ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2017 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Паниной П.Е.,
судей Белоусовой В.В., Матвиенко Н.О.,
при секретаре Балаян Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску заместителя военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление Черноморского флота», войсковой части 80162, командиру войсковой части 80162 о понуждении к совершению определенных действий,
по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 августа 2017 года,
у с т а н о в и л а :
Заместитель военного прокурора 309 военной прокуратуры гарнизона обратился в суд с вышеуказанным иском о возложении обязанности организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест войсковой части 80162: начальника группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; техника группы связи (дальней) отделения связи - 2 ед.; электромонтёра устройств сигнализации, централизации, блокировки средств связи группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; кабельщика-спайщика группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.
Требования мотивированы тем, что военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 80162 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, по результатам которой установлены рабочие места лиц гражданского персонала части, в отношении которых в нарушение требований действующего законодательства не проведена специальная оценка условий труда.
Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 августа 2017 года исковые требования удовлетворены.
Обязаны Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное казенное учреждение «Управление Черноморского флота», войсковая часть 80162 в лице командира войсковой части 80162 в трехмесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу организовать и провести специальную оценку условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда в отношении рабочих мест войсковой части 80162: начальника группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; техника группы связи (дальней) отделения связи - 2 ед.; электромонтёра устройств сигнализации, централизации, блокировки средств связи группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; кабельщика-спайщика группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.
В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение по делу, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение по делу, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам по делу, неправильное применение норм материального права.
Указывает, что в материалах дела отсутствуют факты обращения граждан о нарушении их прав, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
В судебном заседании представители Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казенного учреждения «Управление Черноморского флота», войсковой части 80162 и командира войсковой части 80162 поддержали апелляционную жалобу, по мотивам, изложенным в ней.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, сведения о причинах неявки суду неизвестны.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия приходит к следующему.
Абзацем 10 части 2 ст. 212 ТК РФ предусмотрено, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон № 426-ФЗ).
Согласно части 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
В силу частей 1, 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ, обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
Согласно пункту 1 части 1 и части 2 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, внеплановая специальная оценка условий труда в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест должна проводиться в течение двенадцати месяцев со дня организации нового рабочего места.
В соответствии с частью 4 ст. 4 Федерального закона от 14 октября 2014 г. №299-ФЗ «Об особенностях применения отдельных положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», если в отношении рабочих мест у работодателей, осуществляющих деятельность на территории Республики Крым и территории города федерального значения Севастополя, не была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, с 1 января 2015 года в отношении таких рабочих мест проводится специальная оценка условий труда.
Рассмотрением дела установлено, что войсковая часть 80162 сформирована на основании директивы Министерства обороны Российской Федерации от 31 марта 2014 года №Д-011, указаний Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации от 31 марта 2014 года №314/4/0384, директивы командующего войсками Южного военного округа от 11 апреля 2014 года №04, директивы командующего Черноморским Флотом от 16 апреля 2014 года №ДК-06 с 1 апреля 2014 года войсковая часть 80162 включена в состав Черноморского флата (л.д. 5).
Военной прокуратурой проведена проверка исполнения должностными лицами войсковой части 80162 требований трудового законодательства в части организации и проведения специальной оценки условий труда, что усматривается из материалов дела и не оспаривалось сторонами.
В отношении гражданского персонала командир войсковой части 80162 является работодателем с 25 июня 2014 года. С этого времени введены в эксплуатацию вновь организованные рабочие места лиц гражданского персонала (работников) войсковой части 80162, в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда, а именно: начальника группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; техника группы связи (дальней) отделения связи - 2 ед.; электромонтёра устройств сигнализации, централизации, блокировки средств связи группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; кабелыцика-спайщика группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.
Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работника достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
Кроме того, отсутствие специальной оценки условий труда может лишить работника, работающего в войсковой части, уволенного, либо вновь принятого на получение дополнительных льгот, связанных с опасными условиями труда.
В соответствии с пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации № 3910 от 29.12.2012 г. «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации в отношении работников воинских частей в соответствии со ст. 20 ТК РФ являются, в том числе, командиры воинских частей в отношении работников - подчиненных воинских частей.
Вместе с тем, Министерство обороны Российской Федерации для исполнения некоторых своих функций, в частности, для реализации обеспечения поддержания постоянной боевой и мобилизационной готовности формирований военного округа и подразделений, не входящих в его состав, но состоящих при нем на обеспечении, и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, создало ФКУ «Управление Черноморского флота» и делегировало созданному учреждению часть своих полномочий.
Указанные действия произведены в соответствии с перечисленными нормами закона с учетом специфики правоотношений в сфере военного управления.
В силу пункта 28 Типового общего положения о Федеральном казенном учреждении Управление объединения (управление соединения, воинская часть) Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29.07.2011 г. № 1290, учреждение имеет право: заключать от имени Российской Федерации государственные контракты, иные договоры, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств с учетом принятых и неисполненных обязательств; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации; осуществлять иные права по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 18 Положения о ФКУ «Управление Черноморского флота», утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.12.2014 г. № 902, учреждение создано для обеспечения постоянной боевой и мобилизационной готовности Черноморского флота и осуществления управленческих, обеспечивающих и иных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соответственно, обязанность по исполнению запроса командира войсковой части 80162 о размещении заказа на выделение денежных средств на проведение специальной оценки условий труда в войсковой части путем заключения государственного контракта и оплата указанных услуг лежит на ФКУ «Управление Черноморского флота» как на юридическом лице, на которое такая обязанность прямо возложена Министром обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о ФКУ «Управление Черноморского флота».
В соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г., Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Согласно пункту 45 данного Положения, Министерство обороны Российской Федерации организует оперативное, техническое, тыловое и финансовое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации.
Следовательно, провести специальную оценку условий труда рабочих мест войсковой части 80162 возможно только при выполнении каждым из ответчиков возложенных на него функций, в том числе по финансированию необходимых расходов, которое должно осуществить Министерство обороны Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования военного прокурора, обязав всех ответчиков, в том числе Министерство обороны Российской Федерации, организовать и провести в войсковой части 80162 специальную оценку условий труда в отношении рабочих мест начальника группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; техника группы связи (дальней) отделения связи - 2 ед.; электромонтёра устройств сигнализации, централизации, блокировки средств связи группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; кабелыцика-спайщика группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
Предъявление данного иска военным прокурором не противоречит требованиям части 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», поскольку исковые требования направлены на защиту прав и законных интересов значительного числа лиц, которые могут осуществлять трудовую деятельность в войсковой части 80162 на должностях начальника группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; техника группы связи (дальней) отделения связи - 2 ед.; электромонтёра устройств сигнализации, централизации, блокировки средств связи группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед.; кабелыцика-спайщика группы связи (дальней) отделения связи - 1 ед., в отношении которых не проведена специальная оценка условий труда.
Положения части 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ о поэтапном проведении специальной оценки условий труда до 31 декабря 2018 г. в силу части 4 данной статьи не распространяется на вновь созданные рабочие места, в отношении которых не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда в соответствии с ранее действующим законодательством.
Учитывая, что ответчики не проводили аттестацию рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами, действовавшими до дня вступления в силу Федерального закона N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и не производили специальную оценку условий труда в соответствии с названным законом, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права и по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств и представленных в материалы дела доказательств.
Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела и постановил законное и обоснованное решение, нарушений норм материального права и процессуального закона не допущено, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного решения по доводам жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 17 августа 2017 года оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи