Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
29 августа 2022 г. г. Краснознаменск
Краснознаменский районный суд Калининградской области в составе председательствующего судьи Мальковской Г.А., с участием
защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Общества с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт»- Бабенковой Н.А., действующей на основании доверенности,
при секретаре Черемновой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт» на постановление заместителя руководителя Калининградстата Кузько А.Н. от 02 июня 2022 г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 13.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Калининградстата Кузько А.Н. от 02 июня 2022 г. № юридическое лицо – Краснознаменское предприятие по обеспечению нефтепродуктами Общества с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт» ( далее- Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.13.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб. за то, что в установленный срок 08.04.2022 не представлена форма федерального статистического наблюдения №П-4(НЗ) « Сведения о неполной занятости и движения работников» за 1 квартал 2022 г.
Генеральный директор ООО «Калининграднефтепродукт » Бердников И.В. не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, в которой просил оспариваемое постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приводя доводы о том, что Обществу принадлежат на праве собственности 2 сооружения- автозаправочные станции, расположенные на территории <адрес>: АЗС № ( <адрес>) и АЗС №( <адрес>). На АЗС № с 2016 г. осуществляется реализация нефтепродуктов в автоматическом режиме ( без присутствия работников), о чем в Калининградстат направлялось информационное письмо, исх.№ от 15.04.2016, и в Межрайонную инспекцию ФНС № 2 по Калининградской области уведомление от 20.10.2015 № о снятии с учета российской организации в налоговом органе обособленного подразделения АЗС №.
Кроме того указал, что деятельность АЗС № прекращена в 2017 г., на основании приказов от 19.07.2017 №, от 29.09.2017№ и от 24.09.2019 №, указанный объект переведен на консервацию с 01.10.2017 по 01.10.2022. Информация о прекращении деятельности АЗС№ имеется у Калининградстата, т.к. Общество с указанного времени не предоставляет форму статистического наблюдения 0610013 «П-1 Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» в связи с консервацией и отсутствием реализации на данном объекте. Поскольку стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца, на АЗС № и АЗС № отсутствуют, обязанность Общества по предоставлению форм № П-4(НЗ) не предусмотрена действующим законодательством. Данным доводам не дана оценка в оспариваемом постановлении.
Ссылался на то, что протокол об административном правонарушении от 18.05.2022 № составлен в отношении ООО « Калининграднефтепродукт», а постановление № - в отношении юридического лица с иным наименованием Краснознаменское предприятие по обеспечению нефтепродуктами ООО «Калининграднефтепродукт», а, значит, не установлено надлежащее лицо, подлежащее административной ответственности. Также указал, что копия оспариваемого постановления от 02.06.2022 отправлена за пределами установленного законом срока и получено Обществом 16.06.2022.
На жалобу Общества врио руководителя Кузько А.Н. представлен отзыв, в котором просит жалобу оставить без удовлетворения, а оспариваемое постановление без изменения.
Защитник юридического лица ООО «Калининграднефтепродукт» Бабенкова Н.А. в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, представив в суд возражения на отзыв должностного лица Калининградстат, дополнительно указав, что на АЗС № с 2016 г. осуществляется реализация нефтепродуктов в автоматическом режиме, отсутствуют стационарные рабочие места, а следовательно, у Общества отсутствовала обязанность по предоставлению формы №П-4(НЗ) по данной автозаправочной станции. На АЗС № также отсутствовали рабочие места с 2017 г. в связи с прекращением деятельности и консервацией объекта до октября 2022 г. По телефонному обращению представителя Калининградстата была составлена отчетность с нулевыми показателями по АЗС № и АЗС №.
Кроме того, на официально сайте Калининградстата « Kaliningrad.gks.ru» отсутствовала информация о необходимости предоставления Обществом каких-либо статистических форм, в том числе формы №П-4(НЗ).
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела административным органом вышеназванные требования учтены не были.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за не предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных.
Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений. Нарушение порядка представления информации может выражаться в нарушении сроков представления данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений.
Единые правовые основы для реализации государственной политики в сфере официального статистического учета установлены Федеральным законом от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 282-ФЗ).
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2007 года №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» предусмотрено, что респонденты, за исключением респондентов, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи (граждан Российской Федерации, находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица на территории Российской Федерации), обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" юридические лица, имеющие обособленные подразделения, предоставляют субъектам официального статистического учета в установленном порядке первичные статистические данные, как по юридическим лицам, так и по таким подразделениям.
Согласно ч.3 ст.6 Закона сбор первичных статистических данных осуществляется по формам федерального статистического наблюдения. Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (ч. 4 ст. 6 Закона N 282-ФЗ).
В силу части 9 этой же нормы закона условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно пункту 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного одноименным постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 620( в ред.от 17.12.2021 №2340) (далее - Положение) первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
В соответствии с пунктом 4 указанного Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Согласно абз.4 пункта 4 Положения субъекты официального статистического учета на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещают формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению, а также перечень респондентов, в отношении которых проводится федеральное статистическое наблюдение, с указанием индексов и наименований форм, подлежащих предоставлению, реквизитов актов об их утверждении.
Непредоставление или несвоевременное предоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных или административных данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных или административных данных влечет ответственность респондентов, предусмотренную законодательством Российской Федерации (пункт 14 Положения).
Приказом Росстата N 580 от 24.09.2014 г. утверждена форма N П-4 (НЗ) статистического учета о предоставлении сведений о численности заработной плате работников. Согласно Приложения N 13 указанного Приказа при наличии у юридического лица обособленных подразделений - настоящая форма заполняется как по каждому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.
В соответствии с Указаниями по заполнению форм федерального статистического наблюдения №П-4 ( НЗ) «Сведения о неполной занятости и движения работников» (далее также – форма №П-4 ( НЗ), утвержденными Приказом Росстата от ДД.ММ.ГГГГ №, форму федерального статистического наблюдения № П-4 (НЗ) предоставляют, в том числе, поквартально – все юридические лица (кроме субъектов малого предпринимательства, средняя численность работников которых за предыдущий год превышает 15 человек (включая работающих по совместительству и договорам гражданско-правового характера).
Форма федерального статистического наблюдения №П-4 (НЗ), предоставляется в территориальный орган Росстата ежеквартально, с 1-го рабочего дня по 8-е число после отчетного квартала.
В этой связи, отчетность по формам федерального статистического наблюдения нужно отправлять, когда наступает срок сдачи отчетности.
В соответствии с письмом Федеральной службы государственной статистики от 26.07.2016 №04-04-4/92-СМИ «Об использовании ресурса STATREG.GKS.RU» перечень форм федерального статистического наблюдения формируется по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, с ежемесячной актуализацией в связи со структурными изменениями хозяйствующих субъектов (ликвидацией предприятий, созданием новых, реорганизацией, изменением статуса организации и др.). Действующие организации должны получать информацию о перечне форм федерального статистического наблюдения в конце года, предшествующего отчетному. В случае отсутствия респондента в перечне отчетность не предоставляется, за исключением случаев, если организация была уведомлена в письменном виде.
Как следует из материалов дела, Краснознаменским предприятием ООО «Калининграднефтепродукт» форма №П-4 ( НЗ) за 1 квартал 2022 г. представлена в Калининградстат по его требованию от 20.04.2022 в этот же день при сроке предоставления 08.04.2022.
Из материалов дела и оспариваемого постановления № от 02.06.2022 не следует, что ООО «Калининграднефтепродукт» был уведомлен в письменном виде о предоставлении за 1 квартал 2022 г. отчета по форме №П-4 ( НЗ), при том, что на официальном сайте Калининградстата «Kaliningrad.gsk.ru» отсутствовала информация о предоставлении Обществом каких-либо статистических форм, не имеется указаний об этом и в обжалуемом постановлении.
ООО «Калининграднефтепродукт» не представляло названный выше отчет по форме №П-4 ( НЗ) как по АЗС № – с 2016 г., по АЗС №- с 2018 г., так и не представило и на момент рассмотрения жалобы за 2 квартал 2022 г.
Материалы дела не содержат сведений о том, что указанное юридическое лицо было включено в перечень респондентов, в отношении которых в 2022 г. проводится федеральное статистическое наблюдение, либо, что указанная организация была уведомлена в письменном виде о необходимости предоставления формы федерального статистического наблюдения № П-4 ( НЗ) за 1 квартал 2022 г., в связи с чем оснований для предоставления указанной формы статистического наблюдения у ООО «Калининграднефтепродукт» не имелось.
При этом, размещение форм федерального статистического наблюдения в сети «Интернет» само по себе не является информированием респондентов о проведении в отношении кого-либо из них федерального статистического наблюдения по конкретным формам федерального статистического наблюдения, обязательным для предоставления, о котором говорится в абзаце пятом пункта 4 указанного выше Постановления Правительства РФ № 620 от 18.08.2008.
Доводы заявителя о привлечении к административной ответственности ненадлежащего лица из-за неверного указания юридического лица в протоколе и в оспариваемом постановлении также заслуживают внимания поскольку не позволяют суду убедиться надлежащее ли юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Так, из Выписки из ЕГРЮЛ от 21.04.2022 следует, что полное наименование юридического лица Общество с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт», обособленных подразделений у которого на дату составления оспариваемого постановления не имелось, тогда как к административной ответственности привлечено Краснознаменское предприятие по обеспечению нефтепродуктами ООО «Калининграднефтепродукт».
Доводы заявителя об отправлении оспариваемого постановления № от 02.06.2022 за пределами срока 13.06.2022 не имеют правового значения в данном случае поскольку в соответствии с ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Названное постановление было получено заявителем 16.06.2022, что не помешало ему реализовать свое право на обжалование постановления.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ при рассмотрении решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы закона и установленные обстоятельства по делу, оспариваемое постановление № от 02 июня 2022 г. подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Калининграднефтепродукт» удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя Калининградстата от 02 июня 2022 г. №, вынесенное в отношении юридического лица ООО «Калининграднефтепродукт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 13.19 КоАП РФ, – отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Краснознаменский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Г.А. Мальковская