Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 марта 2018 года
Иланский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего Сасенко И.Е.,
при секретаре Буховцовой С.Д.,
с участием помощника Иланского районного прокурора Кокориной Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иланского района Красноярского края, действующего в интересах Федоровой М.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иланская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Иланского района, действующий в интересах материального истца обратился в суд с иском к ответчику о взыскании недоначисленной заработной платы, мотивировав свои требования тем, в прокуратуру Иланского района обратились работники Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иланская районная больница» с заявлением о защите их трудовых прав, выразившихся в выплате заработной платы за период с февраля 2017 года по январь 2018 года ниже минимального размера оплаты труда. По данному заявлению проведена проверка, в ходе которой установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с КГБУЗ «Иланская РБ», где работает делопроизводителем в отделе кадров.
При этом работодателем нарушаются права данного работника на получение заработной платы в полном объеме в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее 12000 руб. в месяц- гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента (30%) и процентной (северной надбавки - максимально 30%) за период временя с 01 января по 30 июня 2017 года, не менее 12480 руб. в месяц– за период с 01 июля по 31 декабря 2017 года, и начиная с 01.01.2018 г. - не менее 15182 руб. 40 коп.
В связи с чем, истец просит взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за февраль 2017 года – январь 2018 года в пользу материального истца, в размере 13961,14 руб.
Представитель процессуального истца - помощник прокурора Иланского района Кокорина Г.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Материальный истец в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Ответчик в лице своих представителей Захаровой И.С., Остапенко Т.Н. в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили возражения, в которых исковые требования Прокурора Иланского района Красноярского края не признали и указав, что заработная плата истцу, начислялась с учетом письма из Министерства здравоохранения Красноярского края, в котором указано о том, что с 01.01.2018 года, сохранение уровня заработной платы низкокатегоричных работников краевых государственных учреждений, обеспечено посредством внесения в ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 года № «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» и установления размеров заработной платы, применяемых в целях региональной выплаты. Соответствующие изменения в Закон № приняты на сессии Законодательного Собрания Красноярского края 19.12.2017 года.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав мнение процессуального истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Иланского районного прокурора, действующего в интересах материального истца к ответчику о взыскании недоначисленной заработной платы, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Согласно с.2 ТК РФ, одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).
В соответствии со ст.132 ТК РФ, заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.
В силу ч. 3 ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст.135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Условия оплаты труда, определенные трудовым и коллективным договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Часть 1, ст.129 ТК РФ, определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 146 ТК РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере.
В субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07 декабря 2017 г. №-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С. Григорьевой, О.Л. Дейдей, Н.А. Капуриной и И.Я. Кураш» (пункт 4.2) в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны.
Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда.
Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
Согласно ст.133.1 ТК РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (части первая, третья и четвертая).
Кроме того, согласно ч.2 ст.48 ТК РФ срок действия соглашения не может превышать трех лет, а его содержание и структура определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение (часть первая статьи 46 данного Кодекса). Из этого следует, что установленная в субъекте Российской Федерации минимальная заработная плата может быть отменена или ее размер может быть изменен в связи с изменением экономических условий.
Таким образом, минимальная заработная плата в субъекте Российской Федерации представляет собой установленную в системе социального партнерства дополнительную гарантию, которая не заменяет гарантии, предусмотренные федеральным законом, в том числе повышенную оплату труда в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями.
Согласно ч.11, ст.133.1 ТК РФ, месячная заработная плата работника, работающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и состоящего в трудовых отношениях с работодателем, в отношении которого действует (или на которого в установленном законом порядке распространено) региональное соглашение о минимальной заработной плате, не может быть ниже размера минимальной заработной платы в этом субъекте Российской Федерации при условии, что указанным работником полностью отработана за этот период норма рабочего времени и выполнены нормы труда (трудовые обязанности).
По своему содержанию приведенное положение полностью совпадает с ч.3 ст.133 данного Кодекса, устанавливающей, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Таким образом, закрепляя возможность в рамках трехстороннего сотрудничества устанавливать минимальную заработную плату в субъекте Российской Федерации, федеральный законодатель исходил из того, что в механизме правового регулирования оплаты труда такая дополнительная гарантия будет в соответствующих случаях применяться вместо величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, не заменяя и не отменяя иных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Конституционным Судом Российской Федерации (постановление от 07.12.2017 №-П) взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Согласно п. 2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 07.12.2017 №-П выявленный в нем конституционно-правовой смысл положений вышеуказанных статей является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
По смыслу ст. 146 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном размере.
Согласно ст.148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы права.
Таким образом, приведенными нормами федерального законодательства допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны исчисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
Оплата труда указанных работников должна осуществляться в повышенном размере путем применения районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.
Согласно ст.316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.
В соответствии со ст.317 ТК РФ лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения.
Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, секретариата всесоюзного центрального Советов профессиональных союзов от 21 октября 1969 г. № «О размере районного коэффициента к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Красноярском крае и Иркутской области, для которых этот коэффициент не был установлен, и о порядке его применения» к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений легкой и пищевой промышленности, просвещения, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, науки, культуры и других отраслей народного хозяйства, расположенных в Красноярском крае установлен районный коэффициент в размере 1,20.
Постановлением администрации Красноярского края от 13 ноября 1992 года №-п «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 ноября 1992 года установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных в южных районах Красноярского края.
Постановлением Совета Министров СССР, Всесоюзного центрального Советов профессиональных союзов от 24 сентября 1989 г. № «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края ведена выплата надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Красноярского края в размере до 30% заработка.
В соответствии со ст.1 Федерального закона 82-Ф3 от 19.06.2000 г. «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01 июля 2016 года установлен в размере 7500 рублей, с 01 июля 2017 года – в размере 7800 рублей, с 1 января 2018 года – 9489 рублей.
В соответствии с вышеприведенными требованиями законодательства размер начисленной работодателем заработной платы истца, если им в спорный период отработана полностью норма рабочего времени по одной полной ставке в месяц, не может быть менее 12000 руб. в месяц - гарантированной законом заработной платы с учетом имеющих место для данной климатической зоны гарантий - районного коэффициента (30%) и процентной (северной надбавки - максимально 30%) за период времени с 01 января по 30 июня 2017 года, не менее 12480 руб. в месяц - за период с 01 июля по 31 декабря 2017 года, и начиная с 01.01.2018 г. - не менее 15182 руб. 40 коп.
Согласно исследованных материалов дела, материальный истец, состоит в трудовых отношениях КГБУЗ «Иланская районная больница», где работает делопроизводителем в отделе кадров.
Из представленной работодателем справки о размере заработной платы Федоровой М.В. за период февраль 2017 года – январь 2018 года усматривается, что механизм исчисления заработной платы истца, как работника, трудовая деятельность которого осуществляется в районе с особыми климатическими условиями, примененный работодателем, противоречит требованиям закона.
Как следует из финансовой справки, представленной работодателем, Федоровой М.В. заработная плата за февраль 2017 года – январь 2018 года начислялась из расчета минимального размера оплаты труда, установленного Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае от 23 декабря 2016 года в сумме 10592,00 руб. и с 01 января 2018 года в сумме 11016 руб.
Таким образом, размер недоначисленной заработной платы Федоровой М.В. составляет:
за февраль 2017 года составляет 0 рублей 00 копеек;
за март 2017 года составляет 0 рублей 00 копеек;
за апрель 2017 года составляет 0 рублей 00 копеек;
за май 2017 года составляет:
12000,00 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени) – 10592,00 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1408,00 руб. (сумма задолженности);
за июнь 2017 года составляет:
12000,00 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени) – 10592,00 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1408,00 руб. (сумма задолженности);
за июль 2017 года составляет 0 рублей 00 копеек;
за август 2017 года составляет:
11394,78 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени в размере 168 часов: 12480,00/184*168) – 9942,67 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1452,11 руб. (сумма задолженности);
за сентябрь 2017 года составляет:
12480,00 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени) – 10592,00 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1888,00 руб. (сумма задолженности);
за октябрь 2017 года составляет:
16167,27 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени в размере 228 часов: 12480,00/176*228) – 14484,94 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1682,33 руб. (сумма задолженности);
за ноябрь 2017 года составляет:
17262,75 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени в размере 231 часов: 12480,00/167*231) – 15603,49 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 1659,26 руб. (сумма задолженности);
за декабрь 2017 года составляет 0 рублей 00 копеек;
за январь 2018 года составляет:
20987,44 руб. (гарантированная законом з/п с учетом отработанного времени в размере 188 часов: 15182,40/136*188) – 16524,00 руб. (начисленная и выплаченная з/п) = 4463,44 руб. (сумма задолженности);
Общая сумма недоначисленной и не выплаченной заработной платы составляет: 1408,00 руб. (сумма задолженности за май 2017 г.) + 1408,00 руб. (сумма задолженности за июнь 2017 г.) + 1452,11 руб. (сумма задолженности за август 2017 г.) + 1888,00 руб. (сумма задолженности за сентябрь 2017 г.) + 1682,33 руб. (сумма задолженности за октябрь 2017 г.) + 1659,26 руб. (сумма задолженности за ноябрь 2017 г.) + 4463,44 руб. (сумма задолженности за январь 2018 г.) = 13961,14 руб.
Кроме этого, согласно вышеуказанного расчета, работодатель указывает о не доначислении истцу заработной платы с учетом МРОТ установленный в РФ и недоплату заработной платы.
Доводы представителей ответчика о том, что заработная плата начислялась истцу с учетом размера минимальной заработной платы установленной для территории Красноярского края, судом не принимается, поскольку, региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации, который определяется с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины в силу закона, с ответчика не освобожденного от такой уплаты, подлежит взысканию в доход местного бюджета Иланского муниципального района Красноярского края, государственная пошлина в сумме 558,45 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Иланского района Красноярского края, действующего в интересах Федоровой М.В. к Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Иланская районная больница» о взыскании недоначисленной заработной платы - удовлетворить.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иланская районная больница» недоначисленную заработную плату за февраль 2017 года – январь 2018 года в пользу Федоровой М.В. в размере 13961 руб. 14 коп.
Взыскать с Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Иланская районная больница» в доход местного бюджета Иланского муниципального района Красноярского края, государственную пошлину в сумме 558,45 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Иланский районный суд в месячный срок со дня его вынесения, с подачей жалобы через Иланский районный суд.
Судья И.Е.Сасенко