во время нахождения истца на курсах повышения квалификации за ней сохранялось место работы, выплачивалась заработная плата, с которой производились все причитающиеся отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика со ссылкой на Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии, утверждённые постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 о том, что курсы повышения квалификации не подлежат включению в специальный стаж, судебной коллегией отклоняются, как основанные на неверном толковании норм материального права.
Указание в апелляционной жалобе ответчика об отсутствии в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, должности заместителя директора по научно-методической работе не влияет на законность решения суда первой инстанции, поскольку спорный период времени с 1 сентября 2011 года по 31 августа 2013 года включен в специальный стаж в связи с фактическим осуществлением истцом работы в должности учителя, которая предусмотрена приведенным Списком.
Разрешая требования истца о возложении обязанности на ответчика назначить досрочную страховую пенсию, суд первой инстанции, руководствуясь п. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» исходил из приобретения истцом стажа на соответствующих видах работ и пришел к выводу о возможности назначения пенсии со дня первоначального обращения за её назначением, то есть с 15 октября 2019 года.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он постановлен без учета норм права подлежащих применению (п. 1 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков. Аналогичное правило установлено в отношении граждан, которым по достижении соответствующего возраста устанавливается социальная пенсия по старости (ч. 3 и 4 ст. 10 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").
В соответствии с п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом изложенного, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судом первой инстанции, выразившейся в неприменении закона (п. 4 ч. 1 и п. 2 ч. 2 ст. 330 ГПК РФ), подлежащего применению, судебная коллегия считает необходимым изменить решение суда первой инстанции в части даты назначения досрочной страховой пенсии по старости с 15 октября 2019 года на 15 апреля 2020 года, в остальной части решение суда судебной коллегией признается законным и обоснованным, оснований для отмены обжалуемого судебного решения по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 27 января 2020 года изменить в части даты 15 октября 2019 года назначения Сериковой И. В. страховой пенсии по старости на 15 апреля 2020 года.
В остальной части решение Камышинского городского суда Волгоградской области от 27 января 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в Российской Федерации в г.Камышине и Камышинском районе Волгоградской области – оставить без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи -