Дело № 2-9063/2024
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 08 октября 2024 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.
при секретаре судебного заседания Исламове Б.У.,
с участием представителя истцов Пустохиной Н.А., представителя ответчиков Морозовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кретова Александра Алексеевича, Семиной Марии Павловны и Семиной Виктории Михайловны к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха и к Администрации Городского округа Балашиха об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами,
Установил:
Истцы Кретов А.А., Семина М.П. и Семина В.М. предъявили к ответчикам Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха и Администрации Городского округа Балашиха иск, в котором просят суд обязать Комитет по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха внести изменения в договор аренды № <данные изъяты> от 08 апреля 2009 года земельного участка, находящегося в государственной собственности, с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4781 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под реконструкцию здания, территорию обслуживания и благоустройство по адресу: <адрес> дополнив его условием о том, что размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4781 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: по реконструкцию здания, территорию обслуживания и благоустройство по адресу: <адрес>, начиная с 04 марта 2022 года составляет сумму, равную земельному налогу на этот участок. Этот размер арендной платы применяется до снятия с земельных участков ограничений в их приватизации или до отмене или соответствующего изменения абзаца принципа учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права в Основных принципах определения арендной платы или аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № <данные изъяты>; взыскать с Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха в пользу Кретова Александра Алексеевича сумму неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды № 3536 от 08 апреля 2009 года земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, в размере 1524211 рублей 49 копеек за период с 21 сентября 2022 года по 13 сентября 2023 года; взыскать с Комитета по управлению имуществом Городского округа Балашиха в пользу Кретова Александра Алексеевича проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 258764 рубля 42 копейки за период с 21 сентября 2022 года по 11 июля 2024 года.
В обоснование иска указано о том, что им на праве общедолевой собственности принадлежит нежилое здание площадью 534,1 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 4781 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под реконструкцию здания, территорию обслуживания и благоустройство, земельный участок является муниципальной собственностью. Они являются арендаторами данного земельного участка. Согласно уведомлению Комитетапо управлению имуществом Администррации Городского округа Балашиха от февраля 2023 года № <данные изъяты> «Об изменении порядка уплаты арендных платежей по договору аренды земельного участка 3 3536 от 08 апреля 2009 года» с 01 января 2023 года расчет годовой арендной платы за земельный участок с 01 января 2023 ода составляет в год 1741986 рублей 04 копейки, квартал 435496 рублей 51 копейка, и рассчитывается по следующей формуле: <данные изъяты>. Арендная плата по договору аренды за 2023 год была произведена. Земельный участок в соответствии с Проектом планировки и межевания территории под комплексное освоение в целях многоэтажного и среднеэтажного жилищного строительства частично расположен в границах красных линий, частично расположен в границах линии отступа от красных линий. Однако, информация об указанных ограничениях отсутствует в договоре аренды. Данные обстоятельства исключают возможность выкупить земельный участок в собственность, что подтверждается также решением об отказе в предоставлении государственной услуги, где данное обстоятельство является одним из причины отказа. В связи с этим, расчеты, по которым они оплачивали арендную плату по договору аренды земельного участка, не соответствуют нормам земельного законодательства. Таким образом, арендная плата в 2022 году за земельный участок должна составлять в год 516604 рубля 02 копейки, за 2023 году – 516604 рубля 02 копейки. За период с 21 сентября 2022 года они оплатили арендную плату по договору в размере 2169966 рублей 59 копеек. Следовательно, переплата арендной платы составляет 1524211 рублей 49 копеек.
В судебное заседание истцы Кретов А.А., Семина М.П. и Семина В.М. не явились, о времени и месте надлежащим образом извещены, о причинах неявки суду не сообщили, действовали через своего представителя.
Представитель истцов по доверенности Пустохина Н.А. иск поддержала, просила суд удовлетворить иск в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.
Представитель ответчиков Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха и Администрации Городского округа Балашиха по доверенности Морозова Е.В. иск не признала, просила суд отказать в удовлетворении иска в полном объеме по доводам представленных в дело письменных возражений на исковое заявление.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение представителя истцов, мнение представителя ответчиков, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в числе иных, признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; присуждения к исполнению обязанности в натуре; прекращения или изменения правоотношения; иными способами, предусмотренными законом, как это установлено ст. 12 ГК РФ.
В силу положений ст.ст. 153 ГК РФ, 154 ГК РФ, п. 1 ст. 158 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка). Сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной).
Как установлено ст. 420 ГК РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.
В силу ст.ст. 421, 422 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422). В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Из положений ст.ст. 432, 434 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.
В соответствии со ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно ст. 451 ГК РФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа. Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В соответствии со ст. 452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как установлено ст. 453 ГК РФ, при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде. В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения. В случае изменения или расторжения договора в судебном порядке обязательства считаются измененными или прекращенными с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора, если этим решением не предусмотрена дата, с которой обязательства считаются соответственно измененными или прекращенными. Такая дата определяется судом исходя из существа договора и (или) характера правовых последствий его изменения, но не может быть ранее даты наступления обстоятельств, послуживших основанием для изменения или расторжения договора. Стороны не вправе требовать возвращения того, что было исполнено ими по обязательству до момента изменения или расторжения договора, если иное не установлено законом или соглашением сторон.
В соответствии со ст.ст. 606, 607 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи). Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается. Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.
Согласно ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Если иное не предусмотрено договором, размер арендной платы может изменяться по соглашению сторон в сроки, предусмотренные договором, но не чаще одного раза в год. Законом могут быть предусмотрены иные минимальные сроки пересмотра размера арендной платы для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. Если законом не предусмотрено иное, арендатор вправе потребовать соответственного уменьшения арендной платы, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, условия пользования, предусмотренные договором аренды, или состояние имущества существенно ухудшились.
Как установлено ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки: в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях; из состава земель лесного фонда; в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности; занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками; предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи; не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований; предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения; занятые объектами космической инфраструктуры; расположенные под объектами гидротехнических сооружений; предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств; загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли; расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд; в первом поясе зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; в границах первой зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны природного лечебного ресурса.
Из положений ст. 39.7 ЗК РФ следует, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается: Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 39.8 ЗК РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 582 утверждены основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности; Правила определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации (далее - Правила).
Арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из следующих основных принципов: принцип экономической обоснованности, принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, принцип предельно допустимой простоты расчета арендной платы, принцип недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей и землевладельцев при переоформлении ими прав на земельные участки, принцип учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности посредством установления размера арендной платы в пределах, не превышающих размер земельного налога, а также защиты интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога; принцип запрета необоснованных предпочтений, принцип учета наличия предусмотренных законодательством Российской Федерации ограничений права на приобретение в собственность земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, собственником этого здания, сооружения, в соответствии с которым размер арендной платы не должен превышать размер земельного налога, установленный в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют. Методические рекомендации по применению настоящего документа утверждаются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
Согласно ст. 1 Закона Московской области от 07 июня 1996 года № 23/96-ОЗ «О регулировании земельных отношений в Московской области» (принят решением Мособлдумы от 29.05.1996 № 9/92) (далее – Закон МО от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ) земельное законодательство Московской области регулирует отношения по использованию и охране земель (земельные отношения) в Московской области, а также по распоряжению земельными участками, находящимися в собственности Московской области и расположенными на территории иных субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона МО от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ органы местного самоуправления осуществляют распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Органы местного самоуправления распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а также принимают иные решения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными законами Московской области.
Согласно ст. 14 Закона МО от 07.06.1996 г. № 23/96-ОЗ базовый размер арендной платы (Аб), применяемый для определения арендной платы в соответствующем финансовом году, устанавливается законом Московской области. Значения коэффициента, учитывающего вид разрешенного использования земельного участка, (Кд) устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону. Если на земельном участке арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, значение Кд применяется в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка. В случае, если в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка арендатор осуществляет различные виды деятельности или условия использования им земельного участка различны, из всех возможных значений Кд применяется наибольшее. Определение арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, размер уровня инфляции, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января года, следующего за годом вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего новый порядок определения размера арендной платы или новые значения показателей.
Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области от 16 ноября 2016 года № 08/32 «Об утверждении коэффициентов Пкд и Км, связанных с определением размера арендной платы за пользование земельными участками в городском округе Балашиха» утверждены корректирующий коэффициент (Пкд) (приложение 1); коэффициент, учитывающий местоположение земельного участка на территории городского округа Балашиха (Км) (приложение 2). Определение размера арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением нового порядка определения размера арендной платы или с применением новых значений показателей (кадастровая стоимость земельного участка, размер уровня инфляции, Кд, Пкд, Км, Аб) осуществляется с 1 января 2017 года.
Указанный выше документ утратил силу в связи с принятием Решения Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области от 18 октября 2022 № 04/40 «Об утверждении коэффициентов Пкд и Км, связанных с определением размера арендной платы за пользование земельными участками в городском округе Балашиха», которым утверждено значение корректирующего коэффициента (Пкд), применяемого при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Городской округ Балашиха Московской области» и государственная собственность на которые не разграничена (приложения 1, 2). Также утверждено значение коэффициента, учитывающего местоположение земельного участка на территории городского округа Балашиха (Км), применяемого при определении арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования «Городской округ Балашиха Московской области» и государственная собственность на которые не разграничена (приложение 3). Определение размера арендной платы, в том числе и для ранее заключенных договоров аренды, с применением новых значений показателей осуществляется с 1 января 2023 года.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что нежилое здание с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>, площадью 534,1 кв.м. находится в общей долевой собственности Семиной М.П., Семиной В..М. и Кретова А.А..
Указанное выше здание расположено на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> площадью 4781 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под реконструкцию здания, территорию обслуживания и благоустройство. Земельный участок передан в аренду истцам по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № <данные изъяты> от 08 апреля 2009 года, с учетом договора возмездной уступки прав и обязанностей арендатора от 04 марта 2022 года, с учетом дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 08 февраля 2023 года.
Внесение истцами арендной платы за земельный участок в спорный период времени в соответствии с условиями договора аренды в указанном размере надлежащим образом подтверждено, и ответчиками не оспорено, и не опровергнуто.
Истцы обращались к ответчику по вопросу изменения размера арендной платы, в чем было отказано письменным уведомлением от 06 марта 2024 года, в котором указано об основаниях установленного размера арендной платы в отношении земельного участка.
Решением Администрации Городского округа Балашиха от 04 апреля 2024 года № <данные изъяты> истцам отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов». Данное решение мотивировано тем, что установленный вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его фактическому использованию, на земельном участке расположен заброшенный объект, в котором никакая деятельность не осуществляется. Также в обоснование отказа указано, что в соответствии с проектом планировки и межевания территории под комплексное освоение в целях многоэтажного и среднеэтажного жилищного строительства, утвержденным постановлением администрации от 15 января 2014 года № 17 земельный участок частично расположен в границах красных линий, частично расположен в границах линии отступа от красных линий. По сведениям ЕГРН в границах земельного участка расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами, право собственности на которые отсутствует. Документально не подтверждено расположенное в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимости, принадлежащего истцам на праве собственности.
Истцы обратились к ответчику по вопросу изменения порядка уплаты арендных платежей, в чем было отказано письменным уведомлением от 09 апреля 2024 года, мотивированным тем, что утвержденный проект планировки и межевания территории может быть скорректирован ввиду отсутствия предполагаемой застройки вблизи указанного участка.
Данные обстоятельства подтверждены надлежащими письменными доказательствами, и участвующими в деле лицами не опровергнуты.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд считает рассматриваемый в данном гражданском деле иск необоснованным, поскольку размер арендной платы за земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> в спорный период времени и ко дню судебного заседания определен в установленных законом размере и порядке.
Ссылка истцов на отказ в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» сама по себе не является основанием для удовлетворения рассматриваемого в данном гражданском деле иска.
Так, решением ответчика Администрации Городского округа Балашиха от 04 апреля 2024 года № <данные изъяты> истцам отказано в представлении указанной государственной услуги, в том числе, и по тем основаниям, что установленный вид земельного участка не соответствует его фактическому использованию, а на земельном участке расположен заброшенный объект, в котором какая – либо деятельность не осуществляется. Также в распоряжении ответчика имеются и сведения о расположении на земельном участке объектов недвижимости, в отношении которых отсутствуют сведения о правах в ЕГРН, при этом, расположение нежилого здания истцов на земельном участке документально не подтверждено.
Данные обстоятельства, указанные в качестве мотива для отказа в предоставлении государственной услуги, в полной мере нашли свое подтверждение при рассмотрении данного гражданского дела по существу.
Кроме того, принцип, закрепленный в абз. 8 постановления Правительства Российской Федерации «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации» (принцип № 7), применяется исключительно в случаях аренды земельных участков, относящихся к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ (земельные участки, ограниченные в обороте).
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> отнесен к категории земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: под реконструкцию здания, территорию обслуживания и благоустройство, что не свидетельствует о том, что он отнесен к перечню, установленному п. 5 ст. 27 ЗК РФ.
Также суд обращает внимание и на то, что истцы приобрели в общую долевую собственность нежилое здание, и заключили договор аренды земельного участка в тот период времени, когда им должно было быть известно о расположении земельного участка частично в границах красных линий и в границах линии отступа от красных линий на основании постановления администрации от 15 января 2014 года № 17.
При указанных выше обстоятельствах в виду отсутствия к тому каких – либо правовых оснований не подлежит удовлетворению требование истцов об обязании внести изменения в договор аренды № <данные изъяты> от 08 апреля 2009 года.
Требования истцов о взыскании неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами являются производными от указанного выше требования, в связи с чем, также не подлежат удовлетворению.
Решением Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области от 16 апреля 2024 года № 06/63 утверждено Положение о Комитете по управлению имуществом администрации городского округа Балашиха.
Согласно п.п. 3.1, 3.1.13 указанного выше Положения для реализации возложенных задач Комитет осуществляет следующие функции: на основании муниципальных правовых актов осуществляет от имени собственника муниципального имущества подготовку и оформление в соответствии с действующим законодательством договоров о передаче муниципального имущества в доверительное управление, договоров на передачу квартир (комнат) в собственность граждан, имущества в аренду, безвозмездное пользование либо на иных правах, а также договоров социального найма жилого помещения, договоров найма жилого помещения в общежитии, договоров найма жилого помещения маневренного фонда, договоров найма служебного жилого помещения, договорам найма жилого помещения муниципального жилищного фонда коммерческого использования.
С учетом изложенного, требования истцов, предъявленные к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха, сами по себе не подлежат удовлетворению, поскольку данное лицо является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении иска Кретова Александра Алексеевича, Семиной Марии Павловны и Семиной Виктории Михайловны к Комитету по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха и к Администрации Городского округа Балашиха об обязании внести изменения в договор аренды земельного участка, о взыскании суммы неосновательного обогащения, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 11 октября 2024 г.
Судья Д.И. Лебедев