Решение по делу № 3а-10/2020 от 19.02.2020

Дело № 3а-10/2020
Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Петропавловск-Камчатский «11» марта 2020 года

Камчатский краевой суд в составе:

председательствующего судьи

Горна В.Ф.,

при секретаре

Ткаченко А.В.,

с участием представителя административного истца Гарага Т.Н., представителя административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопковой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Строкова В.А. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Строков В.А. обратился в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости. Указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 4345 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Налог на этот участок исчисляется исходя из его кадастровой стоимости, которая по состоянию на 1 января 2012 года Министерством имущественных и земельных отношений Камчатского края утверждена в размере 14180 255 рублей 10 копеек. Однако его рыночная стоимость на эту же дату согласно выполненного ООО «Камчатский центр независимой оценки» отчёта об оценке составила 3600000 рублей. Ссылаясь на значительное расхождение в стоимости земельного участка, что существенно влияет на величину уплачиваемого налога, просил суд установить кадастровую стоимость этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, и восстановить срок на подачу иска.

В судебном заседании Строков В.А. участия не принимал, его представитель Гарага Т.Н. заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края Лопкова Е.И. считала возможным восстановить истцу срок обращения в суд и установить кадастровую стоимость земельного участка в заявленном им размере.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Камчатскому краю в судебное заседание не явился. В отзыве на исковое заявление Управление нашло возможным удовлетворить заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в судебное заседание не явился. В адресованных суду возражениях заинтересованное лицо нашло необоснованным ходатайство истца о восстановлении срока на обращение в суд.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Такое заявление может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ заключен договор купли-продажи, по условиям которого в собственность истцу передан земельный участок с кадастровым номером площадью 4345 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

В соответствии с распоряжением Министерства имущественных и земельных отношений Камчатского края от 29 ноября 2012 года № 981-р «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Камчатского края» кадастровая стоимость принадлежащего истцу земельного участка по состоянию на 1 января 2012 года утверждена в размере 14180 255 рублей 10 копеек.

В абзаце 3 пункта 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов кадастровой стоимости объектов недвижимости» дано разъяснение, согласно которому пропуск срока обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости не является основанием для отказа в принятии заявления, и если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая решение по заявлению истца о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, суд учитывает положения статьи 24.12 Федерального закона «Об оценочной деятельности», которой в редакции, действующей на дату утверждения кадастровой стоимости земельного участка, было предусмотрено, что государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части 1 статьи 24.12 Закона слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» исключены.

Как усматривается из материалов дела, очередная оценка кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка до момента судебного разбирательства не проведена. В условиях действующего правового регулирования административный истец не имеет иного способа пересмотреть результаты кадастровой оценки земельного участка, кроме как путем обращения в суд с настоящим иском. Принимая во внимание указанные обстоятельства, а также учитывая, что до заключения договора купли-продажи земельного участка от 20 июня 2018 года у истца отсутствовали основания для принятия мер к пересмотру кадастровой стоимости объекта недвижимости, суд считает необходимым восстановить ему срок обращения с настоящим исковым заявлением.

Отказ в удовлетворении заявления о восстановлении срока обращения в суд при таком положении дела отдалял бы на неопределенный срок возможность судебной проверки решения об установлении кадастровой стоимости земельного участка, тем самым ограничивая право истца на доступ к правосудию.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Из содержания статьи 24.18 этого Федерального закона следует, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В обоснование заявленных требований истцом представлен отчет от 24 октября 2019 года № 476/19, подготовленный оценщиком ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО1., в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2012 года определена в размере 3600000 рублей.

Проверяя содержание отчета, суд находит его соответствующим требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.

Определенная в нем рыночная стоимость объекта оценки не является произвольной, при оценке объекта недвижимости оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки. Для оценки применен сравнительный подход, использован метод сравнения продаж, отказ от иных подходов к оценке в достаточной степени мотивирован.

Оценщик ФИО1 является членом саморегулируемой организации Региональная ассоциация оценщиков, обладает специальными познаниями, имеет стаж работы по линии оценочной деятельности с 2005 года, гражданская ответственность оценщика застрахована в АО «СОГАЗ».

Административные ответчики не оспаривали выводы оценщика, считали возможным установить кадастровую стоимость земельного участка в определенном им размере.

Проверив и оценив собранные по делу доказательства, суд находит, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером должна быть установлена в размере 3 600 000 рублей, что по выводам оценщика соответствует его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2012 года.

В соответствии со статьей 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Датой подачи заявления следует считать 19 февраля 2020 года, то есть дату обращения истца в суд с настоящим административным исковым заявлением.

При решении вопроса о распределении судебных расходов суд руководствуется разъяснением, приведенным в пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой объектов недвижимости», из содержания которого следует, что в случаях, когда удовлетворение заявленных требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.

В отсутствие возражений со стороны ответчиков относительно заявленных требований понесенные по делу судебные расходы в размере 300 рублей, связанные с оплатой государственной пошлины на обращение в суд, следует отнести на административного истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 249 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Строкова В.А. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 1 января 2012 года, в размере 3 600 000 рублей.

Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости считать 19 февраля 2020 года.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в апелляционный суд общей юрисдикции через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 12 марта 2020 года.

Судья В.Ф. Горн

3а-10/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Строков Валерий Александрович
Ответчики
Министерство земельных и имущественных отношений КК
Управление Росреестра
Суд
Камчатский краевой суд
Судья
Горн В.Ф.
Дело на странице суда
oblsud.kam.sudrf.ru
19.02.2020Регистрация административного искового заявления
19.02.2020Передача материалов судье
20.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
26.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.02.2020Судебное заседание
11.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее