Решение по делу № 2а-142/2022 от 07.12.2021

№ 2а-142/2022 г.

11RS0020-01-2021-002581-25

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Лисиенко А.Ю., при секретаре судебного заседания Пирязевой Т.А.,

с участием: административного истца Магомедова Х.Г., принимавшего участие посредством видеоконференц-связи, представителя административных ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми и соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаевой В.С., действующей на основании доверенностей,

с уведомлением: представителя административного соответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Айкино Усть-Вымского района Республики Коми, 04 апреля 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Магомедова Х. Г. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) выразившихся в нарушении условий содержания за периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Магомедов Х.Г. обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с административным иском к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) выразившихся в нарушении условий содержания за периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500000 рублей.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми суда от 12 января 2022 года к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от <Дата> в качестве соответчика привлечено ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.

Административный истец Магомедов Х.Г., принимавший участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал, изложив доводы и основания, заявленных требований, указав, что административным ответчиком нарушены его права, а именно: 1.) горячая вода в камеры ЕПКТ ИК-31 поступает с нарушением температурного режима (стандарта), температура горячей воды не превышает 30 С; 2.) качестве воды в камерах ЕПКТ ИК-31 не соответствует нормам законодательства РФ, нарушение СанПиН, что привело к кожному заболеванию; 3.) в камерах ЕПКТ ИК-31 постоянно играет музыка; 4.) продукты питания, приобретенные законным способом, изъяты, хранятся в отдельном изолированном месте, выдаются в ограниченном количестве; 5. в нарушение приказа Минстроя РФ № 1454 от 20.10.2017 г. прогулочные дворики не соответствуют как по площади, так и по оборудованию.

Представитель административных ответчика ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, и соответчиков УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России Коротаева В.С. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поддержав доводы и основания, изложенные в письменных возражениях на заявленный административный иск.

Представитель административного соответчика ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени извещен.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьями 17 и 18 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статьёй 21 Конституции РФ установлено, что достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Частью 3 статьи 55 Конституции РФ определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признаётся, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности.

При этом, лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учётом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.

В пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В практике применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод Европейским Судом по правам человека к «бесчеловечному обращению» относятся случаи, когда такое обращение, как правило, носит преднамеренный характер, имеет место на протяжении нескольких часов или когда в результате такого обращения человеку были причинены реальный физический вред либо глубокие физические и нравственные страдания. Согласно требованиям, содержащимся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству.

Положениями статей 1, 3, 10, 12 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека; при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными законодательством; предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание, при этом не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц; установлена обязанность учреждений, исполняющих наказания, обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально- технической и социальной сферы.

Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осуждённых, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осуждённых и персонала, раздельное содержание разных категорий осуждённых, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Комплекс ограничений, устанавливаемый уголовно-исполнительным законодательством для осуждённых, предусматривает действие в исправительных учреждениях правил внутреннего распорядка, которые регламентируют и конкретизируют соответствующие вопросы деятельности исправительных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года № 295 утверждены Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, пунктом 20 которых определено, что в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учётом особенностей работы с тем или иным составом осуждённых, времени года, местных условий и иных обстоятельств.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.

Судам необходимо учитывать, что о наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать, например, переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо не предоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды (статья 99 УИК Российской Федерации).

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решения, действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Такая совокупность условий в рассматриваемой ситуации не установлена.

Согласно части 2 статьи 10 УИК РФ при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов; обязаны выполнять законные требования администрации учреждений и органов, исполняющих наказания; неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность.

Режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82 УИК РФ).

В силу части 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, в частности Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295.

Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра и выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 Кодекса).

Административный истец Магомедов Х.Г. по приговору суда отбывает наказание в виде лишения свободы в ИК строго режима, как злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания, содержится в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.

Проверив доводы административного истца, суд исходит из следующего:

1.) горячая вода в камеры ЕПКТ ИК-31 поступает с нарушением температурного режима (стандарта), температура горячей воды не превышает 30 С.

В соответствии пунктом 3 статьи 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.

В силу положений статей 1, 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии с п. 19.2.1 Свода Правил 308.1325800.2017 Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454/пр, (введен в действие с 21.04.2018), здания ИУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также других действующих нормативных документов.

Согласно п. 19.2.5 Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям ИУ, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.

В соответствии с действовавшей ранее Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной Приказом Минюста Российской Федерации от 02.06.2003 г. № 130-дсп (далее СП 17-02), здания ИУ и СУ должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» (п. 20.1).

Согласно пункта 20.5 Инструкции СП 17-02, подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.

Из материалов дела следует, что холодное водоснабжение в камерах ЕПКТ обеспечено круглосуточно. Осужденные, находящиеся в ЕПКТ два раза в неделю посещают баню, к которой подведена система горячего водоснабжения.

Горячее водоснабжение осуществляется собственной котельной, работающей на котельно-печном топливе (каменный уголь).

При этом, в период с апреля по май 2021 года произведены монтажные работы водопровода горячего водоснабжения в ЕПКТ ИК-31.

Таким образом, в камерах ЕПКТ, где содержался административный истец, горячее водоснабжение имеется, нарушений условий его содержания в исправительном учреждении, судом не установлено.

Доводы административного истца, опровергаются справкой отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения от 03.02.2022 г., согласно которой водоснабжение в ИК-31 является централизованным. Поступающая вода в камеры ЕПКТ используется только для умывания, температура воды в кране составляет +40-50 С. Жалоб от Магомедова Х.Г. на температурный режим в период содержания его в исправительном учреждении не поступало.

Таким образом, условия содержания Магомедова Х.Г. в исправительном учреждении соответствовали установленным нормам,соответственно,не нарушают установленные условия содержания, а также прав, свобод и законных интересов административного истца.

2.) качество воды в камерах ЕПКТ ИК-31 не соответствует нормам законодательства РФ, нарушение СанПиН, что привело к кожному заболеванию.

Качество воды централизованной системы питьевого водоснабжения должно соответствовать требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24).

В силу положений п.3.1. СанПиН 2.1.4.1074-01 питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети (п.3.2. СанПиН 2.1.4.1074-01).

Из материалов дела следует, что по результатам санитарно-эпидемиологической оценки, образцы воды, отобранные из централизованной системы питьевого водоснабжения ИК-31, по органолептическим показателям (мутность, цветность), по химическим показателям (окисляемость перманганатная, водородный показатель, жесткость общая, железо общее) соответствуют требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01, а по химическим показателям аммиак и аммоний-ион – требованиям п.103 Гигиенических нормативов 2.1.5.1315-03 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №78).

Данные выводы подтверждаются протоколами лабораторных исследований № 01-10187-Д от 01.11.2021 г. и № 01-10187-Д от 01.11.2021 г. воды подземных источников централизованного водоснабжения.

Из санитарно-гигиенических исследований воды скважина № 2374 Э ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми г. Микунь ул. Восточная, 39 следует:

1.      запах при 20 С - результаты исследований - «0 баллов», норматив «2», что соответствует таблице 3.1 «Вода питьевая централизованного и нецентрализованного водоснабжения; водоисточников хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; морская вода в местах водопользования населения»;

2.      цветность – результаты исследований – «6,1 + - 1,8 градусы», норматив «20», что соответствует таблице 3.1 «вода питьевая централизованного водоснабжения»;

3.      мутность – результаты исследований – «0,58 мг/дм куб.», норматив «2,6 по формазину 1,5 по каолину», что соответствует таблице 3.1 «вода питьевая централизованного и нецентрализованного водоснабжения»;

4.      перманганатная окисляемость – результаты исследований - «0,94+ - 0,19 мг/дм куб.», норматив «5,0», что соответствует таблице 3.3 «обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды»;

5.      аммиак и ионы аммония – результаты исследований – не более 0,1 мг/дм куб», норматив «1,5-2,0» что соответствует таблице 3.13 «предельно допустимые концентрации химических веществ в воде питьевой, в системе централизованного, в том числе, горячего, и нецентрализованного водоснабжения»;

6.      жесткость общая – результаты исследований – «4,3 + - 0,6», норматив «7,0», что соответствует таблице 3.13 «предельно допустимые концентрации химических веществ в воде питьевой, в системе централизованного, в том числе, горячего, и нецентрализованного водоснабжения»

7.      общее железо – результаты исследований – «-0,1», что соответствует нормативу «0,3».

Из санитарно-гигиенических исследований воды скважина № 500 ФКУ ИК- 31 УФСИН России по Республике Коми г. Микунь ул. Восточная, 39 следует:

1.      запах при 20 С - результаты исследований - «0 баллов», норматив «2», что соответствует таблице 3.1 «Вода питьевая централизованного и нецентрализованного водоснабжения; водоисточников хозяйственно-бытового и рекреационного водопользования; морская вода в местах водопользования населения»;

2.      цветность – результаты исследований – «6,0 + - 1,8 градусы», норматив «20», что соответствует таблице 3.1 «вода питьевая централизованного водоснабжения»;

3.      мутность – результаты исследований – «0,58 мг/дм куб.», норматив «2,6 по формазину 1,5 по каолину», что соответствует таблице 3.1 «вода питьевая централизованного и нецентрализованного водоснабжения»;

4.      перманганатная окисляемость - результаты исследований - «1,1+ - 0,2 мг/дм куб.», норматив «5,0», что соответствует таблице 3.3 «обобщенные показатели качества различных видов вод, кроме технической воды»;

5.      аммиак и ионы аммония – результаты исследований – не более 0,1 мг/дм куб», норматив «1,5-2,0» что соответствует таблице 3.13 «предельно допустимые концентрации химических веществ в воде питьевой, в системе централизованного, в том числе, горячего, и нецентрализованного водоснабжения»;

6.      жесткость общая – результаты исследований – «4,5 + - 0,7», норматив «7,0», что соответствует таблице 3.13 «предельно допустимые концентрации химических веществ в воде питьевой, в системе централизованного, в том числе, горячего, и нецентрализованного водоснабжения»

7.      общее железо – результаты исследований – «-0,1», что соответствует нормативу «0,3».

Согласно справки отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения от 03.02.2022 г. следует, что для питьевых нужд в камерах ЕПКТ установлены бачки для питьевой воды. Питьевая вода привозится в бутылках для пищевых продуктов со столовой жилой зоны, где в 2012 г. ОАО «Аква-Плюс» установлена система водоочистки и выдается осужденным. Вода отвечает требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 по микробиологическим и органолептическим (цвет, запах) показателям. Питьевой водой осужденные обеспечиваются без ограничения.

Таким образом, утверждения административного истца о том, что вода, подаваемая в камеры ЕПКТ через систему централизованного водоснабжения, не соответствует гигиеническим нормативам, является голословным и опровергается собранными по делу доказательствами.

В силу положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи в соответствии с законодательством РФ.

Порядок организации оказания медицинской помощи таким лицам, устанавливается законодательством РФ, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 7 ст. 26 Закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

Указанный Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден приказом Минюста РФ от 28.12.2017 № 285 (далее – Порядок).

Согласно п.8 Порядка первичная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях оказывается осужденным в медицинской части (здравпункте) или в процедурных кабинетах медицинской части, расположенных в ЕПКТ, при их наличии, в соответствии с режимом работы медицинской части (здравпункта).

В случае невозможности оказания медицинской помощи в одном из структурных подразделений медицинской организации УИС лица, осужденные направляются в иные структурные подразделения медицинской организации УИС или медицинские организации, где такая медицинская помощь может быть оказана.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан» сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну.

Согласно ч. 2 ст. 13 Закона «Об основах охраны здоровья граждан» разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, не допускается, а соблюдение врачебной тайны является одним из принципов охраны здоровья граждан (п. 9 ст. 4 Закона «Об основах охраны здоровья граждан»).

В соответствии с Инструкцией о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях, утвержденной приказом Минюста России от 13.07.2006 № 252-дсп в целях обеспечения личной безопасности медицинских работников прием осужденных осуществляется в присутствии сотрудника администрации исправительного учреждения.

Соответственно, административному истцу оказывается необходимая медицинская помощь, которая является достаточной, своевременной и в полной мере обеспечивает поддержание его здоровья и соответствует требованиям Приказа Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2017 № 285.

Согласно справки филиала МЧ-4 ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России от 22.03.2022 г. следует, что осужденный Магомедов Х.Г. осмотрен дерматологом – <Дата>, жалобы на высыпание на коже туловища, установлен диагноз, рекомендовано лечение.

Между тем, административным истцом не представлено доказательств того, что имеющееся кожное заболевание у Магомедова Х.Г. связано с некачественной водой в период отбывания дисциплинарного наказания в ЕПКТ ФКУ ИК-31 УФСИН России.

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав в виде некачественной воды, что привело к кожному заболеванию, являются несостоятельными.

3. Радиодинамики в камерах, постоянно играет музыка.

В соответствии с частью 4 статьи 94 УИК РФ осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Нормативами обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы уголовно-исполнительной системы, утвержденными Приказом ФСИН России № 512 (приложение № 2 Раздел II параграф 1) предусмотрено оборудование камеры ЕПКТ репродуктором.

Радиовещание в ИК-31 производится в период с 6 до 20 часов при средней громкости, которая регулируется централизованно при наличии обращений осужденных. Обращений от Магомедова Х.Г. по вопросу регулировки громкости воспроизведения не поступало.

Вместе с тем, исправительное учреждение осуществляет воспитательную работу среди осужденных, в том числе при помощи радиотрансляций, в связи с чем, прослушивание последних является не только правом осужденного, но и обязанностью исполнять требования внутреннего распорядка в части, касающейся воспитательных мероприятий.

Следовательно, оснований полагать, что централизованное радиовещания согласно распорядку дня ЕПКТ, кроме времени, отведенного на ночной отдых, осуществлялось в нарушение закона и существенно нарушало права Магомедова Х.Г. в заявленные периоды, в том числе, при совершении религиозных обрядов, не имеется. Таким образом, доводы истца о нарушении его прав являются несостоятельными.

4. Продукты питания, приобретенные законным способом, ограничен свободный доступ к продуктам.

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в статье 10 устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

Осужденные к лишению свободы отбывают наказание в исправительных учреждениях, где действует определенный порядок исполнения и отбывания лишения свободы (режим).

Согласно части 1 статьи 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ наделяет федеральные органы исполнительной власти правом принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказаний (статья 4); определяет режим в исправительных учреждениях, как установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий, в частности, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания (часть 1 статьи 82).

Законодатель делегировал полномочия Министерству юстиции Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации утверждать Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, при этом не дано какой-либо регламентации по содержательной части этих Правил (части 3 и 8 статьи 82 УИК РФ).

Реализуя предоставленные ему законом полномочия, Минюст России по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации Приказом от 16 декабря 2016 года № 295 утвердил Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Согласно пункту 157 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 295 осужденным, переведенным в ПКТ, ЕПКТ или одиночные камеры в порядке взыскания, не разрешается брать с собой имеющиеся у них личные вещи, кроме продуктов питания, двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, нижнего белья по сезону и носков установленного образца, мыла, зубного порошка, пасты, зубной щетки, туалетной бумаги, предметов личной гигиены, тапочек, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Средства индивидуальной гигиены, одноразовые бритвы, посуда для приема пищи (за исключением кружек) и сигареты хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах только на определенное распорядком дня время.

Целью действий, указанных в Правилах, является обеспечение режима содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, ЕПКТ, одиночных камерах и не может рассматриваться как унижение человеческого достоинства, а следовательно, нарушать права осужденных, предусмотренные статьей 12 УИК РФ.

Частью восьмой статьи 82 УИК РФ Минюсту России предоставлены полномочия на определение перечня вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

Согласно части первой статьи 88 названного кодекса осужденные к лишению свободы могут приобретать продукты питания и предметы первой необходимости по безналичному расчету за счет средств, заработанных в период отбывания наказания, а также за счет получаемых пенсий, социальных пособий и переводов денежных средств.

Содержание приведенных норм в их взаимосвязи с Правилами указывает на то, что разрешенными являются вещи, не включенные в Перечень.

Положение Правил позволяет начальнику ИУ устанавливать ограниченный перечень вещей и предметов, разрешенных для хранения и использования осужденными, данная норма предусматривает установление приказом ИУ количества вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе.

Во исполнение требований ИУК РФ и Правил в целях обеспечения условий отбывания наказания осужденными, содержащимися в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, 26 февраля 2021 года начальником ФКУ ИК-31 издан приказ № 115 «Об утверждении распорядка для осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми».

Согласно п. 3 примечаний к Правилам количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу исправительного учреждения, утверждающему ИУ, исходя из местных условий и возможностей.

Согласно п. 7 приложения № 22 к Приказу № 115 продукты осужденных, переведенных в ЕПКТ/ПКТ разрешенные для получения и которые были получены ими в установленном порядке (приобретены в магазине ИУ, получены в посылке, передаче) в соответствии с нормативами СанПиН 2.32.1324-03 «Гигиенические требования к срокам годности хранения пищевых продуктов», учитывая регулярную трехразовую выдачу приготовленной горячей пищи осужденным, отбывающим меру взыскания в ПКТ, ЕПКТ, а также то, что в данных помещениях нет соответствующих условий для их хранения – хранятся в отдельном помещении. Выдача осуществляется в соответствии с распорядком дня не более 2 кг. на сутки из расчета на 1 осужденного. Вывод осужденных за продуктами питания не включен в режимные мероприятия, предусмотренные распорядком дня.

Согласно п. 8 приложения № 1 к Правилам продукты питания, требующие тепловой обработки (кроме чая, кофе, сухого молока, пищевых концентратов быстрого приготовления, не требующих кипячения и варки), продукты домашнего консервирования, дрожжи входят в перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

На основании вышеизложенного, доводы административного истца об излишних ограничениях по количеству и составу продуктов, которые осужденные могут иметь при себе в ЕПКТ, имеющиеся в Перечне, утвержденном приказом от 26.02.2021 года № 115 «Об утверждении распорядка дня осужденных ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми» являются необоснованными.

С учетом предусмотренных и приведенных выше изъятий и ограничений прав и свобод граждан при исполнении уголовного наказания, оспариваемые действия административного ответчика не могут рассматриваться как нарушающие права Магомедова Х.Г.

5. Прогулочные дворы, не соответствуют нормам по площади и по оборудованию.

В соответствии с подпунктом «в» части 2 статьи 118 УИК РФ осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Согласно подпункту 14 пункта 32 Наставления по оборудованию ИТСОН к зданию ЕПКТ примыкают прогулочные дворы; в середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу; над прогулочными дворами вдоль стен устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.

В соответствии с подпунктом «в» части 2 статьи 118 УИК РФ осужденные, переведенные в ЕПКТ в порядке взыскания, имеют право пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Согласно представленной справке отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения от 03.02.2022 г. в ЕПКТ функционирует 8 прогулочных дворов, которые эксплуатируются всесезонно.

Из фотоматериала в прогулочного двора ЕПКТ, видно, что в середине прогулочного двора установлена прикрепленная к полу скамейка.

Требования Магомедова Х.Г., связанные с нарушением обустройства прогулочного двора ЕПКТ ФКУ ИК-31, а именно: побелка стен, отсутствие скамейки под козырьком, отсутствие дренажа в полу, маленький метраж дворов, не подлежат удовлетворению.

Поскольку, над прогулочным двором, вдоль дальней от входа стены, устроены навесы для укрытия от атмосферных осадков. Имеющиеся дефекты бетонного покрытия полов в прогулочных дворах, сами по себе не указывают об отбывании истцом наказания в виде лишения свободы в ненадлежащих условиях, поскольку не препятствовали ему пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, не нарушали его прав и законных интересов.

Согласно представленной справке ФКУ ИК-31 от 03.02.2022 г. в период содержания в ЕПКТ с 07.07.2021 г. по 19.01.2022 г. совместно с осужденным Магомедовым Х.Г. в камере содержалось не более одного осужденного.

В соответствии с пунктом 17.11 СП 308.1325800.2017 наружные и внутренние стены прогулочных дворов следует выполнять из силикатного и керамического кирпича, керамических камней, бетонных блоков, железобетона.

По верху прогулочных дворов следует устанавливать решетку из стального прутка диаметром не менее 10 мм и размерами ячейки не более 170Ч170 мм. Над решеткой следует устанавливать металлическую тканую сетку размерами ячейки не более 50Ч50 мм (п.16.3.7). Для защиты от атмосферных осадков в прогулочных дворах со стороны наружной стены следует предусматривать козырек (навес) с выносом его внутрь двора с учетом обеспечения полного обзора прогулочного двора (п.17.5).

Подстилающие слои полов в прогулочных дворах должны выполняться бетонными толщиной не менее 100 мм, покрытия полов следует выполнять из не пылящих, нескользких, морозостойких и водостойких материалов. Не допускается устройство покрытий полов прогулочных дворов из штучных материалов, плит, рулонных покрытий, досок (п.17.13).

Внутренние поверхности стен прогулочных дворов следует штукатурить (п.16.15. Приказа Минюста РФ № 130/дсп).

В силу подп.14 п.32 Наставления, к зданию ЕПКТ примыкают прогулочные дворы. В середине каждого прогулочного двора устанавливается скамейка, которая надежно крепится к полу. Над прогулочными дворами, вдоль стен, противоположных помосту для младшего инспектора, устраиваются облегченные навесы для укрытия от атмосферных осадков шириной до 1,2 м.

Наружные и внутренние стены прогулочных дворов учреждения выполнены из железобетонных плит и кирпича, что соответствует нормативным требованиям. Полы в прогулочных двориках выполнены из бетона с учетом эксплуатационных и климатических воздействий и специальных требований, толщиной не менее 100 мм. В прогулочных двориках предусмотрен открытый потолок из арматурной решетки и козырька для защиты от атмосферных осадков. В середине каждого прогулочного двора установлена скамейка.

Размер дворов соответствует нормативу, утвержденному пунктом 18 Приказа Минюста РФ от 2 июня 2003 года №130/дсп «Об утверждении инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исправительной системы Минюста РФ» - не менее 12 кв.м. и составляет 3*4 м.

За счет неровностей (небольшой выпуклости) центральной части бетонных покрытий естественный отток осадков происходит к стенам дворов, куда через стыки и щели происходит их отвод за пределы прогулочных дворов. Согласно действующему законодательству РФ обустройство брусьев и турников в прогулочных двориках не предусмотрено.

Таким образом, доводы истца о нарушении его прав являются несостоятельными.

На основании вышеизложенного, в действиях административных ответчиков ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, УФСИН России по Республике Коми судом не установлено нарушений, которые могли бы повлечь установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей должностными лицами.

Соответственно, административный иск Магомедова Х.Г. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) выразившихся в нарушении условий содержания за периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500000 рублей, надлежит оставить без удовлетворения.

руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административный иск Магомедова Х. Г. к ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми, УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России о признании незаконными действий (бездействий) выразившихся в нарушении условий содержания за периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата>, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 500000 рублей, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

.

Судья - А.Ю. Лисиенко

2а-142/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Магомедов Хирамагомед Гаджиевич
Ответчики
ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми
УФСИН России по Республике Коми
ФСИН России
ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России
Суд
Усть-Вымский районный суд Республики Коми
Судья
Лисиенко А.Ю.
Дело на странице суда
uwsud.komi.sudrf.ru
07.12.2021Регистрация административного искового заявления
07.12.2021Передача материалов судье
10.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
12.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2022Судебное заседание
21.03.2022Производство по делу возобновлено
22.03.2022Судебное заседание
04.04.2022Судебное заседание
08.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее