Решение по делу № 33а-7556/2019 от 19.09.2019

Дело № 33а-7556/2019                          город Хабаровск

(номер дела в суде первой инстанции 2а-6127/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:    

председательствующего Коноплевой И.А.,

судей Герасимовой О.В., Романовой И.А.,

при секретаре Авраменко А.О.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 18 октября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Усачева С. В. к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании незаконным решения жилищной комиссии пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения и строительства жилого помещения, возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя Усачева С.В.Коцурова О.И. на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 июля 2019 года,

заслушав доклад судьи Романовой И.А., объяснения Усачева С.В., представителя Усачева С.В. – КоцуроваО.И., представителя Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО – Степановой Л.В.,

УСТАНОВИЛА:

Усачев С.В. обратился в суд с указанным административным иском к Пограничному управлению ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

В обоснование иска указал, что он в период с 22 сентября 2003 года по 12 августа 2016 года проходил военную службу по контракту. Приказом командира воинской части 9783 от 10 августа 2016 года -лс уволен с военной службы в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья. 1 августа 2007 г. супруга административного истца Усачёва В.В. и сын ФИО1 участвовали в приватизации жилого помещения. 13.02.2008 указанное жилое помещение отчуждено. 8 августа 2016 г. административный истец и члены его семьи (супруга Усачёва В.В., сын ФИО1, сын ФИО2, дочь ФИО3) решением жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области поставлены на учет как подлежащие обеспечению жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения. 12 февраля 2019 г. на заседании Комиссии было принято решение об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, с учётом долей в жилом помещении, ранее полученном членами семьи административного истца (супругой Усачёвой В.В. и сыном Усачёвым Е.С.). С указанным решением не согласен, поскольку полагает, что административный ответчик необоснованно применяет положения ЖК РСФСР, действовавшего до 05 марта 2005 года. Вывод о том, что члены семьи Усачева С.В - Усачева В.В. и ФИО1 ранее были обеспечены жилым помещением от государства, является необоснованным. Ни административный истец, ни члены его семьи ранее не обеспечивались жильем органом исполнительной власти, в котором проходил службу административный истец. Усачева В.В. и ФИО1 не являются военнослужащими и ранее военную службу не проходили, требования подпункта «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, на них не распространяются. Административный ответчик при определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии необоснованно уменьшил общую норму предоставления на 31,34 кв.м., применяя положения части 7 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, и не учитывая положения части 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, поскольку с момента отчуждения жилого помещения членами семьи военнослужащего прошло белее пяти лет.

Просит признать незаконным решение жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области об определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденное протоколом заседания жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 12 февраля 2019 г.; обязать административного ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод административного истца путем установления нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в размере 90 кв.м. (без учёта площади жилого помещения, реализованного членами семьи административного истца).

Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 июля 2019 года в удовлетворении административного иска Усачева С. В. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Усачева С.В.Коцуров ОюИю просит отменить решение, указывая доводы, аналогичные изложенным в административном иске основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ, выслушав представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Усачев С.В. проходил военную службу по контракту в войсковой части 9783, первый контракт о прохождении военной службы заключил 22.09.2003. Уволен в августе 2016 г. в запас Вооруженных Сил Российской Федерации по состоянию здоровья. На момент увольнения с военной службы общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет более десяти лет (14 лет 4 месяца).

На основании решения жилищной комиссии, оформленного протоколом от 28.07.2016, старшина в отставке Усачев С.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения и члены его семьи: супруга Усачева В. В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ рождения (всего 5 человек) приняты на учет в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по избранному постоянному месту жительства в г. Хабаровске Хабаровского края с 04.05.2016 года, на основании п. 1, ч. 1, ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

На заседании жилищной комиссии Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО от 08.08.2016 рассмотрен рапорт административного истца от 02.08.2016 об обеспечении его и членов его семьи жилым помещением в форме предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения, который удовлетворён решением жилищной комиссии.

12 февраля 2019 г. Жилищной комиссией Пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО на заседании принято решение об определении старшине в отставке Усачеву С.В. и членам его семьи нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения с учетом долей в жилом помещении, ранее полученном его членами семьи: супругой Усачевой В.В. и ФИО1 от государства в соответствии со ст. 57 ЖК РФ, из расчета: 18 кв.м* 5=90 кв.м.; 90 кв.м.-31,34 кв.м. (доли Усачевой В.В. и ФИО1 в жилом помещении, ранее полученном от государства)=58,66 кв.м., то есть норма предоставления.

С указанным решением о включении долей в ранее полученном жилом помещении членов семьи при расчете нормы предоставления жилого помещения и субсидии Усачев В.В. не согласился, обжаловав решение в суд.

Разрешая требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, установил, что членам семьи военнослужащего - супругой Усачевой В.В. и сыном ФИО1 в порядке приватизации в 2007 году были приобретены доли в праве собственности на жилое помещение по <адрес>, площадью объекта 47 кв.м., которые в последующем были отчуждены в 2008 г.

В этой связи, суд, руководствуясь подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054, исходил из того, что основания нуждаемости указанных членов семьи военнослужащего возникли по воле и в результате действий самих указанных граждан, повлекших ухудшение жилищных условий, что Правительством РФ отнесено к обстоятельствам, исключающим повторное обеспечение таких граждан бесплатным жилым помещением. По указанным мотивам суд посчитал верным вывод жилищной комиссии о наличии оснований для учета долей в праве собственности жилого помещения, принадлежащего членам семьи военнослужащего, впоследствии ими отчужденного по своему усмотрению.

Судебная коллегия с выводами суда соглашается.

Доводы жалобы об отсутствии оснований для учета долей в жилом помещении, ранее полученном членами семьи Усачева С.В., поскольку, по мнению подателя жалобы, такие действия по получению жилого помещения членами семьи военнослужащего в 2007 году, как и последующее отчуждение жилого помещения, нельзя расценивать как намеренное ухудшение жилищных условий, судебная коллегия отклоняет.

При определении нормы предоставления жилого помещения и субсидии для приобретения или строительства жилого помещения жилищная комиссия учла доли в жилом помещении по <адрес> ранее полученном членами семьи Усачева С.В.Усачевой В.В. и ФИО1, и исходила из того, что жилое помещение было получено членами семьи административного истца в собственность бесплатно от государства, в последующем члены семьи распорядились жильем по своему усмотрению, в результате чего сдача этого жилья государству, как того требует закон, стала невозможной.

С указанными выводами жилищной комиссии о наличии оснований для учета размера жилого помещения, ранее полученного от государства и безвозмездно обращенного в свою собственность, а затем отчуждённого, при определении нормы предоставления жилого помещения и нуждаемости в жилом помещении в соответствии со ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласился и суд первой инстанции.

Вопреки доводам жалобы, выводы суда являются правильными, основанными на верном толковании положений действующего законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям сторон.

Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

Содержащееся в названной норме Закона требование о представлении документов об освобождении (сдаче) жилого помещения основано на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим жилищных гарантий, установленных данным Федеральным законом, на что неоднократно указывалось Конституционным Судом Российской Федерации при проверке соответствию Конституции Российской Федерации подп. "д" п. 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 6 сентября 1998 г. № 1054 (далее Правила), в частности, в определении от 20 ноября 2014 г. N 2655-О, от 20 апреля 2017 г. N 890-О).

Абзацем вторым пункта 4 Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76, установлено, что норматив общей площади жилого помещения, установленный в соответствии с пунктом 3 Правил, уменьшается на общую площадь жилых помещений, принадлежащих военнослужащему и (или) членам его семьи на праве собственности.

Таким образом, приведенные правовые нормы устанавливают, что, претендуя на получение жилого помещения на основании пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", соответствующие члены семьи военнослужащих в любом случае обязаны сдать ранее предоставленное им от государства жилое помещение. При невозможности сдачи такого помещения по различным причинам, в частности, из-за обращения их в свою собственность в порядке приватизации, реализация военнослужащим права на получение нового жилого помещения путем предоставления жилищной субсидии производится с учетом ранее полученного от государства жилья. При этом совершение членами семьи военнослужащих действий по отчуждению такого жилья не влечет аннулирование необходимости его учета при решении вопроса о возможности получении им жилых помещений от государства в последующем.

Такое истолкование материального закона корреспондируется с подпунктом "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014), согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Таким образом, Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции определило, что отчуждение ранее полученного от государства жилья военнослужащим и(или) членами его семьи не порождает право военнослужащего претендовать на повторное обеспечение жильем за счет государства без учета площади этого жилого помещения.

По делу установлено, что в период прохождения военной службы Усачевым С.В. в 2007 году, квартира по <адрес> общей площадью 47 кв.м. была передана администрацией городского поселения «Город Вяземский» Вяземского муниципального района Хабаровского края в общую долевую собственность, доля в праве 1/3 каждого, Мусарину В.П., а также членам семьи административного истца - Усачевой В.В., ФИО1 Последующее признание Усачева С.В. нуждающимся в улучшении жилищных условий ввиду обеспеченности жилым помещением ниже учетной нормы (протокол заседания жилищной комиссии от 8 августа 2016 года), предполагало, что такое улучшение может состояться с учетом данного жилья. Ухудшение жилищных условий путем отчуждения данной квартиры, как следует из приведенных выше норм, не порождает обязанности государства повторно обеспечить военнослужащего и членов его семьи жилым помещением без учета ранее предоставленного от государства жилья, которым члены семьи военнослужащего распорядились по своему усмотрению.

Что касается обязанности государства по обеспечению Усачева С.В. жильем по установленным нормам, то она в полной мере реализована путем предоставления ему жилищной субсидии в размере, на который он был вправе претендовать с учетом ранее предоставленного от государства жилья членам семьи.

Доводы жалобы об обратном основаны на неверном толковании положений материального законодательства, подлежащего применению к спорным правоотношениям сторон.

В этой связи, суждения жалобы о том, что члены семьи военнослужащего не обеспечивались жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации, правового значения не имеют, поскольку материалами дела достоверно подтверждено получение жилого помещения, подлежащего учету при определении нормы предоставления жилья, за счет государства.

Исходя из безвозмездного обращения членами семьи Усачева С.В. в свою собственность полученного от государства жилья, которым они распорядились по своему усмотрению, в результате чего сдача жилья государству, как требует закон, стала невозможной, являются ошибочными доводы жалобы о том, что при предоставлении Усачеву С.В. жилищной субсидии жилищной комиссией не должна учитываться общая площадь приватизированного жилого помещения, с учетом доли в праве общей долевой собственности членов семьи административного истца.

Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приведенным в суде первой инстанции, по существу сводятся к оспариванию обоснованности выводов суда первой инстанции и направлены на иную оценку собранных по делу доказательств и установленных по делу обстоятельств, оснований, для переоценки которых у судебной коллегии не имеется, оснований для отмены решения суда первой инстанции не содержат и признаются судебной коллегией несостоятельными.

Руководствуясь ст.309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 26 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Усачева С.В. – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий                    И.А.Коноплева

Судьи                                О.В.Герасимова

                                И.А.Романова

33а-7556/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Усачев С.В.
Усачев Сергей Владимирович
Ответчики
пограничное управление ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО
Другие
Коцуров Олег Игоревич
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Романова Ирина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
19.09.2019Передача дела судье
18.10.2019Судебное заседание
22.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее