УИД 11RS0001-01-2021-000534-92 Дело № 2а-2081/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Мишариной И.С.,
при секретаре Королевой Ю.В.,
с участием административного ответчика Никулина А.В.
рассмотрев 01 апреля 2021 года в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Никулину Андрею Владимировичу о взыскании задолженности перед бюджетом по обязательным платежам,
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми (далее Межрайонная ИФНС России № 8 по Республике Коми) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Никулину А.В. о взыскании задолженности перед бюджетом в общем размере 5186 рублей 05 копеек, в том числе: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5110 руб., пени в размере 76,05 руб. за период с 03.12.2019 по 12.02.2020.
В обоснование заявленных требований указано, что за административным ответчиком, зарегистрированы в 2018 году транспортные средства, за которое был исчислен транспортный налог за 2018 год, и направлено налоговое уведомление № 48488048 от 25.07.2019. В связи с неуплатой в установленные законом сроки налога в полном объеме, административному ответчику начислены пени, о чем направлено требование №18020 от 12.02.2020. Поскольку направленное административным истцом требование об уплате задолженности по налогу административным ответчиком не исполнено, налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о внесении судебного приказа. Судебный приказ мирового судьи от 28.08.2020 отменен 14.09.2020, при этом задолженность административным ответчиком не уплачена.
Административный истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Согласно административного искового заявления, налоговый орган просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Никулин А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований административного истца. При этом указал, что Межрайонная ИФНС России №8 по Республике Коми является ненадлежащим административным истцом, поскольку требования о взыскании задолженности по налогам могут быть предъявлены лишь налоговым органом в котором состоит на учете налогоплательщик по месту его жительства, то есть ИФНС России по г.Сыктывкару. Также ссылаясь на то, что 26.11.2020 вступил в законную силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 374-ФЗ, которым в п.1 ст. 48 Налогового кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании подается, если общая сумма задолженности, подлежащая взысканию, превышает 10 000 рублей. Поскольку сумма задолженности в настоящем случае не превышает 10 000 рублей, у налогового органа не имелось права на обращение в суд 14.01.2021 с настоящим административным иском.
В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело рассмотрено в отсутствие представителя административного истца.
Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела и письменные доказательства, обозрев административное дело мирового судьи Кутузовского судебного участка г.Сыктывкара Республики Коми № 2а-2893/2020, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В силу ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые ставки по транспортному налогу установлены Законом Республики Коми от 26.11.2002 № 110-РЗ «О транспортном налоге».
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Согласно п. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления требования об уплате налога по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В силу ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня, за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщику начисляется пеня. Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумма налога в более поздний по сравнению с установленным законодательством срок. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Кодекса. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (п. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Согласно абз. 3 п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абз. 2 п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Судом установлено, что административный ответчик, в 2018 году являлся лицом, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства марки: ... признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 385 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговым органом в отношении указанных транспортных средств исчислен транспортный налог за 2018 год и в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 48488048 от 25.07.2019 об уплате в срок не позднее 02.12.2019 транспортного налога за 2018 год в размере 5110 руб.
В связи с неисполнением в установленный срок обязанности по уплате налогов налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени на недоимку по налогу, о чем налоговым органом в адрес административного ответчика направлялось требование № 18020 по состоянию на 12.02.2020 об уплате задолженности по транспортному налогу и пени за 2018 год в срок до 27.03.2020.
В связи с неисполнением требования по уплате задолженности по обязательным платежам, 28.08.2020 налоговый орган обратился к мировому судье Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении административного ответчика о взыскании задолженности в общем размере 5186,05 руб.
28.08.2020 мировым судьей Кутузовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми был вынесен судебный приказ №2а-2893/2020, который определением от 14.09.2020 отменен.
14.01.2021 административный истец обратился в суд с настоящим административным иском к административному ответчику.
Данные обстоятельства, подтверждаются исследованными судом доказательствами. Расчет заявленных к взысканию сумм судом проверен, является арифметически верным.
В соответствии со ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный ответчик доказательств уплаты недоимки в нарушение требований ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представил.
При этом доводы административного ответчика о том, что требования заявлены ненадлежащим налоговым органом, суд признает ошибочными, поскольку как следует из положения о Межрайонной ИФНС России №8 по Республике Коми, утвержденного руководителем Управления ФНС России по Республике Коми от 25.09.2020, данный налоговый орган в соответствии с п.3 Положения является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле, в том числе требований об уплате обязательных платежей, на территории Республики Коми; в рамках своих полномочий и в установленном порядке взыскивает недоимку, а также пени, проценты и штрафы по налогам, сборам и страховым взносам; предъявляет в суды общей юрисдикции, Верховный суд РФ или арбитражные суды иски (заявления) о взыскании, представляет государственные интересы в федеральных судах и судах субъектов РФ (пункты 6.5 и 6.6 Положения).
Также суд признает не состоятельными и доводы административного ответчика о том, что у налогового органа не имелось права на обращение в суд с настоящим административным иском, с указанием на то, что в ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ внесены изменения Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ, в соответствии с которыми налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей.
Действительно, Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ в ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ внесены изменения, в соответствии с которыми заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд и указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Указанные изменения вступили в законную силу 23.12.2020.
Между тем, данные требования законодательства в настоящем рассматриваемом споре не применимы, поскольку обязанность по уплате транспортного налога за 2018 год у административного ответчика возникла до внесения указанных изменений, в связи с чем в данном случае порядок и сроки обращения налогового органа в суд предусмотрены в соответствии с требованиями частью 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, которой установлено, что заявление подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Поскольку налоговый орган обратился в адрес мирового судьи 28.08.2020, то есть в установленный шестимесячный срок с даты истечения срока требования № 18020, которым был установлен срок его исполнения до 27.03.2020, а также в пределах шестимесячного срока после отмены судебного приказа, который был отменен мировым судьей 14.09.2020, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском 14.01.2021, то суд приходит к выводу о соблюдении административным истцом сроков и порядка на обращение в суд с настоящими требованиями.
Поскольку начисление административному ответчику налоговым органом недоимки и пени произведено в соответствии с требованиями законодательства, порядок досудебного урегулирования спора налоговым органом соблюден, административным ответчиком доказательств оплаты задолженности не представлено, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований административного истца.
На основании ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 114, 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми к Никулину Андрею Владимировичу о взыскании задолженности перед бюджетом по обязательным платежам, удовлетворить.
Взыскать в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 8 по Республике Коми с Никулина Андрея Владимировича, зарегистрированного по адресу: ..., задолженность перед бюджетом по обязательным платежам в общем размере 5186 (пять тысяч сто восемьдесят шесть) рублей 05 копеек, в том числе: задолженность по транспортному налогу с физических лиц за 2018 год в размере 5110 руб., пени в размере 76 руб. 05 коп. за период с 03.12.2019 по 12.02.2020.
Взыскать с Никулина Андрея Владимировича, зарегистрированного по адресу: ..., в доход бюджета муниципального образования городского округа «Сыктывкар» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.С. Мишарина
Мотивированное решение изготовлено 08 апреля 2021 года.