Судья Михеева С.А. |
№ 21-380/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
25.11.2020 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу администрации Пряжинского городского поселения на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении администрации Пряжинского городского поселения,
установил:постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020, администрация Пряжинского городского поселения (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
С такими постановлением должностного лица и решением судьи Администрация не согласна, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в активных действиях. Администрация не использует данный лесной участок, разрешений на погребение не выдавала. Возложенная на Администрацию законодательством обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не свидетельствует о ее причастности к фактам самовольного захоронения на лесных участках. Лица, причастные к фактическому захоронению на землях лесного фонда, должностным лицом не устанавливались. Администрация не является субъектом административного правонарушения, поскольку возложила обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Пряжинского городского поселения на (...)
Заслушав защитника (...) поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200000 до 300000 руб.
В соответствии со ст.ст. 8 и 9 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством.
Статьи 24 и 25 ЛК РФ устанавливают общие положения об использовании лесов и виды их использования.
Согласно положениям ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды или договора безвозмездного пользования.
Основанием привлечения Администрации к административной ответственности послужили выявленные 01.06.2020 в ходе осмотра территории лесного фонда административным органом следующие обстоятельства. В квартале 56 выделе 5 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского лесничества по материалам лесоустройства) (...) Администрация в нарушение ст.ст. 8, 9, 24, 25, 71 ЛК РФ посредством бездействия допускает самовольное использование участка лесного фонда с кадастровым № под кладбище с площадью захоронений 0,59 га. Так, разрешительные документы на право соответствующего использования земель лесного фонда у Администрации отсутствуют, право муниципальной собственности на кладбище не оформлено, документы, предусмотренные СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют, экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведены, на государственный учет земельные участки не поставлены, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий не произведен. Непринятие мер по установлению границ места захоронения обезличивает территорию кладбища, приводит к самовольному занятию лесных участков под кладбище.
При рассмотрении дела административный орган, с выводами которого согласился судья, полагал о наличии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.
Данный вывод представляется ошибочным.
Так, с учетом вышеприведенных норм объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, выражается в активных действиях, направленных на использование определенного лесного участка для каких-либо хозяйственных целей без специального разрешения компетентного органа либо договора.
Протоколом об административном правонарушении и обжалуемым постановлением Администрации подобных действий не вменялось. Администрация привлечена к административной ответственности по существу за невыполнение обязанности по надлежащей организации похоронного дела, в результате которого имеют место случаи несанкционированного захоронения умерших на участках лесного фонда.
Действительно, организация похоронного дела в силу ст. 25 Федерального закона 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Вместе с тем, ненадлежащее невыполнение данной обязанности, при доказанности такового, само по себе не может квалифицироваться как самовольное занятие и использование лесных участков.
В ходе производства по делу Администрация последовательно отрицала причастность к несанкционированному использованию лесных участков в целях захоронения.
Данные доводы в ходе производства по делу административным органом не опровергнуты, в том числе посредством запросов в компетентные органы, взятия объяснений у должностных лиц Администрации и очевидцев лесонарушений. Надлежащая доказательственная база по делу не сформирована. Так, сведений о выдаче Администрацией справок или разрешений на захоронение в местах, указанных в постановлении, не представлено. Иных доказательств, свидетельствующих об участии Администрации в подобных действиях, в деле также не имеется.
Представитель административного органа в судебном заседании не отрицала, что захоронения на лесных участках осуществляются третьими лицами, а Администрация привлечена к ответственности за допущение путем бездействия подобных лесонарушений.
Кроме того, Администрацией представлены доказательства принятия мер по организации похоронного дела путем наделения специализированной организации - (...) полномочиями по оказанию ритуальных услуг населению и содержанию мест захоронения, утверждению муниципального задания данному предприятию и утверждению стандарта качества организации похоронного дела для общественных кладбищ поселения.
С учетом изложенного обстоятельства, послужившие основанием привлечения Администрации к административной ответственности, и имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о наличии в действиях Администрации состава вменяемого ей административного правонарушения.
В связи с изложенным обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению по соответствующему основанию.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении администрации Пряжинского городского поселения отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья |
С.В. Щепалов |