РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 октября 2022 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Лебедевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1660/2022 по исковому заявлению прокурора ЯНАО, действующего в интересах Силуяновой Н,И, к УМВД России и по ЯНАО, МВД России о признании за Силуяновой Н.И. права на получение пособия на погребение, взыскании денежной компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЯНАО, действуя в интересах ФИО2, обратился в суд с иском к УМВД России и по ЯНАО, с учетом заявления об уточнении исковых требований от 03.10.2022, о признании за ФИО2 право на получение пособия на погребение супруга ФИО4, взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В обоснование иска указано, что в ходе проверки установлено, что ФИО4 уволен с должности «старший инспектор-дежурный отдельной роты ДПС ГАИ ОВД <адрес>» и получал пенсию в УМВД России по ЯНАО в период с <дата> по <дата>. Размер пенсии на дату смерти составлял 39 432 рубля 66 копеек. В УМВД России по ЯНАО <дата> поступило заявление ФИО2 о выплате пособия на погребение ее мужа ФИО4, являвшегося пенсионером органов внутренних дел. К заявлению были приложены справка о смерти от <дата> № и копия свидетельства о смерти от <дата>. В письме УМВД России по ЯНАО от <дата> исх. 74/11-2490 было сообщено, о возврате Силуяновой Н.И. пакета документов, а также дано разъяснение законодательства. Сведения о результате рассмотрения заявления указанное письмо фактически не содержит. Кроме того, письмо заявителю не поступило, приложенные к заявлению документы Силуяновой Н.И. фактически не возвращены. Представленные заявителем справка о смерти и свидетельство о смерти, оформленные Отделом записи актов гражданского состояния Новополоцкого городского исполнительного комитета Республики Беларусь, содержат аналогичный объем сведений, что и справка о смерти формы №, позволяющий идентифицировать умершего. Смерть ФИО4 наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, в связи с чем зарегистрирована уполномоченными на то органами иностранного государства, а не органами ЗАГС Российской Федерации или Консульским учреждением Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от <дата> № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Указанное подтверждено свидетельством о смерти от <дата> и справкой Отдела записи актов гражданского состояния Новополоцкого городского исполнительного комитета <адрес> Республики Беларусь о смерти от <дата> № из которых следует, что ФИО4 умер <дата>, о чем совершена запись акта о смерти №. Отсутствие справки о смерти формы №, установленной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от <дата> №, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, поскольку факт государственной регистрации акта о смерти зафиксирован соответствующими справкой и свидетельством. Постановление № не содержит указания на необходимость предоставления справки и свидетельства о смерти, выданные уполномоченными органами именно Российской Федерации. В соответствии со ст. 13 «Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (заключена в <адрес> <дата>) документы, которые на территории одной из договаривающихся Сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены гербовой печатью, принимаются на территориях других договаривающихся Сторон без какого-либо специального удостоверения. Документы, которые на территории одной из договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные документы, пользуются на территориях других договаривающихся Сторон доказательной силой официальных документов. При наличии факта смерти пенсионера органов внутренних дел пособие на погребение до настоящего времени не выплачено, что лишает ФИО2 предусмотренной законом меры поддержки в качестве члена семьи умершего. Прокуратурой ЯНАО <дата> начальнику УМВД России по ЯНАО внесено представление по изложенным фактам, которое рассмотрено, однако фактически мер к выплате пособия на погребение не принято. При рассмотрении в суде настоящего искового заявления от материального истца ФИО2 <дата> поступило заявление, в котором она указывает на фактическое получение пособия на погребение пенсионера МВД России ФИО4 в размере 118 297 рублей 98 копеек, что свидетельствует об исполнении требований прокурора о выплате пособия, в добровольном порядке. УМВД России по ЯНАО фактически отрицают наличие права на получение данного пособия у Силуяновой Н.И., что требует признания данного права в судебном порядке, в соответствии с абз. 1 ст. 12 ГК РФ
В судебном заседании начальник гражданско-судебного отдела Еремин О.Г. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований иска, с учетом заявления от 03.10.2022, выступил по доводам, приведенным в иске и в заявлении.
Силуянова Н.И. в судебном заседании участия не принимала, извещена.
Представитель ответчиков Михайлов В.А., действующий на основании доверенностей, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований иска, выступил по доводам, приведенным в отзыве.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Силуянова Н.И. является вдовой ФИО4, при жизни получавшего пенсию по линии УМВД России по ЯНАО, умершего <дата> на территории Республики Беларусь, о чем территориальным отделом Записи актов гражданского состояния Новополоцкого горисполкома Республики Беларусь <дата> выданы справка о смерти и свидетельство о смерти.
ФИО2 <дата> обратилась в УМВД России по ЯНАО с заявлением о выплате пособия на погребение ее мужа ФИО4, являющегося пенсионером органов внутренних дел, с приложением справки о смерти от <дата> № и копии свидетельства о смерти от <дата>, однако письмом от <дата> исх. № ей сообщено о невозможности выплатить пособие на погребение в связи с не предоставлением справки о смерти супруга установленной формы, а именно формы № Приказа Минюста России №, все ранее направленные документы с указанным письмом были возвращены по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.21 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации и членов их семей выплачивать членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Статьей 5 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» определено, что государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят Консульские учреждения Российской Федерации.
Согласно п.15 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом МВД РФ от 31.12.2002 №1272, факт гибели (смерти) сотрудников, курсантов и слушателей учебных заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации удостоверяется медицинским работником с выдачей "Медицинского свидетельства о смерти". На основании этого документа регистрация смерти осуществляется в органах ЗАГС. В случае наступления гибели (смерти) на территориях других государств смерть регистрируется в консульских учреждениях. Этими учреждениями выдаются свидетельство о смерти погибшего (умершего) и справка о смерти для получения ритуального пособия по установленной форме.
В силу п.3 ст.76 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.
Таким образом, государственная регистрация смерти пенсионера органов внутренних дел за пределами территории Российской Федерации, производится консульским учреждением Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что смерть пенсионера ФИО4 зарегистрирована территориальным отделом Записи актов гражданского состояния Новополоцкого горисполкома Республики Беларусь, о чем <дата> выданы справка о смерти и свидетельство о смерти.
В соответствии с п.2 ст.10 Федерального закона от 12 января 1996года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.
Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» формы записей актов гражданского состояния, формы бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, формы иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, формы заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, а также правила их заполнения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Приказом Минюста России от 01.10.2018 № 200 (ред. от 06.08.2021) «Об утверждении форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, и Правил заполнения форм справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния» - Форма № 11, которая выдается органом записи актов гражданского состояния в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.
Таким образом, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме №, которая признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.
Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку Формы № действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрена.
На основании вышеизложенного, анализа приведенных норм права, пояснений участников процесса, представленных письменных доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о правомерности содержания письма ответчика от 16.12.2021 исх. №, поскольку предоставленные Силуяновой Н.И. в УМВД России по ЯНАО с заявлением о выплате пособия на погребение документы не могли являться в соответствии с действующим законодательством основанием для назначения и выплаты пособия на погребение. Сведений об обращении Силуяновой Н.И. в Консульский отдел Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь за выдачей справки установленной формы либо невозможности получения данной справки в Консульском учреждении Российской Федерации, суду не представлено.
Доводы прокурора о том, что представленные Силуяновой Н.И. свидетельство о смерти и справка о регистрации акта смерти, выданные территориальным отделом Записи актов гражданского состояния Новополоцкого горисполкома Республики Беларусь, фактически имеют юридическую силу на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии у Силуяновой Н.И. права на получение пособия, поскольку данные документы подтверждают факт смерти, однако не соответствуют условиям реализации права на получение пособия, установленным законодательством Российской Федерации.
Доводы прокурора о том, что в возникших правоотношениях применима Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, принятой 22.01.1993 в г.Минске, суд находит необоснованными, поскольку ст.13 обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан данной Конвенцией не предусмотрено.
В п.3 Постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 № «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Между тем, как правильно неоднократно указал представитель ответчика, международных договоров между Российской Федерации и Республикой Беларусь о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплаты пособия на погребение умерших пенсионеров органов внутренних дел, не имеется.
Установлено, что в результате согласования вопроса выплаты пособия на погребение Силуянова Г.И., при тех обстоятельствах, которые установлены судом и приведены прокурором в иске, Договорно-правовым департаментом МВД России, Департаментом по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий, Контрольно-ревизионным управлением и Управлением международного сотрудничества МВД России, все же принято решение произвести выплату пособия на погребение, о чем 03.06.2022 было сообщено начальнику УМВД России по ЯНАО.
19.09.2022 от Силуяновой Н.И. поступило заявление, согласно которому последняя получила пособие на погребение своего супруга в размере 118 297 рублей 98 коп, что подтверждается платежным поручением УМВД России по ЯНАО от 18.08.2022, справкой ПАО «Сбербанк» от 09.09.2022 №С-исх/1840.
При установленных обстоятельствах и приведенных нормах права, требования иска прокурора, в части признания за Силуяновой Н.И. права на получение пособия на погребение супруга ФИО4, удовлетворению не подлежат, более того, суд обращает внимание на то, что любое право принадлежащее в силу закона, не подлежит признанию в суде, для его же реализации необходимо выполнение определенных требований и условий, установленных действующими нормативно правовыми актами.
В силу абз. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Такой способ защиты права как денежная компенсация морального предусмотрена законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от таких действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Бремя доказывания заявленных требований, и, соответственно, обстоятельств, заявленных в их обоснование, согласно ст. 56 ГПК РФ лежит на истце.
Согласно п. 2 ст. 1099 ГК РФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, моральный вред, причиненный нарушением имущественных прав, подлежит компенсации лишь в случаях, прямо указанных в законе.
Правоотношения по причинению ущерба полностью охватываются положениями ст. 1069 ГК РФ об обязательствах по возмещению вреда, возникающих в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.
Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со ст. 1069 ГК РФ являются: наступление вреда, противоправное поведение причинителя вреда, причинная связь между наступившим вредом и противоправным поведением причинителя вреда, вина причинителя вреда.
В настоящем деле не были предметом оспаривания незаконность действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, суд рассматривал спор исключительно по заявленным требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Требование о компенсации морального вреда, вытекающее из нарушения имущественных прав Силуяновой Н.И., возможность взыскания которого не предусмотрена законом, не подлежит удовлетворению.
По иным основаниям требование о компенсации морального вреда Силуяновой Н.И. к ответчикам не заявлено (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ). При установленных обстоятельствах и приведенных нормах права, требования иска прокурора о взыскании денежной компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░,░, ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░, ░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░