Решение по делу № 21-380/2020 от 05.11.2020

Судья Михеева С.А.

№ 21-380/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

25.11.2020

г. Петрозаводск

Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу администрации Пряжинского городского поселения на постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении администрации Пряжинского городского поселения,

установил:

постановлением заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, оставленным без изменения решением судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020, администрация Пряжинского городского поселения (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100000 руб.

С такими постановлением должностного лица и решением судьи Администрация не согласна, в поданной жалобе просит их отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Указывает, что объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в активных действиях. Администрация не использует данный лесной участок, разрешений на погребение не выдавала. Возложенная на Администрацию законодательством обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не свидетельствует о ее причастности к фактам самовольного захоронения на лесных участках. Лица, причастные к фактическому захоронению на землях лесного фонда, должностным лицом не устанавливались. Администрация не является субъектом административного правонарушения, поскольку возложила обязанности по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории Пряжинского городского поселения на (...)

Заслушав защитника (...) поддержавшего доводы жалобы, представителя административного органа (...) возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив дело, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 7.9 КоАП РФ самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 200000 до 300000 руб.

В соответствии со ст.ст. 8 и 9 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством.

Статьи 24 и 25 ЛК РФ устанавливают общие положения об использовании лесов и виды их использования.

Согласно положениям ст. 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченного органа в случае предоставления лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование; договора аренды или договора безвозмездного пользования.

Основанием привлечения Администрации к административной ответственности послужили выявленные 01.06.2020 в ходе осмотра территории лесного фонда административным органом следующие обстоятельства. В квартале 56 выделе 5 Пряжинского участкового лесничества (Киндасовского лесничества по материалам лесоустройства) (...) Администрация в нарушение ст.ст. 8, 9, 24, 25, 71 ЛК РФ посредством бездействия допускает самовольное использование участка лесного фонда с кадастровым под кладбище с площадью захоронений 0,59 га. Так, разрешительные документы на право соответствующего использования земель лесного фонда у Администрации отсутствуют, право муниципальной собственности на кладбище не оформлено, документы, предусмотренные СанПиН 2.1.2882-11, отсутствуют, экологическая и санитарно-эпидемиологическая экспертиза не проведены, на государственный учет земельные участки не поставлены, перевод земельного участка из категории земель лесного фонда в земли иных категорий не произведен. Непринятие мер по установлению границ места захоронения обезличивает территорию кладбища, приводит к самовольному занятию лесных участков под кладбище.

При рассмотрении дела административный орган, с выводами которого согласился судья, полагал о наличии в действиях Администрации состава вменяемого административного правонарушения.

Данный вывод представляется ошибочным.

Так, с учетом вышеприведенных норм объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.9 КоАП РФ, выражается в активных действиях, направленных на использование определенного лесного участка для каких-либо хозяйственных целей без специального разрешения компетентного органа либо договора.

Протоколом об административном правонарушении и обжалуемым постановлением Администрации подобных действий не вменялось. Администрация привлечена к административной ответственности по существу за невыполнение обязанности по надлежащей организации похоронного дела, в результате которого имеют место случаи несанкционированного захоронения умерших на участках лесного фонда.

Действительно, организация похоронного дела в силу ст. 25 Федерального закона 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" отнесена к полномочиям органов местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Вместе с тем, ненадлежащее невыполнение данной обязанности, при доказанности такового, само по себе не может квалифицироваться как самовольное занятие и использование лесных участков.

В ходе производства по делу Администрация последовательно отрицала причастность к несанкционированному использованию лесных участков в целях захоронения.

Данные доводы в ходе производства по делу административным органом не опровергнуты, в том числе посредством запросов в компетентные органы, взятия объяснений у должностных лиц Администрации и очевидцев лесонарушений. Надлежащая доказательственная база по делу не сформирована. Так, сведений о выдаче Администрацией справок или разрешений на захоронение в местах, указанных в постановлении, не представлено. Иных доказательств, свидетельствующих об участии Администрации в подобных действиях, в деле также не имеется.

Представитель административного органа в судебном заседании не отрицала, что захоронения на лесных участках осуществляются третьими лицами, а Администрация привлечена к ответственности за допущение путем бездействия подобных лесонарушений.

Кроме того, Администрацией представлены доказательства принятия мер по организации похоронного дела путем наделения специализированной организации - (...) полномочиями по оказанию ритуальных услуг населению и содержанию мест захоронения, утверждению муниципального задания данному предприятию и утверждению стандарта качества организации похоронного дела для общественных кладбищ поселения.

С учетом изложенного обстоятельства, послужившие основанием привлечения Администрации к административной ответственности, и имеющиеся в деле доказательства не свидетельствуют о наличии в действиях Администрации состава вменяемого ей административного правонарушения.

В связи с изложенным обжалуемые постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, производство по делу - прекращению по соответствующему основанию.

Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

постановление заместителя главного государственного лесного инспектора по Республике Карелия - начальника отдела административной практики и контроля за возмещением ущерба лесному хозяйству Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия от 31.07.2020, решение судьи Пряжинского районного суда Республики Карелия от 16.10.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.9 КоАП РФ, в отношении администрации Пряжинского городского поселения отменить; производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья

С.В. Щепалов

21-380/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Пряжинского городского поселения
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Щепалов Станислав Владимирович
Статьи

7.9

Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
06.11.2020Материалы переданы в производство судье
25.11.2020Судебное заседание
25.11.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее