Судья Берегова С.В. |
№ 33а-552/2021 10RS0004-01-2020-001488-87 2а-939/2020 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04.03.2021 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судейКудряшовой Е.П., Соляникова Р.В.
при секретареСафоновой М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе судебного пристава-исполнителя на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 17.11.2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Агентство Финансового Контроля»об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя ОСП по Кондопожскому району УФССП России по Республике Карелия.
Заслушав докладпредседательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Агентство Финансового Контроля» (далее – ООО «АФК», взыскатель, общество) обратилосьс административным искомпо тем основаниям, что общество является взыскателем по исполнительному производству №(...) о взыскании с Галушко В.В. задолженности по договору займа, возбужденному 05.06.2020. Об окончании указанного исполнительного производства по основаниям, предусмотренным п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон №229-ФЗ),взыскатель узнал из информации, размещенной в сервисе «Банк данных исполнительных производств», 14.10.2020, на дату составления административного иска (15.10.2020) исполнительный документ и постановление об окончании исполнительного производства обществом не получены.Полагая, что ненаправление указанных документов нарушает право общества на повторное предъявление исполнительного документа к исполнению и полное исполнение требований, содержащихся в нем, ООО «АФК» просило суд признать бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Кондопожскому району УФССП России по Республике КарелияВасильевой А.А., выразившееся в несоблюдении установленного ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ срока направления копии постановления об окончании исполнительногопроизводства с оригиналом исполнительного документа взыскателю, незаконным, обязать судебного пристава-исполнителя направить в адрес ООО «АФК» указанные документы, а в случае невозможности их направления обязать УФССП России по Республике Карелия организовать работу по его восстановлению в соответствии с приказом ФССП России от 28.09.2015 №455 «Об утверждении Положения об организации работы по восстановлению утраченных исполнительных документов, исполнительных производств либо отдельных документов, находившихся в составе исполнительных производств».
Решением суда административное исковое заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по Кондопожскому району УФССП России по Республике Карелия Васильевой А.А., выраженное в неисполнении обязанности своевременного направления копии постановления об окончании исполнительного производства №(...) и исполнительного документа в адрес взыскателя. В удовлетворении остальной части требований отказано.
С принятым судебным постановлением не согласен судебный пристав-исполнитель Васильева А.А., в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам административного дела. Считает, что несвоевременным направлением копии постановления об окончании исполнительного производства и оригинала исполнительного документа право взыскателя на обжалование постановления об окончании исполнительного производства не нарушено, поскольку решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от 30.11.2020 по делу №(...) оно признано законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела с учетом положений п.1 ст.165.1 ГК РФ извещены надлежащим образом.
Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующему.
Установлено, что (...) 02.11.2011 вынесен судебный приказ о взыскании с Галушко В.В. задолженности по договору займа в размере 26500 руб., судебных расходов по оплате государственной пошлины в пользу (...) (вступил в законную силу 21.11.2011).
Определением (...) от 29.06.2015, вступившим в законную силу 14.07.2015, произведена замена взыскателя по судебному приказу на ООО «Агентство Финансового Контроля» и восстановлен срок для его предъявления к исполнению. Указанный исполнительный документ неоднократно предъявлялся к исполнению.
На основании исполнительного документа 05.06.2020 возбуждено исполнительное производство №(...), впоследствии оконченное 16.09.2020 на основании п.4 ч.1 ст.46 Федерального закона №229-ФЗ (исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными). Копия постановления об окончании и возвращении исполнительного документа от 16.09.2020 направлена взыскателю 06.10.2020, что подтверждается списком внутренних почтовых отправлений ((...)).
Предметом спора является бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в несоблюдении установленного ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ срока направления копии постановления об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа взыскателю.
Частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении прав взыскателя на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства, на своевременное обжалование постановления об окончании исполнительного производства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции в силу следующего.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст.2 Федерального закона №229-ФЗ).
Исходя из ст.4 названного Федерального закона, исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «Об органах принудительного исполнения Российской Федерации»в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом«Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Пунктом 4 ч.1, ч.ч.3-5 ст.46 Федерального закона №229-ФЗ регламентировано, что исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателюесли у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа.
Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного ст.21 настоящего Федерального закона.
В случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с п.4 ч.1 настоящей статьи взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в ч.ч.1, 3, 4 и 7 ст.21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.
Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст.46 настоящего Федерального закона.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются взыскателю и должнику (п.3 ч.1, п.1 ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ).
Пунктом п.15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
Из анализа материалов дела следует, что копия постановления об окончании исполнительного производства от 16.09.2020 и исполнительный документ направлены взыскателю с нарушением установленного ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ срока.
Окончание исполнительного производства влечет прекращение осуществления судебным приставом-исполнителем действий по принудительному исполнению исполнительного документа. Следовательно, неуведомление взыскателя об окончании исполнительного производства лишает последнего права на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства.
Доказательств уважительности причин направления указанных документов с нарушением срока судебным приставом-исполнителем в материалы дела не представлено. Само по себе направление копии постановления и исполнительного документа с значительным нарушением установленного ч.6 ст.47 Федерального закона №229-ФЗ срока (13 рабочих дней) не свидетельствует о наличии оснований для отмены состоявшегося по делу судебного постановления, не подтверждает нарушений судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Доводы апелляционной жалобы не освобождают судебного пристава-исполнителя от установленной законом обязанности по своевременному информированию взыскателя об окончании исполнительного производства. Факт обжалования административным истцом постановления об окончании исполнительного производства от 16.09.2020 не свидетельствует об отсутствии нарушения прав взыскателя на получение достоверной и своевременной информации о ходе исполнительного производства.
С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных ст.310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст.309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 17.11.2020по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу судебного пристава-исполнителя - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.
Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи