Решение по делу № 2а-638/2022 от 27.12.2021

Дело № 2а-638/2022

УИД 76RS0022-01-2021-004866-72

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

18 апреля 2022 года                                    г. Ярославль                            

Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:

председательствующего судьи     Иванчиковой Ю.В.,

при секретаре     Семеновой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Ярославле административное дело по административному исковому заявлению Ширинкиной Лидии Федоровны к мэрии г. Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о признании действий незаконными, возложении обязанности,

установил:

Ширинкина Л.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением к мэрии г.Ярославля, просит (с учетом уточнения, л.д. 4-7, 110):

- признать незаконным и отменить Заключение комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, № 2 от 29.03.2021;

- признать незаконным и отменить Заключение городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», № 5 от 27.04.2021;

- обязать мэрию г. Ярославля устранить препятствия к осуществлению прав и законных интересов административного истца, а именно: принять постановление мэрии г.Ярославля о признании жилого помещения пригодным для проживания, о дальнейшем использовании помещения либо постановление мэрии г. Ярославля о признании жилого помещения непригодным для проживания, о дальнейшем использовании помещения.

В обоснование требований указано, что административный истец Ширинкина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы. 07.07.2020 Ширинкина Л.Ф. в лице своего представителя обратилась с заявлением в городскую межведомственную комиссию г. Ярославля с просьбой рассмотреть вопрос о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, непригодным для проживания. В качестве таких оснований Ширинкиной Л.Ф. было заявлено, что в жилом помещении отсутствует ванна и помещение «ванная комната», что препятствует заявителю удовлетворять свои бытовые потребности. Оспариваемым Заключением № 2 от 29.03.2021, о котором Ширинкиной Л.Ф. стало известно в ходе рассмотрения настоящего административного дела, сделан вывод о возможности приспособления жилого помещения инвалида, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, расположенного по указанному адресу. Оспариваемым заключением № 5 от 27.04.2021 установлено, что жилое помещение по <адрес>, соответствует требованиям, предъявляемым к жилому помещению, его пригодности для проживания инвалида. Копию данного документа административный истец на руки не получала, о его содержании Ширинкиной Л.Ф. стало известно из ответа мэрии г. Ярославля № 05-02-02/131 от 22.07.2021. Оспариваемые решения о возможности приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида и об отказе в признании жилого помещения, в котором проживает инвалид, непригодным для проживания последнего, необоснованны и вынесены с нарушением закона.

Определением суда от 24.02.2022 с учетом характера спорных правоотношений и заявленных административных исковых требований к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля (л.д.71).

В судебном заседании представитель истца по доверенности Разин В.А. (л.д.8) требования административного искового заявления поддержал, просил административный иск удовлетворить в полном объеме, дал пояснения согласно заявленного. В части доводов административного ответчика о пропуске срока оспаривания заключений комиссии указал, что стороной ответчика не представлено надлежащих доказательств вручения/направления заявителю Ширинкиной Л.Ф. либо её представителю соответствующих заключений.

Представители административных ответчиков мэрии г. Ярославля, департамента городского хозяйства мэрии г. Ярославля по доверенностям соответственно Семенова Ю.Р. и Хватова Е.А. (л.д. 48-52, 108-109), просили в удовлетворении административного иска отказать, сославшись на отсутствие законных оснований для его удовлетворения. Указали на то, что должностными лицами – членами комиссии сделан вывод о возможности приспособления жилого помещения инвалида с учетом её (Ширинкиной Л.Ф.) потребностей. Хватова Е.А. указала, что межведомственная комиссия пришла к выводу о возможности производства в квартире административного истца переустройства и перепланировки с целью организации помещения ванной комнаты, следовательно к возможности приспособления жилого помещения к потребностям инвалида. Семенова Ю.Р. дополнительно указала, что мэрия г. Ярославля является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, свои полномочия в данной части она возложила на департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля и на межведомственную комиссию, применительно к рассматриваемому делу преждевременно говорить о нарушении мэрией г.Ярославля прав административного истца (л.д. 53-55).

Заслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что административный истец Ширинкина Л.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом 2 группы бессрочно (л.д. 10, 93). На праве собственности Ширинкиной Л.Ф. принадлежит жилое помещение, расположенное по <адрес>, на основании договора передачи жилой площади в личную собственность (приватизации) от 02.12.1996 (л.д. 14-15).

07.07.2020 Ширинкина Л.Ф. обратилась в городскую межведомственную комиссию, созданную на основании постановления мэрии г. Ярославля № 1102 от 28.05.2012, с заявлением о признании жилого помещения непригодным для ее проживания. При этом в заявлении она не связывала данный вопрос с утратой каких-либо свойств жилого помещения в ходе его эксплуатации, а исходила из невозможности ее проживания в указанном помещении, поскольку в квартире отсутствует ванна (ванная комната), в связи с этим она лишена возможности удовлетворять свои бытовые потребности (л.д.90).

Согласно акту обследования б/н от 15.07.2020 комиссия обследовала жилое помещение инвалида, расположенное по <адрес>, в котором указано, что многоквартирный жилой дом, 1961 года постройки, двухэтажный, кирпичный, двухподъездный, степень благоустройства: отопление центральное, холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, природный газ; двухкомнатная квартира расположена на первом этаже, общая площадь 36, 6 кв.м, жилая площадь 24,1 кв.м, уборная 0,9 кв.м, ванная комната отсутствует (данные на основании технического паспорта помещения № 19473 от 11.07.1995). Жилое помещение инвалида имеет две жилые комнаты, коридор 6,4 кв. м (по норме не менее 4 кв.м), уборную 0,9 кв.м (по норме не менее 1,2 х 1,64 м), ванная комната отсутствует; для приспособления жилого помещения инвалида с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида необходимо разработать проект переустройства и перепланировки <адрес>, в котором предусмотреть оборудование ванной комнаты с инженерными коммуникациями; необходимости проведения мероприятий по приспособлению общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, не имеется; не требуется проведение проверки экономической целесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (л.д. 105-107).

Заключением комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, № 2 от 29.03.2021 принято решение о возможности приспособления жилого помещения инвалида, в котором проживает инвалид, расположенного по <адрес>, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (л.д. 66-68).

Заключением межведомственной комиссии № 5 от 27.04.2021, сделанным, в том числе на основании акта обследования жилого помещения, жилое помещение, в котором проживает Ширинкина Л.Ф., признано пригодным для проживания (л.д. 17-19, 97-99).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, подтверждены участниками процесса, в связи с чем, суд считает их установленными.

Надлежащих сведений о направлении либо получении Ширинкиной Л.Ф. оспариваемых заключений, материалы дела не содержат.

Представленный стороной ответчика журнал МКУ «Агентство по строительству» подтверждает лишь получение представителем Ширинкиной Л.Ф. Колобановым Д.Е. ответа мэрии г. Ярославля от 22.07.2021 № 05-02-02/131.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований считать, что административным истцом пропущен срок на обращение с настоящим административным иском.

Признавая возможность приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а жилое помещение - пригодным для проживания инвалида, административные органы, как следует из показаний их представителей, исходили из того, что имеется техническая возможность для переоборудования жилого помещения инвалида Ширинкиной Л.Ф. с учетом ее потребностей путем организации помещения ванной комнаты в квартире.

С данными выводами суд согласиться не может ввиду следующего.

В соответствии с положениями Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов (ч. 2 ст. 7); Правительство РФ обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни, (п. «в.2» ч. 1 ст. 114).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики России предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования (постановления от 16.12.1997 N 20-П, от 08.06.2010 N 13-П; определения от 15.02.2005 N 17-О, от 09.02.2017 N 215-О).

В силу п. 2 ст. 12 Жилищного кодекса РФ установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности РФ или субъекта РФ, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению и приспособлению общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством РФ в соответствии с данным кодексом, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Согласно п.1 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, оно устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, а также порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом.

Действие Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2).

В силу п. 5 Положения жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством (п. 6).

Пунктами 7 и 8 Положения определено, что оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям.

Орган местного самоуправления при наличии обращения собственника помещения принимает решение о признании жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан на основании соответствующего заключения комиссии.

Согласно п. 54 Положения отдельные занимаемые инвалидами жилые помещения (комната, квартира) могут быть признаны комиссией непригодными для проживания граждан и членов их семей на основании заключения об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, вынесенного в соответствии с п. 20 Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов».

Правила устанавливают порядок обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме и требования по приспособлению жилых помещений в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов.

В соответствии с п. 2 Правил они применяются к жилым помещениям, входящим в состав жилищного фонда Российской Федерации, жилищного фонда субъектов Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, частного жилищного фонда, занимаемым инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов, и используемым для их постоянного проживания (далее - жилые помещения инвалидов), а также к общему имуществу в многоквартирном доме, в котором расположены указанные жилые помещения (далее - многоквартирный дом, в котором проживает инвалид).

Доступность для инвалида жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, обеспечивается посредством приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида. Под указанным приспособлением понимается изменение и переоборудование жилого помещения инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в указанном помещении, а также общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, для обеспечения беспрепятственного доступа инвалида к жилому помещению.

Обследование жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, осуществляется в целях оценки приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, а также оценки возможности их приспособления с учетом потребностей инвалида в зависимости от особенностей ограничения жизнедеятельности, обусловленного инвалидностью лица, проживающего в таком помещении (п. 4 Правил).

Обследование жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, входящих в состав муниципального жилищного фонда, а также частного жилищного фонда, осуществляется муниципальными комиссиями по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, создаваемыми органами местного самоуправления (п. 6 Правил).

Подпунктами «д» и «е» п. 12 Правил определено, что по результатам обследования оформляется акт обследования жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, в целях их приспособления с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида (далее - акт обследования), содержащий:

    - выводы комиссии о наличии или об отсутствии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида с мотивированным обоснованием;

    - перечень мероприятий по приспособлению жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, определяемый на основании Правил с учетом мнения инвалида, проживающего в данном помещении (в случае, если в акте комиссии сделан вывод о наличии технической возможности для приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида).

Согласно п. 20 Правил заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида выносится комиссией на основании: акта обследования; решения комиссии об экономической нецелесообразности реконструкции или капитального ремонта многоквартирного дома (части дома), в котором проживает инвалид, в целях приспособления жилого помещения инвалида и (или) общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида, предусмотренного подпунктом «б» п. 17 Правил.

Заключение об отсутствии возможности приспособления жилого помещения инвалида и общего имущества в многоквартирном доме, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей инвалида и обеспечения условий их доступности для инвалида является основанием для признания жилого помещения инвалида в установленном законодательством Российской Федерации порядке непригодным для проживания инвалида (п. 21 Правил).

Из анализа приведенных положений следует, что жилое помещение, в котором проживает инвалид, подлежит признанию непригодным для проживания в нем инвалида в случае невозможности приспособления помещения под потребности и доступность для инвалида. В ином случае (при возможности приспособления жилого помещения для проживания инвалида), выводы комиссии должны содержать мотивированное обоснование технической возможности такого приспособления, перечень мероприятий по приспособлению.

Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что административные органы – городская межведомственная комиссия, созданная органом местного самоуправления, немотивированно признали возможность приспособления жилого помещения с учетом потребностей инвалида Ширинкиной Л.Ф., не указав какие конкретно работы необходимо провести по переоборудованию жилого помещения (в том числе путем перепланировки, переустройства, капитального ремонта квартиры и т.п.), имеется ли экономическая целесообразность проведения таких работ, обследовалось ли при этом состояние строительных конструкций и эксплуатационных характеристик (с учетом того, что многоквартирный дом 1961 года постройки и имеет значительный износ).

Таким образом, исследовав и оценив все доказательства в их совокупности, суд исходит из того, что оспариваемые заключения комиссий не содержат выводов о способах приведения жилого помещения административного истца в состояние, пригодное для проживания и с учетом ее потребностей, как инвалида 2-й группы, заключения № 2 от 29.03.2021, №5 от 27.04.2021 следует признать незаконными, для восстановления нарушенного права административного истца необходимо обязать орган местного самоуправления в лице его подразделений и департаментов повторно провести обследование жилого помещения с учетом п.54 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006.

В связи с признанием незаконными вышеуказанных заключений межведомственной комиссии административного ответчика, суд полагает преждевременным возлагать на мэрию г. Ярославля обязанность по принятию постановления о признании жилого помещения пригодным для проживания, о дальнейшем использовании помещения либо постановления мэрии г. Ярославля о признании жилого помещения непригодным для проживания, о дальнейшем использовании помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Ширинкиной Лидии Федоровны к мэрии г.Ярославля, департаменту городского хозяйства мэрии г. Ярославля о признании действий незаконным, возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным Заключение комиссии по обследованию жилых помещений инвалидов и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, в целях приспособления с учетом потребностей инвалидов и обеспечения условий их доступности для инвалидов, № 2 от 29.03.2021.

Признать незаконным Заключение городской межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», № 5 от 27.04.2021.

Обязать городскую межведомственную комиссию повторно провести обследование жилого помещения с учетом пункта 54 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденного постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006, на предмет определения его пригодности (непригодности) для постоянного проживания инвалида второй группы Ширинкиной Лидии Федоровны, и на основании пункта 9 ст. 227 КАС РФ обязать в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу сообщить в Заволжский районный суд г. Ярославля и административному истцу об исполнении настоящего судебного акта.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд г.Ярославля в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                     Ю.В. Иванчикова

Мотивированное решение изготовлено 04.05.2022.

2а-638/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ширинкина Лидия Федоровна
Ответчики
Мэрия г. Ярославля
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля
Другие
Разин Василий Александрович
Колобанов Дмитрий Евгеньевич
Суд
Заволжский районный суд г. Ярославль
Судья
Иванчикова Юлия Владимировна
Дело на странице суда
zavolzhsky.jrs.sudrf.ru
27.12.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.12.2021Передача материалов судье
11.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
25.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.02.2022Предварительное судебное заседание
24.02.2022Предварительное судебное заседание
21.03.2022Судебное заседание
14.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
04.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее