Дело № 2а-2742/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 15 марта 2018 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Ширяевской Е.С.,
с участием административного истца Множинского А.Н., представителя административного истца по доверенности и ордеру адвоката Неклюдова М.Е., представителя административного ответчика по доверенности Овчинниковой Д.П.,
при секретаре Смирновой В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Множинского А. Н. к администрации города Вологды о признании незаконным и отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, о возложении обязанностей устранить допущенные нарушения,
установил:
административный истец Множинский А.Н. обратился в суд с иском, мотивируя тем, что он 23.01.2018 подал в администрацию г. Вологды заявление с приложенными документами на выдачу разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес> Решением Департамента градостроительства администрации г. Вологды от 31.01.2018 № в выдаче разрешения на строительство Множинскому А.Н. было отказано. Указано, что земельный участок находится в зоне, не подлежащей застройке, так как расположен в границах территории общего пользования в соответствии с генеральным планом городского округа применительно к территории г. Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 №. Считает, что оспариваемое решение от 31.01.2018 незаконно, так как противоречит положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ). Множинский А.Н. 24.03.2011 по договору купли-продажи приобрел жилой дом и земельный участок, который в дальнейшем разделил и поставил на кадастровый учет земельные участки с кадастровыми номерами № и №. Земельный участок с кадастровым номером № продан ФИО1 Множинский А.Н. и ФИО1 04.04.2013 зарегистрировали право собственности на земельные участки, которые отнесены к зоне застройки малоэтажными жилыми домами. После регистрации права собственности истец неоднократно обращался в администрацию г. Вологды за разрешениями, позволяющими начать строительство жилых домов. Администрация в выдаче разрешений неоднократно отказывала, ссылаясь на то, что земельные участки отнесены к территориям общего пользования в соответствии с Генеральным планом г. Вологды. Множинский А.Н. обратился в Вологодский областной суд Вологодской области с требованиями признать недействующим приложение № решения Вологодской городской думы от 29.12.2014 № «Об утверждении генерального плана городского округа применительно к территории г. Вологды» в части планирования размещения линейного объекта – магистральной улицы районного значения. В удовлетворении исковых требований Множинского А.Н. было отказано в связи с тем, что генеральный план г. Вологды не является документом, которым утверждается расположение красных линий (соответственно, определяются границы территорий общего пользования). Ни проект планировки территории, ни проект межевания территории, которыми могут быть утверждены красные линии, то есть, определены ни границы территории общего пользования, администрацией г. Вологды не разработаны и не приняты. Просит признать незаконным и отменить решение Департамента градостроительства администрации г. Вологды от 31.01.2018 № об отказе Множинскому А.Н. в выдаче разрешения на строительство, возложить обязанности на Департамент градостроительства администрации г. Вологды выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома.
В судебном заседании административный истец Множинский А.Н., его представитель по доверенности и ордеру адвокат Неклюдов М.Е. административные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просили удовлетворить. Пояснили, что земельный участок, принадлежащий на праве собственности Множинскому А.Н., относится к зоне жилой застройки, когда права на него приобретались, собственник не предполагал, что там будет проходить дорога.
Представитель административного ответчика по доверенности Овчиникова Д.П. в судебном заседании с требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в возражениях, в удовлетворении требований просила отказать. Пояснила, что согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером № образован из земельного участка с кадастровым номером №, который был предоставлен прежнему владельцу на праве аренды для обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>. При предоставлении данного участка прежний владелец был извещен о нахождении данного участка в границах территории общего пользования, в связи с чем, он и был предоставлен по договору аренды, однако впоследствии был выкуплен. Вышеуказанный жилой дом в настоящее время снесен.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, и оценив собранные по нему доказательства, суд пришёл к следующему.
Из содержания положений части 1 статьи 218, пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) следует, что обязательным условием для удовлетворения судом требований об оспаривании решений и действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего является установление совокупности следующих обстоятельств: незаконности оспариваемых решений и действий (бездействия) и нарушения ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось сторонами, на основании договора купли-продажи от 24.03.2011 Множинский А.Н. приобрел в собственность у ФИО2 земельный участок площадью 1499 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый номер №. В дальнейшем указанный земельный участок разделен на 2 земельных участка, которые поставлены на кадастровый учет под номерами № и №.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от 04.04.2013, Множинский А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации и обслуживания индивидуального жилого дома, общей площадью 750 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
Множинский А.Н. 23.01.2018 обратился в Департамент градостроительства администрации г. Вологды с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Письмом начальника Департамента градостроительства администрации г. Вологды от 31.01.2018 № Множинскому А.Н. отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, на том основании, что указанный земельный участок расположен в границах территории общего пользовании в соответствии с генеральным планом городского округа применительно к территории г. Вологды, утвержденным решением Вологодской городской Думы от 29.12.2014 №. Земельный участок с кадастровым номером № находится в зоне, не подлежащей застройке.
Оспаривая отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, Множинский А.Н. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) собственник земельного участка имеет право возводить жилые здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктами 1-3 части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: 1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с частью 4 указанной статьи ГрК РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Части 7 и 9 статьи 15 ГрК РФ устанавливают перечень документов, представляемые застройщиком совместно с заявлением о выдаче разрешения на строительство, которые необходимы для принятия решения о выдаче разрешения на строительство.
Как следует из положений части 13 статьи 15 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
В силу пункта 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Под территориями общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования (пункт 3 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно подпункту «б» пункта 1, пункту 3 части 5 статьи 23 ГрК РФ на картах, утверждаемых в составе генерального плана муниципального образования, отображаются автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
Генеральный план муниципального образования, определяя стратегию градостроительного развития муниципального образования и условия формирования среды жизнедеятельности, исходя из планов развития территории в целом, могут не соответствовать ее фактическому использованию, предполагая потенциальное изменение назначения территории. Учитывая длительные сроки реализации документов территориального планирования (часть 11 статьи 9 ГрК РФ), на картах, входящих в состав генерального плана поселения или городского округа, допускается указывать только местоположение планируемого объекта местного значения, в том числе автомобильной дороги местного значения (часть 5 статьи 23 ГрК РФ), точные границы такого объекта, в которых действует режим территории общего пользования, будут определены при реализации генерального плана, в документации по планировке территории (часть 1 статьи 26, пункт 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ).
Красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи ГрК РФ), которые утверждаются в составе проекта планировки территории (подпункт «а» пункта 1 части 3 статьи 42 ГрК РФ), а также проекта межевания территории (пункты 2 и 3 части 6 статьи 43 ГрК РФ).
Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях реализации положений документов территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26 ГрК РФ) и утверждается главой местной администрации поселения или главой местной администрации городского округа (часть 13 статьи 46 ГрК РФ).
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения линейных объектов местного значения, в то числе автомобильных дорог, не равнозначно определению границ территорий, занятых такими объектами, которые обозначаются красными линиями на отдельных чертежах (план красных линий, разбивочный чертеж красных линий), утверждаемых в составе
Такое толкование учитывает позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 25.02.2016 № 242-О, о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий.
Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу, что отказ Департамента градостроительства администрации г. Вологды от 31.01.2018 № в выдаче Множинскому А.Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № не соответствует требованиям закона и нарушает права Множинского А.Н., предусмотренные статьей 40 ЗК РФ, поскольку на день его вынесения каких-либо ограничений прав собственника земельного участка на его использование, установлено не было.
Само по себе нахождение земельного участка в границах красных линий не придает участку статус участка общего пользования и не отражается на правовом режиме земельного участка. Из представленного в материалы дела фрагмента аэрофотосъемки территорий земельных участков с кадастровыми номерами № и № следует, что в данном случае красные линии обозначают не существующие, а планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что данная территория, запланированная для обеспечения связи районов северной и южной части города, внесена в реестр дорог общего пользования.
Земельный участок является участком общего пользования только тогда, когда он отвечает признакам, указанным в пункт 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, то есть, не закрыт для общего доступа и находится в государственной или муниципальной собственности.
Вопреки доводам административного ответчика, генеральный план г. Вологды в соответствии с ГрК РФ не является документом, которым утверждается расположение красных линий.
Согласно части 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов, в том числе в целях обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Действующее градостроительное законодательство не содержит требований, обязывающих органы местного самоуправления определять функциональные зоны в генеральном плане исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие в будущем, так как генеральный план городского округа утверждается на срок не менее, чем 20 лет.
Обращаясь с административными исковыми требованиями, Множинский А.Н., в том числе, просит возложить обязанность на Департамент градостроительства администрации г. Вологды выдать разрешение на строительство объекта индивидуального жилищного строительства – индивидуального жилого дома.
Суд полагает необходимым отметить, что судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.
Таким образом, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения в выдаче разрешения на строительство.
Принимая во внимание, что при отказе в выдаче разрешения на строительство иные основания для отказа (кроме расположения участка в границах территории общего пользования согласно генеральному плану) административным ответчиком не рассматривались, суд считает, что требования истца о возложении обязанности выдать разрешение на строительство удовлетворению не подлежат.
При указанных обстоятельствах, заявленные Множинским А.Н. административные исковые требования подлежат удовлетворению лишь в части признания незаконным отказа Департамента градостроительства администрации г. Вологды от 31.01.2018 № в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №
В силу части 9 статьи 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования Множинского А. Н. удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Департамента градостроительства администрации города Вологды в выдаче Множинскому А. Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, выраженный в письме от 31.01.2018 №.
Обязать Департамент градостроительства администрации города Вологды в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о выдаче Множинскому А. Н. разрешения на строительство индивидуального жилого дома, о чем сообщить в суд и административному истцу.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С. Ширяевская
Мотивированное решение изготовлено 20 марта 2018 года.