Дело № 2-1576/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 мая 2020 года гор. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе: председательствующего судьи Устьянцевой-Мишневой О.О.,
при секретаре судебного заседания Кулаковой Э.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гапоновой Натальи Николаевны и Алексеевой Валерии Анатольевны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, к Администрации города Комсомольска-на-Амуре, третье лицо: Комитет Правительства Хабаровского края по гражданской защите, Правительство Хабаровского края, КГКУ «Центр социальной защиты населения гор. Комсомольска-на-Амуре, о признании постоянно проживающими в жилом помещении в период паводка, признании факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном участке, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат, предусмотренных действующим законодательством,
У С Т А Н О В И Л:
Гапонова Н.Н. и Алексеева В.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка, обратились с иском в суд к Администрации города Комсомольска-на-Амуре, о признании постоянно проживающими в жилом помещении в период паводка, признании факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном участке, признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат, предусмотренных действующим законодательством. В обоснование требований истцы указали, что Гапонова Н.Н. является собственником земельного участка и расположенной на нем части (№) жилого (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре. По указанному адресу Гапонова Н.Н. зарегистрирована по месту жительства с (дата). Также в жилом доме без регистрации постоянно проживают ее дочь Алексеева В.А. с несовершеннолетней дочерью, внучкой Гапоновой Н.Н., Алексеевой Ульяной (дата) года рождения. В период паводка июль-август 2019 года истцы и несовершеннолетний ребенок постоянно проживали по указанному адресу. Вместе с тем, по указанному выше адресу в установленном порядке на момент чрезвычайной ситуации они не были зарегистрированы, в связи с чем лишены возможности получить единовременную материальную помощь. Установление юридического факта постоянного проживания по указанному адресу на период паводка 2019 года имеет для истцов юридическое значение и необходимо им для получения единовременной материальной помощи как пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся в г.Комсомольске-на-Амуре в результате паводка в 2019 году.
Кроме того, земельный участок, на котором расположен дом, в течении длительного времени используется для выращивания сельскохозяйственных культур. Ежегодно истец Гапонова Н.Н. покупает и завозит на земельный участок навоз либо перегной. Все лето 2019 года истцы работали на своем земельном участке, чтобы заготовить овощи на зиму. Однако собрать урожай не смогли, поскольку земельный участок был затоплен.
По факту затопления жилого дома и земельного участка межведомственной комиссией администрации гор. Комсомольска-на-Амуре был составлен акт. Однако в выплате компенсации истцам было отказано, несмотря на то, что жилой (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре постановлением администрации гор. Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№) был включен в перечень затопленных жилых домов и приусадебных участков. С отказом истцы не согласны, поскольку считаю, что имеют право на получение компенсации в счет возмещения ущерба, причиненного имуществу, а также право на компенсацию утраченного урожая.
Обращаясь с иском в суд Гапонова Н.Н. и Алексеева В.А., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ребенка просят признать их постоянно проживающими в жилом (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре в период паводка. Признать факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном участке принадлежащем Гапоновой Н.Н. расположенном по адресу: (адрес) часть 1 в период паводка 2019 года. Признать Гапонову Н.Н., Алексееву В.А. и несовершеннолетнего ребенка Алексеевой У.А. пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат, предусмотренных действующим законодательством,
Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Правительство Хабаровского края.
Определением судьи от (дата) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено КГКУ «Центр социальной защиты населения гор. Комсомольска-на-Амуре.
В судебном заседании истец Гапонова Н.Н. настаивала на удовлетворении заявленных требований и дала суду пояснения аналогичные вышеустановленным обстоятельствам. Дополнительно истец указала, что решениями Ленинского районного суда гор. Комсомольска-на-Амуре в (дата) она, дочь Алексеева В.А. и несовершеннолетняя внучка Алексеева Ульяна были признаны постоянно проживающими в спорном жилом доме в период затопления, поскольку имели регистрацию в ином жилом помещении, однако фактически проживали в спорном доме. Кроме того, решением суда несовершеннолетняя Ульяна была признана членом ее семьи. В (адрес) она зарегистрировалась в указанном доме, поскольку продала свою (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре. В (адрес) жилой дом и земельный участок по (адрес) вновь попал в зону подтопления, было повреждено некоторое имущество, утрачен урожай. О том, что дом и земельный участок попали в зону подтопления администрацией города был составлен акт. Полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
Истец Алексеева В.А., извещенная в установленном законом порядке о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд определил возможным дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель истца Алексеевой В.А. – Кряжев О.В., действующий на основании доверенности от (дата), требования истца Алексеевой В.А. поддержал.
Представитель ответчика Администрации города Комсомольска-на-Амуре – Васильева Н.Ю., действующая на основании доверенности (№) от (дата), требования истцов не признала, поскольку дом, расположенный по адресу: (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, ранее был признан непригодным, Алексеева Ульяна Анатольевна получила жилое помещение взамен утраченного. Указанный земельный участок находится в зоне индивидуальной жилой застройки, нет доказательств его предназначения для ведения личного подсобного хозяйства, приусадебного участка.
Представители третьих лиц Правительства Хабаровского края, комитета Правительства Хабаровского края по гражданской защите и КГКУ «Центр социальной защиты населения гор. Комсомольска-на-Амуре, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили в связи с чем дело было рассмотрено в их отсутствие на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ.
В письменном отзыве представитель Правительства Хабаровского края – Ширяева А.В., действующая на основании доверенности № (дата) от (дата), указала, что установление факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает. В ходе судебного разбирательства подлежат установлению наличие у истцов и(или) представляемой постоянной регистрации по иному адресу; причина (причины) непроживания по адресу постоянной регистрации (при ее наличии); факт включения Администрацией истцов и(или) представляемой в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, в связи с наличием постоянной регистрации по иному адресу, попавшему в зону затопления (подтопления), или отсутствия истцов и(или) представляемой в таком списке. Кроме того, необходимо установить наличие права на получение указанных видов помощи с учетом требований п. 2.5 Порядка выплаты разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Хабаровского края, утвержденном постановлением Администрации от (дата) (№) (далее - Порядок (№)-па). Истцам было отказано в выплате единовременной материальной помощи, финансовой помощи на основании п. 2.5 Порядка (№), принятого в соответствии Постановлением (№), в связи с тем, что жилой (адрес) заключением городской межведомственной комиссии от (дата) (№) был признан непригодным для проживания. В соответствии с данными нормами единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не выплачиваются в случае если жилое помещение гражданина до даты введения режима ЧС было признано непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и ему было предоставлено иное жилое помещение для проживания. Следовательно, лица, которые получили меры государственной поддержки в виде иного жилого помещения для проживания в результате признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие наводнения 2013 года, но не выполнившие требования федерального законодательства в части фактического сноса таких домов и не переселившиеся в предоставленное государством жилье, взяли на себя риски, связанные с проживанием аварийных домах в зоне, потенциально подверженной негативному воздействию вод. Такие лица не могут быть поставлены в равное положение с лицами, реально нуждающимися в государственной помощи. Иное противоречило бы принципу социальной справедливости. Полагает, что в условиях принятия решения Администрацией города об отказе истцам во включении их в список нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, финансовой помощи, его не оспаривании и, соответственно, действительности, требования по п. 3 искового заявления о признании истцов пострадавшими в результате ЧС и включении в такой список не подлежат удовлетворению.
Далее из отзыва следует, что согласно представленным документам и данным публичной кадастровой карты, представленной выписке из ЕГРН земельный участок по (адрес) с кадастровым номером (№) имеет вид разрешенного использования - под жилую застройку. Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от (дата) (№), «жилая застройка» и «ведение личного подсобного хозяйства» отнесены к разным видам разрешенного использования, что подтверждается присвоением им различных числовых обозначений (2.0 и 1.16, 2.2 соответственно). Из изложенного следует, что истцы не относятся к числу лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках. Кроме того, истцами не представлен акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, предопределяющий наличие права на оказание помощи. Также не представлен акт о затоплении жилого дома и участка, являющегося приложением к иску. Просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Правительства Хабаровского края.
Свидетель Максимова Е.И. суду пояснила, что она является соседкой истцов, с (дата) проживает по адресу: (адрес). В части (адрес) проживают истцы с несовершеннолетним ребенком Ульяной. По указанному адресу истцы проживают длительное время, занимаются возделыванием земельного участка, высаживают сельскохозяйственные культуры. В период затопления в 2019 года истцы и несовершеннолетняя Ульяна постоянно проживали по указанному адресу, поскольку она видела истцов, общалась с ними.
Свидетель Соловьев В.В. суду пояснил, что проживает с (дата) по адресу: (адрес), является соседом семьи Гапоновой Н.Н. Знает ее длительное время. Два раза в год помогает ей вспахивать огород. Зимой Гапонова Н.Н. топит печь.
Выслушав пояснения истца Гапоновой Н.Н., представителя истца Алексеевой В.А. - Кряжева О.В., свидетелей, исследовав возражения третьих лиц и материалы дела, суд приходит к следующему.
В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение – часть (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края принадлежит на праве собственности Гапоновой Н.Н., которая зарегистрирована по указанному адресу с (дата). Ранее Гапонова Н.Н. была зарегистрирована по адресу: (адрес). (дата) Гапонова Н.Н. снята с регистрационного учета в связи с продажей квартиры. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права от (дата) (выдан повторно), выпиской из Единого государственного рестра недвижимости по состоянию на (дата), копией паспорта истца Гапоновой Н.Н., копией договора купли-продажи от (дата).
Далее судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов от (дата) (№) жилой (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре признан непригодным для проживания.
Судом также установлено, что в период паводка 2019 года истцы Гапонова Н.Н. и Алексеева В.А. с дочерью Алексеевой Ульяной постоянно проживают по адресу: (адрес). Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями свидетелей, решениями Ленинского районного суда (адрес) от 2013 года, согласно которым установлен факт постоянного проживания истцов и несовершеннолетнего ребенка в спорном жилом доме в период затопления 2013 года, а также подтверждается квитанцией об оплате электроэнергии за август 2019 года, справкой о начислениях и оплатах за электроэнергию за период с (дата) по (дата), выданной филиалом ПАО «ДЭК» - «Хабаровскэнергосбыт» Комсомольское-на-Амуре отделение.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются исследованными в ходе дела доказательствами.
В соответствии со ст.ст.264, 265 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Распоряжением Правительства Хабаровского края № 623-рп от 29 июля 2019 года в связи выпадением обильных осадков и подъемов уровней воды на реках Хабаровского края на территории Хабаровского края, в том числе, в границах городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим чрезвычайной ситуации регионального характера.
Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края № 1688-па от 01 августа 2019 года на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» введен режим ЧС.
В соответствии с ч.2 ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, возмещается причиненный материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 названного Федерального закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из постановления Правительства Хабаровского края от 21 сентября 2019 года № 380-пр «Об организации работы по предоставлению разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Хабаровского края» оказание помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, осуществляется за счет средств, поступающих из резервного фонда Правительства Российской Федерации, предоставляемых бюджету Хабаровского края в виде иных межбюджетных трансфертов с последующим предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджетам городских округов и муниципальных районов Хабаровского края, путем предоставления: единовременной материальной помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, условия жизнедеятельности которых были нарушены в результате паводка, в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на человека; финансовой помощи гражданам, постоянно проживающим в населенных пунктах, подвергшихся паводку, в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. (пятьдесят тысяч) рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. (сто тысяч) рублей на человека).
Согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 30 сентября 2015 года № 318-пр (в редакции от 10 апреля 2019 года) «О создании и об использовании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края» единовременная материальная помощь выплачивается: гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на дату введения режима ЧС в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны чрезвычайной ситуации, установленных правовыми актами органов местного самоуправления, за поврежденное частное жилое помещение. При отсутствии регистрации по месту жительства факт постоянного проживания граждан в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Жилой дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, г.Комсомольск-на-Амуре, (адрес) постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре от (дата) (№) с учетом изменений, внесенных постановлением (№) от (дата), включен в перечень объектов, попадающих в зону чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в перечень затопленных жилых домов, подтопление улично-дорожной сети, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства.
В соответствии с п.1 ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст.3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Поскольку судом установлен факт постоянного проживания истцов Гапоновой Н.Н., Алексеевой В.А. и несовершеннолетней Алексеевой Ульяны 2008 года рождения по адресу: (адрес), на момент возникновения чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре» в июле-сентябре 2019 года, суд находит исковые требования обоснованными в указанной части.
Вместе с тем, судом установлено, что несовершеннолетней Алексеевой Ульяне Анатольевне было в 2013 году предоставлено жилое помещение размером (иные данные). взамен признанного непригодным ((адрес)) в 2013 году. При таких обстоятельствах в удовлетворении иска в интересах Алексеевой У.А. надлежит отказать.
В силу ст.10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
Таким образом, оснований для предоставления несовершеннолетней Алексеевой У.А. меры поддержки в период ЧС 2019 года не имеется, поскольку ранее ей было предоставлено жилое помещение.
Рассматривая требования истцов о признании факта возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном участке, суд приходит к следующему.
Правила предоставления бюджетных ассигнований, предусмотренных в краевом бюджете на мероприятия по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Хабаровского края, и методика их распределения, утвержденные Постановлением № 318-пр от 30.09.2015, регулируют отношения, в частности, связанные с оказанием единовременной материальной помощи в связи с утратой гражданами урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках (из расчета до 10 тыс. рублей на человека) (п.п. «г» п. 3 Правил № 318-пр).
Пунктом 8.2 Порядка оформления № 318-пр установлено, что единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, которые лишились урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках, предоставленных им и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ), права на которые зарегистрированы в установленном законодательством порядке, в границах зоны ЧС, установленных правовыми актами ОМСУ, а также совместно проживающим с ними и (или) совместно осуществляющим с ними ведение ЛПХ на таком приусадебном участке членам их семей, указанным в похозяйственной книге.
Согласно абзацу шестому п. 8.3 Порядка оформления № 318-пр при наличии государственной регистрации прав на земельный участок единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, в отношении которого представлена выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) по состоянию не ранее даты введения режима ЧС.
При отсутствии государственной регистрации прав на земельный участок единовременная материальная помощь выплачивается гражданам, лишившимся урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, в отношении которого представлены правоустанавливающие документы на земельный участок, права на который возникли до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не зарегистрированы в ЕГРН.
В иных случаях отсутствия государственной регистрации прав на земельный участок факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном участке в целях получения единовременной материальной помощи устанавливается в судебном порядке.
Согласно абзацу первому п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости, представленной истцами, право собственности на земельный участок с кадастровым номером 27:22:0040909:19 зарегистрировано на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от 17.04.1992, в связи с чем в силу п. 8.3 Порядка № 318-пр, факт возделывания сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке не подлежит установлению в судебном порядке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (далее - Закон № 112-ФЗ), личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ст. 3 Закона № 112-ФЗ право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Из буквального толкования вышеуказанных норм Закона № 112-ФЗ следует, что гражданин имеет право вести личное подсобное хозяйство, только если он имеет земельный участок, приобретенный или предоставленный ему, или членам его семьи для ведения личного подсобного хозяйства.
Согласно данным публичной кадастровой карты, представленной выписке из Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 27:22:0040909:19 имеет вид разрешенного использования - под жилую застройку.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в РФ по целевому назначению подразделяются на категории.
Земли, указанные в ч. 1 ст. 7 ЗК РФ, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (ч. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Согласно классификатору видов разрешенного использования земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, «жилая застройка» и «ведение личного подсобного хозяйства» отнесены к разным видам разрешенного использования, что подтверждается присвоением им различных числовых обозначений (2.0 и 1.16, 2.2 соответственно).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что истцы не относятся к числу лиц, имеющих право на получение единовременной материальной помощи в связи с утратой урожая сельскохозяйственных культур на приусадебных земельных участках.
Кроме того, пунктами 8.6, 8.7 Порядка оформления № 318-пр установлено, что единовременная материальная помощь предоставляется при условии составления акта обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, форма которого приведена в приложении № 7 к Порядку оформления № 318-пр.
Конкретный размер помощи определяется на основании проведенного обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке комиссией, созданной для этой цели ОМСУ.
Из исследованных документов следует, что акт обследования утраченного урожая сельскохозяйственных культур на приусадебном земельном участке, предопределяющий наличие права на оказание помощи, истцами не представлен.
Рассматривая требования истцов о включении в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат, предусмотренных действующим законодательством, суд приходит к следующему.
Обращаясь с иском в суд, истцы указали, что они не согласны с отказом администрации гор. Комсомольска-на-Амуре в выплате единовременной материальной помощи, финансовой помощи, в связи с тем, что жилой (адрес) заключением городской межведомственной комиссии от (дата) (№) был признан непригодным для проживания.
В соответствии с п. 2.5 Постановления Администрации города Комсомольска-на-Амуре от 10 октября 2019 года № 2158-па «Об утверждении порядка выплаты разовой финансовой помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территории городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре" в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июле - сентябре 2019 года на территории Хабаровского края, принятого в соответствии Постановлением № 380-пр, единовременная материальная помощь, финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости не выплачиваются в случае если жилое помещение гражданина до даты введения режима ЧС было признано непригодным для проживания в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, и ему было предоставлено иное жилое помещение для проживания.
В силу ч. 4 ст. 1 ЖК РФ граждане имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
Согласно ч.ч. 2, 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение - это изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Основания и порядок признания жилого помещения непригодным для проживания установлен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ, п. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
В силу п. 1 ст. 17 ЖК РФ жилое помещение предназначено для проживания граждан.
Пунктом 2 ст. 23 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлен запрет на заселение жилых помещений, признанных непригодными для проживания.
Частью 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.
Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ от 30.12.2009 № 384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Требование указанной правовой нормы обязательно для исполнения всеми собственниками независимо от их организационно-правовой формы и финансового состояния, поскольку снос аварийного объекта направлен на предотвращение вреда жизни и здоровью граждан.
Выплаты гражданам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, носят социальный характер, а не характер страхового возмещения и направлены на поддержание жизнедеятельности граждан в трудной жизненной ситуации.
В силу абзаца первого п. 1, п. 3 ст. 1 ГК РФ граждане приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе, при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Судом установлено, что на основании заключения межведомственной комиссии по оценке соответствия индивидуальных жилых домов от (дата) (№) жилой (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре признан непригодным для проживания.
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 21.10.2013 № 347-пр «О внесении изменений в государственную целевую программу Хабаровского края «Развитие жилищного строительства в Хабаровском крае», в связи с признанием жилого (адрес) в гор. Комсомольске-на-Амуре непригодным для проживания, на основании заявления о предоставлении жилого помещения заявителю Гапоновой Н.Н. и члену ее семьи – Алексеевой В.А. отказано в предоставлении жилого помещения, поскольку на момент чрезвычайной ситуации в их собственности находились жилые помещения. Вместе с тем, члену семьи истцов Алексеевой Ульяне Анатольевне (дата) года рождения было предоставлено жилое помещение в размере 33 кв.м.
Исходя из вышеизложенного, лица, которые получили меры государственной поддержки в виде иного жилого помещения для проживания в результате признания домов аварийными и подлежащими сносу вследствие наводнения 2013 года, но не выполнившие требования федерального законодательства в части фактического сноса таких домов и не переселившиеся в предоставленное государством жилье, взяли на себя риски, связанные с проживанием аварийных домах в зоне, потенциально подверженной негативному воздействию вод.
Такие лица не могут быть поставлены в равное положение с лицами, реально нуждающимися в государственной помощи. Иное противоречило бы принципу социальной справедливости.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд не находит оснований для включения истцов в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение выплат, предусмотренных действующим законодательством.
В соответствии с ч.1 ст.212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая, что исполнение может оказаться невозможным в связи с окончанием чрезвычайной ситуации, социальной направленности выплат, предусмотренных законодательством, суд приходит к выводу об обращении решения суда к немедленному исполнению, поскольку имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░) ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: (░░░░░) ░░░░░ 1 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░» ░ ░░░░-░░░░░░░░ 2019 ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░, ░░░░░░ ░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░. ░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░░░-░░-░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░