Решение по делу № 33-1822/2024 от 02.02.2024

Судья Гусельникова М.А. Дело №33-1822/2024 (№2-587/2023)

УИД 22RS0051-01-2023-000621-42

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 февраля 2024 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Белодеденко И.Г.,

судей      Ильиной Ю.В., Амана А.Я.,

при секретаре      Тенгерековой Л.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Каскад» на решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2023 года по делу

по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Каскад», <адрес> Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета <адрес>, Администрации Староперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Луговского сельсовета <адрес>, Администрации Курочкинского сельсовета <адрес>, Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, Администрации Новоозерского сельсовета <адрес>, Администрации Озерского сельсовета <адрес>, Администрации Среднесибирского сельсовета <адрес> о возложении обязанностей соблюдения требований пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:    

<адрес> Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Каскад» (далее – ООО «Каскад»), просил обязать ответчика обеспечить надлежащее техническое функционирование, обслуживание и содержание в исправном состоянии пожарных гидрантов, находящихся в границах их эксплуатационной ответственности, расположенных на территории <адрес> Алтайского края и установить указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения -пожарным гидрантам.

После неоднократного уточнения исковых требований, прокурор <адрес> Алтайского края заявил их к ООО «Каскад», <адрес> Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета <адрес>, Администрации Староперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Луговского сельсовета <адрес>, Администрации Курочкинского сельсовета <адрес>, Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, Администрации Новоозерского сельсовета <адрес>, Администрации Озерского сельсовета <адрес>, Администрации Среднесибирского сельсовета <адрес>, просил возложить на ответчиков обязанность в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015 установить до ДД.ММ.ГГ указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения – к 112 пожарным гидрантам, к которым согласно акту проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, указатели отсутствуют.

В обоснование исковых требований указано, что <адрес> на основании заключенного концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГ передала в ООО «Каскад» сети водоснабжения, на которых установлены пожарные гидранты. При этом пожарные гидранты, водонапорные башни как неотъемлемая и составная часть сетей водоснабжения также переданы в ООО «Каскад» вместе с сетями водоснабжения в составе сложной вещи.

Согласно акту приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГ на территории р.<адрес> произведено строительство водозаборных сооружений и водопроводных сетей, в том числе и 48 гидрантов.

Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственником возведенных сооружений является муниципальное образование <адрес>.

Данные сооружения переданы <адрес> Алтайского края по договору аренды *** от ДД.ММ.ГГ ООО «Каскад».

В результате проведенной прокуратурой <адрес> проверки по соблюдению пожарной безопасности на территории <адрес> Алтайского края установлено, что 41 населенный пункт, одна территория организации отдыха детей и три территории садоводства и огородничества, расположенные на территории района, подвержены лесным и природным пожарам.

Исходя из действующих требований свода правил «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности», гидрант предполагает его закрепленность на установленном месте водопровода, неразрывное соединение со статичным потенциальным источником водоснабжения, что позволяет характеризовать гидранты как составные части сети водоснабжения, не отделимые от нее. Пожарные гидранты не являются самостоятельными объектами, а входят в состав сложной вещи – водопроводной сети, как принадлежность главной вещи, связанной с ней общим назначением, функционирование указанных объектов отдельно от водопроводной сети без обеспечения подачи воды невозможно.

Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их местоположения.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден паспорт муниципальной программы «Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Защита населения им территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес> на 2021-2025 годы». Задачами указанной программы являются, в том числе, обеспечение эффективности предупреждения и ликвидации пожаров в районе, обеспечение защиты населения и территорий от пожаров.

Согласно акту проверки состояния источников противопожарного водоснабжения от ДД.ММ.ГГ, на территории района проведена инвентаризация и проверка состояния пожарных гидрантов, пожарных водоемов, водонапорных башен, скважин, в ходе которой установлено, что на учете в <адрес> состоит 124 пожарных гидранта. К 112 гидрантам отсутствуют указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения.

Наличие на территории района неисправных гидрантов, входящих в единую систему водоснабжения, а также отсутствие указателей о направлении движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения создают опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц на пожарную безопасность на территории <адрес>, которая подвержена лесным и ландшафтным пожарам.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора <адрес> Алтайского края с настоящим иском в суд.

Решением Тальменского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора <адрес> Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Каскад», <адрес> Алтайского края, Администрации Тальменского поссовета <адрес>, Администрации Староперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Луговского сельсовета <адрес>, Администрации Курочкинского сельсовета <адрес>, Администрации Новоперуновского сельсовета <адрес>, Администрации Новотроицкого сельсовета <адрес>, Администрации Новоозерского сельсовета <адрес>, Администрации Озерского сельсовета <адрес>, Администрации Среднесибирского сельсовета <адрес> о возложении обязанностей соблюдения требований пожарной безопасности удовлетворены частично.

На ООО «Каскад» возложена обязанность в соответствии с ГОСТ 12.4.026-2015, установить до ДД.ММ.ГГ указатели о направлении движения к источникам противопожарного водоснабжения – к 112 пожарным гидрантам, к которым согласно акту проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ указатели отсутствуют.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «Каскад» просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований к ООО «Каскад».

В жалобе ответчик указывает, что судом первой инстанции нарушены нормы материального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Собственником сети водопровода с пожарными гидрантами, расположенного на территории <адрес> Алтайского края, является муниципальное образование «<адрес>» в лице <адрес>. Администрация, как лицо, уполномоченное распоряжаться имуществом муниципального образования, ответственно за исправное состояние в том числе пожарных гидрантов.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГ *** утвержден паспорт муниципальной программы «Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Защита населения им территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес> на 2021-2025 годы». Общий объем финансирования программы составил 10 703 000 руб. Основным источником финансирования мероприятий указанной программы являются средства бюджета <адрес> Алтайского края и внебюджетные средства. Как указывает ответчик в жалобе, он не является участником программы (подпрограммы), в соисполнителях и участниках программы не значится. Несмотря на это, <адрес> Алтайского края без согласования с ООО «Каскад» включила указанное юридическое лицо в перечень мероприятий «Текущее содержание, ремонт, восстановление, установка пожарных гидрантов, водонапорных башен для целей пожаротушения на территории района». При этом общая сумма финансирования составила 1 875 руб., источники финансирования – внебюджетные средства, кто является источником внебюджетных средств, в программе не указано, при рассмотрении дела судом первой инстанции данный вопрос также не выяснен. Также в материалы дела <адрес> Алтайского края не представлено документов, подтверждающих, что ООО «Каскад» давало согласие на участие в указанной программе и софинансирование, хотя данный вопрос ставился при рассмотрении дела судом первой инстанции.

В концессионном соглашении не прописано возложение на ООО «Каскад» обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, таким образом, ответчик полагает, что требования по установке указателей к пожарным гидрантам возможны в рамках выполнения муниципальной программы «Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне. Защита населения им территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес> на 2021-2025 годы».

В рамках реализации нацпроекта «Чистая вода» построен новый водозаборный и очистительный комплекс, заказчиком которого являлась <адрес> Алтайского края. Ответчик полагает, что установка указателей должна быть осуществлена в рамках указанного проекта при монтаже пожарного гидранта, как обязательное мероприятие.

Кроме того, по договору аренды от ДД.ММ.ГГ *** ООО «Каскад» не принимал на себя обязательств по техническому обслуживанию противопожарного оборудования, его монтажу, либо установке. Также по условиям концессионного соглашения ООО «Каскад» не принимал на себя обязательств по обеспечению пожарной безопасности.

Комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоснабжения, на который имеется ссылка в решении суда, предназначен для абонентов, с которыми заключены договоры на оказание услуг. Гидранты предназначены для пожаротушения, а не для водоснабжения. Исторически балансовая принадлежность гидрантов (сетей) относилась к <адрес> Алтайского края, которая в первую очередь обеспечивала меры по пожарной безопасности.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции процессуальный истец – прокурор Дуброва Я.С. просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав процессуального истца, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Согласно ст.3 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В населенных пунктах и на производственных объектах в соответствии с Техническим регламентом должны предусматриваться источники наружного противопожарного водоснабжения (п. 4.1 СП 8.13130).

К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся, в том числе и централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод). Территории населенных пунктов должны быть оборудованы наружным противопожарным водопроводом, обеспечивающим требуемый расход воды на пожаротушение зданий и сооружений. При этом расстановка пожарных гидрантов на водопроводной сети должна обеспечивать пожаротушение любого обслуживаемого данной сетью здания и сооружения (ч.1, ч.2, ч.3 ст.68 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары (ч.2 ст.62 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Согласно п.48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружного противопожарного водоснабжения, находящегося в зоне эксплуатационной ответственности организации, и организует проведение проверок на водоотдачу не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.

Направление движения к источникам наружного противопожарного водоснабжения обозначается указателями со светоотражающей поверхностью либо световыми указателями, подключенными к сети электроснабжения и включенными в ночное время или постоянно, с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

Данными Правилами к источникам наружного противопожарного водоснабжения отнесены пожарные гидранты, искусственные пожарные водоемы, реки, озера, пруды, бассейны, градирни и др.

Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из водопроводной сети для тушения пожара (п. 3.9. СП 8.13130).

Пунктом 75 Правил противопожарного режима предусмотрено, что органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.

Согласно ГОСТ 12.4.026-2015 у мест нахождения подземных пожарных гидрантов. На знаке должны быть цифры, обозначающие расстояние от знака до гидранта, м.

В соответствии с п.34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 10.10.2023) организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана в том числе: обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации; обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов или нанесение на видные места информации о расположении пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства.

Противопожарный водопровод должен предусматриваться в населенных пунктах, на объектах народного хозяйства и, как правило, объединяться с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (пункт 2.11. СНиП 2.04.02-84. Водоснабжение. Наружные сети и сооружения).

В соответствии с ч.1, ч.2, ч.4.1. ст.3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.

Передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

Объектами концессионного соглашения являются: объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем (п.11 ч.1 ст.4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

В соответствии с п.1 ст.606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т.п.), если иное не предусмотрено договором (п.2 ст.611 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды (п.1 ст.615 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.2 ст.616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, в результате проведенной прокуратурой <адрес> Алтайского края проверки по соблюдению пожарной безопасности на территории <адрес> Алтайского края установлено, что 41 населенный пункт, одна территория организации отдыха детей и три территории садоводства и огородничества, расположенные на территории района, подвержены лесным и природным пожарам.

ДД.ММ.ГГ между муниципальным образованием <адрес> Алтайского края в лице <адрес> и ООО «Каскад» заключено концессионное соглашение, объектом которого являются объекты коммунального хозяйства – объекты холодного водоснабжения и водоотведения, расположенные на территории муниципального образования <адрес> Алтайского края (п.2.1.согласшения).

По условиям указанного соглашения ООО «Каскад» (концессионер) обязалось за свой счет и за счет привлеченных средств провести реконструкцию (модернизацию), эксплуатацию и обслуживание объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования <адрес> и принадлежащих на праве собственности концеденту (муниципальному образованию <адрес> в лице <адрес> Алтайского края) (п.4.1. соглашения).

Состав, описание и технико-экономические показатели объекта соглашения установлены в разделах 1, 3, 7 приложения к концессионному соглашению. Соглашение вступает в силу с даты подписания действует до ДД.ММ.ГГ.

Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственником водопроводных сетей и объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории <адрес>, переданных по указанному соглашению, является муниципальное образование <адрес>.

Принадлежность вышеуказанного имущества также подтверждается оборотной ведомостью <адрес> Алтайского края, и сторонами по делу не оспаривалась.

Из акта приемки законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГ следует, что на территории р.<адрес> произведено строительство водозаборных сооружений и водопроводных сетей, в том числе и 48 гидрантов.

Выписками из ЕГРН подтверждается, что собственником возведенных сооружений является муниципальное образование <адрес>.

Данные сооружения переданы <адрес> Алтайского края по договору аренды *** от ДД.ММ.ГГ ООО «Каскад».

По условиям указанного договора аренды на арендатора возложена обязанность содержать имущество в порядке, предусмотренном санитарными, техническими, противопожарными нормами и правилами (п.2.2.4. договора).

Из письма 3-го пожарно-спасательного отряда Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Алтайскому краю № ИВ-234-23-67 от 22.11.2022, адресованного главе администрации <адрес> указано, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ совместно с представителями ООО «Каскад» вышеуказанной организацией проведено изучение наружного противопожарного водоснабжения, в результате чего выявлены нарушения, выразившиеся, в том числе, в отсутствии указателей направления движения к пожарным гидрантам, являющимися источниками наружного противопожарного водоснабжения, в р.<адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес>, в <адрес> Алтайского края. Кроме того, указано, что территория района не в полном объеме обеспечена наружным противопожарным водоснабжением. Обслуживание водопроводных сетей производит ООО «Каскад».

Постановлением <адрес> *** от ДД.ММ.ГГ утверждена муниципальная программа «Организация и осуществление мероприятий по гражданское обороне. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах <адрес> на 2021-2025 годы», одной из задач которых является обеспечение защиты населения и территорий от пожаров. Участником программы является, в том числе, ООО «Каскад». Программой предусмотрено, что основным источником финансирования мероприятий Программы являются средства бюджета <адрес> и внебюджетные средства. Одним из мероприятий программы, участником которого является ООО «Каскад», указано текущее содержание, ремонт, восстановление, установка пожарных гидрантов, водонапорных башен для целей пожаротушения на территории района.

Согласно информации <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, на территории <адрес> имеются населенные пункты и территории организаций отдыха детей и их оздоровления, территории садоводства или огородничества, подверженные угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров.

Из акта проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, утвержденного главой <адрес> ДД.ММ.ГГ, следует, что в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ комиссией <адрес> проведена инвентаризация и проверка состояния источников противопожарного водоснабжения, в результате чего установлено, что на учете состоит, в том числе, 137 пожарных гидранта, которые отражены в Реестре источников противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГ.

Из информации главы <адрес> прокурору района от ДД.ММ.ГГ следует, что к источникам наружного противопожарного водоснабжения (далее также –НВП) относятся пожарные резервуары, хозяйственно-питьевой и противопожарный водопровод, т.е. источники централизованного и нецентрализованного водоснабжения, с установленными на них гидрантами, водонапорные башни и т.п. За исправное состояние, своевременное обслуживание и ремонт НВП, находящихся на территории организации, отвечают руководители организаций и правообладатели земельных участков, на которых расположены такие источники. На балансе <адрес> пожарных резервуаров не имеется. Источники централизованного водоснабжения концессионным соглашением переданы ООО «Каскад». В бюджете района денежных средств на содержание источников НВП не заложено. ДД.ММ.ГГ в <адрес> проведено совещание с представителями ГУ МЧС России по Алтайскому краю, ООО «Каскад», на котором обсуждались вопросы состояния источников НВП и пути решения по обеспечению населенных пунктов района источниками НВП. Обращений, требований об устранении нарушений от ГУ МЧС России по Алтайскому краю, в части, касающейся НВП, в <адрес> не поступало. Все поступившие письма носили информационный характер.

В период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ комиссией <адрес> проведена инвентаризация и проверка состояния пожарных гидрантов (ПГ), пожарных водоемов (ПВ), противопожарных скважин (ПС) противопожарного водоснабжения, расположенных на территории <адрес>, по результатам которых составлен акт от ДД.ММ.ГГ (л.д.99-103 том ***).

При рассмотрении дела судом первой инстанции ответчиком ООО «Каскад» пожарные гидранты приведены в исправное состояние, что подтверждается актом проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.

В ходе проверки также установлено, что к 112 пожарным гидрантам, из имеющихся 124 гидрантов, отсутствуют указатели направления движения.

Постановлением <адрес> Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ утвержден реестр источников наружного противопожарного водоснабжения <адрес> Алтайского края, в которых входят, в том числе, пожарные гидранты в количестве 124 штук. Указанным постановлением ответственным должностным лицам поручено организовать работу по выполнению поручений акта проверки состояния источников наружного противопожарного водоснабжения на территории <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГ, одним из зарегистрированных видов деятельности ООО «Каскад» является забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд. ООО «Каскад» имеет лицензию на пользование участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 12,309,310, 210, 606, 611, 615, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации во взаимосвязи с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Приказа Минстроя России от 27.12.2021 N 1016/пр "Об утверждении СП 31.13330.2021 "СНиП 2.04.02-84* Водоснабжение. Наружные сети и сооружения», Приказа Росстандарта от 10.06.2016 N 614-ст о введении в действие "ГОСТ 12.4.026-2015. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний", оценив представленные доказательства, установив, что пожарные гидранты, установленные на сетях водоснабжения, являются его составной и неотъемлемой частью, а, соответственно, вместе с сетями водоснабжения были переданы ответчику ООО «Каскад» по концессионному соглашению и по договору аренды, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований частично, а именно удовлетворению требований прокурора к ответчику ООО «Каскад».

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, не находит оснований для отмены решения по доводам апелляционной жалобы ответчика.

Согласно ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться, в частности, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу абз.8 ст.12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты нарушенных гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

С 1 января 2021 года порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности регламентируется Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.06.2016 N 614-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.03.2017.

Настоящий стандарт распространяется на сигнальные цвета, знаки безопасности и сигнальную разметку для производственной, общественной и иной хозяйственной деятельности людей, производственных, общественных объектов и иных мест, где необходимо обеспечение безопасности. Стандарт разработан в целях предотвращения несчастных случаев, снижения травматизма и профессиональных заболеваний, устранения опасности для жизни, вреда для здоровья людей, опасности возникновения пожаров или аварий.

Стандарт устанавливает: назначение, правила применения и характеристики сигнальных цветов; назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности; назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний сигнальной разметки.

Водопроводные сети с установленными на них пожарными гидрантами переданы администрацией <адрес> по концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГ ООО «Каскад», которое осуществляет реконструкцию (модернизацию), эксплуатацию и обслуживание объектов холодного водоснабжения и водоотведения, расположенных на территории муниципального образования <адрес>.

Кроме того, в соответствии с п 6 ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.

В рамках реализации нацпроекта «Чистая вода» в <адрес> построен новый водопровод протяженностью 7 584м, установлено 48 гидрантов. В представленной суду проектной документации строительства водопровода сведений о запланированной установке указателей направления движения к пожарным гидрантам не имеется. Не содержатся указанные расходы и в локальном сметном расчете ***.

Указанный водопровод также передан ООО «Каскад» по договору аренды для оказания услуг водоснабжения организациям и населению р.<адрес>. Договором аренды на общество возложена обязанность по содержанию имущества в порядке, предусмотренном противопожарными нормами и правилами.

При этом, заслуживают внимания доводы жалобы ответчика о том, что собственником сети водопровода с пожарными гидрантами, расположенного на территории <адрес> Алтайского края, является муниципальное образование «<адрес>» в лице <адрес>, администрация, как лицо, уполномоченное распоряжаться имуществом муниципального образования, ответственно за исправное состояние имущества. Но в связи с условиями заключенного договора аренды – арендатор (пользователь ООО «Каскад) обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.

Выводы суда том, что ООО «Каскад» является надлежащими ответчиком, следует признать правильными.

Доводы жалобы ООО «Каскад» о том, что обязанность по установке указателей направления движения к пожарным гидрантам должна быть возложена на <адрес>, являющуюся собственником водопроводных сетей, основаны на неверном толковании норм материального права.

Администрации сельсоветов не являются собственниками спорных водопроводных сетей, также как и не являются их пользователями, в связи с чем, каких либо законных оснований для предъявления им требований по содержанию пожарных гидрантов, не имеется.

Суд пришел к обоснованным выводам о том, что пожранные гидранты, установленные на сетях водоснабжения, являются его составной и неотъемлемой частью, а, соответственно, вместе с сетями водоснабжения были переданы ответчику по концессионному соглашению и по договору аренды. Отсутствие в передаточных документах указания на пожарные гидранты не опровергает обстоятельств их фактической передачи ООО «Каскад» как часть единого комплекса водопроводной сети. Поскольку пожарные гидранты являются составной и неотъемлемой частью сетей водоснабжения, ответчик принял на себя обязательства по обеспечению их надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии.

При установленных по делу обстоятельствах, обязанность по установке указателей к 112 пожарным гидрантам должна быть возложена на ООО «Каскад» как на организацию водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющую обслуживание водопроводных сетей с установленными на них пожарными гидрантами.

Как верно указано судом первой инстанции, вопросы возмещения расходов на содержание пожранных гидрантов правового значения для рассмотрения настоящего спора не имеют.

Ссылки в жалобе на то, что при вынесении судебного решения не учтена предусмотренная законодательством процедура финансирования из бюджета расходов, необходимых для исполнения решения суда, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку обжалуемым судебным актом на ответчика возложены те обязанности, которые должны исполняться им в соответствии с действующим законодательством. При невозможности исполнить решение суда в установленный срок по объективным причинам ответчик (должник) вправе обратиться с заявлением об отсрочке исполнения решения, представив соответствующие доказательства.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства и применены нормы материального права, а выводы мотивированы и основаны на доказательствах, оцененных с соблюдением ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, судом первой инстанции допущено не было, вследствие чего оснований для отмены решения суда предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Тальменского районного суда Алтайского края от 15 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Каскад» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 1 марта 2024 года.

33-1822/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тальменского района Алтайского края
Ответчики
Администрация Озерского сельсовета Тальменского района Алтайского края
администрация Новотроицкого сельсовета
ООО Каскад
Администрация Луговского сельсовета Тальменского района
Администрация Среднесибирского сельского совета
Администрация Курочкинского сельсовета Тальменского района
Администрация Староперуновского сельского совета
Администрация Тальменского поссовета Тальменского района
Администрация Новоперуновского сельсовета
Администрация Новоозерского сельсовета
Другие
Администрация Губернатора и Правительства Алтайского края
3 пожарно-спасательный отряд Федеральной противопожарой службы Государственной противопожарной службы ГУ МЧС России по Алтайскому краю
Администрация тальменского района
КГБСУСО Тальменский психоневрологический интернат
Суд
Алтайский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
07.02.2024Передача дела судье
28.02.2024Судебное заседание
01.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.03.2024Передано в экспедицию
28.02.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее