№ 2а-1490/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе судьи Щенниковой Е. В.,
при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,
с участием административного истца Поповой С. И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Выльгорт
12 декабря 2017 года административное дело по административному исковому заявлению Поповой СИ к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании незаконным решения об отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка под строительство индивидуального жилого дома, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
Попова С. И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» о признании отказа администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в предоставлении муниципальной услуги по выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами №, – незаконным, возложении обязанности на администрацию МО МР «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Поповой С. И. путем рассмотрения ее заявления о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами №. В обоснование требований указано, что Попова С. И. является собственником вышеуказанных земельных участков, которые согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости отнесены к землям населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов. При обращении в орган местного самоуправления с заявлениями о выдаче градостроительных планов указанных земельных участков оспариваемым решением административному истцу отказано в выдаче градостроительных планов земельных участков по причине того, что указанные участки расположены в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии к затоплению и заболачиванию всех соседних участков. Находя отказ администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в выдаче градостроительных планов земельных участков, не основанным на законе и нарушающим права и законные интересы, Попова С. И. обратилась с рассматриваемым заявлением в суд.
В судебном заседании административный истец Попова С. И. требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном иске.
Административный ответчик администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» своего представителя в судебного заседание не направила.
Заслушав объяснения административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Лицами, участвующими в деле, не оспаривалось, что Попова С. И. является собственником земельных участков с кадастровыми номерами № расположенными в с. Выльгорт Сыктывдинского района.
Из предоставленных по запросу суда выписок из Единого государственного реестра прав следует, что вышеназванные земельные участки с кадастровыми номерами № относятся к землям населенных пунктов с видом разрешенного использования - для строительства и обслуживания индивидуальных жилых домов.
Как следует из материалов административного дела, 27.07.2017 Попова С. И. через территориальный отдел ГАУ РК «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Республики Коми» по Сыктывдинскому району обратилась в орган местного самоуправления в лице администрации муниципального района «Сыктывдинский» с заявлениями о предоставлении муниципальной услуги в виде выдачи градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами №.
Решениями от 28.08.2017 администрацией муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» в оказании муниципальной услуги в виде выдачи градостроительных планов земельных участков Поповой С. И. отказано со ссылкой на то, что указанные участки расположены в середине мелиоративного объекта, на котором размещены дрены, в связи с чем, строительство индивидуальных жилых домов на указанных участках приведет к нарушению всей мелиоративной системы, а в последствии – к затоплению и заболачиванию всех соседних участков.
Указывая, что собственник земельного участка вправе возводить на нем индивидуальные жилые дома и обслуживать их, не нарушая их разрешенное использование, и находя действия административного ответчика, выразившиеся в принятии оспариваемого решения, незаконными, Попова С. И. обратилась с рассматриваемым административным иском, разрешая который суд исходит из следующего.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с ч. 5 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано заявителем через многофункциональный центр.
Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.
В силу ч. 6 ст. 57.3 Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 статьи 57.3 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его заявителю.
Иной порядок предоставления градостроительного плана земельного участка по обращению правообладателя законом не установлен.
Кроме того, положениями Градостроительного кодекса РФ не предусмотрен перечень документов, которые должны прилагаться к заявлению о подготовке градостроительного плана земельного участка, а также основания для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в соответствии с формой градостроительного плана земельного участка, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.04.2017 № 741/пр «Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения».
Таким образом, исходя из положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка, который носит информативный характер, по заявлению правообладателя земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.
Как указывалось выше, земельные участки, собственником которых является Попова С. И., относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование «строительство и обслуживание индивидуального жилого дома».
Основанием отказа органа местного самоуправления в выдаче градостроительных планов земельных участков явилось расположение данных участков в границах мелиоративной системы, возможное повреждение которой при строительстве жилого дома приведет к затоплению соседних земельных участков.
Между тем, анализ приведенных норм федерального законодательства в их взаимосвязи свидетельствует о том, что градостроительный план земельного участка является документом, не устанавливающим каких-либо прав и ограничений, в связи с чем, подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка является обязанностью уполномоченного органа.
На установленные при рассмотрении дела обстоятельства доводы административного ответчика, изложенные в оспариваемых решениях, о возможных последствиях строительства жилого дома на спорных земельных участках также не могут повлиять, поскольку носят вероятностный характер и не охватываются нормами Градостроительного кодекса РФ, подлежащими применению к рассматриваемым отношениям.
Принимая во внимание, что основания отказа в выдаче градостроительного плана Градостроительным кодексом РФ не предусмотрены, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения являются незаконными и нарушают права Поповой С. И. на получение соответствующей муниципальной услуги в установленном порядке.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Учитывая установленные при рассмотрении дела обстоятельства, при которых установлена совокупность таких условий как несоответствие оспариваемых решений требованиям закона и нарушение этими решениями прав и свобод административного истца, суд, принимая во внимание положения ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ приходит к выводу о возложении на орган местного самоуправления в лице администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Поповой С. И. путем рассмотрения ее заявлений о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами № в соответствии с требованиями статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Поповой СИ удовлетворить.
Признать решения № администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от 28.08.2017 об отказе в выдаче Поповой СИ градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами: №, – незаконными.
Возложить на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Поповой СИ путем рассмотрения ее заявления о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами: № – в соответствии с положениями ст. 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е. В. Щенникова
Мотивированное решение составлено 13.12.2017.