Дело 12-730/2024
Р Е Ш Е Н И Е
18 октября 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Советского районного суда г. Улан-Удэ Норбоева Б.Ж., при секретаре Бальжинимаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. на постановление заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от10.09.2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 10.09.2024 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000,00 рублей.
На данное постановление представителем Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборковым Б.С-Ж. принесена жалоба, в которой он просит постановление ...-АП от 10.09.2024 года отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия прекратить за отсутствием в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В обоснование доводов жалобы указано, что решением Советского районного суда г. Улан-Удэ от 29.04.2021 года удовлетворены исковые требования ФИО4 к Министерству об обеспечении благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма. 20.12.2021 года судебным приставом - исполнителем УФССП по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство ...-ИП. Министерство самостоятельно не распоряжается денежными бюджетными средствами, не предусмотренными для данных целей решением о бюджете. Решение суда не исполнено по причине отсутствия в республике сформированного специализированного жилищного фонда, отсутствия свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда, которые могли быть предоставлены детям - сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, в том числе ФИО4Решение суда не было исполнено по обстоятельствам, не зависящим от должника, вина Министерства как должника в исполнительном производстве внеисполнении решения суда в пользу взыскателя ФИО4 отсутствует. Решения о признании Министерства виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ и назначении штрафа затрагивает интересы и права лиц из числа детей-сирот, оттягивая на неопределенный срок предоставление сертификата и исполнение решений судов.
Представители Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Представители Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставовв судебное заседание не явились, надлежаще извещены.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом являются задачами производства по делам об административных правонарушениях.
Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для привлечения Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что с 00 часов 01 минут 29.06.2024 г. по 23 часа 59 минут 04.09.2024 г. должник Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия не исполнило требования исполнительного документа неимущественного характера, установленный постановлением о назначении нового срокаисполнения от 23.05.2024 г., а именно не предоставило ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ – неисполнение должником, содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Указанные обстоятельства подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 05.09.2024 г., исполнительным листом ФС ... от 15.11.2021 г., постановлением о возбуждении исполнительного производства от 20.12.2021 г. в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в пользу взыскателя ФИО4; постановлением о взыскании исполнительского сбора от 25.01.2022 г.; постановлением от 23.05.2024 г. о назначении нового срока исполнения, копиями материалов исполнительного производства ...-ИП.
Собранные по делу доказательства должностным лицом были оценены в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении в соответствии с требованиямист. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяются положениями Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с частью 11 статьи 30 названного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 данного закона.
Из материалов дела следует, что 20.12.2021 г. ведущим судебным приставом-исполнителем ОСП по ВАП по г. Улан-Удэ УФССП России по Республике Бурятия возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в пользу взыскателя ФИО4 с предметом исполнения:обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО4 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм взамен непригодных для проживания.
Копия постановления от 20.12.2021 г. направлена в адрес должника посредством почтовой связи 27.12.2021 г.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Частью 2 указанной статьи установлено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения.
Поскольку исполнительный документ должником в срок, установленный для добровольного исполнения, не исполнен, 25.01.2022 года ведущим судебным приставом - исполнителем ОСП по ВАП УФССП по РБ вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. и установлен новый срок для исполнения - до 26.02.2022 года.
23.05.2024 г. судебным приставом-исполнителем СОСП по Республике Бурятия в отношении должника Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия вынесено постановление о назначении нового срока исполнения, согласно которому должнику установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 28.06.2024 г.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается, что Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, являясь должником по возбужденному 20.12.2021 г. исполнительному производству ...-ИП не исполнило требование, содержащееся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и установлении нового срока исполнения.
Таким образом, бездействие Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Действия Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ должностным лицом СОСП по Республике Бурятия квалифицированыверно, в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами КоАП РФ и законодательства об исполнительном производстве, нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Неустранимых сомнений в виновности Министерства в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не установлено, решение суда до настоящего времени не исполнено и не оспаривается должником.
Оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, исходя из принципа справедливости и неотвратимости наказания, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, поскольку постановление должностным лицом вынесено законно и обоснованно с соблюдением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд приходит к выводу о том, что у должника имелась возможность для принятия всех зависящих от него мер по исполнению требований исполнительного документа, однако данным лицом не были предприняты все необходимые и достаточные меры по исполнению указанных в нем требований, каких-либо доказательств обратного суду не представлено и к жалобе не приложено.
Доводы жалобы о том, что осуществление полномочий Министерства социальной защиты населения РБ зависит от формирования Министерством строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ специализированного жилищного фонда и от порядка взаимодействия исполнительных органов власти, не свидетельствуют об отсутствии в действиях указанного лица состава вмененного административного правонарушения.
Согласно статье 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. При этом право носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В соответствии с п.п. 3, 4, 5 п. 3.21 Положения «О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия», утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 № 88,Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия организует:
3) формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений;
4) управление специализированным жилищным фондом Республики Бурятия для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в части предоставления на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещенийпо договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, принятия решения о заключении с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма по окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания им содействия в преодолении трудной жизненной ситуации;
5) предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений по договорам безвозмездного пользования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, при отсутствии жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Согласно абз. 3 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из материалов исполнительного производства следует, что должником по указанному производству является Министерство социальной защиты населения РБ, в отношении которого судом вынесено решение и выдан исполнительный документ, согласно которому на Министерство возложена обязанность неимущественного характера. В рамках возбужденного исполнительного производства Министерством представлена лишь информация по исполнительному производству, со ссылкой на переписку с органами исполнительной власти Республики Бурятия, с органами государственной власти Российской Федерации, относительно выделения дополнительного финансирования. В рамках названного исполнительного производства должником не представлено каких-либо доказательств принятых ими мер по исполнению требований судебного пристава-исполнителя об исполнения исполнительного документа, в связи с чем Министерство обоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы должностного лица, в материалы дела заявителем не представлено.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено привлекаемому юридическому лицу в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.Срок давности и порядок привлечения к административной ответственности соблюдены.
При таких обстоятельствах жалоба представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Хоборкова Б.С-Ж. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление заместителя начальника отделения –заместителя старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления Федеральной службы судебных приставов Жарковой О.А. от 10.09.2024 года о привлечении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ оставить без изменения, жалобу представителя Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенностиХоборкова Б.С-Ж. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение десяти дней со дня получения копии решения через Советский районный суд гор. Улан-Удэ.
Судья Б.Ж. Норбоева